Ткаченко Константин: другие произведения.

"Стиляги" как апология Ссср

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фильм о борьбе с инакомыслием в СССР превратился в фильм- прославление СССР

  Если непредвзято рассматривать этот фильм, то обнаружится странная вещь.
  
  Фильм, повествующий о борьбе с инакомыслием в СССР, на самом деле воспевает СССР.
  
   Он утверждает - так весело и почти без неприятностей бороться с тоталитаризмом можно было только в Советском Союзе. Что правда - и неправда. Это называется авторское вИдение.
  
  Что ж, у каждого оно своё. И то, что я увидел в "Стилягах" наверняка самим авторам не могло присниться даже в кошмарном сне.
  
  
  
  
  
  А кто, собственно, герой фильма?
  
  Ну, разумеется, сам Мэлс - советский студент из пролетарской семьи, человек целеустремлённый, типичный строитель коммунизма с единственным изъяном - слишком широким взглядом на музыку и моду. За что и поплатился комсомольским билетом. Его будущее ясно как заветы Партии и Правительства - он выйдет на какую-то стройку пятилетки и ударно завершит её в четыре года. Потому что целеустремлённый, потому что уже перешагнул через культ личности (причём даже вперёд самого Никиты Сергеевича) и дальше будет резать правду-матку в глаза всем вплоть до своего инфаркта. В таких была нужда в те годы - когда страна рвалась ввысь и вширь, когда требовалось сметать всё на пути прогресса. У него будет прекрасная советская семья - ячейка общества из тёщи, малоприспособленной для жизни жены и ребёнка странной масти для средней полосы России. Каких либо других отклонений от нормы у него нет. Он вполне доволен социализмом и социализм будет доволен им.
  
  Как я понимаю, придумать хэппи-энд в "стиляжьем" стиле просто невозможно. Как он мог выглядеть? Как сказка о Золушке, как женитьба героя на дочери миллионера из США - или как карьера спекулянта грампластинок? Многие стиляги прекрасно вписались в советскую действительность.
  
  Идеал человека в фильме - отнюдь не стиляга. И не пламенный борец с ними. Это человек из народа, работяга, олицетворение здравого смысла и юмористического добродушия. Это колоритный папаша Мэлса.
  
  Ему нечего терять, как всем остальным отцам и матерям стиляг, которые думают не о своих детях, а о собственной карьере. Дальше коммуналки не сошлют, больше станка не дадут. Он достиг всего сам в жизни (пусть немногого) и жизнь сама нуждается в таких как он. Он - тайный хозяин этой жизни, благожелательный Бог-Создатель, который вмешивается только тогда, когда в окружающем мире случается нарушение мировой гармонии.
  
  Баба не дождалась мужа с фронта - пинком под зад.
  
  Пришла другая баба на сносях - дать место в коммуналке, освободить свою кровать.
  
  Родился очаровательный мулатик - "наш". И точка.
  
  Со времён реального генерала Лебедя и его кинематографического двойника в "Особенностях национальной охоты" у нас у всех на подсознательном уровне преклонение перед героями с фразами максимум из пяти слов. Коротко, чётко и доступно.
  
  Гармаш вписывается в этот образ. Хотя бы в трусах и растянувшейся майке, а не в генеральских погонах. Он говорит меньше всех, а запоминается больше всех.
  
  В "стиляжничестве" сына нарушения миропорядка он не видит. Пусть дурит, пока молодой. Потом жизнь сама его образумит.
  
  Не рискну предположить, что авторы фильма искренние поклонники пролетариата. Таковые в советском искусстве исчезли примерно в годы действия фильма. Чванное пренебрежение к простонародью, к их нравам и образу жизни должно быть в крови у столичной творческой интеллигенции - весьма циничное, поскольку пролетарская тема была весьма прибыльным заказом и вокруг неё подвизалось множество "творцов". Причём умудрялись они жить в условиях, гораздо лучших чем герои их произведений. И генетически это могло передаться создателям "Стиляг".
  
  Вот тут и проявляется одна из странностей фильма - каким же ненавистным должно быть настоящее, чтобы с ностальгией вспоминать о коммунальном быте, примитивном образе жизни и суровых трудовых буднях, а также с теплотой - о простых людях. Пусть даже подсознательно противопоставляя их вроде бы настоящим героям - "стилягам", ярким, раскованным и сексуальным.
  
  Мирок стиляг хрупок и уязвим. Они мельтешат, в любой момент ожидая предательства и распада. Причём главный их враг - не суровые комсомольцы, милиционеры в белых кителях или товарищи в одинаковых плащах. Они борются с самими собой. Они во власти своих собственных соблазнов. Они выбирают, какой соблазн сильнее - яркое, но опасное "стиляжничество" или же тусклая, но уверенная советская действительность. Это не выбор между свободой и не-свободой. Это влечение к двум центрам притяжения. Тут действует не осознанный выбор, а условный рефлекс на внешние раздражители: что же окажется сильнее, влечение или боль.
  
  Сильнее боли оказываются немногие. В первую очередь, сам Мэлс. Возможно - Боб (его тюремная судьба не показана, но очень уж хочется в это верить). Поли-Польза готова смириться и ради ребенка отказать от компании стиляг. Заводила Фред просто предает их. Как справились бы с испытанием остальные, в фильме не показано, но что-то не похоже, чтобы они напевали джаз, когда коммуняки вырезали бы у них на груди узор галстука "пожар в джунглях".
  
  Получается, что стиляги слабее окружающего их мира, как бы им не хотелось, чтобы было наоборот. Суровый мир "скованных одной цепью" сильнее. Причём не количественно, а своей внутренней правотой. И жизнь стиляг - подарок от этого мира, разрешение на "танцуй, пока молодой".
  
  Даже в интимном окружении главного героя уверенно побеждает "комсомолка - спортсменка - отличница, и, наконец (что неизбежно), красавица" Катя. В чине секретаря комсомольской организации факультета столичного ВУЗа, если судить по намёкам. Отнюдь не из стиляг.
  
  Если пассионарность комиссара Кати хотя бы процентов на десять сублимируется в секс, то она эта огненная штучка заткнет за пояс всех чувих и барух вместе взятых. Не то, что фригидную динамистку Поли-Пользу. Честно: Акиньшина блистательно играет типаж Мэрилин Монро, то есть намёк на секс в кино без всякой актёрской игры и самого секса. Гендерную деталь интерьера. Если бы бедняга Мэлс был бы знаком с рекламой как зрители "Стиляг", он бы уяснил простую вещь - в цветной обёртке и в рекламе нуждается только некачественный товар. Качество не рекламируется, им пользуются избранные, которые не нуждаются в расширении круга причастных. Поли-Польза пуста как содержание гламурного журнала и столь же интересна. Катя-Комиссар ее переигрывает как актриса и как типаж. Они великолепна во всех сценах: когда уверенно командует своим эскадроном, пардон, отрядом дружинников, когда в попытке вернуть заблудившегося товарища предлагает ему самое святое, что у неё есть (кроме Родины, разумеется) - девичью честь, когда громит предателя - с болью в сердце и с верой (в том же органе) в правильность своего дела. И если такие люди были типичны для СССР - то честь и хвала такому обществу, которое их воспитало и поставило на руководящие посты. А Поли - что ж, она позволяет просто себя любить, сама не делая к этому никаких усилий. Типичный рекламный продукт общества потребления, который ничего не даёт потребителю.
  
  СССР презентуется как страна достатка и изобилия (хотя в пиджаках и обуви). Последнее - в идеологически выдержанных чёрных и синих тонах. Приятно слышать такое о 1955 годе, но вынужден отметить, что представления мальчика из высшего общества о стране своих отцов слишком уж идеалистичны.
  
  Вот Мэлс за неделю-другую экранного времени на разгрузке вагонов зарабатывает на модный прикид, потом - на качественный ИМПОРТНЫЙ саксофон (в СССР джаза и инструментов для него нет). О зарплате грузчиков в пятидесятых ничего сказать не могу, но в семидесятые-восьмидесятые, когда на этом поприще подвизались студенты, заработанных каторжным трудом денег едва хватало на еду: чтобы заработать на совковый пижнак "в три рубчика" надо было пахать минимум месяц. Импортная модная вещь стоила в советские времена в несколько раз дороже советского же аналога: сверхмодная "суперовская" - на порядок. То есть бедняге Мэлсу ради соответствия эстетическим вкусам своей новой компании пришлось бы корячиться под мешками по самого рождения своего сына зимою, так и не узнав о его существовании.
  
  Это простое обстоятельство многое объясняет в социальном происхождении настоящих стиляг. На экране они представляют все слои городского населения - от рабочих до высших чиновников. В реальности же они были избранными, куда простолюдинам пробиться было просто невозможно как по сословным соображениям, которые в советской бюрократии уже имели место быть, так и по материальным - у простого народа не могло быть средств на покупку атрибутов "стиляжьего" образа жизни.
  
  Прототипами героев "Стиляг" могли быть дети дипломатов (как Фред), партийно-хозяйственных работников (как Поли-Польза), на худой конец отпрыски еврейско-медицинских семей (как Боб). Последнее для 1955 года, разгула борьбы с космополитизмом и затухшим недавно "делом врачей" - сомнительно. Ну, и обслуживающие товарищи из неизбежно возникающей инфраструктуры нового образа жизни - от спекулянтов до проституток.
  
  Пролетариат и колхозное крестьянство своё стремление к свободе и красивой жизни выражало в других формах, которые для московских творческих кругов остались незамеченными.
  
  
  
  Ну и напоследок ключевая фраза. Причем не только к фильму, а к пониманию Великой русской мечты. Сто, а то все двести лет, мы всё верим, что где-то люди живут лучше нас, что ТАМ - настоящая свобода, что только стоит стать ТАКИМ - и у нас всё будет хорошо.
  
  Фильм ставит крест на этой иллюзии. Лучше поздно чем никогда. Пусть даже спустя 20 жутких лет приобщения к ТАМОШНЕЙ свободе.
  
  Фред, вернувшийся из Америки, сообщает страшную новость: "Оказывается, стиляг в Америке нет. Таких как мы, сразу же отправляют в психушку".
  
  Да, именно так дело и обстоит.
  
  Борцы за свободу в смысле "западного свободного образа жизни" (в кавычках штамп) на самом деле боролись не за приобщение к реальным образцам свободы, а неизвестно за что. Просто за возможность самовыражения.
  
  Граница между свободой и не-свободой проходит отнюдь не по "железному занавесу", как утверждал Уинстон Черчилль и во что свято верили советские инакомыслящие от стиляг до межрегиональной группы в Верховном Совете СССР. Увы, она проходит внутри общества - между жлобами и не-жлобами, между конформистами и теми, кому элементарно противно подстилаться под общий образ жизни. И не только в обществе - в самом человеке. Еще цитата из фильма: "Как сказал буржуазный писатель Антон Палыч Чехов, надо по капле выдавливать из себя жлоба".
  
  Слушание джаза, рок-н-рольные танцы и пропись в Конституции РФ демократических свобод не имеют ничего общего с постижением подлинной свободы. Она совсем в другом. В чём - до сих пор неизвестно. Но уже точно не в копировании любого чужого опыта. Пусть даже ТАМ он дал прекрасные плоды. Но когда мы начинаем обряжаться в пёстрые импортные шмотки, не понимая, зачем, то кое-кого точно надо засунуть в психушку.
  
  Мне отчего-то кажется, что советские диссиденты были единственными свободными людьми своего времени - не только в СССР, но на всей Земле. Причём в достигнутой им свободе они превосходили даже свои западные образцы для подражания и тех, кто влиял на них оттуда. Тому, кто духовно вырывался из оборотной "тёмной" стороны советского строя, было уже ничего не страшно и они, редкое явление для человечества, становились настоящими людьми. К сожалению, нашу жизнь определяли не они, настоящие скрытые "стиляги", а примазавшиеся к ним жлобы. И это справедливо. Потому что наши беды - в отсутствии нашей собственной свободы.
  
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) О.Гринберга "Проклятый Отбор"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) В.Крымова "Скандальная невеста, или Попаданка не подарок"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"