статья написана для журнала
О художнике Владимире Федотко
КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА ЛЮДОВИКА ПЯТНАДЦАТОГО
КАЗАНОВА ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ПАРКА
В троллейбусном парке, в солидном Управлении с вахтером у входа, художник Володя Федотко считается Казановой нешуточного масштаба. В чем-то скромный парень, которому положено размалевывать троллейбусы скучной рекламой, даже превзошел известного ловеласа. Казанове не раз прихо-дилось гоняться за красотками, добиваясь их расположения, а к Володе очаровашки приходят сами. Приходят обычно к концу рабочего дня, небрежно улыбаются обалдевшему от вида неземной красоты вахтеру, идут мимо скуч-ного цеха и кабинетов, поднимаются на третий этаж, рассеянно глядя на древние социалистические лозунги, входят в мастерскую, заставленную кар-тинами, пьют чай с Володей, а затем быстро и решительно раздеваются...
Если б кто-то догадался приникнуть к замочной скважине, то вряд ли смог бы увидеть девушку, так как коридорчик в мастерской узкий и извилистый, а напротив замка находятся плотные ряды холстов. Но зато он мог бы кое-что услышать: "Тебе не холодно? Давай я включу печку. Вот так! Реф-лектор с этой стороны, печка с этой. Теперь нормально?" И тогда слушатель догадался бы, что Володя просто рисует натурщицу.
Хотя вахтер далеко не уверен, что Володя просто рисует. Такого не мо-жет быть! - тревожно думает вахтер вспоминая стройные ноги и пушистые ресницы очередной красотки. Он не понимает что для художника "овладеть" женщиной - значит, запечатлеть ее в двухмерном пространстве полотна так, чтобы пространство превратилось в трехмерное, объемное, картина ожила, и зритель ощутил, будто он знаком с изображенной героиней.
Позировать - работа непростая, до перестройки оплачивалась хорошо - рубль в час. Сейчас художники обеднели, натурщицам платят от восьмидесяти до ста рублей за сеанс, то есть за три часа. Володя, как я узнала, платит на-турщицам сто рублей.
- Иногда у меня нет денег, но, когда я говорю знакомой по телефону, что сеанс отменяется, она сама предлагает работать бесплатно. Однако я не могу слишком часто пользоваться такой щедростью - мне неудобно, - рассказывает мне Володя.
- Интересно, почему девушки так хотят, чтобы ты рисовал их? Наверное, им нравятся твои картины. Вдруг их изображения прославятся в веках?
Володя улыбается чуть смущенно.
- Просто мы становимся друзьями. Они выходят замуж, и с их мужьями я тоже дружу. Почему-то почти все мои натурщицы уезжают за границу, в Америку. Но меня не забывают. Звонят оттуда, рассказывают. Там художнику тоже сложно, если он неизвестен. На родине все-таки лучше.
- А картины хорошо продаются?
- До кризиса было больше покупателей. Сейчас труднее. Я не могу отда-вать картины за бесценок - даже не потому, что хочу окупить расходы, а по-тому, что мне необходимо знать: картину будут беречь. Знаю я историю об одной доске с пейзажем известного художника - она случайно попала в рабо-чую бытовку, где никто не ведал ценности потемневшего изображения. Ее использовали как подставку для чайника! Чтобы такого не случилось, нужно продавать картину дорого или дарить друзьям, которые понимают толк в жи-вописи.
Я согласно киваю. Этот стройный парень необыкновенно привлекателен. Жаль, что фотографии не смогут передать обаяние художника. У него парез лицевого нерва (несчастье случилось, когда Володя служил в армии).
ИСКУШЕНИЕ В МЕТРО
Володя пишет исключительно сюжетные картины, где часто появляются фантастические звери (например, "дракончик на пенсии"), прекрасные дамы. Вот "Мечта подростка".
У юной леди фигурка, про которую молодежь говорит "класс!", "закача-ешься!","супер!". А на соседнем сиденье расположилась немолодая тетка, одетая "как полагается", закупоренная во что-то скучное и темное. Эта пассажирка строго соблюдает "приличия", и шокирована появлением в элек-тричке раздетой "феи". А, может, второе название картины "Двадцать лет спустя"? Или у женщины есть сын-подросток? Он мечтает... мечта на минуту обрела реальное воплощение, а строгая мамаша возмущена нахальным эроти-ческим волшебством? Володя мог поведать и о реальной истории, случившейся с его знакомыми: девушки загорали на нудистском пляже, а у них ук-рали одежду, и им пришлось голышом возвращаться домой.
Теперь вглядимся в группу, едущую в фантастическом метро. Два ста-рых перечника по бокам от красотки млеют от вожделения. И в то же время словно подсмеиваются сами над собой. Экология-то нынче плохая, болячек полно, старость заела, никакая тут виагра не поможет - так что нечего девуш-ке опасаться! Дразнимые ею "гуси" только и способны, что на сладкие вос-поминания о былых подвигах. Картина называется "Сусанна и старцы". Но старцы здесь не такие уж вредные, а гордая Сусанна выбрала слишком уж короткое платье.
Золоченая ручка дивана сделана в виде змея-искусителя. Вспомните, как в метро, в час пик, народ прижимает друг другу! Да, сей транспорт действи-тельно искусителен!
КРАСОТКА В КОРОЛЕВСКОМ ПАРКЕ
Написать маслом на холсте обнаженную женщину - высший пилотаж для художника. Самое трудное: изобразить то золотистое свечение, которое исходит от обнаженной натурщицы. На полотнах Володи много света. Неда-ром они выставлялись в Летнем Саду при тридцати градусах мороза. Устрои-тели выставки, вероятно, решили, что именно творчество Федотко способно обогреть реликтовые деревья и посетителей.
Глядя на картину "Королевская охота...", невольно переносишься в те далекие века.
Бег за ускользающей, смеющейся прелестницей... Бег по пышной траве среди деревьев парка, из-за которых выглядывают: со стороны короля - кабан, символизирующий ярость и жадность, а со стороны девушки - пугливый олень.
Косичка парика Людовика развевается по ветру. Король не может отвести глаз от пышной круглой попки девушки. Прелестница держит в руках бархатное красное полотнище вроде того, каким тореадор дразнит быка. Она - послушная раба короля и готова отдаться ему, но сперва ей надо раздразнить своего господина, заставить его побегать за ней...
Володя умеет сочинять удивительные сказочные сюжеты. Вот "Рождество". На фоне елочки стоит высокий забавный жираф с игрушкой-шариком. Студенческая песенка: "А у жирафа шея длинная, его нельзя поцеловать!..." явно относится не к нему. Наивность ряда полотен роднит Федотко с митька-ми, и недаром его картины явились иллюстрациями с репортажу о митьках в журнале "Петербург на Невском".
ЭРОТИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ
Художника Федотко интересуют возможности человеческого тела, рас-крываемые в танце. Вот приветственно распушили хвосты кометы, утих солнечный ветер, и танцующая пара застыла в томном "Объятии"! Прическа девушки подобна весеннему одуванчику.
Приходилось Володе рисовать и особыми светящимися красками - им расписан один из ночных клубов, где он изобразил фэнтезийных существ, гномов, драконов.
Меня заинтересовала "Озорная девица".
- Почему ты решил нарисовать ее лишь в коротенькой кофточке? - спрашиваю Володю.
- У нее такой характер, - улыбается мастер.
А я не могу понять: прячется ли за шуткой что-то очень серьезное?...