Статья из Медицинской энциклопедии 1928-36 г.г.: другие произведения.

Кочегар

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:


   КОЧЕГАР, "лицо, ведущее нагрузку топлива в топку котла, чистку топки, продувание котла, надзор за арматурой и гарнитурой котла, надзор за питанием котла водой и общее наблюдение за котлом" (определение III Всесоюзного теплотехнич. съезда в ноябре 1926 г.). По приблизительным данным в СССР имеется не менее 100.000 К., работающих на разного рода котлах. К исполнению обязанностей кочегара согласно постановлению СТО от 13/VI 1923 года допускаются только лица, специально обученные и выдержавшие соответственное испытание. С точки зрения проф. гигиены профессия К. до сих пор недостаточно изучена, и б. или м. полные данные имеются только об условиях труда К. судовых и паровозных.--Основы, п р о ф . в р е д н о с т и труда К. следующие: работа в замкнутом помещении с значительным содержанием пыли и вредных газов (СО, СО2, SO2, H2S и др.), с высокой и неравномерной t®, со значительным выделением лучистой теплоты, в вынужденном стоячем положении, с частым сгибанием туловища, со значительным напряжением всей мускулатуры, зрения, внимания. Работа К. связана также с непосредственной опасностью ожогов и повреждений. К. всегда угрожает также опасность взрыва. Кроме наблюдения за манометром, водомерными стеклами, водопробными кранами, инжектором, сифоном и др. приборами, требующего гл. обр. напряжения внимания и зрения, главная мышечная работа К. складывается из ряда элементарных работ, повторяющихся обычно в определенном порядке, а именно: 1) открывание дверец топки через каждые 8--10 минут для наблюдения за горением; 2) заброска топлива (обычно через каждые 10--12 мин.) лопатой весом около 3 кг, причем за один оборот забрасывается обычно 5--8 лопат, а на каждую лопату набирается в среднем 5--6 кг угля; 3) подрезка горящего угля длинным ломом весом от 20 до 25 кг; 4) шуровка (равномерное распределение горящего угля лопатой по всей топке); 5) очистка топки и поддувал (обычно 1 раз в смену) особой длинной кочергой, весом до 20 кг в течение 20--25 мин.; 6) заливка выброшенного шлака водой и удаление охлажденной золы теми или другими способами (обычно 1 раз в смену в течение 20--30 мин., причем вес выбрасываемой золы составляет обычно около 15% веса сжигаемого угля); 7) перелопачивание или пересыпка угля из угольной кучи, ямы, тендера или другого складочного места непосредственно к топке котла (обычно производится в 2--3 приема в течение смены).
   У с л о в и я т р у д а К. в различных предприятиях промышленности и транспорта резко отличаются друг от друга и в первую очередь зависят от размера и количества обслуживаемых котлов(в малых стационарных установках 1 К. обслуживает один котел, а в больших котельных при электрических станциях на большом котле работают обычно 2 К., на паровозе большой котел обслуживается 1 К., а на пароходах обычно 1 К. обслуживает два котла) и от топлива, на к-ром работает данный котел. Наиболее тяжела работа К. при твердом топливе (дрова, уголь, торф), когда загрузка его производится вручную, и наиболее легка она при нефтяном отоплении, когда у К. отпадает почти полностью мышечная работа и труд его сводится почти исключительно к наблюдению за состоянием пара в котле и установкой необходимых условий тяги в топке, т. е. к действиям, требующим гл. обр. напряжения внимания и зрения. Особенно тяжелы условия труда судовых К. на твердом топливе, т. к. помимо большого мышечного труда им приходится работать в трюмной части судна, мало доступной наружному воздуху, и кроме того рабочие помещения на судах значительно меньше, чем в котельных стационарных, а вследствие этого метеорол. условия значительно ухудшаются. Приблизительные (преуменьшенные) подсчеты расхода энергии паровозного К. (Смирнов) на маневровом паровозе при расходе каменного угля около 13 тонн дают общую сумму энергии за 12-часовую смену в 3.850 кг/м, а на пассажирском паровозе при расходе угля в 40 тонн--11.970 кг/м. На морских пароходах СССР по преуменьшенным подсчетам Углова расход энергии на 1 К. в 6-часовой рабочий день при суточном расходе угля в 18 тонн составляет 6.930 кг/м; подсчеты нем. авторов определяют расход энергии судового К. в течение 1 часа в 2.600 кг/м (A. Kurrer) и даже 6.600 кг/м (P. Schmidt).
   Работа К. протекает при тяжелых метеорол. условиях: вследствие большого количества тепла, отдаваемого обширными поверхностями котлов и выделяющегося из периодически открываемой топки, t в рабочей зоне К. обычно держится между 30--50 град. (при относительной влажности воздуха в 60--65%), естественно уменьшаясь по мере удаления от топки. На Центральной электрической станции в Киеве в кочегарке с общим объемом в 9.100 м3 при 6 действующих котлах t летом составляла 39 град. (при t наружного воздуха в 22град.), на расстоянии 1 м от топки она была 42 град., при открытых топках она повышалась до 63 град., во время загрузки топлива--до 65 град., при подрезке угля и при шуровке--даже до 82 град., т. к. при последней операции топки открываются на более продолжительное время. Измерения t в кочегарке морского парохода дают следующие цифры: у самых топок--56 град., в расстоянии 0,5 м от топки--49,6 град., в 1,5 м от топки--44,8 град. и в 2,5 м от топки--38,3 град., и даже непосредственно под вентилятором, подающим свежий воздух со скоростью 6 м в 1 сек., t равняется 29,7 град. Кататермометрические наблюдения в разных местностях также доказывают значительные затруднения для теплоотдачи организмом рабочего: Ангус (Angus) в октябре 1922 г. нашел в кочегарке американского судна в Атлантическом океане t в 27 град., причем показания сухого ката колебались от 4,3 до 3,9 (вместо нормальных 6), а показания влажного ката составляли от 16,3 до 17,2 (вместо нормальных 16). По наблюдениям Углова на морском пароходе в Балтийском море при t в кочегарке под вентилятором в 32 град. "Н" равнялось 4,5, a "H1"-- 14,3. По наблюдениям Шварца (L. Schwarz) в кочегарке германского парохода t была 29,5 град. (при t наружного воздуха в 16,5 град.), а относительная влажность воздуха равнялась 64%, причем сухой ката показывал 2,7.
   Высокая t кочегарки в связи с большой мышечной работой приводит к "физиол." повышению t тела К. и учащению пульса: у 9 К. Центр. киевской электростанции t непосредственно после окончания работы была в среднем 37,6®, а пульс колебался в среднем от 90 до 110 ударов; при обследовании К. на русских морских пароходах Углов и Рамм находили у всех К. непосредственно после окончания работы учащение дыхания от 2 до 10 дыханий в минуту, повышение t тела от 0,1 град. до 1,0 град. и учащение пульса от 6 до 38 ударов в мин., причем наибольшие повышения дали молодые К. со стажем в 1--2 года, а более старые К. с многолетним стажем обнаружили меньшие колебания. Тяжелые условия труда К. отражаются на потере в весе тела у К., к-рая за 4-часовую вахту у судовых К. составляет в среднем 800 г, а иногда доходит и до 2 кг несмотря на то, что К. во время вахты выпивает в среднем 1,5 л воды. Эта потеря в весе идет главным образом за счет обильного потоотделения во время работы и обычно восстанавливается во время 12-часового отдыха.
   Воздух котельных помещений содержит в обычное время от 30 до 40 мг пыли в 1м3, а во время пересыпки угля в кочегарку содержание пыли доходит до 100--150 мг и более в зависимости от сорта применяемого угля. Еще больше пыли, притом очень мелкой и едкой, собирается в помещении кочегарки при обдувке котлов и очистке дымоходов. Угольная пыль глубоко проникает в поры кожи и в слизистую оболочку дыхательных путей и является причиной постоянного раздражения кожи и заболеваний дыхательных путей.
   Из газов кроме СО2, количество которой в котельных достигает 5--6 мг на 1 л воздуха, постоянно встречается в кочегарке СО, начиная от едва заметных следов и кончая 0,4--0,6 мг на 1 л, т. е. в количествах, во много раз превышающих токсические дозы; особенно много СО наблюдается в машинных отделениях судов, работающих на двигателях внутреннего сгорания, т. к. при изнашивании дизеля пропускают много газов (Забелин находил в машинных отделениях волжских теплоходов 1,19 мг СО на 1 л воздуха). Количество S02 и H2S в воздухе котельных помещений находится в зависимости от сорта применяемого угля и содержания в нем серы (в то время как донецкий антрацит и кардифский уголь содержит от 3% до 6 % серы, подмосковный уголь содержит до 12%); но при всяких сортах угля количества SO2 резко повышаются во время чистки топки (доходя до 60--70 мг на 1 л), а количества H2S резко увеличиваются во время заливания выбрасываемого угля водой. Оба эти обстоятельства делают особенно тяжелой работу по очистке топок, тем более что кочегар совершает ее при усиленном и учащенном дыхании и вынужден в течение 20--25 мин. находиться в атмосфере этих едких и вредных для здоровья газов. При отоплении котлов нефтяными продуктами в воздух кочегарок попадают довольно большие количества тяжелых и легких углеводородов жирного, а иногда и ароматического рядов.
   В результате тяжелых условий труда у К. наблюдается повышенная заболеваемость: не говоря о тепловых ударах, встречающихся почти исключительно у судовых К., для всех вообще К. характерна повышенная заболеваемость простудными и ревматическими заболеваниями, катарами дыхательных путей, пневмокониозами и кожными заболеваниями. Кроме того у К. встречаются проф. отравления СО, SO2, H2S. Поскольку основной вредностью труда К. является большая мышечная работа, наиболее радикальным средством борьбы с этой проф. Вредностью является переход на отопление нефтью взамен твердого топлива. В тех случаях, когда переход на нефтяное отопление невозможен, приходится применять всякие меры по механизации погрузки топлива (автоматическая засыпка угля из бункеров, механическая подача опилок и твердого топлива), очистки топок (качающиеся колосники, автоматическая очистка зольников) и обдувки котлов. Для борьбы с высокой t необходима максимальная изоляция котлов и паропроводов асбестом и другими материалами, а кроме того приточная вентиляция, где возможно, соединенная с воздушными завесами и душами. Независимо от этих специфических мероприятий самые кочегарки должны строиться с соблюдением сан.-технических норм, имеющихся в Обязательном пост. НКТ СССР от 14/XI 1923 г., причем особенное внимание необходимо обратить на объем кочегарки, освещение, тамбур для защиты от холодного воздуха, вентиляцию в смысле подачи достаточного количества свежего воздуха и удаления дыма и других газов и устройство душей или ванн для умывания кочегаров после смены. К работе К. должны допускаться лица после предварительного медиц. освидетельствования согласно постановлению НКТ и НКЗдр.РСФСР от 2/II 1925 г. и опубликованному ими списку б-ней, препятствующих поступлению на должность К. Для судовых и паровозных К. требования к их здоровью содержатся в правилах врачебного освидетельствования работников транспорта. Согласно действующему законодательству все К., работающие на твердом топливе, при загрузке вручную получают дополнительный 2-недельный отпуск, а К., работающие на подмосковном у где, получают этот отпуск независимо от способа нагрузки; паровозные К. также пользуются дополнительным 2-недельным отпуском независимо от способа нагрузки, а К. судовые получают дополнительный отпуск лишь на судах, плавающих круглый год. Рабочий день сокращен до 6 часов лишь у кочегаров судовых, работающих на твердом топливе, во время хода судна.
   Лит.: П о п о в В., Материалык изучению условий труда нижних команд на судах, Гигиена и эпидемиология, 1928, N 3; У г л о в В., Материалы к изучению условий труда кочегаров и машинной команды на пароходах Совторгфлота, Ленингр. мед. журнал, 1927, N 1 ; Ш р е т е р В., Паровые котлы и пароприемники, отд. 1--Гигиена в кочегарках (Серия монографий по технике безопасности, под ред. А. Пресса, вып. 6, Москва, 1926); P f e i f f e r E., Studien fiber Warmeregulation bei Heizern auf Tropenschiffen, Arch. f. Schiffs- u. Tropenhygiene, B. XXIX.Beiheft 1, 1926; S a n n e m a n n K., Seeleute (Hndb. d. soz.Hyg.,hrsg. v. A. Gottstein, A.Schlossmann u. L. Teleky, B. II, 1926); S с h w а г z L., Hygiene des Heizpersonals auf Schiffen, Zentralbl. f. Gewerbehyg., 1928, Beiheft 2. M. Рафес
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк) А.Минаева "Академия запретной магии-2. Пробуждение хранителя"(Любовное фэнтези) А.Нокс "Костыль для аутиста"(Антиутопия) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) А.Емельянов "Последняя петля 2"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Боевик) Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург"(Киберпанк) Д.Авдеев "Город в Глубинах"(Боевая фантастика) А.Лоев "Игра на Земле"(Научная фантастика) О.Гринберга "Драконий выбор"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Тайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Поймать ведьму. Каплуненко НаталияНевеста двух господ. Дарья ВеснаОтборные невесты для Властелина. Эрато НуарПорченый подарок. Чередий ГалинаДурная кровь. Виктория НевскаяПроклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. ИрунаКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиПеснь Кобальта. Маргарита Дюжева
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"