Ткачёв Александр : другие произведения.

Димьян Небедный. Крах православия в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.11*12  Ваша оценка:







Димьян Небедный

Крах православия в России

Часть первая

Десять лет, десять заповедей, и десять тысяч храмов

На начало 90-х годов пришёлся пик религиозного беспредела. В двери домов стучались иеговы, белые братья распевали свои песни в метро, по радио крутили песни учителя Асахары, с телеэкранов буквально свисали христианские проповедники. Но самый большой взлёт пережило православие. Открылись тысячи церквей по всей стране, обильно печаталась "духовная" литература, открывались воскресные школы и духовные семинарии. Православные иерархи обещали рост духовности и нравственности. Они всячески поносили атеизм как аморальную и бездуховную систему ценностей, развращающую и приводящую к вседозволенности. Они расписывали преимущества религиозной морали и нравственности. И они добились своего. Многие им поверили... Что из этого вышло?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вернёмся ещё немного назад, в самый конец 70-х. Не все помнят это время. По разным причинам. Для них я опишу его подробнее. Со всей объективностью, на которую способен.

Да, не простое было время. Почти все люди, кроме партийной номенклатуры и "фарцы", жили бедненько. Копили на телевизор [цветной - ух!], имели две пары обуви на все сезоны, ломились за венгерским компотом и гибкими [!] пластинками фирмы "Мелодия" с Высоцким. У "самых-самых" были машины. Копили по полжизни.

Поругивали коммунистов да Лёньку. Нам, молодым, вся эта КПСС до тошноты была. Нам бы Бони М послушать, да Битлов. А ленинский комсомол... Впрочем, некоторые усердно двигали по "партийной линии" начиная с "октябрят". Но я не об этом. Помимо всей этой нищеты и партийной геронтократии, было нечто другое, полностью отличавшее то время. Я не буду описывать это изнутри, так как мои ощущения и восприятия - это всего лишь мои ощущения и восприятия. Но посудите сами. Сейчас это может показаться странным, но многие люди не считали нужным закрывать двери в своих квартирах. Какие уж там железные двери! Уходя, ключ оставляли под половичком у дверей. Коляски, лыжи и многое другое просто ставили под дверью. Дети играли вечерами в лесу на окраине города - их матери не волновались. Наркотики? Героин? Проституция? Рэкет? - да, но только в зарубежных фильмах. Маньяки, изнасилования? Случалось. Раз в три года. Во всей стране. Вообще, уровень преступности по сравнению с теперешним можно считать нулевым. Если хотите, можете проверить по статистическим данным. Религиозная и национальная рознь? Заказные убийства? Терроризм? Бомжи на улицах? В общем, список, того, что практически не встречалось в то время, можно продолжить. Он будет очень длинным. И вот что интересно: 98% процентов всего населения были атеистами. Нет, не воинствующими уничтожителями храмов и гонителями попов, а людьми, которым бог был просто не нужен. А церквей, кстати, было достаточно. Я и сам бывал в некоторых, от чего остались весьма хорошие впечатления. Попы служили, девицы пели, иконы блестели, свечки горели. Но молились в них редкие и совсем древние старушки. Так вот, эти самые 98% атеистов, несмотря на то, что согласно христианскому тезису об атеистической вседозволенности, жили, трудились, мечтали. И очень пристойно, надо сказать, хоть и вряд ли кто из них, когда открывал даже "моральный кодекс строителя коммунизма", не говоря уж о библии. И дело здесь не в социально-экономическом положении. Я повторюсь. Большинство жило так бедно, как живут сегодня только беднейшие. Был тотальный дефицит, не только на предметы роскоши, но на жизненно важные предметы одежды и продукты питания. И в этих самых условиях, сейчас это можно сказать с абсолютной уверенностью, русские люди, наши с вами отцы и матери, были и высоко моральны и высоко духовны. И дело тут не в ущербном моральном кодексе из десяти заповедей. Дело тут в том, и этого, увы, не понять современным верующим, что люди в то время несли ответственность за свои поступки. Не пред законом или богом, а перед самим собой, перед своими детьми и друзьями. Они стремились стать лучше и чище, а не "святее" и "воцерковлённее". Они стремились к знаниям, а не к богу, и, идя по этому пути, достигали того состояния, когда просто не нуждались во внешнем моральном "кнуте". Вся мораль атеистов была внутри них, тогда как вся мораль верующих - вне них, в библии. Вся ответственность за поведение верующего лежит на его боге, а атеист сам несёт ответственность за свои поступки. Ту ответственность, которую нельзя искупить парой молитв и десятком свечек. Такая ситуация и была основой светской морали и воспитания, основой того общественного спокойствия, в тяжёлой экономической ситуации.

Но вернёмся в наше время. К чему мы пришли за десять лет усиленной христианизации? Больше 50% русских - верующие. Это значит, что духовность и моральность должны были вырасти как минимум в 25 раз! Это, конечно, шутка. Но действительно, выйдите на улицу, оглянитесь по сторонам. Воспользуйтесь вожделённым когда-то телевизором, чтобы посмотреть, что творится в масштабах России. Всё сплошь и рядом покрыто храмами да церквами. Их уже больше, чем райкомов и обкомов в эпоху развитого КПСС. Каждый второй гордо заявляет: "Я - верующий!". Мечта попа 80-х!

Но где же духовный рост? А вот он: рост преступности в несколько десятков раз, проституция, в том числе и детская, наркомания достигла невиданного размаха - каждый второй подросток до 14 лет уже попробовал, взрослое население спивается невиданными темпами, СПИД, сифилис, триппер - рост в десятки раз, убийства, войны по всей территории "бывшего СССР", сотни миллиардов долга западным странам, терроризм, бомжи, беженцы, фанатики. Упадок науки, культуры, образовательного уровня. Коррупция, политические убийства, разборки, банды, торговля людьми.

Ай, молодцы, православные, ай постарались и присмотрели за вверенным им партией и правительством народом. Подняли общественную мораль на недосягаемую прямо высоту! Можно сказать, духовно возродили нацию! А что им потребовалось для этого? Не очень много. Десять лет, десять заповедей, и десять тысяч храмов.

Но оставим сарказм. Посмотрим, что же привело православие в лице РПЦ и ей подобных, к такому сокрушительному краху, сам факт которого, несмотря на всю его очевидность, старательно маскируется. Об этом читайте во второй части статьи "Крах православия в России".

Часть вторая

Боже, Царя [по] храни!

Напомню. В первой части статьи я выдвинул утверждение о том, что замена атеистического мировоззрения на религиозное привело к безудержному росту преступности, наркомании, проституции, локальных войн, религиозной и национальной нетерпимости - т.е. резкому падению духовного и морального уровня россиян. Это утверждение складывается из двух объективных фактов, каждый из которых в достаточной мере очевиден. Единственно, с чем можно не согласиться в этом утверждении, это с причинно-следственной связью. Чтобы отстоять своё утверждение, мне необходимо показать, почему религиозный путь обернулся для России духовной катастрофой национального масштаба. Чем я и займусь. Но перед этим - всего одно замечание.

Каждый имеет право верить и думать то, что считает правильным. Я, как профессиональный журналист, считаю своим долгом лишь высказать свои мнения и свои наблюдения. Я не собираюсь агитировать против веры в бога. Любой человек имеет право верить в своего бога или ходить в свою церковь. И, разумеется, не верить в бога и не ходить в церковь. Т.е., каждый человек имеет право на осознанный выбор. А поэтому, кем бы вы ни были - читайте, думайте, выбирайте, верьте, спорьте. В конце концов, именно от нашего выбора будет зависеть будущее России.

Итак, одним из следствий перестройки [если вы ещё помните, что это такое] явилось изменение основ мировосприятия тогда ещё советского человека. По причинам, часть которых для нас навсегда останется тайной, в 1988-1990 году многим религиозным объединениям в России был дан "зелёный свет". Горбачёв лично встречался в Кремле с представителями многих религий и культов и после этих встреч, с "одобрения партии и правительства" началась духовная перестройка. Одним из главных претендентов на получение религиозного "подряда" была и РПЦ. Справедливости ради, надо отметить, что существовало несколько православных церквей [катакомбная, богородичный центр, РПЦ за рубежом], жёстко конкурировавших за получение столь выгодного подряда, не говоря уже про иные религиозные течения вроде Свидетелей Иеговы. "Свидетелям", кстати, удалось первыми официально зарегистрировать свой культ, что и вызвало на них праведный гнев РПЦ, которой удалось вернуть себе "свидетельство Љ1" лишь несколькими годами позже.

Однако РПЦ обладала многими преимуществами в глазах правящей элиты, позволившими ей выйти на первый план. Прежде всего, это было наличие хорошей инфрастуктуры и персонала, долгое время находившегося под строгим контролем партии и КГБ. Т.е., в этом смысле РПЦ была хорошо контролируема высшим партийным руководством. По приказу этого самого руководства, началась передача РПЦ многих тысяч [!] культовых объектов, находившихся в собственности государства [Удивительно, но это и было началом той самой "прихватизации" - передела собственности!]. Кроме этой духовной приватизации, мы стали свидетелями массированной религиозной "промывки мозгов" средствами массовой информации. Волна религиозных и околорелигиозных передач по ТВ, публикаций в газетах, журналах стала понемногу стихать лишь в последние годы.

Таким образом, РПЦ оказалась главным духовным подрядчиком всей России - организации, на которую была возложена роль заботы о духовном и моральном состоянии русского человека. Причем для исполнения этой функции ей были переданы огромные средства, включающие в себя недвижимость, налоговые льготы, государственную поддержку.

Это был звёздный час православия! Суровые священники с мудрым, отсутствующим взглядом обличали с телеэкранов и печатных изданий безнравственность атеизма, прорекали скорое духовное возрождение России, воспевали культурные ценности, несомые православием. Радость их не знала границ. После стольких лет прозябания, наконец-то им вновь разрешили пасти людей! Но...

Но радость их была недолгой. По многим причинам. Вот лишь некоторые из них.

1. Очень скоро выяснилось, что священничество и другой культовый персонал были не готовы к выполнению столь масштабной работы. Весь культовый персонал и жреческая элита христианства привыкли функционировать в условиях социалистической реальности, свято храня древние формы агитационной работы, многие из которых безнадёжно устарели. Если в конце прошлого века, в большинстве своём неграмотный русский народ живо воспринимал "чудеса" вроде мироточивых икон, самозажигающихся свечек, чудотворных мощей и божественных исцелений, то в конце этого века даже многие верующие скорее прощают эти выходки церкви, чем восхищаются ими. Даже сам официальный язык православной церкви, хорошо понятный крестьянам прошлого века, безнадёжно устарел и воздвигает грань непонимания между возможным верующим и православием.

Оказалось, что представители других культов и сект обладают более современными и совершенными методами работы с "паствой", выглядят более скромно, более приятны в общении и говорят о более насущных вещах. Такой неожиданный конкурент вызвал у православных иерархов взрыв негодования. "Как же так? Ведь это нам партия вверила пасти русский народ, а тут..." Но об этом чуть позже.

2. Ещё более страшной для православия реальностью стало то, что ему оказалось фактически нечего сказать русскому народу. Пролежав более семидесяти лет в пыльных идеологических запасниках, православие вытащило на свет божий пахнущие нафталином духовные идеи конца XIX, начала XX века. [Вы читали Бердяева? - Да-а-а. А Лосева? - М-м-м. А Иоанна Кронштадтского? - У-у-у...] Да, возможно, тогда они несли некий позитивный духовный заряд, но сейчас они оказались, мягко говоря, неуместны. Ну, это для интеллигенции. А что для простых людей? Творчество дьякона Кураева да телевизионные проповеди недалёких священников? Не маловато ли для бурного духовного роста?

Если первые несколько лет ещё можно было обещать некую расплывчатую духовную цель да поругивать безбожников и коммунистов, то по их истечении можно было бы предложить народу нечто более реальное.

И тогда предпринимается воистину гениальный ход. Православие решает предложить русскому народу мёртвого царя. Выкопав из земли некие останки, чью подлинность так и не удалось подтвердить на основании множества экспертиз, их решают канонизировать как святыню и захоронить. Но вместо этого начинается настоящая грызня из-за костей предполагаемой императорской семьи. Отдельные части их воруют, другие таскают по всей стране в спецвагонах, один губернатор хочет их захоронить у себя, другой у себя. В это время церковь таки объявляет останки святыми, возлагая вину за уничтожение царской семьи на коммунистов, власть и вообще весь русский народ, на котором, как оказалось, лежит "грех цареубийства". Последний же должен покаяться и примириться. Махом растоптав всё героическое прошлое наших отцов и дедов, церковники возложили на них вину за жуткую и кровавую бойню, развязанную, между прочим, из-за откровенных ошибок и неумения того же самого императора, доведшего огромную империю до серии жесточайших войн и революций. Вот уж действительно, повод для канонизации!

Вообще, в этом веке церковь в России два раза находилась в позиции "духовного лидерства". В начале ХХ века и в конце его. [Да ещё лет так 900 до этого.] Конец теократической империи, в которой царь являлся главой и светской власти и церкви одновременно, был ужасен и кровав. Он показал объективную невозможность существования теократии в рамках развивающегося капиталистического государства.

А что же происходит сейчас? Тот же развивающийся капитализм [который уже всем "поперёк горла"], практически та же царская власть, та же бездумная Дума, и то же, кровно родное русскому народу православие. Чувствуете, к чему дело идёт? Может, 75 лет советской власти выветрили историческую память? Или Эдик Радзинский напищал вам с голубого экрана новую? Про радости развитого царизма?

Итак, вместо долгожданной "русской идеи", Россия получила мёртвого царя. И, подобно бирке на ноге покойника, к нему привязана мечта о создании теократической монархии на основе "исконной веры".

Часть третья

Итак, вместо долгожданной "русской идеи", Россия получила мёртвого царя. И, подобно бирке на ноге покойника, к нему привязана мечта о создании теократической монархии на основе "исконной веры".

Вместе с этим, возникли странные "дворянские собрания", где нелепо куражились подозрительные "потомки славных дворянских родов", "белое офицерство", вырезающее себе георгиевские кресты из консервных банок, и прочий странный продукт православной деятельности.

В настоящее время, из всего этого окаменевшего сами знаете чего, особое внимание заслуживают так называемые баркашовцы или РНЕ. Эта откровенно фашистская организация развилась на благодатной православной духовной почве, выбрала себе православие в качестве духовно-идеологической базы и с головы до ног увешалась православными иконами и стилизованными свастиками. Впрочем, согласно решению бдительного ЦИК и молчаливого одобрения священного синода РПЦ, это их полное православное право.

Но, продолжим рассмотрение проблем, с которыми столкнулось православие.

3. Следующей, после уже указанных проблем, но генетически с ними связанной, является проблема религиозной конкуренции.

Как мы уже отмечали, неподготовленность персонала, устаревшая система организации и отсутствие общественно приемлемых идей, создали ситуацию, в которой проповедники иных, нежели православие, конфессий, стали действовать гораздо успешнее, чем православные вербовщики душ. Учитывая то, что любая религиозная деятельность связана не только с метафизическими проблемами, но также и с крупными денежными потоками, раздражение православных функционеров становится совершенно понятным. А вот их действия, предпринятые в связи с этим, вызывают недоумение. Вместо того чтобы рассказывать людям о преимуществах своего понимания бога, собственным примером являть и доказывать людям преимущества православной духовности [ну как тут не вспомнить православного патриарха, лихо гоняющего по Москве в 600-ом "Мерседесе"! Есть к чему стремиться пастве!], практически всё православное "духовное воинство" занялось преследованием инакомыслящих.

Вообще, вся религиозная деятельность в России стала возможной благодаря принятию федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Сегодня этот закон действует в редакции от 23 июня 1997 года. Несмотря на то, что закон "спорный" и многих не устраивает, этот закон является единственным и основным конституционным положением, регламентирующим деятельность религиозных организаций. Согласно этому закону, любой человек может выбирать и исповедовать любую религию и не должен подвергаться за это преследованию, исключая случаи совершения им уголовных и административных преступлений.

Статья 3 п. 1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Вроде бы яснее некуда. Ан нет. Чуть ли не хорошим тоном для православных священников стало обливание грязью сект, культов и религий. При этом искажаются действительно существующие факты и сочиняются откровенные враки. Так же нагло, как раньше лгали про атеизм, лгут они теперь про другие религиозные течения. Посмотрим, кстати, какова официальная позиция РПЦ по отношению к другим религиозным течениям в России.

А вот какая. В России, оказывается, существуют традиционные религии - православие, буддизм, ислам и почему-то иудаизм. [Действительно, если уж можно допустить, что буддизм в какой-то мере традиционен для России, ислам распространён на определённых территориях, то с чего вдруг иудаизм оказался традиционной для России религией? Ошибаются братья православные - иудаизм традиционен для Израиля.] Так вот, хоть эти традиционные религии кое-где и не правы [право только православие], ничего с ними не поделаешь - пусть существуют и живут себе спокойно. А вот со всеми остальными, нетрадиционными религиями, культами и сектами надо бороться. Ведь они, в отличие от традиционных, опасны для общества.

Здесь нелишне будет напомнить читателю о том, как в действительности проявляют себя эти "мирные" "традиционные" религии. Например, буддийская секта Аум Сенрикё любила потравить людей газом в метро, а одно из течений ислама - ваххабиты только за последний год уничтожили по самым скромным подсчётам 1500 граждан России.

Но это совсем не интересует православных иерархов. [Это ведь всё традиционно для России!] Для них вдруг более опасными, просто ужасными, оказываются пожилые тётки из рериховского общества. Эти злые Агни-йоги действуют, оказывается, по наущению сатаны и стремятся к мировому господству. Или вот кровожадные свидетели Иеговы. Эти особенно опасны тем, что не хотят, чтобы им переливали кровь. - Почему же они кровожадные? Да-а... а, неважно... Тут ведь ещё жуткая ЦХ и злобный-преподобный Мун со своими корейскими кознями - свадьбами на стадионах и трёхлетним половым воздержанием. И объетые грибами колдуны из общества имени Карлоса Кастанеды, баптисты, адвентисты и прочие мормоны.

 

Что же делать? А запретить всех! Отрастить бороды и молиться Николаю Угоднику за успех очередного коммерческого начинания! Такая вот официальная позиция.

И именно эта позиция свидетельствует о жесточайшем кризисе православия. Поясню.

Во-первых, обилие культов и постоянное увеличение числа их сторонников свидетельствует о неудовлетворённости россиян замшелыми догмами православия.

Во-вторых, вместо того чтобы проповедовать свои духовные концепции, православие обратилось к очернению чужих. Это является своеобразным выходом их создавшейся вокруг православия ситуации - при отсутствии собственных духовных ценностей оптимальным решением является критика чужих. Или, переводя на новорусский язык, когда нечего сказать, проще наехать.

В-третьих, вся эта грязь, выливаемая на инакомыслящих, а вернее - инаковерующих, возвращается к православию. Такое отношение к инаковерующим выглядит мерзко даже для атеиста [!], не говоря уже о людях, ищущих свой религиозный путь или нашедших его вне православия. Эта типично коммунистическая модель поведения отталкивает от православия миллионы людей. Конечно, кому же захочется, чтобы его называли православным, когда за православием закрепляется слава фанатичной, нетерпимой религии!

Часть четвёртая

Мы рассмотрели, куда всего за десяток лет привело Россию православие. Повторим, лишь кратко, основные моменты случившейся в России духовной катастрофы.

В конце 80-х партийные чиновники, большинство из которых находятся у власти и сейчас, произвели не только смену социального устройства России, но и изменение идеологической базы. На смену ленинизму, до этого являвшемуся государственной религией СССР, было выдвинуто православие. Православие существовало в России в качестве "запасной идеологии", а всё руководство так называемой РПЦ имело непосредственные и тесные связи с партийными чиновниками [сейчас это настолько хорошо известный факт, что о нём уже стали забывать]. Эти самые чиновники не только передали РПЦ огромное количество недвижимости [церкви, монастыри, земли], но и предоставили Церкви существенные налоговые и таможенные льготы, обеспечили ей рекламу в средствах массовой информации.

Справедливости ради отметим, что РПЦ была не единственной церковью, получившей "высочайшее" чиновничье покровительство. Горбачёв в своё время благоволил Свидетелям Иеговы, христианнейший мэр Лужков, золотивший купола ХХС на деньги "кинутых" вкладчиков, как оказалось, имеет давние и хорошие отношения с Церковью Сайентологии. Однако самые грандиозные средства от партийно-чиновничьей номенклатуры получила, конечно, РПЦ.

Зачем это было нужно правящей партийной элите? А вот зачем. Ленинизм практически издох как государственная идеология и уже не мог обеспечить существование правящей системы. Начавшийся раздел СССР и передел собственности [более известный как прихватизация и представлявший собой простое ограбление народа] нуждался в новой идеологической концепции.

И православие подходило на эту роль просто изумительно.

 

Во-первых, вся эта религиозная возня отвлекала внимание народа от реально происходящих событий, связанных с разделом народной собственности.

Во-вторых, в самой сущности христианства заложена идея покорности, рабства. Кто хоть раз прочитал новый завет, знает, что христианство учит покорности раба перед хозяином, называет человека рабом, овцой в стаде, которое пасут "пастухи", призывает к покорности правящим властям. Оно утверждает незначительность материальных благ, незначительность земной жизни перед загробным существованием, в котором страдавшие, покорные и бедные получат вознаграждение.

Более того, с IV века нашей эры христианство стало государственной религией Византии, и в нём добавились идеи о том, что вообще власть является божественной, "от бога", и император [царь] стал "главой" православной церкви, которая, если вы об этом знаете, является "телом христовым".

Таким образом, христианство было полностью адаптировано как идеология для управления государством и контроля сознания граждан. Именно эта религиозно-социальная система получила в дальнейшем название православия.

В-третьих, православие уже было испытано в условиях формирующегося капитализма. Мы помним, чем это кончилось - не справившись с управлением ограбленными и обнищавшими народными массами, религиозно-политическая система православной империи рухнула как карточный домик, погребя под развалинами что-то около 20 миллионов человек. Однако правящая элита, перестраиваясь из коммунистической в капиталистическую, опять прибегла к этой идеологической схеме. Ничего иного ей, видимо, не оставалось - слишком высоки ставки.

И четвёртый момент, который нельзя не отметить. Высокая степень идеологического сходства между ленинизмом и христианством позволяла перейти к резервной идеологии достаточно быстро. [Этого удивительного сходства я касаюсь в своей статье "Кого хороним?"]

Вот эту работу и подрядилась выполнять РПЦ. При этом церковные функционеры обещали народу "духовное возрождение" России. Если бы им удалось сделать русских людей более добрыми, моральными, духовными, честными, или хотя бы удержать все эти качества на прежнем уровне - честь и хвала православию. Но вместо этого они создали в России острейший духовный кризис, проявления которого мы описали в первой части статьи.

Такая ситуация возникла по многим причинам, важнейшими из которых являются следующие:

v                  Отсутствие среди служителей РПЦ людей, которые могли бы справиться с этой задачей. Плохо и крайне однобоко образованные попы не годятся на место духовных лидеров, пастырей.

v                  Непригодность методов и систем религиозной пропаганды, используемых православными функционерами. Они безнадёжно устарели и не отвечали изначально более высокому культурному и духовному уровню русских.

v                  Фактическое отсутствие идей, которые православие могло бы дать России. Практически весь идейный фонд православия - нелепые социально-экономические представления вековой давности.

Это по отношению к обязательствам и обещаниям, взятым православием перед русским народом. Но и свои обязанности в отношениях с элитой партийного капитализма, правящей сейчас в России, православие выполнило лишь частично. Да, на время первичного разграбления народной собственности удалось отвлечь внимание людей, но контролировать русский народ на основе рабской идеологии, идеологии послушности и покорности чиновникам и олигархам, жестко эксплуатирующим и обворовывающим народные массы, не удаётся. Т.е. РПЦ уже не справляется с задачей социально-идеологической пропаганды.

Дискредитировав себя безоговорочной поддержкой политических сил, творящих экономический беспредел, проявив себя нетерпимой, а порой даже злобной по отношению ко всем другим верованиям и мировоззрениям религиям, окружив себя множеством скандалов, православие фактически подошло к собственному краху. Прежде всего, к духовному краху.

Это вовсе не означает, что православие исчезнет с лица России. Нет. Будучи весьма влиятельной и богатой структурой, оно просуществует ещё долгие годы.

Вообще, наиболее вероятны следующие варианты развития событий:

1.                Раскол православия. Те внутрицерковные силы, которые явственно понимают масштабы краха, реформируют религиозную систему, сделав её более понятной, терпимой, и главное, занимающейся своим делом организацией. Это не сможет не вызвать сопротивление могущественных жреческих кланов, которым существующее состояние христианства в России выгодно. Результатом раскола будет существование двух линий православия - прогрессивной и консервативной, борьба между которыми будет составлять основу православной духовной жизни в ближайшие двадцать лет.

2.                Постепенное снижение социального влияния православия при повышении духовного и интеллектуального уровня служителей и исполнителей культа. Если православные иерархи и простые священники оставят свои неуместные претензии на формирование из православия государственной религии и теократического государства из России, и основной целью поставят не финансовые и политические интересы, а реальный духовный, моральный и интеллектуальный рост, то, несмотря на то, что они потеряют значительную часть своих сторонников и работодателей, уважение к православным священникам и верующим может возрасти, даже несмотря на некоторые очевидные дефекты православного вероучения. Православие может, лет через 50-100, занять в России положение действительно уважаемой религии.

3.                Превращение православия в некоторое подобие тоталитарной секты. Надо отметить, что это превращение уже началось. Если "курс" православных иерархов не изменится, через 10-20 лет к православным будут относиться в лучшем случае с большим недоверием, как к членам фанатичных тоталитарных сект. Быть православным будет "дурным тоном". Православных будут чураться. Это в лучшем случае.

4.                Вместо дискредитировавшего себя православия появится новая [или хорошо забытая старая] религиозная система, в борьбе с которой православие доживёт свои последние дни. [Кстати, по нашей неофициальной информации, такие религиозные системы уже существуют и даже уже внедряются. Мы не имеем в виду Нью Эйдж, Белых Учителей, Язычество и новейшие технокульты.]

5.                И, наконец, самый благоприятный для России вариант развития событий. Благодаря росту самосознания русских, их интеллектуальному и духовному развитию, необходимость в существовании и активном функционировании всех религиозных систем, включая православие, отпадёт. Мировоззрение, не требующее поклонения богу и ориентированное на развитие и совершенствование личности человека, включающее в себя идеи гуманизма, материализма и атеизма обеспечит духовный прогресс, сделает Россию сильной, независимой и развитой страной, а не консервативной, отсталой теократией. Множество религиозных общин, включая православную, будут представлять скорее социально-историческую ценность.

Трудно предсказать, как именно будут развиваться события. Одно лишь является очевидным. Входя в третье тысячелетие, мы, русские, должны очень внимательно отнестись к тому, что происходит вокруг нас. Наше будущее в наших руках. И мы должны без сожаления откинуть всё гнилое, ветхое и фальшивое. Мы должны сами заботиться о своём духовном и интеллектуальном росте, а не вверять это важное дело псевдо-пастырям, независимо от их духовной ориентации, даже если она традиционна.

 


Оценка: 3.11*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"