Аннотация: Описание полной парикрамы по Браджу, составленной по данным интернета и вайшнавским источникам с описанием основных достопримечательностей и связанных с ними событий
КОМПИЛЯЦИЯ ОТ ШАКАЛИПИ
Мне показалось необходимым собрать первоисточники и сохранить их без критической переработки с небольшими авторскими коментариями.
Жанр компиляции был популярен в средние века, когда в обширные тематические своды механически объединялись творения ранних авторов. Благодаря этому современный исследовать получает уникальную возможность изучать первоисточники хотя бы в отрывках в первоначальном виде.
Автор попытался сохранить стиль и дух множества текстов из почтения к предшественникам, по чьим стопам ему еще предстоит пройти, и сохранить их в первозданном виде для тех, кто пойдет другим путем.
\
₪ Введение
В основании Компиляции лежат сведения из книги "Матхура Мандала Парикрама", пятой волны "Бхакти-ратнакары", написанной в семнадцатом веке Нарахари Чакравати Тхакуром. В 1992 г. она была переведена на английский, четырьмя годами позже - на русский.
Запись, сделанная автором, содержит описание парикрамы, исполненной по завету Шри Двивы Госвами, его учениками Шринивасом и Нароттамой в сопровождении пандита с Говардхана Рагхавой Госвами. Þ MATHURA MANDALA PARIKRAMA
Второй доступный источник - современный текст "Прабхупада в Радха-Дамодаре", посвященный истории вторичного открытия священных мест Браджа и деятельности Свами Прабхупады во Вриндаване. Þ PRABHUPADA IN RADHA-DAMODARA
Следующий текст, включенный в Компиляцию... - "Игры на Радха-Кунде", основанный на Говинда-лиламрита Кришнадаса Кавираджа и "Кришна-Бхаванамриты" Вивванатхи Чакраварти. Þ RADHA-KUNDA
Четвертый текст - "Редкие истории о холме Говардхана", на основании "Гарга-самхиты". Þ GOVARDHANA
Пятый текст - "Гаудия вайшнава самадхи Вриндавана" Маханидхи Свами, описывающий самадхи вайшнавов в Брадже и особенности поклонения . Þ SAMADHA
₪ Современное описание
Дистрикт Матхура /Distrikt Mathura/ штата Уттар Прадеш /Uttar Pradesh/расположен между Дели и Агрой. Центр округа, г. Матхура находится в 145 км к юго-востоку от Дели и в 58 км к северо-западу от Агры, к востоку от Джайпура на 218 км. Площадь округа 3800 кв.км.
Расстояние от Матхуры (ж.д. станции) до г.Вриндавана - 14 км,
От Матхуры до г. Говардхана - 19 км.
Другие расстояния между пунктами дистрикта:
Говардхана - Баршана, иначе Барсана - 50 км;
Баршана - Надгаон - 5 км;
Матхура - Гокул - 20 км;
Говардхана - Радха Кунда - 4 км;
Матхура - Диг (штат Раджастхан) - 28 км;
Матхура - Балдео - 20 км;
Махура - Нандгаон- 56 км;
Барсана - Нандагаон - 8.5 км;
₪ Историческое описание
В долине Ямуны на расстоянии в 200 км. лежат такие города как Дели и Агра, которые были столицами империй, и общенациональные святыни, как Матхура и Курукшетра. Матхура находится в области, значение которой в истории Индии определялось несколькими факторами.
Первый из них состоит в том, что на берегах Ямуны сложилась собственно индийская трация государственности. История Индии для каждого индийца начинается именно здесь. Вблизи от Ямуны в среднем и нижнем ее течении вершились основные события Махабхараты. Даже современное самоназвание Республики Индии - Бхарата, законодательно закрепляет преемственность этой государственной линии.
Если условно разделить историю Индии на периоды, связанные с пребыванием духовных центров на берегах определенных рек, то их можно насчитать три. На берегах ныне исчезнувшей Сарасвати риши переводили божественную сущность Вед на человеческий язык. Тогда арья жили в первозданной простоте небольшими родами и племенами полускотоводов-полуземледедьцев. Потом на берегах Ямуны создавалась первые города и царства, которые слились потом в мифическую империю потомков Бхараты и распались снова на страны, чье реально существование никто не отрицает. Об этом поведали пураны и подтвердили иноязычные хроники. Наконец на берегах Ганги против засилья окостеневшего, отделившегося от нужд человека ведизма, выступили первые реформаторы. Их прововеди совпали с новым политическим веянием, с укрупнением царств, с их разрастанием до масштабов индийских империй. У истока любого индуистского государства незримо сливаются три реки - божественная мудрость Сарасвати, святость деяний предков Ямуны, величавая целеустремленность Ганги.
Второй фактор связан с географическим положением долины Ямуны. До англичан все завоеватели приходили в Индию с северо-запада через территорию современного Афганистана. Для большой армии единственный путь шел по долине Кабула, притока Инда, до верховьев Инда в современном Пакистане, а далее через территорию современного штата Раджастхан в Индии. Даже учитывая, что в древности общий климат и деятельность людей не превратили эти земли в современную гористую полупустыню, переходы были весьма тяжелыми. Первой территорией с благоприятным климатом, обильным и трудолибивым населением была долина Ямуны. Завоеватели пытались любой ценой удержаться за этот плацдарм, соотвественно, местные правители и владыки других земель в Южной и Восточной Индии, всячески укрепляли стратегические пункты по Ямуне. Таким образом, Матхура становилась субьектом международной политики.
После бхаратов, создавших здесь имперскую арийскую традицию, центр индийской государственности сместился в долину Ганга. Полтысячелетия до Рождества Христова Нанды, Маурьи и их эпигоны пытались собрать под верховенством одного из гангских царств остальную Индию. В конце их деятельности Индия снова вернулась к хаосу мелких царств и республик и не смогла противостоять второй после арья волне переселения народов.
Здесь пытались закрепиться степные народы. Первыми из них были вездесущие скифы - шаки, которые в южно-азиатском направлении смогли просочиться в Афганистан, юго-восточный Иран и в западную Индию. Их царства просуществовали недолго, но смогли отразить следующую волну нашествия - парфян, которых в индийской традиции называли пахлавами. До Матхуры они не дошли. Откатившаяся обратно за Инд парфянская волна захлестнула Иран и создала там одну из самых могущественных империй античности. Следом появились кушаны. С востока Средней Азии они штурмовали Индию, пока не захватили ее запад и север. Близ Матхуры в деревушке Мат сохранились следы их пребывания, возможно, зимней императорской ставки. У степных народов, в отличие от оседлых, столицей считалось место расположения ставки вождя, которая могла располагаться в любом месте. По мере перехода к более сложному государственному управлению места стоянок фиксировались на местности в виде нескольких поселений, по которым в течение года вслед за стадами или по погодным условиям перемещалась ставка. Таким образом, Матхура приобрела статус столицы первого ранга, центра мировой дипломатии, где принимались решения, влиящие на судьбу других мировых держав того времени - Рима, Парфянского Ирана и Ханьского Китая.
Практически все надписи и изображения кушанского периода истории Индии происходят из окрестностей Матхуры. В музее Матхуры выставлена обезглавленная статую Кунишки, первого из кушанских царей, который проник в Индию.
Кушаны делали много, чтобы понравиться своим индийским подданным. Когда через несколько поколений пресеклась прямая царственная линия, ведущая от Канишки, представитель новой воцарился на троне под именем Васудевы. В окрестностях Матхуры, столицы царя ядавов Кришны-Высудевы, это имя не было случайным.
Кушаны были побеждены после серии походов со стороны Китая и Ирана. Их средне- и центральноазиатские владения поделили победители, а на завоеванных индийских землях они быстро слились с местными властителями. Матхура снова стала провинциальным городом.
Ганские царства в очередной раз перехватили инициативу. Оттуда вышла династия Гуптов, которая вновь попыталась объединить Индию. В это время, известное как золотой век Индии, очередная волна кочевников обрушилась на Индию, и вблизи Ямуны шли битвы с агрессорами, так называемыми эфталитами, белыми гуннами. И Гупты, и эфталиты в результате откатились в свои родные места, а долина Ямуны сделала свой ход в вечной игре за гегемонию. Здесь обосновалась последняя из древнеиндийских империй. Ее царь Харша сделал своей столицей город на поле Куру.
Череда завоевателей от скифов до гуннов, которые обосновывались на западе и севере Индии и смешались с настоящими арья, положили начало новой исторической общности. По иронии судьбы раджпуты, потомки завоевателей, стали символом истинно индуистского духа. Именно на их мечах в Индию вернулись древние истины, подзабытые в эпоху джайнов, буддистов и прочих реформаторов. Впрочем, сам индуизм, представлял собой качественно иную ступень древнего веддизма. Раджпуты первоначально обосновались на периферии Индии, в современном штате Раджастхан. Чтобы стать индусами на 200 % и обрести в глазах подданых истинное право на главенство, им надо было получить санкцию на власть в сакральной долине Ямуны. Так началась череда раджпутских войн за овладение городами Ямуны. На этот раз центром притяжения стал район современного Дели.
Мусульмане начали вторгаться в Индию еще в восьмом веке нашей эры, на второй век Хиджры. Не совсем понятно, почему кавалерию Аллаха не привлекла богатейшая страна того времени с миллионами потенциальных правеверных и арабы ушли восвояси после нескольких удачных набегов. Зато их преемники, исламизированные тюрки, были более последовательны. Они обнаружили, что погрязшая в междусобицах Индия не представляет из себя серьезного противника и подняли знамя джихада над Индом. Религиозное рвение весьма удачно подкреплялось фантастической добычей. Вожди степных родов, неудачники в политических интригах, просто удачливые авантюристы и бандиты сколачивали конные колонны и пробивались через раджпутские крепости к Ямуне и Гангу. Матхура была взята приступом в одиннадцатом веке. Примерно в тоже время в Дели обосновалась первая мусульманская династия. Мало-помалу индуистские царства оказались вытеснены из сердца Индии на запад, в Раджастхан, на север, в предгория Гималаев и на юг полуострова. В то время Матхура процветала как богатый торговый и промышленный город, но серьезного политического значения не имела. Религиозное рвение правоверных и нескончаемые войны превратили ее святыни в мерзость запустения по библейскому выражению. Тогда перестали существовать практически все храмы и святилища Браджа, прекратилось и паломничество.
В шестнадцатом веке потомки монголов, повелителей Евразии, обосновались в Дели. Моголы еще помнили заветы предков, которые позволили покорить и эффективно управлять большей частью тогдашнего цивилизованного мира. Они умели воевать не только храбростью, но и умом, были веротерпимы к религиям подданных, не чурались учиться у них и перенимать эффективные способы управления. Из Дели столица империи Великих Моголов сместилась в Агру, а Матхура стала промежуточным пунсктом на пути следования из политического центра в Агре до экономического и духовного мусульманского центра в Дели. Над Браджем все еще витал призрак Васудевы, поэтому Матхура заранее была исключена из списка городов, на чье укрепление мусульмане тратили бы свои силы. При большинстве Моголов индуисты чувствовали себя людьми, могли открыто совершать паломничества и восстанавливать святилища. Тогда началось возрождение Браджа и Курукшетры, строительство новых храмов при попустительстве, а зачастую и поощрении новых владык.
При англичанах такое положение сохранилось. Матхура и прочие городки Браджа оставались провинциальными городами, обслуживающими нужды преобладающего селского населения и многочисленных паломников. Индуистские раджи не жалели средств на строительство новых храмов в святых местах, почитая это весьма богоугодным и престижным делом.
Следующее значение Матхуры состоит в ее расположении на перепутье торговых трасс и в превосходной промышленности.
Ямуна, чей сток сегодня почти полностью разобран на ирригацию, до восемнадцатого века была судоходной рекой. В Индии таких рек не так много, в древности большая ее часть была покрыта джунглями и непроходима для торговых караванов. А Ямуна весьма удачно шла в южном направлении от основного сухопутного трансиндийского пути от верховьев Инда к Гангу, то есть Ирана и Средней Азии к выходу в Бенгальский залив и далее в Индокитай и Китай. Поэтому неудивительно появление нескольких древних торговых городов на Ямуне - Дели, Матхура, Агра.
Прибрежные районы Ямуны в климатическом отношении и по плодородию почв являются весьма удачными для сельского хозяйства, что для Индии встречается не так часто. Даже без поэтических преувеличений Махабхараты и Шримад-Бхагаватама можно представить жизнь в достатке местного трудолюбивого и деятельного населения. Помимо продуктов пропитания в долинах Ямуны и Ганга выращивался хлопок, исконняя индийская техническая культура. Индийские ткани составляли одну из самых важных экспортных статей в древности, средние века и вплоть до середины девятнадцатого века, пока англичане не истребили всех индийских ткачей. Кустарные металлургия и текстильная промышленность делали Индию одной из самых богатых стран мира. Одним из ткацких центров была Матхура. Это делало ее процветающим городом, известным за пределами местных царств и самой Индии.
Богатство населения Матхуры имело немаловажные последствия.
Для утех утонченного и знакомого с иноземными веяниями городского населения появилось местная школа каменной скульптуры. Матхурский стиль имеет для Индии особое значение. Перед Рождеством Христовым в Индии сложилось две художественные скульптурные школы - гандхарская и матхурская. Из них гандхарскую с определенными оговорками считают возникшей на основе эллинистической традиции, обусловленной влиянием греческого населения Гандхары. Матхурский же стиль был оригинальным, чисто индийским. Гандхарская школа дала статуи Будды и бодхисатв, непревзойденные по исполнению, по общему выражению мудрого и отстраненного покоя, настоящие шедевры мирового искусства. Матхурское искусство уступает в технике, зато вместо статичности здесь появляется ощущение полнокровной жизни, движения, конечно, насколько это возможно в Индии, всегда тяготевшей в изображениях к внешнему покою. Влияние матхурской скульптуры прослеживается в остальной Индии на протяжении многих веков.
Города в древней Индии были оплотом реформаторских по отношению к ведизму течений. Здесь проповедники новых толкований старых истин всегда находили благодарных и свободных в суждениях слушателей. В деревнях ведизм вырождался в примитивную магию и формальное исполнение непонятных обрядов, в городах же чутко ловили каждое новое слово и строили новую жизнь и новую веру. В Матхуре найдено множество записей о существовании в ней джайнских и буддистских общин, монастырей, полемике между наставниками и сектами. Матхура была центром духовной Фронды по отношению к более традиционно настроенной Курукшетре. Мне представляется, что именно здесь к аватарам Кришны был причислен Будда, здесь складывалось представление об универсальности земного образа Кришны, Его ипостасях пастушка, воина, правителя, мудреца и наставника.
Матхура - один из семи священных городов Индии саптапури или мокшапури:
Айодхйа, Матхура, Майапури(Харидвар),
Каши(Варанаси), Канчи(Канчипурам), Авантика(Уджджейн) и Дварка.
Тот, кто совершает паломничество в эти города достигет
мокшы или освобождения.
Ямуна обожествлена наравне с Гангой. В Матхурском музее выставлены парные изображения Ямуны и Ганги из красного песчаника кушанских времен. Видимо, как и в современных непальских индуистких храмах их размещали по обе стороны от главного входа: Ганга - на крокодиле, Ямуна - на черепахе.
Исток Ганги находится в Гималаях в местечке Яманотри, в 234 км к северу от Харидвара. Ямуна истекает из ледникового озера Саптариши Канда (перевод - купель Семи Риши). Далее Ямуна течет на юг к Дели и через Матхуру и Агру впадает в в Гангу в городе Аллахабад (древнее название Праяг). По преданию, в этом месте кроме вод двух реальных рек сливаются воды подземной мифической Сарасвати
₪ Мифологическое описание
Традиционно считается, что земля Браджа простирается на юго-запад до Говардхана, на запад до Баршана, Котбана на севере, Балдео на юго-востоке и до Ранаката на юге.
Также, по традиции, границы Браджа отстоят от Матхуры на 20 йоджан.
Браджбхуми, иначе Брадж Мандала /Braj Bhumi, Braja Mandala/ считается состоящим из 12 основных лесов, поэтому одно из других названий - Двадаша вана, двенадцатилесье.
На левом берегу Ямуны располагаются леса, покровителями которых считаются Радха-Кришна:
Мадху /Madhu/vana, по имени демона Мадху, некогда покровительствовавшего области Браджа.
Тала /Talavana/, по названию плодовой пальмы талы;
Кумуда /Kumudavana/
Бахула Bahula/Bahulavana/, по имени мифической коровы Бахулы;
Кхадира /Khadiravana/
Врида /Vridavana/, который включает холм Говардхана и поселение Вридаван
На правом берегу находятся леса, покровителем которых считается Баладев:
Бадра /Badravana/
Бхандира /Bhandiravana/
Билва //, по названию плодов билва, теперь баэл.
Лоха /Lohavana/, по имени обитавшего там демона Лохаджанга.
Маха /Mahavana/
Хранителем Браджбхуми считается Шива. Каждый, кто хочет побывать в Брадже и совершить парикраму, обязан испросить у него разрешение на паломничество. Четыре храма Шивы хранят Брадж со всех сторон света. Лингамы Шивы установлены на севере в храме Гокарнешвары Махадева, на востоке - в храме Пиппалешвары Махадева, на юге - в храме Раджнешвары Махадева и на западе в храме Бхатешвары Махадева.
Игры Кришны в течение суток
(На основе Говинда- и Гауранга-лиламрит)
По просьбе Шри Чайтаньи шесть госвами Вриндаваны и их последователи описали божественные игры в своих книгах. Среди них особо выделяются "Говинда Лиламрита" Кришнадаса Кавираджа, "Вилапа Кусуманджали" Рагхунатхи даса Госвами, "Шри Кришна Бхаванамрита" и "Санкалпа Калпа Друма" Вишванатхи Чакраварти Тхакура, "Шри Кришнаника Каумуди" Кави Карнапура и "Бхаджан Рахасья" Бхактивиноды Тхакура.
Здесь приводится краткое описание игр в течение суток. Хотя они повторяются изо дня в день, тем не менее Радха и Кришна постоянно вносят в них какие-нибудь изменения, как Им нравится. Кроме того, Кришна делает так, что всё Его окружение забывает о прошедших играх, поэтому каждый раз им кажется, что всё происходит в первый раз, что усиливает их переживания.
1/ Нишанта лила
На исходе ночи, 3:36-6:00.
Во Врадже Вриндадеви вдохновляет петь павлинов, попугаев, кукушек и голубей. Она просит обезьяну Какхати разбудить голосом Радху и Кришну. Божественные Возлюбленные оставляют Своё цветочное ложе, быстро и незаметно возвращаются по домам в Джавате и Нандаграме и ложатся в постели, будто спали всю ночь дома.
2/ Пратах лила
Раннее утро, 6:00-8:24
Старшие родственники будят Радху и Кришну, не догадываясь о ночных событиях. Кришна встречает мальчиков-пастушков и идёт с ними в коровник доить коров. В это время Радха после омовения наряжается и идёт с подругами в Нандаграм готовить Кришне завтрак. Подоив коров, Кришна купается, одевается и завтракает вместе с Баладевой, Мадхумангалой, Субалой, Шридхамой и другими друзьями.
3/ Пурвахна лила
Утро, 8:24-10:48
Говинда с друзьями ведёт телят к подножию холма Говардханы, чтобы накормить свежей травой. Мальчики резвятся в лесу, плещутся в Манаси Ганге и едят взятые с собой из дома фрукты и сласти. Скучая по Радхе, Кришна тайком от друзей ускользает к близлежащему Кусум Саровару. Там Он встречается с Субалой, Мадхумангалой, Дхаништхой и Вриндой, чтобы начать Свои игры с Радхикой.
4/ Мадхьяхна лила
Первая половина дня, 10:48-15:36
Радха с Кришной проводят самые разные игры у Радха-кунды и в ближайших рощах подруг Радхарани. Иногда Они спорят о том, как лучше собирать цветочный букет, катаются на качелях, увитых лотосами, гуляют по лесам, в которых все шесть сезонов проявлены одновременно, играют в войну, пуская друг в друга из шприцев струи окрашенной жидкости, устраивают соревнования в реке, брызгаясь водой. Гопи похищают у Кришны флейту, украшают Его и Радху цветами, пьют медовый напиток, едят лесные фрукты, отдыхают на цветочном ложе, слушают, как попугаи прославляют Их своим пением.
5/ Апарахна лила
Вторая половина дня, 15:36-18:00
Радха возвращается в Джават, купается, пышно одевается и берётся за приготовление изысканных сладостей, которыми хочет угостить Кришну вечером. Наигрывая на флейте, Кришна зовёт коров по именам и приводит обратно в Нандаграм. Яшода и Рохини встречают Кришну разнообразными блюдами, часть из которых они приготовили сами.
6/ Саям лила
Вечер, 18:00-20:24
Кришна и Баларама купаются, наряжаются и наслаждаются сладостями, присланными Радхикой. Затем Кришна доит коров и идёт на Ямуну на встречу с Радхой. Когда Нанда Махараджа завершает проведение вечерней службы божествам, Кришна вместе с друзьями ужинают в праздничном настроении, шутя и смеясь. Яшода приносит Радхе остатки пищи Кришны, и та с удовольствием съедает их.
7/ Прадоша лила
После заката, 20:24-22:48
В зале собраний во дворце Нанды Махараджи Кришна смотрит спектакли, танцы, фокусы, слушает музыкальные выступления и пение мантр. Затем мама Яшода поит Кришну парным молоком и укладывает спать. Тем временем Радхарани наряжается в прекрасные одежды, цвет которых зависит от фазы луны: белые в полнолуние и синие в новолуние. С самыми близкими подругами Она идёт в условленную рощу на берегу Ямуны на встречу со Шьямой. У Себя дома Кришна просит нескольких друзей сторожить вход в Его комнату, притворяется спящим, закрывает дверь изнутри и тайком уходит на встречу со Своей Возлюбленной.
8/ Ниша лила
Ночь, 22:48-3:36
Распевая во весь голос подходящие песни, Радха, Кришна и Их подруги-гопи гуляют по Вриндаване вдоль реки Ямуны. Тут начинается блистательный танец раса Кришны в бесчисленных формах с миллионами гопи. Цепочки танцующих сплетаются в неописуемо чудесные, постоянно меняющиеся узоры. Вринда раздаёт подругам вины, мриданги, флейты, цимбалы и другие инструменты, и они начинают играть на них сложные ритмы и мелодии. Хотя играют сотни гопи, звуки удивительным образом дополняют друг друга, ничего не заглушая. Темп нарастает, мелодии всё более усложняются, танец просто сводит с ума и опьяняет все чувства. Гопи поют всё новые и новые песни, и им нет конца. Кришна восхищён талантливыми девушками. Шримати Радхарани доставляет Кришне особую радость, исполняя танец, в котором Ей нет равных. В конце танца все пьют освежающие фруктовые соки и медовый напиток. Затем они ложатся на пышные ложа из лотосных лепестков и стеблей. Продолжая игру, Радха, Кришна и всё Их окружение входят в ласковые воды Ямуны для шуточного сражения. Вринда заботится о том, чтобы у Радхи с Кришной были новые сухие одежды и украшения. После плескания в Ямуне при лунном свете она сопровождает Возлюбленных в уединённый храм, угощает Их лесными фруктами и уходит.
MATHURA MANDALA PARIKRAMA
Матхура-мандала занимает двадцать йоджан (160 миль) земли. Кто совершает омовение
в любом месте Матхуры освобождается от своих грехов. "Ади-вараха Пурана" подтверждает это в следующем утверждении: "Как темноту побеждает восход солнца, как горы дрожат от страха перед громом, как змеи боятся Гаруды, как облака уносятся дуновением ветра, как несчастья уничтожаются развитием знания, и как олени трепещут от страха перед львами, так грехи уничтожаются видом Матхуры."
В разговоре Хара-Гаури в "Падма Пуране" (Патала-кханда) дается такая же информация: "Как ворох травы сжигается огнем, так и величайшие грехи человека могут быть уничтожены созерцанием всех мест Матхуры."
В "Ади-вараха Пуране" утверждается: "Каждый шаг на двадцати йоджанах Матхуры дает такие же добродетельные результаты, как Ашвамедха йаджна. Если кто-то совершит грех - намеренно или ненамеренно - он может быть освобожден от этого греха посещением любого места Матхуры."
Согласно "Вайу Пуране": "Любой грех, совершенный в Матхуре, уничтожается в самой Матхуре. Кто живет в Матхуре, может достичь четырех целей человеческой жизни, а именнно: дхармы, артхи, камы и мокши (религиозности, богатства, чувственного удовлетворения и спасения)."
"Падма Пурана" (Патала-кханда) также утверждает: "О Махадеви, результат какого бы то ни было греха, заставляющий человека страдать десять лет вне Матхуры, может быть уничтожен за десять дней жизни в Матхуре."
В "Ади-вараха Пуране" Господь Вараха рассказывает о славе Матхуры божеству Земли: "Эй, Васундхаре! В трех мирах нет места более дорогого для Меня, чем Матхура."
Цитата Нарады Муни из "Сканда Пураны" (Матхура-кханда): "Результаты, которые кто-либо получает, живя в Бхарата-варше (Индия) на протяжении тридцати трех тысяч лет, легко достигаются просто воспоминанием славы Матхуры."
В "Падма Пуране" (Патала-кханда) утверждается: "Если кто-то лелеет надежду посетить Матхуру, но никак не получает возможности, или если кто-то умирает вне Матхуры, лелея надежду посетить Матхуру, он получит рождение в Матхуре."
Матхура - лучшая из всех тиртх и приют многих святых мест, число которых не сосчитать.
В "Ади-вараха Пуране" утверждается: "Эй, Васундхаре! Я обозначил 660 миллиардов святых мест в Матхура-мандале." В "Сканда Пуране" (Матхура-кханда) утверждается: "О царь, со временем можно сосчитать и количество пылинок на земле, но количества святых мест в Матхуре не счесть."
Затем в Патала-кханде "Сканда Пураны": "Дорогой, непременно живи в Матхура Пури, где Говинда, создатель трех миров, вечно пребывает со Своими гопи. О любители мирских дел, примите же урок. Если вы хотите получить вечное счастье, просто живите в Матхуре!"
В другой цитате из "Ади-вараха Пураны" сказано: "Личность, которая отвергает Матхуру и живет в любом другом святом месте или даже выражает свою любовь к живущим вне Матхуры, глупа. Из-за Моей иллюзорной энергии этот человек будет тратить жизнь за жизнью в этом материальном мире." Подобный стих можно найти и в "Сканда Пуране".
"Ади-вараха Пурана" также говорит: "Мадху-пури - это убежище для тех, кто отвергнут друзьями и семьей и не имеет другого приюта. Матхура - сущность и высшая тайна всех святых тиртх и конечная цель всех, кто ищет Абсолютную истину."
Кроме того, в "Ади-вараха Пуране" утверждается: "О Деви, в трех мирах безусловно нет места выше Матхуры. Я все время живу там."
В "Шримад Бхагаватам" (4.8.42) Нарада говорит Дхруве: "Мой дорогой мальчик, я желаю тебе удачи во всем. Ты должен пойти на берег Йамуны, туда, где находится девственный лес под названием Мадхувана, и там очищаться. Именно прийдя туда, мы притягиваемся Верховной Личностью Господа, Который всегда живет там."
Стих "Вишну Пураны" говорит: "Шатругхна основал город Матхуру после убийства могущественного демона Лаваны, сына демона Мадху. Матхура - это обитель Махадевы, божества всех божеств и великого преданного Хари. Махадева выполнял свои аскезы в Матхуре, месте, которое уничтожает все грехи."
В "Вайу Пуране" есть стих: "Протяженность Матхуры около сорока йоджан (320 миль). Сам Господь Хари вечно остается там."
Господом Варахой в "Ади Пуране" утверждается: "Возможность жить в Матхуре не может быть заработана различными видами благочестивых действий, различными видами благотворительности, воздержанием, повторением мантр или разными жертвоприношениями, а только может быть получена благодаря Моей милости. Жизнь в Матхуре делается возможной благодаря милости Господа Кришны, и без этой милости никто не может прожить в Матхуре ни секунды."
пробуждается только у той удачливой личности, которая имеет крепкую преданность Шри Хари и достигла Его милости."
Кроме того, в "Падма Пуране" (Нирвана-кханда): "О лучший из брахманов, когда человек начинает очищаться через медитацию, благочестивые действия и аскезы, только тогда он может достичь Моей благоприятной даршаны в Матхура Пури. Другие не увидят Матхуру за тысячи кальп."
Широко известно и подтверждено в Пуранах, что Матхура в любом случае дарит освобождение.
В "Ади-вараха Пуране" далее утверждается: "Конечная цель того, кто практикует йогу, того, кто познает Брахму, или того, кто является философом-мыслителем, легко достигается тем, кто умирает в Матхуре. О Деви, любой человек, который умирает в любом месте Матхуры - в освященном месте, дома или даже на деревенском дворе - непременно достигает спасения. В этом мире Матхура - это лучшее из всех святых мест, начиная с Каши. Если кто-то, искренне практикующий брахмачарйу, умирает и его тело кремируют там, он достигнет четырех видов освобождения. Таким же освобождением награждаются черви, насекомые, птицы и другие создания, которые умирают там, или даже деревья, упавшие на берегу Йамуны."
Другой стих "Падма Пураны" (Патала-кханда) утверждает: "Если обряд Пиндадана (жертвоприношение почтения душам умерших) для людей низшей касты, таких как чандалы, шудры, женщины и убийцы животных, совершается в Матхуре, таким людям будет облегчено последующее рождение. О Деви, если какое-то существо умирает в дренажной канаве, на кирпичах, в крематории, в небе или на любой другой сцене или в любом доме Матхуры, оно вполне может достичь спасения."
Стих "Саура Пураны" утверждает: "Это место, именуемое Матхурой, известно в трех мирах. Ее дороги очищены пылью с лотосных стоп Господа Кришны. Просто прикосновением к ней люди могут достичь спасения от несчастий и рабства материального мира."
В "Матхура-кханде" утверждается: "Такие мысли, как "Я буду жить в Матхуре" или "Я отправлюсь в Матхуру" также достаточны для гарантии освобождения от материального мира."
Стих "Брахманда Пураны" утверждает: "Те, кто получает даршану Ачйуты, сына Деваки, могут достичь Вишнулоки и никогда не пасть в материальный мир. Человек, который с полной верой празднует фестивали Господа Кришны, освобождается от всех грехов и отправляется на Вишнулоку."
Другой стих "Падма Пураны" (Патала-кханда) говорит: "Женщины, неприкасаемые, шудры, звери, птицы, олени и т. д. - могут достичь спасения, если они умирают в Матхуре. Те, кто умирают в Матхуре от укуса змеи, от нападения диких зверей, от огня, воды или любым другим видом неестественной смерти, перемещаются на Вишнулоку, обитель Хари."
Стих "Брахманда Пураны" говорит: "О великий мудрец, Я клянусь тебе, что нет другого места в этом мире, подобного Матхуре. Оно может выполнить все желания всех живых существ."
"Сканда Пурана" (Матхура-кханда) утверждает: "Может ли что-нибудь быть недостижимым в Матхуре, где вечно существует Кшетрапала Махадева и где есть святые места, подобные Вишрама-гхате? Матхура дает три результата человеческой жизни тем, кто желает радости чувств и земных наслаждений (религия, богатство и чувственное удовлетворение). Она дарует спасение ищущим его и дает преданным качества преданности. Мудрому человеку следует найти убежище в Матхуре."
"Ади-вараха Пурана" утверждает: "Поскольку даже Сам Господь не может описать все духовные качества Матхуры, Матхура должна быть особым созданием Провидения."
"Матхура-кханда" утверждает: "О царь, это вечное место, Матхура, создано подобно лотосу, расположенному в Чакре Вишну, и оно никогда не погибнет."
"Падма Пурана" (Патала-кханда) кроме того утверждает: "Имя Матхуры равно звуку "аум" (омкара). Как "Матхура" состоит из букв "Ма", "у" и "а", так и слово "аум". Эти три слога составляют имя Матхуры. "Ма" представляет Махарудру Шиву; "тху" представляет Вишну и "ра" представляет Брахму. Таким образом, Матхура есть наивысшая обитель. Брахма, Вишну и Шива в форме Божеств всегда живут в Матхуре."
Тот факт, что преданность Вишну может быть получена в Матхуре, по-разному объясняется в различных Пуранах. В "Падма Пуране" (Патала-кханда) утверждается: "Освобождение есть чудесный результат, достижимый теми, кто посещает другие святые места. Однако преданность Хари, к которой стремятся даже освобожденные души, может быть достигнута в Матхуре. О великий мудрец, если кто-то проведет даже три дня в Матхуре, Хари дарует то, чего не могут достичь даже освобожденные души."
В "Брахманда Пуране" есть следующий стих: "Драгоценное приобретение экстатичной любви, которое редко достигается служением всем святым местам в трех мирах, может быть
легко приобретено просто прикосновением к пыли Матхуры."
"Сканда Пурана" (Матхура-кханда) утверждает: "О царь, те, кто постоянно помнит Матхуру и царя Матхуры (Кришну), достигают преданного служения у стоп Господа Хари, которое является результатом посещения всех святых мест."
В "Падма Пуране" (Патала-кханда) утверждается: "Матхура более великолепна, чем Ваикунтха-дхама Нарайаны. Любой, кто проведет хотя бы один день в Матхуре, станет преданным лотосным стопам Шри Хари."
Стих "Ади-вараха Пураны" говорит: "Если кто-либо желает освободиться от материального рабства и достичь любви к Господу, ему следует прославлять Матхуру своим телом, умом и словами."
Согласно священным писаниям, граница Матхуры тянется от Йайавары до Шаукари Ватешвары. Название Йайавары восходит к имени брахмана, а Шаукари восходит к Ади Шукаре (Варахе). Ватешваре Шиве поклоняется каждый, и царство Шри Шурасены известно всем. Люди зовут это место Варахадашана храдой. Йайавара и Шаукари известны из Пуран.
"Падма Пурана" (Йамуна-махатмйа) утверждает: "Давным-давно на этом прекрасном месте Апсар жил брахман-отшельник по имени Йайавара. Будучи сраженным чувственными наслаждениями этот брахман оскорбил Господа Индру и за это был проклят. Он долго страдал в огне проклятия Индры, вопреки выполнению суровых аскез для получения облегчения, но после этого он в конце концов получил освобождение от своего греха просто прикосновением в этом месте к капле воды. Затем этот брахман пошел на восток, пока не достиг Шаукара-пури, где ранее явился Господь Варахадева, чтобы спасти Землю, когда она опустилась в океан вселенской пустоты."
Также как от Йайавары до Шаукари граница Матхура-мандалы тянется по всем направлениям на двадцать йоджан. На двадцати йоджанах Матхура-мандалы есть много святых мест. В Пуранах классифицированы те святые места, где раньше играли Кришна и Баларама, с указанием, что эти святые места покрывают двадцать йоджан. Это также подтверждается в Матхура-кханде.
Стих "Ади-вараха Пураны" утверждает: "Матхура-мандала простирается на двадцать четыре кроши и украшена двадашаванами (двенадцатью лесами), где живет Матхурадеви, та, которая дарует все совершенства. Эй, Васундхаре! Лотосоподобная Матхура дарует всем спасение. Под кожицей семени Матхуры находится Ади Кешавадева, Тот, Который избавляет людей от несчастий и мучений жизни. Те, кто умирает под кожицей этого семени, также как и те, кто умирает на ее лепестках, могут достичь спасения."
Кроме того, пришло из "Ади-вараха Пураны": "О ум, почему ты горюешь после созерцания Харидевы, Господа, Которому поклоняется Махадева, Божества божеств, сидящего на западном лепестке этого лотоса? Если кто-либо получает даршану Говиндадевы, сидящего на северном лепестке, он больше не упадет в материальный мир до момента вселенского опустошения. Господь Вишранти располагается на восточном лепестке. Созерцание Его освобождает от этого жалкого мира, в этом нет сомнения. На южном лепестке располагается Шри Варахадева. Его милостью человек достигает всех совершенств. Созерцающий Его почитается на Брахмалоке."
Кроме того: "После обуздания своих чувств и совершения омовения в Матхуре принимающий даршану Кешавадевы на двенадцатый день прибывающей луны месяца Джаиштха достигнет высшего положения. Эй, Васундхаре! Когда Я нисхожу, все святые места, океаны и кунды мира приходят в Матхуру." Таким же образом утверждается в Пуранах, что Джанмаштами месяца Бхадра также наиболее великолепен.
"Сканда Пурана" утверждает: "Первоначально Матхура Пури была лесом демона Мадху, который был убит всемогущим Шри Хари. О царь, нет ничего невозможного в этой Мадхуване Шри Хари. Я не способен назвать все святые места, расположенные здесь."
- Рупа Госвами -
Радха Кришна ганнодеша дипика
Окружение Радхи и Кришны
Я почтительно кланяюсь лотосным стопам своего духовного учителя. Кланяюсь Чайтанье Махапрабху, который явился в этот мир вместе с Нитьянандой Прабху и другими спутниками. Почтительно кланяюсь лотосным стопам Шримати Радхарани. Приношу почтительные поклоны Господу Нанда-нандане, окружённому гопи и завораживающему умы всех обитателей Вриндаваны.
Кришна
Образ Кришны отливает чёрной тушью сладости его нектарной красоты. Цвет Его тела, как у синего лотоса, сапфира, дерева тамалы или грозовых туч. Своей красотой Кришна пленяет жителей всей вселенной, и Он - источник бесчисленных духовных развлечений. Он в жёлтой одежде, носит гирлянду из лесных цветов и украшения из драгоценных каменьев. У Кришны длинные чёрные вьющиеся волосы, а тело Его умащено благоуханными маслами. Его прекрасная корона увита цветами. Сияние Его удивительного лотосоподобного лика превосходит сияние миллионов лун. На лбу, обрамлённом локонами волос, красуется тилака. Игривые движения изогнутых бровей Кришны похищают сердца гопи. Когда от удовольствия Он вращает глазами, они излучают великолепие красного и синего лотосов. Его восхитительные уши и щёки блистают драгоценными серёжками и каменьями. Подбородок Кришны очень изящен, а гладкую шею обвивает нитка жемчуга. На Его груди - несколько завитков золотистых волос. Это богиня Лакшми приняла прибежище Господа таким способом. Однажды она совершала аскезы, чтобы стать достойной войти в танец раса, но не смогла расстаться с роскошью и величием своего образа, которые чужды настроению игр во Врадже. Тогда она попросила благословения стать золотистыми завитками волос на груди своего Господина в Его форме двурукого Кришны.
Кришна любит шутить с гопи. Ему нравится прижимать нежных гопи к груди, мерцающей камнем Каустубха. Его руки, сверкающие браслетами, достигают колен. Красота бёдер Кришны покоряет и Купидона и всех женщин. Удивительная священная мантра, которую Он повторяет, состоит из имён Шримати Радхарани.
Возраст и периоды игр Кришны\
Один из величайших вайшнавских гуру, Вишванатха Чакраварти Тхакур, так описывает возраст и периоды игр Кришны: "Младенчество (со дня Своего явления до 3-х лет и 4-х месяцев) Кришна провёл в Гокуле Махаване. Его детство (с 3 лет и 4 месяцев до 6 лет и 8 месяцев) прошло во Вриндаване возле Чхатикары. В это время Господь вместе с друзьями-пастушками наслаждался играми в Рамана Рети на берегах Ямуны. Раннюю юность (с 6 лет и 8 месяцев до 10 лет и 7 месяцев) Кришна провёл в Нандаграме. Затем в месяц Чайтра (март) Он отправился в Матхуру, где на 14-й день убил демона Камсу. После этого Кришна больше не растёт. В Падма-пуране объясняется, что некоторые особо выдающиеся личности проявляют зрелость, в полтора раза превышающую их возраст. Поэтому Кришна выглядит как 16-летний юноша. Именно этот Его сладостный, сияющий нетленной юностью облик, преданные любят больше всего. Итак, Господь оставался с 10 лет и 7 месяцев до 28 лет и 4 месяцев в Матхуре, после чего уехал в Двараку на 96 лет. Там Он правил как царь до 125 лет, а потом ушёл вместе со Своими спутниками в другую вселенную.
5/ 4 сосуда для воды, 6/ треугольник, 7/ месяц, 8/ рыба.
Личные вещи Кришны
Его зеркало называется Шарадинду, опахало - Марумарута, игрушечный лотос - Садасмера, мячик - Читра-корака, золотистый лук - Виласа-кармана. Концы лука украшены каменьями, его тетива называется Манджуласара. Ножницы с каменьями носят имя Туштида, буйволиный рожок - Мандрагхоша, посох зовётся Мандана, вина - Тарангини, две верёвки - Пашу-васикара, а ведро для молока - Амрита-дохани. У Кришны несколько флейт: из полого бамбука, драгоценных каменьев, мрамора и золота. Одна из них - Бхувана-мохини. Другой флейтой - Маханандой - Он похищает ум и сердце Радхарани. Третью флейту с шестью отверстиями зовут Мадана-джханкрити. Четвёртая флейта - Шарала - звучит низко и мягко, напоминая пение кукушки. Когда Кришна играет первую мелодию, Брахма и Шива сразу же впадают в медитацию и забывают обо всём. Вторая мелодия заставляет Ямуну останавливаться и течь вспять. Слыша третью мелодию, луна замирает на месте и начинает сиять во всю силу. Четвёртой Кришна зовёт к Себе коров, пятой - гопи. С помощью шестой Он создаёт вокруг осень и плавит камни. Седьмая вызывает все 6 сезонов сразу: весну, лето, осень, зиму, сезон росы и сезон дождей. Восьмая мелодия завораживает Радху и Она стремглав бежит к Своему Возлюбленному.
Вишакха так описывала одной из подруг красоту флейты Господа: "Когда Кришна держит флейту у лица, та часть, которая находится на фоне Его ослепительно сверкающих белых зубов, блестит, как хрусталь; часть на фоне щеки отливает синевой сапфира, а часть на фоне ладошки Кришны краснеет, словно рубин. В это время флейта - будто сочетание трёх драгоценных каменьев".
Шримати Радхарани
Радхика - олицетворение высшей красоты и славы. Ей 15 лет. Её изумительное тело, напоминающее застывшую молнию и расплавленное золото, умащено благоуханными маслами. Радхика носит синие одежды и украшена драгоценностями и цветами. Её чёрные волнистые волосы заплетены в косу, а лоб отмечен красной краской синдура. Её удлинённые, подведенные тушью лотосоподобные глаза самые пленительные во всех вселенных. Их проницательный взгляд так могуществен, что Кришна просто теряет сознание. Его корона и шёлковый чадар начинают соскальзывать. Он роняет флейту и падает на землю. Кончик носа Радхи украшен жемчужинкой, алые губы затмевают красный лотос, а зубы белы, как жемчуг. Радостный лик Радхики, источающий нектар чистой любви к Кришне, ярче множества лун. Её подбородок с тёмной точкой мускуса подобен золотому лотосу, на котором сидит шмель. Шею Радхики обвивает нитка жемчуга. Её высокая грудь закрыта корсажем и украшена ослепительным бриллиантовым ожерельем. Красота Её грациозных рук в браслетах из драгоценных каменьев поражает воображение. Кисти, подобные двум розовым лотосам, увенчаны чередой лун сияющих ногтей.
Шримати Радхарани - лучшая из гопи. Её ещё называют Гандхарва-деви. Её почитаемое божество - бог солнца, любимые раги - маллара и дханасри, любимые танцы - чхаликья и рудравалаки. Она обучена всем искусствам.
6/ флаг, 7/ зонтик, 8/ цветок, 9/ браслет с каменьями,
10/ цветущее дерево, 11/ месяц.
Личные вещи Радхи
Инкрустированное драгоценными каменьями зеркало называют Шудхамсу-дарпа-харана, что означает "попирает гордость луны". Её золотая кисточка для нанесения туши на ресницы называется Нармада, расчёска с каменьями на ручке - Свастида. Ещё у Неё есть цветочный сад под названием Кандарпа-кухали, где растёт побег золотистого цветка жасмина, называемый Тадидвали, что значит "побег в форме молнии".
Украшения Радхи и Кришны
Радха с Кришной носят как золотые украшения с драгоценными каменьями, так и цветочные.
Короны бывают из цветов рангини, жёлтого жасмина, навамали, сумали, и из драгоценных каменьев, таких как рубины, дхрити, гомеда, жемчуга или сверкающего лунного камня. Короны бывают с семью гребнями, в которые вплетены бутоны золотистого цветка кетаки. Цветочные короны пушпапара - лучшие из всех, они нежнее и приятнее корон ратнапара из драгоценных каменьев. Лалита научилась искусству сплетать цветочные короны у Радхи. Их изготавливают как из распустившихся цветов, так и из цветочных бутонов пяти расцветок, которые располагаются по периметру в разных местах.
Гирлянда из плотно стянутых цветочных бутонов называется балапасья.
Когда цветочную гирлянду помещают на лоб по линии волос, она называется лалатика. Такие гирлянды делают из цветов двух окрасок: красный посредине гирлянды, и какой-нибудь другой по обеим сторонам.
У Радхи с Кришной также есть 5 видов серёжек: таданка, кундала, пушпи, карника и карнавиштана. Таданка - полая золотая трубочка, которую носят в ухе. Они бывают двух видов. К одним прилепляют лепестки золотистого цветка кетаки, к другим - лепестки других цветов.
Когда цветочная серёжка напоминает какой-нибудь предмет, её называют кундалой. Они бывают самые разные: в форме павлина, акулы, лотоса, месяца и многого другого.
Пушпи делают из четырёх видов цветов, которые размещают вокруг большой ягоды гунджа.
Карника - серьга из венчика синего лотоса, вокруг которого жёлтые цветы. В середине - цветы бхрингика и граната.