Токарев Александр Михайлович : другие произведения.

Путь в Валгаллу. На смерть Егора Летова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Путь в Валгаллу
  На смерть Егора Летова
  
  
  Умер Егор Летов...Какие-то нелепые слова, какое-то нереальное событие. Сердечный приступ... Всегда казалось, что такие, как он должны либо жить вечно, либо умереть в бою, на поле брани, на том самом, русском поле экспериментов. Пожалуй, так и произошло. Бунтарь и анархист, мудрец и философ, кшатрий и брахман одновременно, Егор превратил свою недолгую, но счастливую жизнь в поле боя. Добра и зла, темного и светлого, серого и яркого. Храбро рвался в бой, вел за собой в атаку, получал ранения. Терпел тяжелые поражения и одерживал блестящие победы.
   Ворвавшись в конце 80-х в панк-среду и произведя своим появлением эффект разорвавшейся бомбы, Летов надолго стал идолом и кумиром миллионов протестующих, несогласных, непокорившихся. Протест Летова в то время был направлен против мертвой идеологии и мертвых же символов. Мавзолей Ленина с "усопшим? вождём, кумачовое бесцветье официальных знамен, фальшивые лозунги неискренних ораторов - всё это стало объектом сокрушительного, громогласного, оглушающего удара, нанесенного "Гражданской обороной". Егор безжалостно громил то, что злые и острые языки называли тогда "совком?, то, что Эдуард Лимонов гениально назвал впоследствии русским "адатом". Думаю, что Летов, осознанно или нет, всегда различал понятия "совок" и "советский". Иначе не заявил бы со своими единомышленниками ещё в 88-м году о том, что именно они являются настоящими коммунистами, а не вольготно заседавшие в Кремле номенклатурщики. Уже на том этапе Егора Летова попытались образумить, приручить, сделать домашним, предсказуемым. "Нас пытаются сделать частью попса!" - заявил он тогда. Не получилось. Ни тогда, ни позднее. И если в августе 91-го Егор ещё спокойно смотрел на то, как пели на баррикадах "Всё идёт по плану", то после победы "демократии", стал сомневаться в правильности собственного политического и нравственного выбора. Начал посещать мероприятия, проводимые патриотической оппозицией, встречался с лидерами "красно-коричневых", захаживал к Александру Проханову в редакцию газеты "День". Егор не смог тихо существовать в гнилой, тухлой, мертвой среде, созданной новыми хозяевами России. Не смог спокойно петь свои беспокойные песни и зашибать большие бабки по примеру вечнозеленого БГ и других прирученных "рокеров". Это был бы какой-то другой Летов, и нам он был бы совсем неинтересен. Забросав разрывными гранатами советскую власть, он одним из первых встал под красное знамя, когда власть эта рухнула. И дело тут не в патологическом бунтарстве и не перманентной революционности. Просто Егор был из тех людей, кто "всегда будет против? неискренности и цинизма, ханжества и лицемерия, социальной и национальной несправедливости. Одним словом, всего того, что и расцвело буйным цветом после 91-го года. Не все поняли, не все приняли тогда Летова в новом качестве. Егор потерял старых соратников, но обрел новых. Пожалуй, он никогда не боялся потерять тех, кого никогда и нельзя было потерять. А временные попутчики пусть идут своей дорогой.
   Егор Летов стремительно вошел в политику 90-х уже в новом, "красно-коричневом", качестве. Если серое, как правило, тянется к серому, то и герои рано или поздно находят друг друга. Так и нашли друг друга писатель Лимонов, философ Дугин и рок-музыкант Летов. Нашли и положили начало новому, небывалому до сей поры контркультурному явлению - национал-большевизму. Стали отцами-основателями радикальной, ныне запрещенной партии. Летов принес с собой свежие потоки воздуха и вдохнул их в оппозиционное движение. Его яркие статьи в "Лимонке" и "Завтра", его концерты под красно-чёрно-белым знаменем, его пение в микрофон, удерживаемый Виктором Анпиловым, мы не забудем никогда. Если роль Александра Проханова, которую он сыграл в становлении и развитии оппозиционного патриотического движения совершенно справедливо сравнивают с ролью Максима Горького в Русской революции, то Егора Летова вполне уместно сравнить с Владимиром Маяковским. И по громогласности, и по степени таланта, и по новизне текстов. А главное, по той непримиримой позиции, которую всегда занимал Егор по отношению к врагам, как явным, так и затаившимся. Ко всякой "дряни?, благополучно предавшей собственные идеалы и отлично устроившейся в новой "демократической" действительности. К сожалению, жизненный путь и того, и другого стал коротким. Тридцать семь и сорок четыре. Недолог век героя на этом свете.
   Как и любой человек, а особенно человек творческий и неординарный, Егор не избежал ошибок и заблуждений. Часто, сгоряча, разрывал отношения со своими товарищами, уходил, а потом возвращался, рубил шашкой с плеча, нанося удары по своим. Все мы не избежали подобных ошибок и метаний, заблуждений и сомнений. На то она и жизнь. Не ошибается и не меняет взглядов только дурак. Абсолютно уверен, однако, в том, что не было стыдно Егору ни за один из совершенных им поступков. Что если и делал он какие-то резкие, необдуманные шаги, то вполне искренно, с твердой верой в правильность принятого решения. И мы не вправе судить его за это. И не будем этого делать.
   Что же касается собственно музыки, то Егор Летов и его "Гражданская оборона" своим творчеством повлияли на целое поколение нонконформистских музыкантов. Знаменитые ныне "Красные звёзды" - яркий и отнюдь не единственный тому пример. Кассеты и диски с песнями Летова никогда не будут пылиться на полках. Они всегла будут актуальны и востребованы. Разве не о нашем сегодняшнем времени написана песня "Я всегда буду против!" Разве можно спокойно лицезреть возрождение худших советских черт и традиций, которые, собственно, и привели СССР к печальному исходу? Разве не будет всегда понятна и близка летовская трактовка народной пословицы: "Солдатами не рождаются", гениально дополненная автором: "солдатами умирают". Сколько пришлось нам увидеть таких вот солдатиков, погибших за чужие интересы, завернутых в "красную тряпку" и похороненных с ненужными уже ни им, ни их близким почестями. А знаменитую песню Пахмутовой и Добронравова мы будем слушать не в исполнении Кобзона, но в бешеном, рычащем, надрывном крике Летова.
   Егор ушёл от нас. Ушел, подобно великим воинам, в Священную Валгаллу. Пусть же и там будет он вечно вести свой праведный бой, пировать за столом Одина и пить мёд, подносимый прекрасными воинственными валькириями. Жди нас там. Скоро увидимся.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"