Тонина Ольга Игоревна: другие произведения.

Учебный парусник "Ниобе". Белый шквал.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


 Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Учебный парусник "Ниобе". Белый шквал.
  
    []
   После первой мировой войны, согласно Версальскому мирному договору, численность личного состава Германских военно-морских сил была уменьшена до 15 тыс. человек. Для Германии тех лет, в условиях зарождающегося Третьего рейха и огромного желания взять реванш, такая численность являлась крайне малой. Флоту требовались опытные офицеры, которые, прежде чем попасть на корабль, должны были получить определенные практические навыки. Поэтому, несмотря на крайнюю нужду в финансовых средствах, которую испытывали мини-ВМС Германии вследствие подорванной войной экономики, в начале 1921 года общими усилиями под учебное судно была переоборудована захваченная во время войны четырехмачтовая норвежская шхуна, использовавшаяся до этого как бункеровщик ("Niobe" (2.8.1913 г. спущена на воду как 4-х мачтовая шхуна "Morten Jensen" в Frederikshavn (Nord-Jytland Дания) при Frederikshavns Flydedock, 21 ноября 1916 года уже под норвежским флагом и именем "Tyholm" она была захвачена немецкой подводной лодкой UB 41 в качестве приза, и 16.2.1917 отсуждена Германии в судебном порядке как приз. Трофей был переименован 7.6.1920 г. в "Aldebaran", а затем в "Schwan" ("Лебедь") и использовался для перевозки грузов).
   3.2.1921 г. парусник был принят военно-морским флотом и введен в эксплуатацию 10.3.1921 как "Ниобе". Он получил якорную стоянку во Фленсбурге-Мюрвике, рядом с военно - морской школой. До конца сентября 1921 года "Ниобе" была парусным тендером и находилась под командованием знаменитого капитан-лейтенанта Феликса графа фон Люкнера, затем была предоставлена на короткое время киностудии для съемок фильма. 6 февраля 1922 морской флот империи выкупил 4-х мачтовую шхуну и начал перестраивать в 3-х мачтовую шхуну-барк на верфи Germania в Вильгельмсхафене. Водоизмещение парусника составляло 724 тонны, длина - 46,1(42) метр, длина с бушпритом - 58 метров, ширина - 9,17(9,2) метров, осадка - 5-5,2 метров, высота грот-мачты - 43,8 метров, Площадь парусов шхуны-барка составляла 953(943) кв.м. (плюс 40 кв. метров дополнительных парусов), мощность вспомогательного 2-х тактного дизеля - 240 л.с. Штатный постоянный экипаж - 32(34) человека, плюс 65 курсантов. Каждый год на борту "Ниобе" проходили обучение 4 учебных курса (3 проходили для кандидатов в унтер-офицеры и один для кандидатов в офицеры). Срок обучения равнялся примерно 2 - 3 месяцам. 12 дней занимали подготовительные "теоретические упражнения" в Blucherbrucke в Киле, к которому был приписан корабль. После чего корабль совершал учебные плавания в Северном или Балтийском море, иногда в северной Атлантике. До "Ниобе" последним парусным учебным кораблем была "Шарлота", которая была выведена из эксплуатации уже в 1909 году, и обучение курсантов происходило только на военных паровых кораблях. 19.12.1923 г. под названием "Ниобе" парусник вступил в строй.  []
   Командирами "Ниобе" были:
   Март 1921 - сентябрь 1921 года - капитан-лейтенант граф фон Люкнер (Graf Luckner).
   Март 1922 - июль 1922 года - корветтен-капитан Крафт (Krafft).
   Июль 1922 - май 1924 года - Эрнст (Ernst)
   Май 1924 - апрель 1925 года - капитан-лейтенант Лафренц (Lafrenz)
   Апрель 1925 - январь 1927года - корветтен-капитан Вабнер (WaВner)
   Январь 1927 - июнь 1929 года - корветтен-капитан Мевис (Mewis)
   Июнь 1929 - февраль 1932 года - корветтен-капитан Кумпель (Kumpel)
   Февраль 1932 - Июль 1932 года - капитан-лейтенант Руфус (Ruhfus)
  
   Учебный парусник "Ниобе" погиб 26 июля 1932. Причиной гибели стал внезапный сильный шквал и изменение направления ветра на 120 градусов. Шквалы бывают разными и отличаются друг от друга своими признаками, повадками и силой. Так, динамический удар с подветра в паруса и вооружение яхты создает крен, в два раза больший, чем она имела бы от действия ветра той же силы, но дующего равномерно. Он может положить яхту парусами на воду, залить или опрокинуть ее.
   Очень коварны белые шквалы, которые обрушиваются внезапно и почти не имеют видимых признаков. Они налетают без осадков и часто при чистом, безоблачном небе. Иногда единственным признаком их приближения являются отдельные высокие кучевые облака чечевицеобразной формы, напоминающие дирижабли. Предвидеть их можно еще по резкому заходу ветра.
   Белые шквалы не поднимают заметной пыли, обычно подхватываемой сильным ветром над береговой полосой, отсутствует и белая рябь на море. Наблюдаются они в различных местах земного шара. В СССР они бывают на юге у побережий Азовского и Каспийского морей, крупных водохранилищ. На Балтике белые шквалы наблюдались в южной части моря.
   25 июля "Ниобе" вышел из Киля в учебное плавание по Балтийскому морю, первый заход планировалось осуществить в Варнемюнде. Всю ночь "Ниобе" простоял на якоре в Фемарне, и отправился на следующий день юго-восточным курсом. Дул свежий юго-западный ветер с силой от 3 до 4 баллов, в 13.00 был пройден по правому борту плавучий маяк Фемарн-Бельт. На юго-западе между тем образовался угрожающе выглядящий грозовой фронт, который вынудил капитана, дать команду к уборке верхних парусов и введению штормовой одежды для несения вахты. В связи с тем, что начал идти дождь, были объявлены учебные занятия под верхней палубой "Ниобе". В 14.27 с юго-юго-запада, а не с ожидаемого румба на парусник обрушился внезапно и быстро возрастающий шквал силой более 10 баллов. Барк накренило на 50 градусов на левый борт, перо руля вышло из воды, судно стало неуправляемым. Вахтенный офицер еще попытался привестись к ветру, но "Ниобе" полностью лег на борт и опрокинулся в течение нескольких минут. Ситуацию усугубило то, что из-за летних температур различные люки на корабле были открыты, и внутрь корабля сразу поступило большое количество воды.
   Самыми первыми к месту катастрофы прибыли спасательные шлюпки гамбургского парохода "Тереза Расс" и плавучего маяка, следом за ними прибыли быстроходные катера с крейсеров "Кельн" и "Кенигсберг", однако 69 (по другим данным 70) офицеров, курсантов и матросов погибли (3 морских офицера, корабельный врач, казначей, 8 унтер-офицеров, 36 кандидатов в офицеры, 10 кандидатов в унтер-офицеры, 9 матросов и повар. Среди кандидатов в офицеры были 6 студентов-медиков университета Грейфсвальда, будущих судовых врачей, которые заканчивали морскую практику. В том числе 27 курсантов из набора 1932 года). 40 человек (в том числе командир и 6 кадетов из набора 1932 года) были спасены. В числе 6 спасшихся курсантов был Вернер Клюмпер (Werner Klumper) (родился 19 апреля 1911 г. в г. Херне (Неrnе) в Вестфалии. После окончания гимназии он поступил на службу в военно-морской флот. В начале 1932 г. Клюмпер прошел секретную летную подготовку в отделении "Немецкой школы воздушных сообщений" в Варнемюнде. В последствии Вернер Клюмпер стал одним из самых результативных пилотов торпедоносцев в составе люфтваффе.
   Для восстановления всех деталей происшедшего, чтобы избежать повторения чего-либо подобного в будущем, была создана комиссия по расследованию происшествия. Список свидетелей, давших показания этой комиссии, включал двух экспертов по вождению судов под парусами -- контр-адмирала в отставке фон Карпфа и капитана Петерсена, сотрудника судоходной компании "Лейзиц", в течение ряда лет командовавшего пятимачтовым судном "Пруссия". Известного метеоролога и океанолога Берлинского университета профессора Дефанта, лично пережившего встречу с подобным фронтальным шквалом на борту судна "Одерхаф". Доктор Шютте, эксперт-кораблестроитель, давал показания относительно конструкции "Ниобе", а капитан 3-го ранга Мевис, бывший командир "Ниобе", освещал парусно-мореходные качества корабля. Следствие, подробно изучив все аспекты происшедшей трагедии, пришло к выводу, что не наличествовало преступного пренебрежения или неумения в наблюдениях за погодой, управлении кораблем или подготовке к шторму, но катастрофа произошла только вследствие действия непреодолимой силы. Все обвинения, выдвинутые против капитана 2-го ранга Руфуса, командира "Ниобе", в части утраты корабля и гибели офицеров и команды, были полностью сняты.
   Для Германии гибель "Ниобе" стал всенародной трагедией. Шок, вызванный трагедией, тем не менее не подавил патриотических чувств немцев. Для покупки либо строительства нового судна был учрежден специальный фонд "Пожертвования "Ниобе", куда вносили пожертвования люди практически всех слоев общества. Монетный двор даже выпустил монеты с изображением парусника достоинством в 5 марок, которые были переданы в банки как безвозмездная помощь этой патриотической программе. В результате в качестве пожертвований было собрано почти 200 тысяч рейхсмарок. Таким образом, была решена проблема финансирования строительства нового учебного судна. Морской администрацией был объявлен конкурс на лучший проект судна под названием "Проект 1115. Замена "Ниобе". На конкурс были приглашены все ведущие немецкие судостроительные заводы. Особенно подходила для строительства парусного судна верфь "Дешимаг", однако недостаточная численность рабочих не позволила верфи взяться за постройку такого судна. Следующим наиболее опытным заводом по строительству судов данного типа была верфь "Блом унд Фосс" в Гамбурге, которая и выиграла конкурс.
   Следует сказать, что в этот раз Морской администрации требовалась не какая-нибудь переделанная шхуна, а полноценное, прекрасно оснащенное, исключительно мореходное и безопасное судно, имеющее, кроме того, и развитое парусное вооружение. Все эти обстоятельства и были отражены в проекте, который затем был благосклонно утвержден в Берлине. Парусник, построенный по этому проекту, после войны стал трофеем СССР и носил название "Товарищ".
   В числе тех, кто проходил стажировку на "Ниобе" были и те, кто оставил заметный след в мировой истории: руководитель нацистской тайной полиции и разведки, обергруппенфюрер СС и генерал полиции Райнхард Гейдрих, шеф разведки адмирал Канарис, а также известные асы подводники - Иоахим Шепке и Отто Кречмер.
    []
  
  
   Использованные материалы:
  
   http://militera.lib.ru/memo/german/raeder_e/07.html
   http://torpedo-los.narod.ru/index.html
   http://www.nazireich.net/forum/viewtopic.php?t=53&view=next
   http://www.militaritaeten.de/
   Homepage
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"