Токмаков Константин Дмитриевич : другие произведения.

Достаточно общая классификация магических систем в мирах фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.27*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Классификация магических систем, используемых в мирах фэнтези и аниме. Захотелось вот написать статью такого рода. Статья - черновик, будет правиться.

  РАБОТА - ЧЕРНОВИК, будет дополняться, правиться и так далее, пишите идеи и аргументированную критику, если не согласны с чем-либо в статье.
  
  Итак, эта статья посвящена классификации магических систем миров фэнтези. Уточнение - именно магических систем, а не ветвей магии. К примеру, магия стихии огня, магия стихии земли, менталистика и магия жизни - ветви магии, а магия стихий - магическая система либо составляющая таковой.
  Откуда взялась идея написать эту статью? Из очень разнящегося от автора к автору понятия "магии" и физико-магических законов очередного фэнтезийного мира. Хочется разобраться и классифицировать.
  
  Прежде всего, стоит раскрыть само определение понятия "магия". Зачастую оно достаточно расплывчато, в ряде случаев, по всей видимости, авторы фэнтезийных произведений сами по себе не представляют, чем именно является магия в их мире. Согласно определению Википедии, "Магия - понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём".
  Изначально понятие "магии" и появилось из желания примитивных людей как-то объяснить для себя законы природы и повлиять на окружающий мир ритуальным образом. Фактически получалось, как несложно догадаться, всякая хрень. Так же позднее получались и приметы, и многие традиции.
  
  Я же попробую дать своё определение магии в литературе: действия, которые персонаж совершает не с помощью физической силы и не с помощью научно-технических средств, возможных в рамках нашего мира. Это объяснение неудовлетворительно, так как в рамках нашего мира, по современным представлениям, невозможен вечный двигатель, но к магии отношения он не имеет; отсюда следует, что магия возможна в том и только в том случае, если антураж произведения показывает некие действия, подпадающие под вышеуказанное определение, именно как то, что в представлениях жителей нашего мира выглядит "мистическим" (но вовсе не обязательно действительно является таковым).
  То есть таки да: магия - это в первую очередь антураж (для фэнтези и смежных жанров), а не что-то иное.
  
  Да, к сожалению, первооснова магической системы в большинстве миров фэнтези остаётся за кадром - автору либо не хватает на неё фантазии, либо магия там является обычной декорацией и потому её первоосновы автором считаются не имеющими какого-либо значения. Однако если не в большинстве, то во многих случаях можно разделить магические системы, их первоосновы, на две достаточно чёткие категории:
  
  1. Магия как иррациональное чудо. Магия противопоставлена материальному миру и необъяснима.
  2. Магия как рациональная система физических (физико-магических) законов, добавленных к нормальным физ. законам.
  Далее подробнее.
  
  1. Магия как иррациональное явление.
  Магия является мистическим явлением, по сути своей принципиально непознаваемым. Магия в мирах фэнтези такого рода противопоставляется науке и научному познанию мира. Можно сказать, такой мир создаётся по подходу субъективного идеализма.
  Таковым и было изначально понятие "магия" в человеческом сознании. Вполне естественно - некими сверхъестественными причинами примитивные люди когда-то обосновывали непонятные им природные явления и процессы. Можно сказать, именно это и означает "магию" в классическом смысле.
  Вполне естественно, что такое явление, противопоставленное человеческому разуму, является злом и в идеальных условиях подлежит уничтожению, на чём можно построить сюжет какого-либо произведения. К сожалению, большинство миров фэнтези с магией такого типа такой возможности не предусматривает. Между тем, в действительности страшно представить, что было бы, если бы мы жили в принципиально не подлежащем познанию мире. "Иррациональная" система магии автоматически обесценивает существующие в нашем мире достижения человеческого разума - всё, что достигнуто силами науки; фактически, к вере в такую "магию" можно отнести большую часть существующих религиозных систем.
  Можно сказать, для сторонников такого подхода (и миров, где таковой используется) магия - это чудо. То, что не может быть достигнуто обычным путём и не может быть познано.
  Пример такой магической системы: мир Властелина колец Толкина (далеко не первое фэнтезийное произведение, но основа всего последующего расцвета фэнтезийного жанра).
  
  2. Магия как рациональное явление.
  Магия представляет собой просто осознанные или подсознательные (интуитивные) манипуляции особым видом энергии, существующим в объективном мире, но неизвестным при современном уровне научного знания конкретного мира. Можно сказать, магическая система в таком мире является материалистическим явлением. Магия потенциально может быть познана и воспроизведена силами научного метода (правда, после этого её становится сложно называть "магией"). Магия не противопоставляется науке и не является чисто "мистическим" в своём роде явлением. Как известно, "достаточно развитая технология становится подобна магии" - и так же магия в мире с магической системой такого рода является просто более высокой ступенью развития, чем наука того же мира; либо магия и наука идут рука об руку (что встречается значительно реже).
  В современном фэнтези наибольшее распространение успело получить именно это объяснение существования магии, так как большинство людей по объективным причинам питает и будет питать неприязнь к "мистическим" магическим системам, где от самого человека и его разума мало что зависит. Здесь же магия - просто ещё не познанная, но объективно существующая и не противопоставленная остальным физическим законам часть мироздания.
  Впрочем, это не отменяет того факта, что и в таком мире магия может нарушать либо обходить известные физические законы, вплоть до закона сохранения материи/энергии. Почему? Потому что! Если к физическим законам объективного мира добавлено такое же объективное явление "магии", нет причин не изменять и другие физические законы, если этого требует сюжет в конкретном произведении о событиях в конкретном мире.
  
  Совсем кратко и понятно:
  1. Чтобы достичь определённого результата, нужно сделать определённую неведомую фигню. Почему неведомая фигня помогает достичь результата, я не узнаю никогда. В некоторых случаях неведомая фигня может сбоить, и причин этого я тоже никогда не узнаю. В большинстве случаев работает только метод проб и ошибок, либо всё связано с некими волевыми усилиями - непреложных правил и законов в магии нет.
  2. Чтобы достичь определённого результата, нужно определённым образом направить некую энергию. Ошибки приведут к тому, что результат не будет достигнут. Я могу изучить процесс направления магической энергии, выделить верные алгоритмы её использования и оптимизировать, а также использовать полученные знания, чтобы узнать, как достичь других результатов при использовании магии; в перспективе я, возможно, когда-нибудь узнаю, что эта энергия из себя представляет и откуда берётся, как наука нашего мира знает про радиацию, субатомные частицы и так далее.
  
  Не упомянутая выше возможность - магия как дар "высших сил" - во всех случаях сводится к первому либо второму варианту, поэтому отдельным случаем не является. Выходят просто подвиды предыдущих вариантов:
  1. Высшие силы являются иррациональной сущностью в том же смысле, как и магия первого варианта. К этой версии относятся практически все религиозные системы нашего мира: существование своего рода "магии" приписывается некоему высшему существу и проводникам его воли. Иными словами, если вы верующий, то вы верите в реальность иррационального типа магии в нашем мире. Если "бог" или "боги" являются существами рациональными, то они не нуждаются в чужой вере. См. далее.
  2. "Высшие силы", дающие магию, могут являться просто нормальными существами с более высокими возможностями, чем у современной человеческой цивилизации, и они способны манипулировать недоступными современной науке видами энергии (как в пункте 2 предыдущего варианта).
  Первый вариант, бесспорно, оскорбляет человеческое достоинство, умаляя достижения разума, и потому создаёт ощущение безысходности от перспектив развития любого мира, где используется, и населяющей этот мир цивилизации. Второе является интересным сюжетным ходом - по той причине, что потенциально можно превзойти возможности той стороны - "высших сил", которая с какими-то целями и наделяет людей определённого рода способностями ("магией").
  
  Спорной является принадлежность магической системы Насуверса (Fate, Tsukihime и прочее). Точное утверждение о её принадлежности можно сделать, только решив вопрос: что есть Акаша, или Спираль Истока, первоисточник существования всего набора вселенных этого мультиверсума? Полностью мистическое и непознаваемое явление или всё-таки просто непознаваемое с точки зрения недостаточно развитого человеческого разума? Но этот вопрос мало раскрыт в каноне.
  Собственно говоря, то же самое относится к значительной части фэнтезийных магических систем, принадлежность которых по использованным в конкретном произведении признакам определить невозможно (так как сам автор не задавался этим вопросом). Впрочем, если автор всерьёз задумывается над первоосновой своей магической системы, почти всегда получается чёткий второй вариант.
  
  Лукьяненко, серия про Дозоры - магия в этом мире, по всей видимости, является "даром" "высшей силы" в лице Сумрака, который, как открывается в пятой книге серии, является вполне живой и даже в некотором роде разумной силой, и именно от него зависят способности Иных. Судя по более ранним утверждениям о возможности познания способностей Иных силами науки, сама по себе магия в этом мире относится ко второму типу из вышеупомянутых и не является "иррациональным" явлением, так как Сумрак - объективно существующее (в мире Дозоров) создание со своими особенностями, которые потенциально могут быть познаны силами науки. За пределами Земли и действия Сумрака магии не существует.
  
  Дополнительный случай - имитация магии. Это уже не совсем фэнтези, и стоит отличать эту схему от технофэнтези (единения магии и технологий). Имитация магии - это тот случай, когда магия не отдельна от технологий, не совмещена с ними и не превосходит их по развитию, а именно сама является следствием использования определённых технологий. Пример: в известном фанфике по Наруто "Дзюцу для трансгуманиста" местная магическая энергия (чакра) является чем-то вроде продвинутых нанороботов, а сам мир является нашим отдалённым будущим (через полмиллиона лет или около того) после апокалипсиса.
  Во всяком случае, любая "нормальная" магия основана либо на "высших силах", существах "высшего" порядка, либо на разного рода естественных (в рамках конкретного мира) причинах
  
  Сама же магическая система мира Наруто по внешним признакам относится к рациональной системе (система, связанная с большинством способов использования чакры и дзюцу), но составляющие мира, связанные с загробным существованием ("Чистый мир"), относятся к неизвестной системе и могут быть как рациональными, так и иррациональными, "непознаваемыми". В фанфиках можно обыграть и тот, и другой варианты.
  
  Магическая система Блича - по всей видимости, имеет иррациональный источник при внешних признаках рациональности.
  
  Магическая система Ван Писа - не раскрыта, возможны любые варианты происхождения "Дьявольских фруктов", "Воли" и прочего.
  
  Ещё один интересный случай.
  Примером того, как в одном и том же мире могут совмещаться магические системы "рацинальные" и "иррацинальные", является мир Сварога у Бушкова.
  Прежде всего, там существует распространённая у ларов магия, основанная на использовании апейрона - особой энергии, исходящей, предположительно, из ядра нашей галактики. За несколько тысяч лет назад до событий книжной серии, приблизительно во время катаклизма, известного как "Шторм", выделилась группа людей, которая смогла каким-то образом вписать либо в свой генетический код, либо каким-то непонятным путём - в самую свою суть систему управления этой энергией. Эта же энергия широко используется техникой ларов, фактически для местных учёных, по-видимому, не осталось тайн, связанных с магией апейрона. Не могу утверждать точно, но возможно, что и магией (то есть чем-то, что выглядит в глазах местных как нечто сверхъестественное) эту "магию" при таком уровне познания считать затруднительно.
  В то же время там есть и другие магические системы, с энергией апейрона связи не имеющие. Прежде всего - так называемый "Древний ветер", родовая магия императорской династии (см. императрица Яна). Также - все тайны, связанные с Древними Дорогами и многим другим, Дьявол, Бог (существующие в том мире) и так далее. Таким образом, эта сторона мира иррациональна и непознаваема (хотя насчёт Древнего Ветра и Древних Дорог могу ошибаться - они могут быть и рациональны, но существование высших сил в таком виде делает основу системы того мира иррациональной).
  
  Схожий случай - анимешки "Индекс волшебства", "Некий научный рейлган" (события происходят в одном и том же мире). Параллельно существует магическая система эсперов (рациональная, основанная на использовании определённого поля, продуцируемого телом человека - "персональная реальность") и иррациональная магия, связанная, предположительно, с некими божественными силами. В то же время и магия потенциально там может быть познаваемой, но это требует как минимум сравниться с божественными силами.
  
  Возможно, отчасти близка к эсперам "Индекса волшебства" магическая система аниме и манги "Из нового мира" - "Shinsekai Yori". Там используется термин "психокинез", и люди со способностями к таковому способны к искажению окружающего мира практически без ограничений, кроме психологических. По всей видимости, магическая система того мира в основе своей рациональна, хотя (за счёт зависимости от человеческой психики) и имеет некоторые внешние черты иррациональной (мистической).
  
  Часто магия так или иначе зависит от понятия "душа". Сама по себе гипотеза "души" связана с верой в иррациональные высшие силы, непознаваемые для "обычного" человека, но это не мешает трактовать понятие "душа", так или иначе, в рационалистической форме. Просто как неизвестную сторону реального мира, подчиняющуюся определённым и конкретным физическим законам.
  
  Шаманизм, использование духов и так далее.
  Возможно как рациональное, так и иррациональное объяснения. В случае рационального, соответственно, "духи" будут просто нечеловеческими существами (возможно, энергетическими формами жизни), в определённых условиях и из-за определённых предпосылок когда-то сформировавшихся и определённым образом используемыми людьми с некоторыми способностями (или без таковых - в каких-то версиях миров использовать "духов" могут люди без собственных способностей).
  
  "Стихийная" магия при разбивке на 4 стихии - один из наиболее известных и наиболее примитивных подходов к магии в прошлом реального мира. Большее количество стихий в магической системе (вплоть до таких "стихий", как Тьма и Свет, Хаос и Порядок, Жизнь и Смерть) или отдельное существование бесстихийной магии зачастую делает магическую систему более реалистичной (не сводят всё разнообразие "заклинаний" или "чар" к четырём стихиям), но и превращает её в жуткую мешанину, в которой сам чёрт не разберётся. Увы, это уже распространившийся штамп, с которым, видимо, бороться бесполезно.
  Те случаи, когда "стихия" является безличной, но в каком-то смысле живой силой, в большинстве вариантов можно отнести к иррациональным. Простое разделение же магических умений по "стихиям" или "направлениям" какой-либо иррациональной составляющей не несёт, хотя может быть с ней связано в том случае, если иррациональность лежит в основе самой магической системы.
  
  Магия Гарри Поттера основана на неизвестных принципах и информации из канона недостаточно для чёткой её классификации. В фанфиках использовались различные варианты. В частности, фанфик "Методы рационального мышления" делает всю магическую систему ГП основанной полностью на рациональной составляющей, НО: именно этот рациональный фанфик превращает там же конкретно дементоров в нечто, выглядящее как совершенно иррациональные сущности (материальное воплощение понятия "смерть"). Определённо, интересно, как именно автор предпочтёт разрулить ситуацию с ними.
  Признаки иррациональности в ГП имеют большинство фанонных систем магии, связнных с "высшими силами", "великими и древними магическими родами с особыми способностями" и так далее.
  
  Что касается иррационального объяснения мира вообще, можно вспомнить хорошую такую цитату из знаменитого фанфика (бесспорно, лучшего по фэндому на всех языках) "Гарри Поттер и методы рационального мышления", где была юмористическая вставка с "рациональным" взглядом на мир Матрицы:
  "МОРФЕУС: Долгое время я не мог в это поверить. Но я видел эти поля своими глазами. Видел, как они перерабатывают мёртвые тела, чтобы внутривенно кормить живых...
  НЕО
  (вежливо)
  : Простите, пожалуйста.
  МОРФЕУС: Да, Нео?
  НЕО: Я долго пытался сдерживаться, но по этому поводу считаю необходимым высказаться. Человеческое тело наиболее неэффективный источник энергии, какой только можно придумать. Эффективность тепловой электростанции уменьшается при работе турбин на низких температурах. Любую еду, пригодную для людей, гораздо эффективнее сжечь в топке. А теперь вы говорите, что для кормления живых используются тела мёртвых. Вы когда-нибудь слышали о законах термодинамики?
  МОРФЕУС: А где ты слышал о законах термодинамики, Нео?
  НЕО: Любой, кто изучал физику в школе, знает о законах термодинамики!
  МОРФЕУС: А где ты ходил в школу, Нео?
  (Пауза)
  НЕО: ...В Матрице.
  МОРФЕУС: Машины придумали изящную ложь.
  (Пауза)
  НЕО
  (робко)
  : А могу я где-нибудь взять учебник по настоящей физике?
  МОРФЕУС: Такой вещи не существует, Нео. Вселенная не подчиняется математическим законам."
  
  Вообще же говоря, рациональной система законов конкретного мира остаётся тогда, когда эта система является строгой, чёткой и подлежащей познанию научным методом. Она может как угодно отличаться от физ. законов нашего реального мира, в ней может не существовать атомов, молекул, протонов и нейтронов, а всё вещество - являться производными четырёх (или любого их числа) стихий. Может не существовать закона сохранения энергии или основных законов термодинамики, может быть возможен вечный двигатель. Скорость света может быть равной десяти километрам в секунду; или даже свет может двигаться с произвольной скоростью, в зависимости от источника. Да что угодно (с поправкой на то, что слишком отличные от нашего мира физ. законы вообразить мозг, работающий по законам нашего мира, просто никогда не сможет), до тех пор, пока эта система РАБОТАЕТ и она ВНУТРЕННЕ непротиворечива, то есть её законы не конфликтуют друг с другом.
  Иными словами: если в мире существует физический закон сохранения энергии и материи в постоянном количестве (мир, вселенная или группа вселенных - замкнутая система, энергия и материя в его рамках могут изменяться, передаваться от одного места к другому, но не появляться из ниоткуда и не исчезать в никуда - их общее количество постоянно), и этот закон НАРУШАЕТСЯ - значит, система иррациональна. Чтобы система была рациональна, этот закон может быть сформулирован иначе - например, "материя и энергия не могут появляться из ниоткуда и исчезать никуда, КРОМЕ КАК в некоторых ситуациях". Пример - физико-магическая система мира моих "девочек-волшебниц", которую я пока ещё прорабатываю, говорит, что в рамках нашей Вселенной "что-то" не появляется "из ничего" и не исчезает "в никуда", но у магов есть такая штука, как Безграничный Источник - особая магическая штуковина, связанная с другой Вселенной, где закона сохранения энергии не существует; соответственно, с его помощью можно бесконечно тянуть энергию из той вселенной или бесконечно уничтожать материю нашего мира, просто отправляя её в другой мир.
  Да, последняя поправка (самая-самая последняя!). Под физическими законами мира подразумеваются не физические законы одной Вселенной, а физические законы всех вселенных и мультивселенных, которые существуют и могут существовать в реальности конкретного произведения. То есть если вселенная существует всего одна - то её законы в рациональной версии абсолютны и не могут нарушаться. Если вселенных много и законы у них разные - возможно много интересных ходов и сочетаний.
  Вот теперь всё. Жду комментариев по поводу поднятых тем.
  
  
  
  
Оценка: 6.27*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"