Шакалипи: другие произведения.

Толкование титула "дхармараджа" в Махабхарате

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ титула "дхармараджи" как обозначение реального ранга Юдхиштхиры.

  Меня напрягают постоянные упреки Юдхиштхиры в пассивности. На эту тему, пожалуй, в Махабхарате не высказался только ленивый, особенно любили топтаться на старшем Арджуна и Бхима. Ну а Драупади, которая - честно, не самый мой любимый персонаж - пилила старшего мужа во всю прыть своей огненной натуры. Кауравы от великого ума считали Юдхиштхиру просто трусом и неудачником. Люди поумнее, наоборот, недоумевали и подозревали в пассивности какую-то странную тактику.
  История его оправдала. Если на Курукшетре и был победитель, может и невольный, то это Юдхиштхира. Он единственный среди героев Махабхараты, кто занимался созидательной деятельностью. Тем и остался в благодарной памяти Индии.
  Есть ключевое слово, которое может помочь расшифровать истинную сущность Юдхиштхиры. Наиболее часто рядом с этим персонажем возникает прозвище "дхармараджа".
  Раджа - царь, дхарма - есть дхарма. Устойчивый перевод - Царь Справедливости. То есть человек, служащий идеалом справедливости и законности. Но это очень приземленный и сниженный перевод. В моем представлении на самом деле он гораздо обширнее и многозначнее. Возможно, это точный указатель на истинный статус Юдхиштхиры и объяснение его "пассивности".
  
  Что такое дхарма - тема не менее обширная, чем Махабхарата. Термин, допускающий множество толкований, в разные времена имевший различное значение. Справедливость - только один аспект дхармы, этический. Есть еще юридический - законность, но не в секуляризованном, западном смысле, а в виде божественных установлений. В таком виде дхарма представлена в традиционной системе трех ценностей индуизма, триварге, наряду с артхой (практичностью, целесообразностью) и камой (наслаждением).
  Но этим дхарма не ограничивается.
  Мое толкование: дхарма - одна из граней всемирного закона, миропорядка - Рта-Риты. Точнее, проекция Риты на плоскость человеческих отношений.
  Ведическая Рта-Рита есть всемирный и всеобщий закон, объемлющий все - от хода светил до человеческих семейных отношений. То, что сейчас называется космической механикой, изучающей движение галактик - и до психологии семейных отношений. Рита видит во всм этом диапазоне явлений одни и те же закономерности. Более того, следующая аксиома Риты - все (абсолютно все ) явления оказываются зависимы друг от друга и оказывают взаимное влияние друг на друга. Ну, как гравитация или атмосферные явления оказывают воздействие на человека - понятно. Но есть и обратный процесс - добродетели людей влияют на погоду и движение светил. "Любовь, что движет солнца и светила" - что конкретно имел в виду Данте сказать трудно, но для дхармы звучит точно.
  Самое зримое и первичное представление о Рта-Рите- солнечные восходы и закаты, смена сезонов года, проявляющие определенную закономерность. Ее хранитель - Варуна, первый царь богов, еще до Индры. А его брат Митра контролировал соблюдение Риты среди людей ( в этом статусе закон и его хранитель оказались удивительно живучи и многогранны - достаточно вспомнить митраизм в Римской империи, доселе здравствующую религию Бон в Тибете и даже основанного на образе Митры ханты-мансийского бога Мир-Cусне-Хум, которому еще приносят соболей в святилищах Западной Сибии).
  Риту можно понять и как первое представление об Атмане, единственной реальности, из которой рождаются иллюзии обыденного мира. Но Ведах такого понимания точно не было. Идеализмом древние арья точно не страдали, мир для них был материален и реален.
  Невозможно сказать, какое представление о божественном является более древним - персонификация ли природных сил в зримых образах животных или людей. Или же представление о незримой, безличной, разлитой всюду божественной силе, которая временно конденсируется в явлениях, предметах и существах, Вероятнее, оба представления развивались в человеческом сознании параллельно. Рта-Рита восходит ко второй традиции, понятие о пране и майе - из той же песни. Отсюда растут уши философского "атеистического" буддизма и индуистских "атеистических" даршан.
  Но Рта-Рита не нуждается в дополнительных образах богов. И даже Бога как Создателя Мироздания. В такой идеи содержится даже отрицание Бога, так как есть закон мироздания, извечно существующий и вечно действующий, а значит, не нуждающийся в сознательных усилиях по творению и поддержанию. В Махабхарате, где как в Греции есть все, можно найти достаточно аргументов в пользу существования такого мировозрения. Особенно у Юдхиштхиры. Он часто расточает дежурные комплименты и восхваления Кришне, но трудно отыскать религиозное упование на Бога в поведении и размышлениях Дхармараджи. Он управляет законами природы, законами человеческого общества, всю сложность которых мы едва начнаем понимать в наше время.
  
  В авестийской традиции есть Рашну - Правда, Справедливость. Точнее, считается что Рта-Рите соответствует другой термин, более объемный - Аша, Аша Вахишта, Лучшая Истина, а Рашну только частное ее проявление.
  И славянское - Ряд (звучашее почти созвучно с Ритой) , сохранившееся в современном русском По-Ряд-ок (перевод не требуется?), На-Ряд, устаревшее - У-Ряж-ение, договор.
  
  У Сарвепалли Радхакришнана, с учебника которого я в основном взял первичное толкование Рта-Риты, есть параллель ее с китайским Дао.
  Очень любопытное и наталкивающие на параллель с даосским недеянием, которым и должен заниматься идеальный совершенномудрый муж, чтобы действовать, причем в единственно верном направлении.
  Что такое дао - понять на порядок труднее чем дхарма. Все-таки мы индоевропейцы, в русской и индийской культурой есть точки соприкосновения, от чего-то можно оттолкнуться. Китай - это другая планета. Опять же, насколько я понимаю дао, оно в чем то аналогично Рта-Рите. Это тоже всемирный безличный извечный бесконечный закон, который проявляется в природных законах, явлениях и предметах. Весь окружающий нас мир - это манифестация дао, видимое проявление невидимого и непознаваемого. Также как в случае с Ритой и Дхармой, дао - базовое понятие для китайской культуры. Для различных философских школ и религий отличны только нюансы толкования Дао и степень применения в доктрине. Конфуцианцы и легисты могли презирать даосов, считать их паразитами на теле трудового крестьянства, но отрицать Дао не могли. Даосы занимались натурфилософскими аспектами Дао и его проявлениями в мире духов и стихий - конфуцианцы на основании Дао искали его верные проекции на социальные отношения, устанавливали Ли-церемонии. Таксонометрически индийская Дхарма по отношению к Рта-Рите - китайские Ли по отношению к Дао, явления низшего порядка по свравнению с универсальным.
  Китайские мудрецы отлично поняли бы Юдхиштхиру. "Нет пророка в своем отечестве". Лейтмотив досизма - если ничего не делать, то нет ничего что не было бы сделано. Возможно, это цитата из Лао Цзы или Чжуан Цзы или что-то весьма близкое к ним. Даосское недеяние - это вовсе не безделие и пофигизм. Это стремление узнать досконально универсальный закон и действовать в соответствии с его правилами, а не вопреки им, то есть идти по пути наименьшего сопротивления. Минимум движений - максимум результата. Идеал китайских мудрецов, совершенномудрый муж помещал себя в центр мироздания и не было ничего, чего бы он не мог бы достигнуть.
  Вот этим и занимался Юдхиштхира всю свою жизнь, делом, а не показухой, в то время как от него требовали проявления внешней активности.
  Юдхиштхира по своему статусу стремился быть кем-то вроде китайского императора. (Если бы мы имели представление об идеологии царской власти в Древней Индии - а не собирали бы мозаику по крупинкам - то мои рассуждения были бы вообще ни к чему. Но теория императорской власти в Поднебесной дожила до двадцатого века и можно с натяжками использовать метод аналогии - особенно если учесть, что очень многие традиции Китая имеют многотысячелетние корни, законсервировавшие примерно те представления, которые разделялись и в Древней Индии). Так вот, китайский император правил не только людьми, он был посредником между Небом, местом претворения Дао, и своими подданными. Небо вручало династии и лично каждому императору мандат на управление Китаем (читай - всем миром, потому как китайцы никогда не стеснялись рассматривать себя как лучших представителей всего человечества, специально созданными для всемирного управления). Для обеспечения мандата Небо обязывалось естественным ходом природных явлений обеспечивать благополучие людей. Относительно людей в условия контракта записывалось, что они должны соблюдать церемонии-Ли и тем самым не препятствовать нормальному функционированию Дао во вселенной. В общем, как всегда, по-китайски разумно. Но люди имеют способность портиться и нарушать условия мандата, особенно императоры - тогда Небо в качестве предупреждений посылало знамения, потом - по нарастающей - стихийные бедствия, а если и это не вразумляло - лишало династию мандата на управление. Тогда из чиновничества появлялся человек, способный исправить ситуацию, свергал старую династию и заключал новый контракт.
  
  Можно припомнить и Завет иудеев-израильтян с Иеговой - они поклоняются ему и больше никому, а он им обеспечивает все необходимое. Но здесь божественная сила персонифицирована в крайней степени.
  Подобные воззрения явно были распространены в Древнем мире, собственнно, фигура царя, объединяющего в себе сакральное и реальное, небесное и мирское в истории и этнографии является аксиомой.
  То есть, фигура Дхармараджи - посредника между людьми и всеобщим природным законом в Индии - не была уникальной во всемирной истории и мифологии. Она была типичной, она должна была быть, и из известных мне ситуаций, описанных в эпосе, наиболее полно ей отвечает Юдхиштхира.
  
  Тогда Дхармараджа - это не прозвище, это официальный статус с четко очерченными правами и обязанностями.
  Трудно описать деятельность Дхармараджи и его помощников в социальных категориях - как отношения царя и его подданных. Речь, скорее, шла о добровольном участии под руководством координирующего центра. (Не Кали-Юга все-таки, а времена первоначального коммунизма, когда люди испытывали необходимость в труде во благо других и радость от такого труда). Еще труднее говорить о постоянном штате на оплате. Видимо, существовало множество подразделений и отделов, которые внешнему взгляду казались функционирующими независимо друг от друга - а на самом деле связанными общей идеей и признающие общее руководство. Нечто вроде массонской ложи в лучшем смысле этого слова. Низший уровень составляли домохозяйства, в которых главы семей отвечали за моральное состояние коллектива и экологически верное ведение хозяйства. Следующий уровень - административная и духовная надстройка в виде местной администрации, регулирющей течение дхармы как закона, - и родовых и деревнских жрецов, отвечавших за моральный аспект дхармы. На следующем уровне царь - раджа и махараджа обеспечивал работу в штатном режиме социальных, производственных и духовных подразделений в пределах своей территории. Поскольку работали не идеальные механизмы, а люди, склонные к отступлениях от дхармы, то параллельно с иерархической системой существовали специализированные отделы - вроде ашрамов мудрецов, которые регулировали течение дхармы в нештатных ситуациях - урезонивали исполнительную и законодательную власть (когда словом, а когда и проклятием - а кое-кто и топором по темечку), молитвами и жертвоприношениями усиливали эффект от обычных действий, готовили кадры и занимались научными исследованиями.
  В сферу деятельности Дхармараджи-человека входили не только люди, он также отвечал за процветание флоры и фауны, климат. Каким образом регуляция дхармы происходила в этих областях - судить не берусь, вполне возможно, что достаточно было просто ограничивать воздействие человечества на эти области.
  Дхармараджа отвечал за человеческий сегмент Мироздания - как часть единого целого, органически связанного со всеми остальными мирами, человеческое общество и данное ей во владение поверхность Земли, должна была существовать в унисон со всем остальным, играть свою партию в оркестре вселенской гармонии. Дхармараджа отвечал за функционирование кругооборота дхармы на своем участке. Над ним, рядом с ним и под ним стояли такие блюстители Дхармы, существа и олицетворенные стихии, отвечающие за свои участки мироздания. Может, в какой-то момент обязанности локального Дхармараджи выходили за пределы его прежних полномочий и он - первый среди равных - становился кем-то вроде президента над всеми остальными, координатором высшего порядка.
  Отсюда кажущаяся пассивность Юдхиштхиры. Там где обычный человек решает сколько будет дважды два (или что будет если царь Икс убьет царя Игрек), Дхармараджа решает уравнение с несколькими неизвестными. Там, кроме вышепоименнованных царей, будут присутствовать интересы небожителей и других обитателей небес, природные силы, высшие природные феномены, социальная психология, развитие производительных сил. Пусть царь Игрек- сволочь и его смерть вызовет только радость - но совершенная не по правилам и в неурочное время, она затормозит движение муссонных облаков и вызовет засуху как ответную реакцию на нарушение Дхармы. Это хорошо или плохо? С точки зрения Дхармараджи - плохо. С точки зрения политика, древнего и современного - а кого это интересует, если политическая цель достигнута? Дхармараджа во имя миллионов живых существ обязан ждать и подготавливать такие обстоятельства, при которых давно ожидаемая смерть царя Игрек выглядела бы как кара со стороны Дхармы и имела естественный вид. Это самый низший уровень понимания деятельности Дхармараджи. То,что делал Юдхиштхира человеческому сознанию скорее всего недоступно. Долгое ожидание Юдхиштхиры имело свой смысл, неизвестный остальным - он плел паутину событий таким образом, чтобы искупить свой грех и обеспечить настоящую - не только политическую!!!! - победу Пандавов. Ему не нужна была победа как таковая, победа в династийной борьбе, ему нужна была полная и безоговорочная победа по дхарме, которая обеспечила бы процветание Индии
  
  И с этой точки зрения борьба Пандавов "за отчий стол" приобретает другой смысл - Юдхиштхира добивался царства не ради своего достаточно спорного династийного права - а потому что он, уже будучи облечен статусом Дхармараджи, обязан был сделать его максимально полным, то есть стать настоящим, бесспорным, истинным самодержцем. Но, при этом, у него были связаны руки - он не мог делать ничего, что могло лишить его мандата свыше (иначе говоря исполнять советы своих братьев и друзей). Сложнейшее положение, из которого в конечном итоге Юдхиштхира вышел (ну, почти) с честью.
  Вопрос - а если бы старший из Пандавов не был Дхармараджей, то есть имел обязанность в борьбе за власть, причем в глобальном масштабе: его вообще интересовала бы эта свара в благородном семействе? Он шел бы по трупам своих вторых отцов - дяди и учителей, кузенов, множества других просто хороших людей?
  Кто мог знать о том, что Юдхиштхира - не просто принц, царь, а нечто большее? Явно Кришна - я не припомню, чтобы Кришна открыто нападал на старшего Пандава или резко критиковал. Хотя, если считать Кришну зачинщиком бойни на Курукшетре, именно Юдхиштхира был торомозом на пути осуществления планов. Кроме Бхишмы и Дроны трудно найти более влиятельного человека, который до последнего сопротивлялся конфликту. По большому счету, Господу Рита с Дхармой до одного места ( хотя и божественного) - Он сам себе закон. Но действовали законы, установленные другими аватарами, и (в свою очередь) Кришна не мог произвольно менять установленное им же. Тактика Кришны гораздо тоньше и политичнее - он скорее выстраивает события в такой последовательности, чтобы с одной стороны лишить Юдхиштхиру свободы маневра и подтолкнуть к развязке конфликта - а с другой, не нарушить Дхарму и не повредить уникуму, который согласился взвалить такой груз на плечи.
  (Вот и удивляйся потом размеру Махабхараты, которая описывала все эти сложнейшие комбинации).
  
  Будь Юдхиштхира один - на такую аномалию можно было бы не обращать внимания. А ведь есть еще одна фигура, еще один персонаж индийского многосерийного "Горя от ума". Это Бхишма. Тоже признанный и непонятый мудрец, которого все слушают и втихомолку презирают за уклончивость. Дурьодхана - тот прямо оскорбляет. Предшественник Юдхиштхиры, который, похоже, под конец был рад избавиться от своей мудрости вместе с постылой жизнью - и возложить проклятие горя от ума на своего любимого ученика.( Юдхиштхире, действительно, удалось более продуктивно использовать свои познания в дхарме.)
  Тогда что не удалось Деду?
  Мне кажется, что ответ дан в ТВ "Махабхарате", 96-серийном индийском фильме. Пожалуй, неожиданно для самих авторов, которые думали явно о другом. Трагедия Бхишмы представлена как невозможность выполнить клятву отцу - всеми силами защищать династию Куру, обеспечивать ее процветание. Идея неплохая, вот только разные ветви династии по-разному представляют благо и Бхишма не может примирить их - и вынужден против воли принимать сторону формально старшей ветви, детей Дхритираштры. Так вот, в этом кроется истинная причина неудачи первого Дхармараджи - в том, что он снизил высокое предназначени истинной дхармы, опустил до уровня человеческой политики. Космогония свернулась в человеческое действие. Поддался человеским чувствам и эмоциям - да, очень положительным для простого смертного, но неразрешенным для Держителя Миров. После этого у Бхишмы все пошло наперекосяк.
  А Юдхиштхира, второй и истинный Дхармараджа, выдержал искушение до последнего. Видимо, сказался наглядный пример старшего товарища. И Бхишма снимает с себя божественную санкцию и возлагает на своего преемника. И умирает, освобожденный от забот и тревог. "Ныне отпущаещи раба твоего..."
  Еще один персонаж Махабхараты позволяет точнее очертить неясный контур титула дхармараджи. Это Видура. Тоже признанный авторитет - но в какой области? Он ограничен областью законодательства. Но уровень дхармы ему недоступен - то ли в силу ограниченности рождения, то ли воспитания, то ли умственного непонимания. Видура четко понимает свое положение как винтика в сложном механизме, устройство которого ему непонятно. Его положение равно премьер -министру, но он добровольно подчиняется человеку, который не имеет никакого официального статуса -Бхишме. Только ли это почтение к почти-деду (насколько я понимаю фактически между ними нет родства), гуру - от которого сметливый шудра многое смог почерпнуть - или же это естественная иерархия между людьми дхармы (Бхишмы) и артхи (Видуры)? Видура молчаливо признает,что устроенный им государственный аппарат способен функционировать только в рамках правильного течения Дхармы, а уж та зависит от Риты. Высших закономерностей он уразуметь не в состоянии, но ему хватает ума подчиниться Высшему. И быть успешным в своих начинаниях до тех пор, пока не рушится сама Дхарма.
  Поколение Юдхтштхиры было последним, которое могло осознать всю многогранность дхармы и управлять ею. Далее упадок нравов и сознания Кали-Юги не оставил никаких шансов на возрождение титула Дхармараджи в полном объеме. Только в двадцатом веке в эзотерической и научной среде появляются смутные догадки о том, что бытие и сознание связвны очень сложными взаимоотношениями, о многоуровненных и многогранных экологических и социальных связях и многом-многом другом. Так что, если кому-то попадутся люди, чистящие ноосферу от отрицательных энергий - не стоит крутить пальцем у виска. Это подданные Дхармараджи продолжают свою работу - увы, в отсуствии координирующего центра.
  
  Позднее, во времена брахманизма и настических религий, джайнизма и буддизма, появляется любопытный термин -Чакравартин, дословно - тот, кто вращает колесо. Подразумевается, колесо мироздания. Это понимается как владыка мира, мировой император. Я недостаточно знаком с мифологической буддийской историей, но Чакравартины там появляются. Какое отношение они имели к Дхармарадже, судить не берусь, но явно,что в индийской традици жила потребность в официальном титуле государя, чьими владениями были не только социальные отношения, но и космогония.
  
  Можно представить такую аллегорию
  Жизнь - шахматная доска, восемь клеток на восемь. Играть можно по разному, в зависимости от избранных правил.
  Высшее искусство - шахматы, это уровень богов, Бхишмы и Юдхиштхиры, уровень дхармы. Множество фигур, бездна возможностей.
  Есть игроки рангом ниже, которые видят в жизни политику - Дхритараштра, Шакуни, Видука, Арджуна, некоторые мудрые цари. Уровень артхи. Они играют в шашки - игру попроще, с меньшим количеством комбинаций.
  Есть "чапаев" -это когда шашки сбивают шелчками. Молодые Кауравы, Карна, Бхима, Близнецы, остальные цари. Эти просто ждут команды : "Фас!". Осталась из триварги одна кама - а что, убивать ближнего своего, это тоже своего рода наслаждение, ничуть не меньшее чем обладание женским телом. Даже наркотик.
  Одно и то же игровое поле, одна и та же Курукшетра - а сколько уровней и планов противостояния! Сколько точек зрения! Неудивительно, что игроки одного уровня не могли понимать цели других.
  А потом появляется Кришна и без лишней скромности заявляет - все это, мол, фигня, есть Я и высшее благо есть следовать Мне, выкиньте свою доску и любите Меня. В приказном порядке вводит мокшу. Не удивительно, что в обстановке идейного разброда местные мужики нервничали и впадали в стресс. И решили поправить дело привычным способом - мордобоем стенка на стенку, а потом выпивкой. Но переборщили в первой фазе релаксации. Ну, из пяти миллионов обяснений бойни Курукшетры не самое невероятное.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Каг "Операция "Удержать Ветер""(Боевая фантастика) А.Гончаров "Поклониться свету. Стих в прозе"(Антиутопия) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"