Слово "кашрут" на иврите означает "пригодный". Оно обычно употребляется по отношению к пище и напиткам, приготовленным в соответствии с еврейскими законами, касающимися пищи. Слово "кошерный" используется также относительно тфилин (филактерий, кожаных коробочек, которые еврей повязывает каждое утро на руку и голову), свитков Торы и других предметов, соответствующих всем требованиям галахи, еврейского Закона. Интересно, что слово "кошер" встречается в Танахе (Библии) только три раза: один раз в свитке Эстер и два раза в Коэлет (Экклезиаст). Но там это слово не относится к еде, а используется как положительная характеристика некоторых вещей.
Слово "кошерный" стало международным (по крайней мере, оно есть в английском языке), оно может быть употреблено и по отношению к людям и событиям: это кошерное дело; он - кошерный парень. Источник всех законов кашрута (кошерности), определяющих, какое мясо, птицу, рыбу, молоко, фрукты и т.д. можно использовать, находится в Торе (Пятикнижии Моисея). Еврейские ученые изучали, интерпретировали и применяли законы кашрута на протяжении тысяч лет. На эту тему написано множество книг. Еврейский народ соблюдает эти законы вот уже более 3000 лет.
Причины соблюдения кашрута
1. Всезнающий Доктор
Заповедь соблюдения кашрута - это одна из заповедей, причины и смысл которых нам не раскрыты. Тора была нашим путеводителем в жизни на протяжении тысяч лет. Творец, сотворивший мир, дал нам закон, в соответствии с которым нам следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для нашего духовного благополучия, пусть мы не всегда понимаем причины Его указаний.
Когда знающий врач, на которого можно положиться, дает пациенту определенные лекарства, назначает диету и т.п., то пациент, если он разумен, будет следовать его указаниям, даже если не понимает их смысла. Часто этот смысл просто невозможно объяснить человеку, не имеющему медицинского образования. Иногда пациенту просто не следует знать о своей болезни. Как бы то ни было, каждый понимает, что врач лучше знает, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
Наше духовное здоровье должно быть не менее важным для нас. Творец дал нам в Торе необходимые предписания, упражнения и рецепты для нашего духовного здоровья. Разве не стоит следовать этим предписаниям, даже если мы не всегда их до конца понимаем?
2. Стремление к святости
В Торе сказано: "Вы должны быть святы, поскольку Я, Г-сподь Б-г ваш, свят". Есть много заповедей, выполняя которые, мы учимся контролировать свои желания и страсти, и кашрут - одна из таких заповедей. Тем самым мы духовно растем.
Некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Она вредна именно для души, а не для тела. Наши Мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некошерные продукты, понижается, его сердце "закрывается" для восприятия духовных идей.
Известную английскую поговорку "You are what you eat" (Ты то, что ты ешь) можно понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.
3. Сохранение национальной самоидентификации
Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить социальные контакты с неевреями - с целью предотвращения смешанных браков. Брак с неевреем (не прошедшим надлежащего обращения в иудаизм) является серьезным нарушением Торы. Социальные контакты с неевреями ограничиваются, в том числе тем, что многие виды пищи считаются некошерными только из-за того, что приготовлены неевреями.
--
Бишуль акум- определенные виды пищи, приготовленные неевреем. Эта пища - некошерна, даже если все ингредиенты кошерны. Однако если еврей принимает участие в процессе готовки, блюдо кошерно.
--
Пат акум- хлеб, испеченный неевреями частным образом, дома. Он является некошерным.
--
Пат палтер- хлеб и выпечка из нееврейской пекарни. Их можно есть, если все ингредиенты кошерны.
--
Стам ейнам- виноградное вино, приготовленное неевреями. Оно запрещено.
Эти "неудобные" законы служат преградой, барьером для социальных контактов, которые могут в конце концов привести к смешанным бракам.
Соблюдение кашрута - верный способ определения нашей причастности к еврейскому народу. Соблюдая кашрут, мы можем чувствовать себя как дома почти в любой общине мира. Когда человек, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Кашрут объединяет нас и укрепляет наше еврейство. "Больше чем еврейский народ хранил кашрут, кашрут хранил еврейский народ".
4. Кашрут как символ морали
Жестокость по отношению к животным запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т.п.. Шхита (забой скота согласно Торе) - это наиболее гуманный метод умерщвления животного. Животное теряет сознание в доли секунды, что было научно доказано. Тора запрещает также есть кровь - источник жизни. Поэтому существуют специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Запрещая есть кровь, Тора учит нас не быть жестокими.
Шхита (забой скота) и кошерование мяса
Чтобы мясо было полностью кошерным и пригодным для еды, оно должно отвечать нескольким требованиям.
1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми сложными требованиями Закона. Этот процесс называется шхитой, а квалифицированный резник - шохетом.
Шохет обычно много лет учится в ешиве (талмудическом колледже), чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс шохетов, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту.
Шохет изучает два основных предмета:
1. Законы, относящиеся к процессу забоя скота. Они включают: а) законы о различных видах ножей, употребляемых для резки различных животных;
б) законы подготовки ножа - как затачивать нож, проверять, чтобы на нем не было ни малейшей щербинки и т.п.;
в) законы о том, где и как резать;
Прежде всего, шохет должен быть богобоязненным человеком и строго соблюдать все заповеди. Если на него пала хоть тень подозрения, на его шхиту нельзя полагаться. Причина этого - в том, что евреи, которые едят это мясо, вынуждены полностью полагаться на честность резника: если он ошибся, никто кроме него и Всевышнего не будет знать об этом.
2. Законы проверки животного после забоя. Во внутренних органах животного не должно быть признаков смертельного ранения или заболевания.
Кошерная скотобойня
На кошерной мясной фабрике или скотобойне всегда присутствует машгиах, человек, следящий за кошерностью. Он несет ответственность за несколько процессов:
--
Он следит за тем, чтобы использовались только передние части животных. Дело в том, что задняя часть содержит запрещенную в употребление жилу. Эту жилу очень трудно удалить, и поэтому в наше время обычно предпочитают просто использовать только передние части животных, а задние продают мясникам-неевреям.
--
Машгиах также ответственен за удаление запрещенного жира.
--
Процесс удаления крови - очень важная функция машгиаха. Тора запрещает есть кровь.
Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо хорошенько промывают. Теперь оно готово к употреблению.
Печенка содержит очень много крови, и поэтому для извлечения из нее крови ее жарят на открытом огне.
--
Машгиах также несет ответственность за то, чтобы все мясные продукты были дважды запечатаны печатью, удостоверяющей кошерность.
В прежние времена, в местечках, хозяйка дома сама проделывала все операции по удалению из мяса крови. В наше время обычно покупают уже готовое мясо, прошедшее все стадии кошерования. Кошерное мясо можно купить (в Израиле, США, Европе) в кошерном магазине, кошерном отделе супермаркета, а в городах, где еврейское население невелико (а также в городах СНГ) - в местной синагоге.
Отделение "халы" от теста
При выпечке хлеба или пирога от теста, которое содержит, по крайней мере, 1.2 кг муки, нужно отделять халу(небольшой кусочек). Если муки меньше чем 1.2 кг, то халу отделять не нужно. Если вес муки - от 1.2 до 1.6 кг, то халу отделяют без благословения. Если муки больше 1.6 кг, то при отделении халы говорят соответствующее благословение. Отделенный кусочек затем сжигают.
Еда, приготовленная неевреем - "бишуль акум"
Если нееврей проделал все три стадии процесса приготовления пищи: зажег огонь, поместил пищу на огонь, довел пищу до готовности - такая пища становитсянекошерной, и посуда, в которой она готовилась, также становится непригодной и требует кошерования. Однако, если еврей включает огонь или ставит пищу на огонь, это решает проблему.
Если нееврей включил плиту и поставил пищу на огонь, и это было замечено прежде, чем еда сварилась, то еврей должен немедленно выключить плиту, затем опять включить и помешать содержимое кастрюли.
Проблема бишуль акум- еды, приготовленной неевреем, - возникает только тогда, когда речь идет о пище, которую не едят сырой, такой как мясо или рыба. Этот запрет также не распространяется на "неважную" еду, то есть такую, которую обычно не подают на свадьбах или банкетах.
Более строгая кошерность
Определенные еврейские общины и отдельные люди соблюдают более строгий стандарт кошерности, называемый на иврите меадрин. Это относится ко многим областям пищевой индустрии, таким как шхита (забой скота) меадрин, молочные продукты меадрин и другие. На фабричных продуктах меадрин имеется надпись "кошер лемеадрин" и печать авторитетного раввинского суда.
Типичные вопросы:
--
Какие виды посуды нужно погрузить в микву (специальный бассейн или естественный водоем) перед использованием в первый раз?
Посуда, используемая для еды или приготовления пищи, принадлежавшая какое-то время нееврею, а потом перешедшая во владение еврея, требует окунания в микву. Это относится к посуде из серебра, стали, меди, жести, стекла, фарфора, глазированной керамики. Деревянную посуду, посуду из неглазированной керамики, а также одноразовую посуду окунать не нужно.
Что такое хамец?
Хамец (квасное)- это еда и напитки, приготовленные из пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы, вошедших в контакт с водой или другой жидкостью. Маца же, которую можно и нужно есть в Песах, делается из муки и воды и печется в течение 18 минут. За это время она не успевает закваситься.
Запрещение есть квасное в Песах - один из самых строгих запретов в Торе. Нельзя не только есть, но даже иметь в своем владении квасное. Поэтому в ночь перед Песахом евреи осматривают весь свой дом в поисках квасного, и найденное наутро сжигают. Если же у кого-то есть большие запасы продуктов, запрещенных в Песах, - он продает их на время праздника нееврею. Такую продажу можно оформить у местного раввина.
Кошерование посуды
Существуют пять основных методов кошерования посуды, зависящие от типа посуды и от того, каким образом ее использовали с хамецом. Эти же методы, вообще говоря, используются и для кошерования любой посуды, использовавшейся с некошерными продуктами в течение всего года.
--
Нагревание до красного каления. Для этого может использоваться, например, паяльная лампа. Оборудование, используемое для жарки и печения, например противни, сковородки и шампуры, кошеруются именно таким образом.
--
Нагревание над огнем - не до красного каления, но до такой температуры, когда соломинка или кусочек тонкой бумаги почернеет, если ей дотронуться до кошеруемой посуды, уже снятой с огня.
--
Окунание в кипящую воду. Таким методом кошеруют посуду для варки, такую как кастрюли, вилки и ложки, которые использовались с горячей пищей и т.п. Посуда должна быть абсолютно чистой и не использоваться в течение 24 часов перед кошерованием. Если кастрюлю невозможно окунуть, в ней просто кипятят воду и затем кидают в нее раскаленный камень, чтобы вода перелилась через края.
--
Обливание кипящей водой. Так кошеруют стальные раковины и другие металлические поверхности.
--
Вымачивание. Используется для стеклянной посуды, которая использовалась для холодных продуктов, содержащих хамец. Такую посуду нужно замочить в холодной воде три раза (меняя каждый раз воду) как минимум по 24 часа.