Толстой Владислав Игоревич : другие произведения.

Россия и Япония: цивилизационные ценности и этика войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Благодаря совету уважаемого Библиотекаря я занялся темой восприятия советскими военнослужащими самурайских этических норм времен войны на Тихом океане - и, в связи с этим, счел уместным опубликовать свою старую работу.

  "Пусть век солдат так быстротечен,
   Но вечен Рим, священный Рим"
   И. Томан, А. Козлов
  
  Россия и Япония: цивилизационные ценности и этика войны.
   Введение
  Глава 1. Традиционные ценности и этика войны японской цивилизации
   1. Цивилизация Японии
   2. Военная культура и этика войны Империи Восходящего Солнца
  Глава П. Традиционные ценности и этика войны русской цивилизации
   1. Русская цивилизация
   2. Русская военная культура и этика войны
   Заключение
   Литература (Библиография)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Введение.
  Актуальность проблемы.
  Отношения России и Японии в настоящее время являются достаточно сложными, и, что немаловажно, юридически не урегулирована проблема Южно-Курильских островов, или, как их называют в Японии, "северных территорий".
  Применительно ко дню сегодняшнему, на Дальнем Востоке Россия опасно слаба. От некогда могущественного ТОФ осталось кораблей и ПЛ на небольшую флотилию, оснащенную устаревшими кораблями. Слабы и сухопутные войска, и авиация России. Собственно, Советская Армия, способная сразиться со всем остальным миром, и имевшая вполне реальные шансы на победу в этом противостоянии, "приказала долго жить". Адекватной замены, в лице ВС РФ, просто нет.
  А в это время, Империя Восходящего Солнца построила второй, после американского Тихоокеанского флота, ВМФ в АТР, укомплектованный современными кораблями, десантно-высадочными средствами и ПЛ, оснащенный современным американским оружием, укомплектованный отлично подготовленным личным составом. Японские СВ и ВВС относительно немногочисленны, но отлично вооружены современным оружием и укомплектованы отборным личным составом, отлично обученным и мотивированным, имеет отличное тыловое обеспечение.
  С учетом того, что до сих пор не решена т.н. проблема "северных территорий", ситуация стала просто опасной - слабость провоцирует на военное решение проблем в неизмеримо большей степени, чем сила. Исходя из этого, необходимо изучать вероятного противника России, в т.ч. традиционную японскую этику войны, и, сопоставить ее с русской этикой войны. Разумеется, сейчас речь не идет о стопроцентном совпадении стиля мышления старой, предпочитавшей военные методы решения проблем, японской элиты, и современной, предпочитающей экономическую экспансию, элиты. Но, с учетом того, что с лета 2010 года в Японии больше нет Управления сил самообороны, а есть министерство обороны, возможно, что японский национальный характер не стал полностью пацифистским.
  Целью данной работы является анализ этики войны, принятой в русской и японской цивилизациях.
  При написании данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
  во-первых, исследовать цивилизацию Японии в рамках концепции Тойнби "цивилизация есть ответ на вызов",
  во-вторых, провести анализ военной культуры Японии, и, в частности, принятой в сословии самураев этики войны,
  в-третьих, исследовать цивилизацию России в рамках концепции Тойнби "цивилизация есть ответ на вызов",
  в-четвертых, провести анализ военной культуры России/СССР, и, в частности, принятой в русской армии этики войны.
   Следует определиться с понятийным аппаратом.
  В принципе, этика войны определяется как совокупность законов и обычаев, как кодифицированных, так и не кодифицированных, - которыми воюющие стороны должны руководствоваться на войне - на практике (не всегда) это соблюдается, если противники придерживаются сходных культурных норм.
  Поскольку военное искусство, и, в частности, этика войны каждой цивилизации есть, соответственно, производная от цивилизации в целом, следует, в соответствии с принципом историзма, изучить локальную цивилизацию, породившую исследуемую этику войны.
   Вслед за известными исследователями С. Переслегиным и Р. Исмаиловым, автор считает наиболее точным для данного исследования следующее определение войны: "войной называется такой способ разрешения конфликта, при котором выживание противника не рассматривается в качестве граничного условия" .
   Закономерно возникает вопрос: а что является целью войны, и, как цель войны соотносится с этикой войны?
   По мнению автора, в данном вопросе последователя С. Переслегина и Р. Исмаилова, наиболее точный, с точки зрения большой стратегии, ответ на вопрос о цели войны дал великий военный теоретик Б. Лиддел Гарт: "Цель войны - добиться лучшего состояния мира, хотя бы только с вашей точки зрения" .
  Таким образом, при реализации вышеуказанной аксиомы Б. Лиддел Гарта на практике, проблема заключается в том, что недостаточно победить в сражениях, недостаточно даже выиграть войну - надо еще выиграть мир. А для этого мало лишить противника контроля над тем или иным экономическим районом - необходимо еще включить захваченный экономический район в экономический и информационный кругооборот своей страны, чтобы использовать ресурсы этой системы в своих интересах, "встроив" его в свою систему на приемлемых для оккупированной страны условиях. Надо заметить, что термин "ресурсы системы" в данном случае использован не в значении, используемом в военной стратегии (корабли, самолеты, танки, личный состав), а в значении, используемом в большой стратегии ("ресурсы системы" - это любые объекты, имеющие или, возможно, способные иметь какую-то ценность. Например, если задача операции - взять остров, на котором находится крупная военно-морская база, то к ресурсам относится его население, а также промышленные объекты, здания, причалы, и т.д. Оптимальное решение - остров захватывается с минимальными боевыми столкновениями, желательно, чтобы ВМБ капитулировала без боя - тогда выполняются условия сохранения людей, материальных ценностей, стратегических объектов, объектов жизнеобеспечения - тогда все это возможно использовать в своих интересах, разумеется, при соблюдении определенных условий. Простое решение - наносим ядерный удар (применительно к технике Второй Мировой войны - посылаем соединение в 2000 В-29), затем втыкаем соответствующий флажок в карту - может (не всегда) отвечать условию сохранению своего личного состава).
  Если считать основным параметром выстраивания отношений со вчерашним противником (частный случай - оккупационной политики) максимально полное использование вышеупомянутых "ресурсов системы" на благо своего Отечества, разумеется, с исключительно прагматической точки зрения (этическая составляющая должна способствовать решению этой задачи), в долгосрочной перспективе, то обязательным условием, например, успешной оккупационной политики является терпимое отношение к мирному населению оккупированных территорий, предоставление ему определенного набора социально-экономических и культурных гарантий в обмен на лояльность. Применительно к оккупационной политике времен ВМВ примерами оптимальной оккупационной политики могут служить политика Третьего Рейха в протекторате Богемия и Моравия и, в какой-то степени, Империи Восходящего Солнца в Маньчжоу-го; примерами оккупационной политики, приводящей к обратному результату, т.е. оккупированная территория с точки зрения использования ее ресурсов становится обузой, могут служить оккупационная политика Третьего Рейха в СССР и Югославии, Японии в Китае, странах ЮВА.
  Обязательным условием реализации вышеуказанного оптимального варианта оккупационной политики является следование приемлемым и для победителей, и для побежденных, нормам военной этики, или, проще говоря, действия солдат и офицеров в духе, предусматривающем некоторый необходимый минимум терпимости и готовности договариваться с представителями других народов и культур на приемлемых для них условиях - в противном случае, высшее руководство может создавать разумные и логичные планы включения оккупированных территорий в состав Империи, но поведение подчиненных, раз за разом устраивающих на захваченных территориях то Нанкинскую резню, то ее подобия, делает невозможным достижение компромисса с побежденными.
  Цивилизация Японии.
  Руководствуясь принципом, сформулированным А. Тойнби - "цивилизация есть ответ на вызов" , следует начать с выяснения вызовов, на которые пришлось отвечать японцам.
  Географически Япония - это более 4 000 островов, протянувшихся вдоль восточного побережья Евразии на 3 500 км с северо-востока на юго-запад, отделенным от материка широким Корейским проливом. Почти три четверти территории страны заняты горами, малопригодными для ведения сельского хозяйства. Наиболее пригодные для хозяйственной деятельности территории - низменные районы Канто и Кинки беззащитны перед тихоокеанскими тайфунами. Проще говоря, изначально японская цивилизация была вынуждена развиваться в условиях дефицита пригодных для ведения сельского хозяйства земель, и, как следствие - дефицита продовольствия.
  Насколько были тяжелы условия жизни в Японии, в какой-то мере, можно судить по тому, что еще в XIX веке, на Хоккайдо и севере Хонсю, старики зимой уходили в горы, чтобы, замерзнув, дать возможность молодым пережить зиму .
  Следует отметить такую особенность Японии - бурные моря, омывающие страну, существенно затрудняют судоходство - например, боевые корабли Императорского флота, строившиеся в 20-40-е годы XX века, имели одинаковую почти по всей длине корабля высоту надводного борта, потому что именно такая конструкция оптимальна для плавания в этих бурных водах . Собственно, Корейский пролив, разделяющий Империю Восходящего Солнца и Страну Утренней Свежести, имеет в ширину немногим меньше двухсот километров - и, мало этого - Корейский пролив является трассой, по которой тихоокеанские тайфуны проходят в Японское море. Еще более сложными и опасными для мореплавания являются другие воды, омывающие Японию. Эта особенность предельно затрудняет какие-либо военные операции против Японии, но, с другой стороны, весьма способствует изоляции страны.
  Мощь тайфунов, с одной стороны, и, беззащитность человека, даже имеющего в своем распоряжении технику XX века, перед их мощью, иллюстрирует история тайфуна "Вера" - этот тайфун, самый сильный в истории Японии, ударил 26 сентября 1959 года по острову Хонсю - восточное побережье Хонсю, от Токио до Нагои, подверглось удару штормовой волны высотой 10 метров; третий по величине город страны, Нагоя, был почти полностью разрушен; соответственно, в Токио и Нагое, скорость ветра достигла 165 км/ч и более 200 км/ч; людские потери этого бедствия составили 4.464 погибших, 2.000 пропавших без вести, 10.000 раненых и 400.000 оставшихся без крова .
  Геологически Япония - это островная дуга на стыке континентальной плиты и океанической коры, точнее, евразийской плиты и тихоокеанской коры. Такие районы очень сейсмоопасны - конкретно Япония занимает первое место в мире по количеству действующих вулканов и землетрясений. Насколько много бед приносят землетрясения Японии, можно понять на примере великого землетрясения Канто (японское название - Канто-даи-шинсай) - землетрясение магнитудой 8,3 балла, ударившее по стране 1 сентября 1923 года - землетрясением и последовавшими за ним пожарами были почти полностью уничтожены Токио, Иокогама, Йокосука; погибло 174 тысячи человек, ещё 542 тысячи пропали без вести, общее число пострадавших составило около 4 миллионов; материальный ущерб, понесённый Империей Восходящего Солнца от землетрясения Канто, оценивается в 4,5 миллиарда долларов, что составляло на тот момент два годовых бюджета страны .
  Не в последнюю очередь благодаря столетиям жизни под постоянной угрозой тайфунов и землетрясений характерными чертами японского национального характера стали фатализм и бесстрашие - бояться смерти от землетрясения или тайфуна бессмысленно - для японца она всегда была рядом - но и предотвратить ее невозможно - поскольку невозможно защититься от мощного землетрясения, даже располагая довольно развитой техникой первой четверти XX века, не говоря о более примитивных технических системах.
  В отличие от России, население которой с давних пор представляет собой сплав разных народов, японская нация с древнейших времен мононациональна.
  К сожалению, современной науке немного известно о древнейшем населении страны Восходящего Солнца - слишком мало археологических находок - на основе имеющихся данных принято считать, что это были айны , пришедшие, надо полагать, с севера - через Камчатку и Курильские острова. В любом случае, население Японии первого тысячелетия до нашей эры было крайне малочисленно.
  В середине первого тысячелетия до нашей эры Япония единственный раз в ее истории становится жертвой завоевания - с юга Корейского полуострова племена, этнически относящиеся к монголо-малайским народностям, носители энеолитической Яеи-культуры . В VI веке нашей эры в Японию проникнет буддизм, что станет одним из самых важных заимствований, которыми китайская культура обогатит культуру Ямато, наряду с конфуцианством и иероглифической письменностью.
  Мифология нации Ямато, во многом отражающая менталитет японского народа, весьма в высокой степени и этноцентрична, и топоцентрична - в принципе, это свойственно любой мифологии, но, обычно, все же не до такой степени. В кратком изложении, суть синтоизма можно выразить так - один из древних богов - Идзанаги, стоя на небесном мосту, взболтал своим копьем воды Тихого океана; из капель, стекших с копья бога, образовались Японские острова; из капель воды, которой Идзанаги омывал свой левый глаз, он создал солнечную богиню Аматерасу, прапрабабушку первого императора - Дзимму; затем боги Синто второго разряда, ками, породили нацию Ямато, но только ее, и никакую другую . Позднее религия Синто слилась с буддизмом, в основном, в толковании "дзен".
  Все вышеперечисленное породило очень замкнутую культуру, насколько утонченную, настолько и жестокую, привыкшую в условиях дефицита ресурсов и высокой плотности населения к высокой специализации своих кадров.
  К цивилизационным ценностям этой культуры относятся семья, причем, до сих пор семья занимает первое место в японской иерархии ценностей , безусловное подчинение младших старшим (в старой Японии был принят такой способ поддержания дисциплины в Императорском флоте - за малейшее нарушение дисциплины молодым матросом старшины жестоко избивали всех молодых матросов подразделения, затем требовали от провинившегося объяснить, за что его наказывают - если же матрос не мог ответить на вопрос, избиение продолжалось ; современный вариант - трудно представимый для европейца уровень дисциплины в японских корпорациях), абсолютная непререкаемость воли живого бога - императора Ниппон; ответственность, воспитанная культурой рисовых полей, требовавшей высочайшего уровня кропотливости в работе, слаженности действий всего коллектива , самостоятельность , что тоже легко объяснить - в тяжелейших условиях жизни, указанных выше, способность каждого члена семьи к осмысленным действиям резко повышала шансы на выживание семьи в целом.
  Военная культура и этика войны Империи Восходящего Солнца.
  Поскольку этика войны является неотъемлемой частью военной культуры в целом, следует рассмотреть военную культуру страны Ямато.
  Как указывалось выше, цивилизация Японии формировалась, во-первых, в условиях очень чувствительного дефицита ресурсов, в первую очередь, продовольствия, во-вторых, бурные моря служили надежным барьером, оберегавшим страну от внешней агрессии.
  В результате, нация на протяжении столетий просто не могла позволить себе роскошь оторвать много людей из сферы материального производства, и, сформировать массовую армию европейского типа - военное сословие Японии - самураи всегда были весьма немногочисленной, по крайней мере, в процентном отношении к общей численности населения, социальной группой. Безусловно, и европейское дворянство, за исключением разве что Польши, где шляхта составляла до 20% населения, было немногочисленной социальной группой, в большинстве стран не превышая 5% населения.
  В этих условиях требования к качеству подготовки членов военного сословия, вообще-то весьма жесткие во всех странах, были подняты на огромную высоту; более того, самураев изначально психологически готовили к тому, что смерть не просто почетное завершение жизненного пути - смерть на поле боя была почетом и для европейского рыцаря, и для русского витязя, и для кавказского джигита, и для индийского раджпута - но единственно возможный вариант почетного завершения жизненного пути - то для самурая насильственная смерть была единственно возможным вариантом достойного завершения жизненного пути. На практике это выражалось, в частности, в том, что пятилетних мальчиков из самурайских семей учили, как преждевременно не потерять сознание, совершая сеппуку .
  Как уже упоминалось выше, фатализм и бесстрашие являются неотъемлемыми чертами японского национального характера - но у самураев они дошли до принципиального презрения к своей жизни, не говоря уже о чужой - ведь сеппуку это не просто самоубийство в безвыходной ситуации, но самоубийство, вмененное воину в обязанность, причем весьма и весьма болезненное - во-первых, суметь покончить с собой - для этого, по определению, надо иметь силу воли, но совершенно не обязательно технически совершать самоубийство столь болезненным способом - в эпоху холодного оружия для этого достаточно перерезать себе горло боевым ножом или кинжалом - у русских и советских офицеров в XIX-XX веках было принято смывать бесчестие, или же избегать пленения посредством выстрела в голову.
  Но есть принципиальное отличие самураев от и европейского, и русского дворянства - основным видом войн, в которых участвовали самураи, были различные феодальные конфликты на территории Японии, т.е. по сути дела, самурайство сформировалось в ходе гражданских войн. Вне всякого сомнения, в истории и России, и Европы хватало и различных феодальных конфликтов, и гражданских войн, но, все же, например, для русских воинов основным видом войн были войны с внешним противником, а не с соотечественниками.
  Наиболее ярким примером может служить Сэнгоку дзидай - эпоха воюющих провинций, продолжавшаяся 101 год - с 1467 по 1568 годы; с определенной натяжкой можно сказать, что гражданская война в Японии продолжалась до 1603 года , когда после победы Токугава Иэясу при Сэкигахара был установлен сегунат Токугава.
  Гражданские войны даже в Европе отличает крайнее ожесточение, достаточно вспомнить жестокости Гражданской войны в России 1917-1922 гг. - примеров более чем достаточно - но японцы сумели заметно превзойти европейский уровень жестокости, изобретя каннибальский ритуал "кимо-тори" (в синтоизме считалось, что храбрость человека находится в печени), предусматривавший поедание сырой печени поверженного врага, причем для скорейшего извлечения печени была создана специальная техника удара мечом - "кэса-гири"; этот ритуал практиковался и во время Тихоокеанской войны 1941-1945 гг. .
  Собственно, известны всего две попытки проведения стратегических десантных операций, имевших целью захват Японии - они предприняты монголами, под руководством Хубилай-хана в 1274 и 1281 годах - обе попытки закончились провалом - отчасти из-за действий японского флота и сухопутных войск, но основную роль сыграли сильнейшие тайфуны. Сухопутные бои по отражению монгольского вторжения - это единственный, до Второй Мировой войны, опыт обороны самураями Отечества от внешнего врага.
  Собственно, проще перечислить войны, которые Япония вела против внешнего врага, чем внутренние смуты Империи. К крупным внешним войнам Японии относятся: во-первых, две упомянутых выше попытки высадки монгольского стратегического десанта в 1274 и 1281 гг.; во-вторых, Корейская война 1592-1598 гг., в ходе которой японская армия под руководством Тоётоми Хидэёси дважды захватывала Корею, но, после поражений, понесенных японцами на суше от корейских и китайских войск, а, в особенности, серии сокрушительных поражений японского флота корейскими парусно-гребными броненосцами-кобуксонами (эти корабли были предтечей броненосцев береговой обороны) под командованием великого корейского адмирала Ли Сун Сина летом и осенью 1592 года , и полного разгрома японского флота, насчитывавшего более пятисот кораблей (по некоторым данным, спастись сумели 50 кораблей; погибло более 10 тысяч самураев (именно этим годом завершаются родословные книги многих знатных самурайских семей)), десятью корейскими кобуксонами Ли Сун Сина в битве при Норянчжан ; в-третьих, японо-китайская война 1894-1895 гг.; в-четвертых, русско-японская война 1904-1905 гг.; в-пятых, по формальным основаниям, можно посчитать участие Империи в Первой Мировой войне, хотя оно свелось к захвату Циндао, вялому преследованию эскадры Шпее, и, отправке крейсерской эскадры на Средиземное море для сопровождения британских транспортов (это единственная в истории японского флота Средиземноморская эскадра); в-шестых, захват Маньчжурии в 1931 г.; в-седьмых, вторая японо-китайская война, начавшаяся в 1937 г.; в-восьмых, Вторая Мировая война. Нетрудно сделать выводы - все внешние войны Японии, кроме отражения монгольских десантов - захватнические войны, что неизбежно отражалось на менталитете военного сословия.
  В японской традиции этические ценности военного сословия четко формализованы, например, в работе "Основы воинских искусств" Дайдодзи Юдзана:
  "1.Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  2. К смерти следует идти с ясным сознанием и устранить то, что может унизить его достоинство.
  3. Следует взвешивать в себе каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. Твое ли это слово! Или чужая мысль живет в твоей голове?
  4. Необходимо быть умеренным во всем, особенно в еде и избегать распущенности.
  5. В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. Помни Путь!
  6. Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
  Учитель корень всего!
  7. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  Верность до конца!
  8. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
  9. Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции господина. В сторону господина не подобает.
  целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  10. Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться и сказать.
  Не утаивать!
  11. Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  12. Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  Не спешить, даже перед лицом смерти!
  13. Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
  Стойкость!
  14. Обладающий, лишь грубой силой не достоин звания самурая. Если сила есть, а духа нет. Задумайся!
  Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  Постигай утонченность!
  15. Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины, скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
  Скромность и простота всегда следуют за красотой!
  Самурай, должен постоянно помнить, что он может и должен умереть в необходимый момент. Знать этот момент и есть искусство воина бусидо" .
  Необходимо провести анализ этих заповедей самурая.
  Можно констатировать, что эти заповеди можно характеризовать так - цель жизни - достойная смерть на поле боя; заповеди ЉЉ1, 2, 5, 12, 13 говорят о необходимости всегда психологически готовить себя к смерти и достойно принять ее; заповеди ЉЉ 7, 9, 10 подчеркивают безусловность абсолютной верности господину; заповедь Љ 6 - говорит о столь безусловной, как и верность, господину, преданности родителям; заповеди ЉЉ 4, 8, 11 говорят о моральных качествах самурая - самодисциплине, верности, справедливости, мужестве, чувстве собственного достоинства; особо выделяются заповеди ЉЉ 14 и 15, предписывающие самураю развивать чувство прекрасного, хотя, скорее всего, они обусловлены не достижением утонченного эстетизма, как самоцели, а практической необходимостью - дело в том, что для самурая путь к победе есть слияние с Дао , также японцы используют термин "сатори", означающий "просветление", "озарение" - речь идет о состоянии, являющемся аналогом того состояния боевого транса, в которое вводили себя воины-берсерки - но у каждого явления есть своя обратная сторона - за вхождение в боевой транс и, получаемые за счет этого боевые возможности, многократно превышающие возможности обычного воина, приходилось дорого платить - дело в том, что плата за боевой транс не ограничивается адреналиновой наркоманией , но, и сочетание, работы мозга в режиме предельных нагрузок, и боевой психической травмы (далее БПТ) , приводит к постепенному "соскальзыванию" психики в боевое безумие - сознание начинает считать именно режим работы "на форсаже" нормой, и, требовать этого снова и снова - как организм наркомана требует новой дозы наркотика - так берсерк однажды срывался в боевой транс в окружении своих друзей; его убивали, но ценой огромных потерь - так вот, насколько можно судить по тому, что у самураев подобные срывы были редкостью, достаточно эффективной защитой психики им служил утонченный эстетизм, бывший своеобразным стабилизатором психики.
  Собственно, эти заповеди самурая говорят сами за себя - речь идет о военной культуре, ориентированной не на жизнь, а на смерть - образно говоря, не битва за жизнь, но жизнь ради битв.
  Возвращаясь к перечисленным выше цивилизационным ценностям японской цивилизации, нетрудно заметить, что у самураев их соблюдение доведено до абсолюта.
  Как упоминалось выше, на первом месте в списке ценностей у японцев стоит семья. Применительно к самураям речь идет о правиле "ствола и ветвей" - безусловной сыновней почтительности, подразумевавшей неустанную заботу о родителях, и, более того, ставя знак равенства между безусловной заботой о родителях и безграничной верностью господину .
  Интересна позиция японского военного руководства к семейным ценностям - в части камикадзе не брали молодых людей, бывших старшими или единственными сыновьями, а, также тех, у кого остался в живых один из родителей - таким образом, долг перед родителями ставился выше, чем долг перед императором.
  Также в работе Ю. Иванова приведен пример, который можно рассматривать как пример конфликта между долгом самурая перед его семьей, и, долгом самурая перед императором: "В общей массе летчиков камикадзе выделялись так называемые "китикай" - "сумасшедшие", горевшие желанием поскорее совершить самоубийственную атаку, страдавшие "манией" самоубийства, исступленные фанатики. Их ряды не были многочисленными. Тем не менее почти в каждом подразделении "специальных атак" можно было найти своего китикай. Ярким примером камикадзе китикай может служить лейтенант Фудзии Хадзиме. Несколько раз он обращался к командованию с просьбой зачислить его в подразделение специальных атак. Однако всегда получал отказ, так как у него была семья и трое детей на иждивении. После очередного отказа командования Фудзии пребывал в подавленном состоянии. Тогда жена, видя переживания мужа, покончила с собой, утопившись вместе с маленькими детьми. Фудзии добился своего и стал камикадзе. Он погиб 28 марта 1945 года, накануне битвы за Окинаву, пытаясь поразить американский корабль" . Но этот случай, как видно из текста, был нетипичен даже для самураев, избравших путь камикадзе - семейные ценности ставились выше.
   На втором месте, как уже упоминалось выше, в списке цивилизационных ценностей Японии - ответственность; в этом плане интересен такой момент - как понимали распределение ответственности между старшими и младшими японские самураи. К середине 1943 г. ситуация для японской авиации на Тихом океане становилась все менее радостной - американская авиация вводила в бой одно новое соединение за другим, причем эти соединения были укомплектованы и новой техникой, все более и более превосходящей японские самолеты, и, все более и более хорошо обученными пилотами - спору нет, у этих пилотов не было боевого опыта, но, хорошо подготовленные летчики на современных самолетах имели намного больше шансов стать ветеранами, чем плохо подготовленные пилоты на морально устаревших машинах. В этих условиях в высшем военном руководстве Империи Восходящего Солнца возникает дискуссия о том, делать ли самоубийственную тактику , до того бывшую результатом добровольного выбора воинов, официально утвержденной, обязательной к исполнению.
  Имелись две точки зрения. Первая, которой придерживался ряд высокопоставленных руководителей ВВС, как Императорской армии, так и Императорского флота, считали, что "..Япония имеет большое число молодых людей, готовых добровольно пожертвовать жизнью для своей страны" . Вторая точка зрения имела намного меньше сторонников, например, ее придерживалось командование учебных частей ВВС Императорской армии, в конце 1943 г. заявившее: "План самоубийственных атак родился вследствие плохой подготовки армейских авиационных частей, что явилось результатом абсолютно неадекватной системы отбора и подготовки кадров, задержек промышленности, несовершенства тактики, т.е. всего того, за что не отвечают рядовые члены экипажей... Кто решится требовать от детей умирать за очевидные ошибки своих родителей?" В данном случае интересен не только подход , совершенно однозначно предполагавший разделение ответственности между высшим руководством и исполнителями, но и апелляция к семейным ценностям, показывавшая насколько они были важны даже для самураев.
  Не менее важен следующий момент - ответственность за результат. Примером могут послужить смерти руководителей камикадзе флота - вице-адмирала Ониси и контр-адмирала Угаки. 15.08.1945 г., получив императорский приказ о капитуляции Японии, контр-адмирал Угаки приказал подготовить самолеты к последней атаке камикадзе - поскольку приказ уже вступил в действие, он, перед вылетом снял с себя знаки различия, но взяв подаренный адмиралом Ямамото меч , подчеркнув тем самым, что в атаку идет не контр-адмирал Императорского флота, но самурай. В его дневнике нашли последнюю запись: "Я надеюсь, что не только военные, но и все японцы преодолеют трудности, проникнутся духом Ямато и сделают все возможное, чтобы Япония смогла отомстить в будущем" . Комментарии излишни - адмирала Угаки можно и нужно уважать за твердость убеждений, но ориентация на смерть, или, как в данном случае, месть, как мерило отношений трудно признать положительным качеством. 16.08.1945 г. совершил сеппуку вице-адмирал Ониси - отец-основатель корпуса камикадзе флота. Примечательный момент - в технологии сеппуку была предусмотрена роль кайсяку - обычно этим человеком становился друг самоубийцы - после того, как самурай вспарывал себе живот, кайсяку прекращал его мучения, отрубая голову. Вице-адмирал Ониси отказался от помощи кайсяку, и, терпел двенадцать часов мучительной агонии, находясь в полном сознании; "отец" камикадзе попрощался с женой коротким стихотворением, и, оставил короткое письмо своим последователям: "Выражаю мое глубокое восхищение храбрыми летчиками героями. Они сражались и умирали доблестно, с верой в нашу конечную победу. Смертью я хочу искупить мою часть вины в провале по достижению этой победы и извиниться перед душами погибших пилотов и их осиротевшими семьями.
  Надеюсь, что молодые японцы извлекут мораль из моей смерти. Быть безрассудным - только помогать врагу. Стойко выполняйте решение, принятое императором. Не забывайте о своей справедливой гордости быть японцами.
  Вы - сокровище нации. С жаром духа самопожертвования боритесь за благополучие Японии и за мир во всем мире.
  Вице адмирал Ониси Такидзиро. Возраст - 54 года" .
  Третьей по важности в списке японских ценностей является самостоятельность . Примером самостоятельных действий, достойных самурая, может послужить эпопея младшего лейтенанта японской войсковой разведки Х. Онода, специалиста по партизанской войне - этот офицер, получив приказ командира специальной группы майора Ё. Танигути, о ведении партизанской войны на филиппинском острове Лубанг, в течение 30 лет, с 1944 г. по 1974 г. безукоризненно выполнял приказ, за это время убив 30 и тяжело ранив более 100 военных и гражданских лиц из числа американцев и филиппинцев; в 1974 г. младший лейтенант Х. Онода, получив прямой приказ своего командира, майора Ё. Танигути, специально для этого приехавшего на Филиппины, сдался филиппинским военным - младший лейтенант был в форме Императорской армии, был вооружен табельной винтовкой Арисака "Тип 99", имел при себе 500 патронов к винтовке, гранаты и самурайский меч . В Японии вернувшийся офицер стал национальным героем для значительной части японского общества.
  Вот с таким врагом приходилось воевать нашим дедам и прадедам - мужественным, стойким, презирающим смерть, отлично подготовленным. Они сумели не просто победить его - но сумели внушить ему искреннее нежелание воевать с русскими, чему подтверждением может служить следующая история.
  Согласно этой истории, принц Фусима, служивший во флоте (одно время принц Фусима был начальником ГШ флота), в июле 1941 г., когда обсуждался вопрос о вступлении Японии в войну против СССР, сказал: "Мы получили начальное образование на Хасане, среднее - на Халхин-голе, как люди азиатские с получением высшего можем подождать, пусть его получает Гитлер" .
  Русская цивилизация.
  Географически Россия - это территории Восточной Европы и Северо-Восточной Азии, преимущественно - леса и равнины; эти территории очень богаты разнообразными ресурсами, но отличаются холодным континентальным и резко континентальным климатом, и, в целом, плохой транспортной связностью, ввиду удаленности от незамерзающих морей.
  С военной точки зрения - это перекресток между Европой и Азией, постоянно находящийся под угрозой вторжения и из Европы, и из Азии; кроме того, наличие границы со Степью также не способствовало спокойной жизни жителей этого перекрестка.
  Таким образом, Русскую цивилизацию можно определить как ответ на вызовы иностранных вторжений, плохих путей сообщения и неблагоприятного климата.
  В том, что касается военных угроз России, автор присоединяется к мнению И. Солоневича: "Перед Россией со времен Олега до времен Сталина история непрерывно ставила вопрос "Быть или не быть?" "Съедят или не съедят?" И даже не столько в смысле "национального суверенитета", сколько в смысле каждой национальной спины: при Кончаках времен Рюриковичей, при Батыях времен Москвы, при Гитлерах времен коммунизма.. - дело шло об одном и том же: придет сволочь и заберет в рабство.. Тысячелетний "прогресс человечества" сказался в этом отношении только в вопросах техники: Кончаки налетали на конях, Гитлеры - на самолетах. Морально-политические основы всех этих налетов остались по-прежнему на уровне Кончаков и Батыев.."
  Закономерен вопрос - а какой именно народ мог вообще выжить в таких условиях? А не просто выжить, но и развиться, построив государство, простирающееся на 1/6 часть суши, распространив свое влияние от Днепра, Черного моря и Балтики, до Чукотки и Аляски, Амура и Камчатки? Какой народ мог раз за разом ассимилировать разнообразных Потрясателей Вселенной и вдребезги разносить не менее разнообразных завоевателей?
  Начиная с V тыс. до н. э. в степях Донско-Волжского междуречья живут протоиндоевропейские племена. На смену им пришли индоиранские народы, предки скифов. Постепенно из народов, живших на Верхней и Средней Волге, выделяются протославяне, активно контактировавшие с кочевавшими в южнорусских степях ираноязычными народами - киммерийцами, скифами и сарматами.
  В Приуралье, на Урале и Западной Сибири живут финно-угорские племена.
  В V веке нашей эры с территории северной Польши через восточную Прибалтику на территорию России проникают славянские племена - предки кривичей.
  В VI-VIII веках на юге России уже живут тюрки, создавшие свое государство - Тюркский каганат.
  Согласно летописному преданию Русское государство было основано предводителем варягов Рюриком в 862 году. Существуют две основные версии происхождения варягов - согласно первой версии, это западные славяне, жители балтийского побережья; согласно второй версии, варяги - это скандинавские воины.
  Таким образом, этнически русский народ представляет собой сочетание славянских, финно-угорских, тюркских племен; вполне возможна также примесь ираноязычных племен и скандинавов.
  Если анализировать воинские качества вышеперечисленных народов, то получается следующее - в свое время, императоры Византии комплектовали славянами и норманнами элитные части византийской армии - в т.ч. императорскую гвардию (комментировать воинские качества воинов императорской гвардии автор считает излишним); тюрки и иранцы - кочевники, отчаянные степные воины; угро-финны - упрямые лесовики, не подчиняющиеся никому, кроме своих вождей; варяги, вне зависимости, от того славяне они или скандинавы - профессиональные пираты, державшие в страхе весь Балтийский регион. Удивляться воинским талантам русского народа при таких исходных компонентах излишне.
  Если снова обратиться к вышеупомянутой работе И. Солоневича, то уместна следующая цитата: "..И когда страшные годы военных и революционных испытаний смыли с поверхности народной жизни накипь литературного словоблудия, то из-под художественной бутафории.. откуда-то возникли совершенно непредусмотренные литературой люди железной воли.. Американские корреспонденты с фронта Второй Мировой войны писали о красноармейцах, которые с куском черствого хлеба в зубах и соломой под шинелями - для плавучести - переправлялись вплавь через полузамерзший Одер и из последних сил вели последние бои с последними остатками когда-то непобедимых гитлеровских армий. Для всякого разумного человека ясно: ни каратаевское непротивление злу, ни чеховское безволие, ни достоевская любовь к страданию - со всей этой эпопеей несовместимы никак" .
  Если уместно использовать в данной работе поэтическую метафору военной культуры русского народа, весьма часто становившейся его судьбой, то автор выбрал бы строки С. Никифоровой:
  И мы снова рождались с мечами
  Или что у нас вместо мечей..
  Русская военная культура и этика войны.
   В отличие от военной культуры европейских стран, формировавшейся, в основном, в ходе завоевательных войн, и, военной культуры страны Ямато, сформировавшейся в ходе гражданских войн и феодальных войн, русская военная культура сформировалась, большей частью, в ходе оборонительных войн с агрессорами с Востока и Запада . Это обусловило формирование менталитета плохих завоевателей, но, возможно, лучших в мире защитников Отечества.
   Примером могут послужить войны России/СССР XX века. Это кровавое столетие началось для России японской агрессией в 1904-1905 гг. Продолжение последовало в 1914 г. - формально можно оспорить факт австрийско-немецкой агрессии - действия Франца-Иосифа были ответом на убийство в Сараево наследника престола Империи, т.е. с юридической точки зрения речь идет об акте центрального террора, совершенного сербскими террористами - но, на практике, у Российской Империи не было особого выбора - Германская Империя образца 1914 г. совершенно не была образцом гуманизма и терпимости, что подтверждается как военными преступлениями немецкой армии, например, в Бельгии в 1914 г. , так и военными преступлениями немецких моряков , в особенности, немецких подводников ; причем, надо отметить, что все эти зверства не объясняются только действиями сошедших с ума садистов - дело в том, что в Германии, по крайней мере, со второй половины XIX века, была более чем популярна шовинистическая, расовая теория, основы которой были заложены Ж. де Гобино и Х. Чемберленом, причем книгу Чемберлена "Основы XIX века" особо отметил кайзер Вильгельм II; впоследствии эти идеи будут доведены до логического завершения А. Гитлером. Так что России предстояло решить дилемму - или воевать с Германией и ее союзниками сейчас, имея могущественных союзников, способных оттянуть на себя значительную часть сил врага, или, впоследствии, принимать бой против значительно усилившейся после разгрома Франции, неизбежного без русского вмешательства, в гордом одиночестве. Исходя из всего вышеперечисленного, и, учитывая тот факт, что войну все же объявила Германия России, Первую Мировую войну применительно к России можно смело считать оборонительной войной.
   Далее последовала трагическая для нашей страны Гражданская война 1917-1922 гг., расколовшая нацию на красных и белых, нанесшая стране тяжелейшую психологическую травму - выше автор уже упоминал об описании жестокостей Гражданской войны в советской литературе - сейчас стоит упомянуть о точке зрения известных исследователей советского периода А. Колпакиди и Е. Прудниковой: "В 1922 году "горячая война, длившаяся восемь лет, подошла к своему концу. Десятки исследований и романов посвящены "вьетнамскому", "афганскому" и прочим синдромам. Какой шум в свое время наделали романы Ремарка! А если представить себе подобный синдром, только на порядок более жестокий, потому что страшнее и бессмысленней гражданской войны ничего быть не может, синдром, рядом с жертвами, которого ремарковские герои - юные гимназистики... и поразил он не несколько десятков тысяч солдатиков "ограниченного контингента", а всю страну, люди которой три года убивали других людей на "ремарковской" войне, а потом столько же соотечественников вообще неизвестно во имя чего" . Автор считает нужным заметить, что эта точка зрения на Гражданскую войну производит впечатление наиболее точной - нет, безусловно, было жесточайшее идеологическое и военное противостояние красных, белых, зеленых, сепаратистов и сторонников единой страны, каковые присутствовали во всех лагерях, колоссальные человеческие и материальные потери; все это, вне всякого сомнения, оказало огромное влияние на дальнейший ход событий - но, огромное влияние на дальнейшую судьбу России/СССР оказало то, что практически все население страны в ходе Гражданской войны получило упомянутую выше БПТ, причем в самой тяжелой форме.
   Что же касается польско-советской войны 1920 г. то это, со стороны Советской России, несомненно, оборонительная война.
   Военные конфликты межвоенного периода - конфликт на КВЖД, бои у озера Хасан, конфликт на реке Халхин-Гол, даже Зимняя война - все это примеры оборонительных войн. Возможно, необходимы пояснения применительно к Зимней войне - хотя, формально, СССР начал боевые действия против Финляндии, агрессией это считать вряд ли возможно - СССР надо было обеспечить безопасность Ленинграда, а в 32 км от городской черты Ленинграда (в пределах досягаемости дальнобойной артиллерии того времени) проходила граница не с миролюбивым нейтральным государством, а со страной, которая, получив независимость из рук В.И. Ленина, почти сразу начала войну против Советской России с целью захвата Карелии, каковую и вела в 1918-1922 гг.
   Особое место в нашей истории занимает Великая Отечественная война. В книгах ревизионистов, считающих себя историками, неоднократно заявлялось, что советский предвоенный лозунг "Малой кровью, на чужой территории" является идеологическим обеспечением советской агрессии против беззащитной жертвы СССР - Третьего Рейха. По своей брезгливости автор не считает нужным подробно разбирать подобные "труды".
   Если же обратиться к фактам, то предвоенная концепция СССР сводится к контрнаступлению - дождаться первого удара противника, измотать его ударные группировки силами армии мирного времени, а, затем, использовав отмобилизованную по штатам военного времени РККА, нанести мощный ответный удар, перенеся войну на территорию противника. Агрессивности в такой концепции, на взгляд автора, ничуть не больше, чем в поступке законопослушного гражданина, в неспокойные времена купившего дозволенное законом гладкоствольное ружье для защиты своей семьи, т.е. какие-либо агрессивные замыслы отсутствуют полностью.
   Что же касается моральной, этической стороны дела, то автор согласен с точкой зрения Е. Прудниковой - наша страна воевала с врагом, которого можно охарактеризовать так: "..нам противостояла сила, у которой морали не было вообще. Никакой" .
   Следует обосновать это утверждение - подробные описания методов , которые использовал Третий Рейх для освобождения "жизненного пространства" от "недочеловеков", приведены в работе А. Дюкова "За что сражались советские люди" .
   После такого было бы закономерно ожидать от советских солдат и офицеров, пришедших в Германию, применения принципа талиона - око за око, зуб за зуб. Тем не менее, несмотря на отдельные эксцессы, ничего подобного не было - иначе в Восточной Германии просто не осталось бы немцев. Несомненно, немалую роль сыграл приказ, отданный И.В. Сталиным, предусматривавший суровую ответственность за преступления в отношении немецкого населения и военнопленных, свою роль сыграли политработники и сотрудники особых отделов и военных трибуналов; но если бы миллионы советских солдат и офицеров, закаленных фронтовиков, ежедневно видевших смерть, и, мало чего боявшихся в этой жизни, сочли нужным отомстить - их не удержали бы никакие приказы и никакие комиссары и особисты. Тем не менее, они этого не сделали. Почему?
   В русской военной традиции нет таких подробно разработанных священных текстов, как "Будосесинсю" или "Хагакуре" - пожалуй, наиболее полно русская философия войны выражена в "Науке побеждать" А.В. Суворова.
   Какое же отношение к побежденным воспитывал у подчиненных величайший полководец России: "Фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои, вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду! Они такие ж люди: грех напрасно убить.
  Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник. Святая добычь! Возьми лагерь, все ваше. Возьми крепость, все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах - без приказу отнюдь не ходи на добыч!
  ...Неприятель сдался? - Пощади! Стена занята? - На добычь!"
  При анализе "Науки побеждать" сразу бросается в глаза требование щадить пленных; кроме того, жестко разделяется право на трофеи ("добыч"), негласно признаваемое до сих пор всеми армиями мира, и, категорический запрет на мародерство; суммируя вышесказанное, становится ясно, что речь идет не просто о запрете, а о неотъемлемой части национальной военной культуры. На этом фоне становится понятно милосердие советских солдат к побежденным немцам - то, что не может сделать угроза самого тяжелого наказания, может сделать культурная традиция.
  Заключение.
  Сформировавшиеся, как ответ на принципиально разные вызовы, русская и японская цивилизации породили принципиально разные военные культуры, и, разные этики войны.
  Если японская военная культура, сформировавшаяся в условиях гражданских и захватнических войн, в своих этических нормах практически не предусматривала какого-либо милосердия к побежденным - единственным исключением стала русско-японская война 1904-1905 гг. - то символом японского отношения к побежденным во время Второй Мировой войны стала Нанкинская резня - в захваченном городе японские военные, по разным оценкам, зверски убили от 200 тыс. до 350 тыс. мирных граждан, и, подвергли изнасилованию в самых диких, садистских формах от 20 до 80 тыс. девочек и женщин .
  Вообще, поведение японцев на захваченных территориях Китая весьма показательно: во-первых, под предлогом военной опасности было полностью прекращено иностранное судоходство по Янцзы, Жемчужной реке и реке Бэйхэ, являющимися, особенно, нижнее течение реки Янцзы, жизненно важными артериями иностранной торговли в Китае, при том, что японские компании речного судоходства беспрепятственно использовали имущество иностранных компаний для осуществления судоходства , во-вторых, были силой захвачены объекты английской концессии в Ханькоу (общей стоимостью не менее 50 млн. фунтов стерлингов) , в-третьих, были захвачены китайские железные дороги, построенные, в основном, на иностранные деньги, прежде всего, деньги британских инвесторов , в-четвертых, и создавались препятствия для нормальной деятельности, и просто захватывались силой иностранные предприятия, в т. ч. американские, в экономическом районе Шанхая , в-пятых, финансирование китайского экспорта взято японцами под свой контроль .
  Китайских же предпринимателей, от крупных бизнесменов до мелких торговцев, японцы просто грабили, проявляя в этом увлекательном деле редкую изобретательность - например, для того, чтобы обыск людей, перевозящих на грузовых автомобилях, гужевом транспорте, те или иные грузы, обыскивали не слишком тщательно, был введен т. н. "подарочный налог" - "кюмша" .
  Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что японцы не встраивают побежденных в свою Империю на более или менее приемлемых условиях - они их в лучшем случае грабят, в худшем - насилуют и убивают. Не приходится удивляться тому, что вылазки китайских партизан становятся буднями японских оккупационных войск.
  Русская военная культура действует с точностью до наоборот, по отношению к японцам, с хорошей точностью соответствуя постулатам, изложенным Б. Лидделом Гартом в его труде - русские встраивают коренные народы Сибири в свою систему - собственно, казаки не посягают ни на веру, ни на образ жизни народов Сибири - они всего лишь собирают ясак, являя разительное отличие от маньчжуров, во время вторжений которых "кровь течет рекой", если верить преданиям сибирских аборигенов; русские не завоевывают Сибирь - единственное исключение - долгая война с чукчами - они ее присоединяют. В XIX веке это же повторяется в Средней Азии - при условии соблюдения народами Средней Азии русских "правил игры" никто и не думает препятствовать им исповедовать ислам, жить привычной жизнью.
  
  Библиография.
  1. Список литературы
  1.1. Божественный ветер : [сб.: Иногути Р., Накадзима Т. Божественный ветер; Сакаи С. Самурай!] - М.: ACT: Ермак, 2005.http://militera.lib.ru/memo/other/sakai_s/index.html
  1.2. Больных А. Морские битвы Первой Мировой. Схватка гигантов. - М.: АСТ, 2000
  1.3. Больных А. Морские битвы Первой Мировой. На океанских просторах. - М.: АСТ, 2000
  1.4 Бусидо. Путь японского воина. http://www.google.ru/url?q=http://www.sunhome.ru/prose/busido.html&sa=U&ei=Cw5bUY_-E8ak4gTIh4BQ&ved=0CBoQFjAA&usg=AFQjCNHl0YtAyeblKYDCOCihgN9ZPyFfRA
  1.5. "Будосесинсю" Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. СПб.:Евразия, 2000. http://lib.ru/JAPAN/samuraj.txt
  1.6. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006 г http://historylib.org/historybooks/CHarlz-Dann-_Traditsionnaya-YAponiya--Byt--religiya--kultura/7
  1.7. Дюков А. Р. За что сражались советские люди. "Русский НЕ должен умереть". - М.: Яуза, Эксмо, 2007 http://militera.lib.ru/research/dukov_ar/index.html
  1.8. Иванов Ю. Г. Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. - Смоленск: Русич, 2001 http://militera.lib.ru/research/ivanov_yg01/index.html
  1.9. Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Тарнавский В.В. "Уникальная и парадоксальная военная техника". - М.: АСТ - СПб.: ООО "Издательство Полигон", 1999
  1.10. Колпакиди А., Прудникова Е. Двойной заговор. Сталин и Гитлер: несостоявшиеся путчи. - М.: "Олма-Пресс", 2000
  1.11. Лейко О. Камикадзе. - М.: Издательство ВЗПИ., 1989
  1.12. Лиддел Гарт Б. Вторая Мировая война. М.: ACT - СПб.: TERRA FANTASTICA, 1999
  1.13. Лиддел Гарт Б. Вторая Мировая война. М.: ACT - СПб.: TERRA FANTASTICA, 1999, статья Р. Исмаилова и С. Переслегина "Этика войны и непрямые действия"
  1.14. Можейко И.В. Западный ветер - ясная погода. - М.: АСТ., 2001
  1.15. Народы Восточной Азии (под редакцией Чебоксарова, Брука, Итса, Стратановича) изд. Наука, Москва - 1965 - Ленинград
  1.16. Переслегины С. и Е.. Тихоокеанская премьера. - М.: АСТ - СПб.: TERRA FANTASTICA, 2001
  1.17. Прудникова Е.А. Ленин - Сталин. Технология невозможного. - М.: ЗАО "Олма Медиа Групп", 2009
  1.18. Резанов И.А. "Великие катастрофы в истории Земли". - М.: Наука, 1984
  1.19. Солоневич И.Л. НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ.- М.: Издательская и рекламно-информационная фирма "Феникс" ГАСК СК СССР, 1991
  1.20. Суворов А.В. Наука побеждать. http://militera.lib.ru/science/suvorov/02.html1.18 Сулакшин С.С.,Багдасарян В.Э "ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" http://www.rusrand.ru/mission/result/result_582.html
  1.21. Суровов В. "Ледокол 2", Мн., Харвест, 2003
  1.22. Такман Б.. Первый блицкриг. Август 1914. - М.: АСТ - СПб.: TERRA FANTASTICA, 1999
  1.23. Тойнби А. "Постижение истории" http://lib.rus.ec/b/78379/read
  1.24. Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М.: АСТ - СПб.: TERRA FANTASTICA, 2001
  1.25. ХХ век. Хроника необъяснимого. От катастрофы к катастрофе. - М.: Олимп, 1998
  1.26. Широкорад А.Б. Три войны "Великой Финляндии". - М.: Вече, 2007 http://rapidshare.com/files/247684834/3095.rar
  3. Справочная литература
  2.1. Мировое хозяйство. Ежегодник 1938/1939. Под общей редакцией акад. Е. Варги. М.: Соцэкгиз, 1939.
  3. Интернет-ресурсы
  3.1. http://militera.lib.ru
  3.2. http://otanuki.ru/religiya/58-sinto.html
  3.3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%F1%E8%E4%EE
  3.4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Период_Сэнгоку
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"