Ткачёв Александр: другие произведения.

Что такое Новая Эра?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое Новая Эра (New Age)? Сейчас это словосочетание употребляется, по меньшей мере, в трёх разных смыслах (в том числе даже в одном сочинении одного автора). Обратимся к примерам из книги ћNO LOGO — Люди против брэндовЋ всемирно известной антиглобалистки — канадской журналистки Наоми Кляйн.


   Что такое Новая Эра (New Age)? Сейчас это словосочетание употребляется, по меньшей мере, в трёх разных смыслах (в том числе даже в одном сочинении одного автора). Обратимся к примерам из книги "NO LOGO -- Люди против брэндов" всемирно известной антиглобалистки -- канадской журналистки Наоми Кляйн.
  
   Как принято в компьютерной технике, мы начнём не с первого, а с НУЛЕВОГО значения слов "Новая Эра" (сокращённо НЭ-0).
   НЭ-0 -- это просто модная рекламная этикетка, которую можно пришлёпнуть на что угодно -- от ботинок до автомобилей. Например, одна из моделей американских автомашин была названа "Liana" -- по первым буквам слов Life In A New Age (Жизнь в Новой Эре). Наоми Кляйн пишет:
   "У многих розничных торговых сетей, быстро разраставшихся в 80-х и 90-х годах ... есть одна характерная черта, отличающая их от ресторанов быстрого питания, торговых пассажей и мастерских 60-х и 70-х. Они не сияют аляповатыми, словно выдернутыми из мультфильма, желтыми пластмассовыми рекламными коробами и золочеными сводами -- они более склонны испускать здоровое сияние New Age. Эти сочные, темно-синие или ярко-зеленые с желтизной коробки сцепляются вместе, как детали конструкторов Lego".
   Таким образом, идейного содержания это значение не несёт и дальше нами рассматриваться не будет.
  
   НЭ-1 -- это уже достаточно хорошо изученное религиозно-мистическое движение (не организованная религия, а скорее направление мысли). Религиовед Вероника Кравчук из РАГС пишет:
   "New Age является специфической религиозной волной, порожденной всем ходом научно-технической революции последних полутора сотен лет и представленной сегодня огромным количеством внешне различных модификаций, базирующихся при этом на однотипных глубинных идеях и принципах. По меткому сравнению Сергея Филатова этот всемирный феномен можно сравнить с лемовским океаном из "Солярис". К его признакам обычно относят:
   -- наличие эклектического вероучения, декларирующего равноценность и генетическое единство всех мировых религий под лозунгом "религий много -- Бог один!";
   -- декларации о вскоре грядущем перерождении Земли, как правило, с эволюцией от апокалиптических к хилиастическим мотивам, новой оптимистической футурологией. Особое место занимает идея перехода в 2003 году из эпохи Рыб в эпоху Водолея, как переход из "царства силы", "Кали-юги", "железного века" в "золотой век", "царство духа", "единства и расцвета человечества" и т.д.;
   -- смена теоцентрической парадигмы на антропоцентрическую. Человек провозглашается в качестве "потенциального Бога", а вероучение и культовая практика нацелены на раскрытие и актуализацию этих "божественных потенций". Спектр: от полного оздоровления и гармонизации человека с собой и с миром до развития сверхъестественных способностей -- "открытия третьего глаза", левитации и т.д.;
   -- появление феминистского акцента. Женщина провозглашается равной мужчине во всех планах, в том числе в религиозном. Она может являться лидером, основателем, символом движения (Елена Петровна Блаватская, Анни Безант, Алиса Бейли, Елена Ивановна Рерих, Элизабет Клэр Профет, Мария Дэви и т.д.). Появляется идея возрастающей роли женского начала в грядущем мире, идея "Матери мира";
   -- особое место занимает т.н. "мистический экологизм". Декларируется необходимость "глубинной экологии", основанной на "экологии человеческого духа", как исходной посылки отказа от потребительства, разграбления и уничтожения Земли. Земля понимается как живой, мыслящий, чувствующий организм (Земля-Матушка), что порождает различные неоязыческие установки в учениях и уход в "экологические общины";
   -- используются элементы неомистического "космизма". В вероучениях появляются "НЛО", "контактерство", "иные миры", "сакральные планеты", как отражение изменения мировоззрения современного человека, эпохи освоения космоса и кризиса базисных догматических представлений об устройстве мира в предшествующие исторические эпохи (особенно в авраамических религиях).
   Одной из характерных особенностей ньюэйджевских движений, затрудняющих их религиозную идентификацию, является феномен их "социальной мимикрии". Сами представители такого рода объединений нередко представляют свое учение не религиозным, а общественно-гуманистическим (культурологическим, оздоровительным, просветительским, спортивным, образовательным и т.д.). В случае необходимости проведения экспертизы, в соответствии с принятыми в религиоведении критериями, в качестве религиозного могут определяться те объединения, в которых наличествуют три признака: вероучение (центральным компонентом которого является активная вера в догматы о сверхъестественном основании мира), культ и организация.
   При этом следует акцентировать внимание на том, что во всем мире ядро состава ньюэйджевских неорелигиозных объединений составляет интеллектуальная, образованная, передовая часть социума, наиболее близко соприкасающаяся с реальными, наиболее острыми и угрожающими проблемами современного мира. Это представители так называемого "среднего класса", студенчество, интеллигенция, ИТР, достаточно обеспеченные, активные, среднего возраста люди.
   Особо следует подчеркнуть, что попытки объяснить возрастающее влияние и распространение НРД во всем мире в целом и в России в частности путем использования объяснений типа: "обман доверчивой публики навязчивым незнакомцем", "кодирование", "зомбирование" и т.п., -- лишь затуманивают суть вопроса, не позволяя разобраться в сути происходящего".
  
   Не обходит эту тему и Наоми Кляйн:
   "Все, чего хотели мои родители, -- это дальняя дорога и фургончик-"фольксваген". Для них большего освобождения и не надо было. Океан, ночное небо, старенькая гитара... чего еще человеку надо? ... Можно, если уж на то пошло, вступить в какую-нибудь секту движения "Нью Эйдж" (НЭ-1) и размышлять о похищении людей пришельцами из космоса. Оккультизм, гудеж, бунтарство, экстремальные виды спорта -- кажется, никогда прежде стремление к свободе и зуд освобождения от мира не рассматривались маркетологами в качестве самостоятельной ниши при сегментировании рынка".
   Но дальше она рассматривает, как проявления бунтарства против буржуазного общества втягивались в структуру того же общества, коммерциализировались невиданными темпами, становились торговыми марками -- "брэндами". Человек не хочет двигаться по узкой колее буржуазной карьеры -- и сразу оказывается в другой -- в колее для людей, выступивших из основной колеи. Вошла в моду на смену "панкам" субкультура "готов" -- и фирмачи тут же выпускают для них горы соответствующих шмоток.
   И растут чёрные
   Дурни и дуры,
   Ничем не защищённые
   От барахла культуры.
   (В.В. Маяковский)
  
   И, наконец, НЭ-2 в понимании той же Наоми Кляйн, и не только её -- это вовсе не реклама и не мистика. Это гораздо хуже.
   НЭ-2 -- это совокупность стремительно модернизирующихся форм эксплуатации рабочей силы, форм экономического, политического и военного порабощения стран "третьего" и "четвёртого" (осколки СССР) мира.
  
  
   В экономическом отношении НЭ-2 -- это:
   -- практически 100% перемещение примитивных производственных операций в беднейшие страны. Примитивность этих операций не даёт возможности этим странам развивать собственное производство. Сотни работниц в год гибнут в пожарах, потому что их общежития находятся над потогонными мастерскими без соответствующих пожарных выходов;
   -- перевод возрастающего числа трудящихся в самих странах Запада на постоянную "временную" работу (без социальных пособий и т.п.) и низкооплачиваемую, непрестижную, бесперспективную работу в сфере обслуживания ("мак-джоб" -- от названия "Мак-Дональдса");
   -- и многое другое.
  
   В политическом отношении -- это цепь "оранжевых революций", представляющих собой уже вполне определенное явление. Это спецоперация, которую готовят и финансируют службы США (с участием служб Западной Европы) для свержения и замены властной верхушки некоторых постсоциалистических стран. Во всех случаях использованы одна и та же технология и способ организации. Как говорят, в результате этих революций в США перемещается "источник легитимности" власти, она отныне "коронуется" вне страны. США заранее предупреждают, кто должен быть "выбран", а кого они не признают. Во всех достигнута одна и та же цель -- насаждение новой властной команды, уже полностью, с потрохами, контролируемой из США.
   Во всех случаях важную роль в подготовке и проведении операции играли молодежные (в основном студенческие) организации. Все они были одинаково организованы, финансировались и обучались по одной и той же схеме.
  
   В военном отношении:
   -- всевозрастающее применение крылатых ракет;
   -- резкое повышение точности наведения с помощью системы спутниковой навигации GPS;
   -- формирование в США новых дивизий и бригад "Страйкер", всё вооружение которых смонтировано на базе одноименной колёсной бронированной машины (естественно, для войны против слабо вооружённых государств);
   -- разработка беспилотных летательных и подводных аппаратов, способных нести оружие;
   -- полномасштабная разработка гиперзвуковых летательных аппаратов и прямоточных воздушно-реактивных двигателей для них.
  
   А каково же соотношение между НЭ-1 и НЭ-2? Сайт www.dvpt.ru считает, что это просто "одна сатана".
   "Не верю! Ни единому слову не верю!" (К.С. Станиславский).
   "Чудес нет -- есть уровень ЗНАНИЙ!" (К.Е. Антарова).
   Наоми Кляйн пишет (а уж она-то знает данный вопрос), что НЭ-1 стала одной из основ антиглобалистского движения:
   "Так рейверы объединились со сквоттерами (бездомными, самовольно занимающими пустые дома и квартиры и ожидающими насильственного выселения), с так называемыми "странниками Нового века", гонимыми за свой бродячий образ жизни, с радикальными "эковоинами", борющимися против вырубки британских лесных районов, строя шалаши на деревьях и прорывая траншеи на пути бульдозеров (основой экологического движения является опять же НЭ-1). У всех этих субкультур, выступающих каждая за свое, появились общие интересы: борьба за право на неколонизированное пространство -- для жилья, для деревьев, для тусовок, для танцев. Из этого многообразия культурных противоречий и самых неожиданных коллизий между диджеями, активистами антикорпоративного движения, радикальными экологами, политизированными художниками и представителями New Age выросло нечто такое, что можно назвать самым энергичным и быстроразвивающимся политическим движением со времен "Парижа-68": движение "Вернуть себе улицы" (Reclaim the Streets, RTS).
   "Реальность, в которой мы живем, похожа на оккупацию. Нас оккупировали, как нацисты оккупировали Норвегию и Францию во время Второй мировой войны, но наши оккупанты -- коммерсанты. Мы должны вернуть себе свою страну, забрав у тех, кто оккупирует ее по поручению своих глобальных хозяев" (Урсула Франклин, почетный профессор Торонтского университета, 1998).
  
   Гейдар Джемаль в газете "Завтра" (12.04.2004) пишет:
   "На наших глазах под "крышей" массового антивоенного движения создается новая политическая квазирелигия, в центре которой стоят "мир" и "права человека".
   Причем ... с добавлением "мира" движение получает масштабный религиозно-карнавальный характер, отчетливо связанный с атмосферой ью эйдж".
   При этом ньюэйджевский элемент снизу соответствует официальной благочинной поповщине "сверху"...
   Первое, что бросается в глаза -- преобладание феминистической стихии. У руля в антиглобалистских инициативах стоят завзятые феминистки. В массовых колоннах витает дух "весны священной" и "великой матери".
   А в целом все направлено на хаотизацию и карнавализацию коллективного протеста, подчинение его "дионисийскому началу"".
   (Примечание Товарища К.: Не совсем понятно, что имеется в виду. У себя в городе мне ни разу не приходилось видеть УЛИЧНОЕ мероприятие New Age -- или это только западное явление? Как оно может выглядеть?)
  
   Но, поскольку главарей НЭ-2 -- Сороса, Бжезинского, Чубайса и иже с ними -- без стратегического оружия достать сложно, православные лжепатриоты, как и их идейные предки в начале ХХ века, стремятся запугать самые тёмные силы общества "мировым заговором" и натравить их на организации НЭ-1. Точно так же 100 лет назад чёрная сотня, получая деньги и листовки из охранного отделения, натравливала погромщиков не на дворцы банкиров и биржевиков, а на лачуги "сионских мудрецов" -- чахоточных портных из гетто (аналогия сама собой напрашивается).
   Критерием истины, как известно, является практика. А практика показывает, что представители НЭ-1 (поклонники Елены Рерих, отчасти Алисы Бейли и даже Кастанеды!) прямо выступают против натовской политики, расизма, неоколониализма и других "прелестей" НЭ-2, а заодно против злобного антисемитизма, который у многих "сталинистов" и "патриотов" вытеснил из башки всякое соображение. В наше время каждодневно встречаются православные "патриоты" и даже "коммунисты", разделяющие воззрения Гитлера. Так и вспоминаются стихи:
  
   Вот и свастика паучья,
   Но с неё убрали крючья:
   Раз такие времена,
   Превратилась в крест она.
   (Бертольд Брехт, 1947)
  
   Именно в результате этой провокации и подмены понятий, как мы считаем, движение НЭ-1 и антиглобализм в целом стали предметом яростных нападок православного лжепатриотизма. Антиглобализму из года в год пророчат развал и провал, стремятся представить его сторонников как шайку хулиганов, а Наоми Кляйн и других публицистов -- как пустозвонов, лишённых ясной идейной основы. Но от этих злобных выкриков антиглобализм и движение НЭ-1 не прекратили и не собираются прекращать своё существование. Со временем НЭ-1 снова заявит о себе, и не только в Интернете -- произойдут события более важные. "Ни одной баталии в кабинете выиграть не можно. В кабинете врут, а в поле бьют" (А.В. Суворов).

Товарищ К.

г. Воронеж.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Баланс Темного 2"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"