Писатель Захар Прилепин в одной из недавних своих статей назвал современную российскую молодежь "самой реакционной частью общества". Полностью разделяя мнение автора, хочу высказаться более определенно и резко. С этой целью достаю из своего подпольного арсенала десяток отточенных ножей и запускаю в спину молодежи. Возможно, часть из них не достигнет цели, пролетит мимо, или отскочит, не причинив вреда. Но какие-то глубоко войдут в живую плоть. Рассекая воздух, со свистом летит...
Нож первый. Молодежь аполитична. В политику молодые идут только в том случае, если это может принести ощутимую материальную прибыль, а также, если это принесет свои плоды в перспективе. Мысль о том, что политическое действие может быть связано с собственной гражданской и нравственной позицией, молодежи просто не приходит в голову. Все попытки власти привлечь молодежь в политику ("Наши" и прочая сволочь) так или иначе связаны с деньгами или перспективами на будущее. Исключи этот пункт, и от боевых ребят не останется и следа.
Нож второй. Молодежь пребывает в состоянии глубокого социального пессимизма. Молодые не верят в возможность добиться справедливости. Человек, задумавший вести борьбу против системы воспринимается ими в лучшем случае как безумный романтик, в худшем - просто как не вписавшийся в новые реалии неудачник. Причем, неважно, идет речь о противостоянии с начальником на работе, или о политической борьбе. Ответ у молодежи один - не надо плевать (или еще что-то делать) против ветра, все равно несправедливость неискоренима, только нервы свои поистреплешь.
Нож третий. Молодежь не желает перемен. Молодежь 80-х под музыку "Кино" и "Наутилуса", мечтала о переменах, более того, активно требовала их. Привлеченная на свою сторону рвавшимися к власти демократами, молодежь стала ударной силой в борьбе с советской системой. Нынешнее племя не желает и слышать о переменах, боится их. Ее все устраивает. Перемены ассоциируются в молодых умах только с ухудшением своего положения. Будет только хуже, убеждены они, поэтому пусть все остается по-старому. Жить дают, зрелищ навалом. Ну что еще надо?
Нож четвертый. Молодежь начисто лишена революционной романтики. Лишь отдавая дань моде, облачаются молодые в футболки с Че Геварой. На самом деле мировоззрение и жизненные ценности этого человека бесконечно чужды российской молодежи. Уверен, не все и знакомы с его биографией. Порой видишь школьника, на ранце у которого знак анархии и надпись "Гражданская оборона", спросишь что-нибудь о Егоре Летове, а в ответ - только недоуменный взгляд. У них другие герои - глянцевые и гламурные, уверенные в себе и успешные, "высокоэффективные" люди постиндустриального общества, сытые и довольные.
Нож пятый. Молодежь инфантильна. Российская молодежь упорно не желает взрослеть, хочет как можно дольше продлить сладкое состояние беззаботного детства и разгульной юности. Девушки не хотят выходить замуж и рожать детей: надо сначала пожить вместе гражданским браком, получить хорошую высокооплачиваемую работу, сделать карьеру, а вот потом и о семье можно подумать. Молодые люди не стремятся обременять себя подобными заботами и брать на себя серьезную ответственность. Я бы еще понял, если бы отчуждение от семьи было обусловлено, скажем, творческой активностью или общественно-политической деятельностью. Так нет же! Опять на первый план выходит эгоистическое желание пожить для себя.
Нож шестой. У молодежи игровое мировосприятие. Молодые отказываются воспринимать жизнь как трагедию или борьбу. Их жизнь изначально лишена творческого поиска и общественной активности. Для них жизнь - это занятная игра, наподобие компьютерной, и все. Желательно сделать эту игру как можно интересней и продолжительней. Никаких тебе обязательств, никакой ответственности. Молодые играют то в любовь, то в семью, то в отцовство и материнство. Только когда им станет ясно, что игра не может продолжаться вечно, в их жизни ворвется трагедия.
Нож седьмой. Молодежь индифферентна по отношению к культуре. Культура российской молодежи - это "молодежные" триллеры и ужастики, это МУЗ-ТВ и "Европа плюс", Катя Пушкарева и семейка дегенератов Букиных. В лучшем случае, "Бригада" и "Бумер", Любэ и "Ленинград", Акунин и Пелевин. Ребята из банды Васи Якеменко, разрывавшие книжки Владимира Сорокина на части и выбрасывавшие их в импровизированный унитаз, едва ли читали написанные в 90-е годы "Непротивление" Юрия Бондарева или "Мать Ивана, дочь Ивана" Валентина Распутина. Вряд ли знакомо и близко им творчество метафизических реалистов Сергея Сибирцева и Юрия Козлова. Не читали они и им подобные ни баталистику Александра Проханова, ни ироническую прозу Юрия Полякова. А ведь именно они, а не одряхлевший и давно неактуальный Борис Васильев, были и остаются лицом современной русской литературы. Когда я в школе называю одиннадцатиклассникам (17 лет, самая, казалось бы, продвинутая молодежь) имена Франсуа Озона или Дэвида Линча, Чака Паланика или Уильяма Берроуза, то в ответ получаю то же самое недоумение в глазах. Да что там, даже старину Мика Джаггера не знают.
Нож восьмой. Молодежь эгоистична. Она не осознает даже своих собственных интересов, если речь идет о молодежи как социальной группе. Для молодых имеет значение только их частная жизнь. Все события в мире и стране, все потрясения, все общественные и социальные катаклизмы рассматриваются ими только в связи с их личными интересами. Пусть где-то, может быть, совсем рядом, гремит война, пылают дома и улицы, гниют в тюрьмах политзаключенные, корчатся от голода тысячи "неудачников" в странах "третьего мира". Нас это не касается, думают молодые обыватели, это все где-то далеко, и к нашей жизни прямого отношения не имеет. Холодный рационализм и практицизм, сосредоточенность исключительно на своих личных проблемах, индивидуализм и эгоизм - характерные черты российской молодежи начала XXI века.
Нож девятый. Молодежь непатриотична. Да, да, не удивляйтесь, именно так. Патриотизм - это, прежде всего, осознание нерасторжимости собственной судьбы и судьбы своей Родины. А этого качества у молодежи как раз и нет. Где хорошо, там и родина, полагают новые молодые, и при первом же удобном случае готовы слинять из России туда, где "тепло и сыро". Обустроившись на новом месте, пресытившись благами западной (или еще какой-то) цивилизации, станут эти отщепенцы доставать нас, оставшихся в России, своими бестолковыми разговорчиками на всевозможных "одноклассниках". "А пошли бы вы со своими разговорами!" - подумал я, и удалил к чертям свою анкету с упомянутого сайта.
Нож десятый. Молодежь растрачивает свою энергию впустую и бездарно прожигает жизнь. Молодые до хрипоты готовы спорить о том, кто победит на Евровидении, биться друг с другом на футбольных матчах, сопереживать "фабричным звездам" т.д. Но они абсолютно не способны на жертвенность, им не свойственен идеализм и героизм, они не желают строить будущее своей страны или хотя бы влиять на него, они сами, добровольно загоняют себя в стойло покорных скотоподобных существ. Повзрослев, будут горбатиться дни напролет за компьютером в офисе, чтобы в конце недели пойти в ночной клуб и "оторваться по полной программе", выпивая чудесный коктейль в свете беспорядочно бегающих разноцветных огоньков. БОЛЬШЕ ИМ НИЧЕГО НЕ НАДО!
Я уже слышу возмущенные возгласы и свист запущенных в меня камней. Предвижу заявления типа: "Не надо так за всех, вот мы не такие, мы хорошие". Есть мол, и другая молодежь. Да, есть. Но только представители другой молодежи - это исключения, редкие животные. Таких, на самом деле, единицы. Говорю это со знанием дела и с полной ответственностью. Многие вышеперечисленные пороки, возможно, присущи и мне, человеку тридцати лет от роду, то есть, по меркам социологов, еще молодому.
Другие, действительно, есть. Они разобщены и одиноки в мире безликого стада. Есть бойцы, но нет армии, есть граждане, но нет гражданского общества, есть энергия, но нет ударной силы. Дай то Бог, чтобы зерна, брошенные ими в разрыхленную русскую почву, дали благодатные всходы в лице Наших Будущих Поколений.