Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Занзибарская побудка или Английские не-"Варяг" и не-"Кореец"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    От доблести до позора всего один шаг - спустить свой флаг и поднять белый флаг капитуляции.


   Ольга Тонина
  
   Занзибарская побудка или Английские не-"Варяг" и не-"Кореец".
  
  
   Место действия - Занзибар, гавань Стоун Тауна. Время действия - 20 сентября 1914 года.
    []
  
  
   Действующие лица.
  
   Англичане:
   Корабль Его Величества "Пегасус".
   Корабль Его Величества "Хельмут".
  
   Немцы:
   Крейсер "Кенигсберг".
  
   Немножечко подробностей.
  
   Бронепалубный крейсер 3-го класса "Пегасус".
   Командир - капитан 2 ранга Джон Александер Инглес (John Alexander Ingles)
   (27 июля 1875 - 20 апреля 1934)
    []
  
   Сын контр-адмирала. Родился в Плимуте, графстве Девон.
   Мичман - 14 июля 1894 года
   Лейтенант -31 декабря 1896 года.
   Коммандер - 31 декабря 1907 года
   Командир крейсера "Пегасус" 1 декабря 1913 года.
   Ушёл в отставку по собственному желанию 28 июля 1921 года.
   Умер в Танзании, в Дар-эль-Саламе.
  
    []
  
  
   Крейсер "Пегасус" относился к бронепалубным крейсерам 3-го класса типа "Пелорус".
  
    []
   Заложен в 1896 году.
   Спущен на воду в 1897 году
   Введен в строй в 1899 году.
   Водоизмещение стандартное - 2169 т, полное - 2780 тонн
   2 паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 7000 л.с. , 2 гребных винта, скорость хода - 20 узлов.
   Размерения (м) 91,4 х 11,13 х 5,2 м
  
   Бронирование:
   Палуба - 38-51 мм, Рубка - 76 мм.
  
   Вооружение:
   8  - 102-мм орудий Mk III
    []
   Начальная скорость снаряда - 700 м/с
   Вес снаряда - 25 фунтов (11, 34 кг)
   Дальность стрельбы: 9000 ярдов (8200 м)
  
   8 - 47 мм (3-х фунтовых орудий) Гочкисса
    []
   Начальная скорость снаряда - 571 м/с
   Вес снаряда - 1,5 кг
   Дальность стрельбы - 4000 ярдов (3657 м)
  
   2 450-мм торпедных аппарата.
  
   Вооруженный буксир "Хельмут"
  
   Командир - Суб-лейтенант резерва Клемент Джэймс Чарливуд (Clement James Charlewood),
   10 апреля 1915 года награжден DSC - Крестом за выдающиеся за заслуги за действия по против германских войск на территории континентальной Африки.
  
   Теперь о буксире - "Хельмут" пред войной базировался на Занзибаре и ходил под германским флагом. Несколько местных немцев в Занзибаре планировали использовать его для того, чтобы убежать в Германскую Восточную Африку и избежать интернирования, но двигатели буксира были в плохом состоянии, и он был захвачен британскими кораблями перед попыткой побега. Буксир был захвачен, вооружен одной трёхфунтовой (47 мм) пушкой
  
   Бронепалубный крейсер "Кенигсберг"
    []
   Заложен в 1905 году.
   Спущен на воду в 1905 году.
   Введен в строй в 1906 году.
   Водоизмещение стандартное/полное - 3340/3754 тонн
   Размерения - 115,3 х 13,2 х 5,29 м
   Две паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 13200 л.с.
   Скорость - 24,1 уз.
   Экипаж - 308 человек
    []
   Бронирование:
   Палуба - 80-мм
   Боевая рубка - 100-мм
  
   Вооружение:
  
   10 - 105 мм орудий SK L/45
   Начальная скорость снаряда - 710 м/с
   Вес снаряда - 17,4 кг (38 фунтов)
   Дальность стрельбы - 13890 ярдов (12700 м)
  
   2 торпедных аппарата калибра 450-мм
  
   Итак, как говорил ГэГэ (главный герой) романов Агаты Кристи Эркюль Пуаро, все участники собраны. Что дальше?
   Что написали об этом случае наши источники в своё время?
  
   Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. стр. 136:
  
   Объявление британского Адмиралтейства
   С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее:
   "С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой.
   Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу".
  
  

Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны.  252. стр.222.:

  
   Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером "Pegasus"
   "На морском берегу английский крейсер "Pegasus" (2200 т, [18]97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно "Mowe" (650 т, [19]06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец "Pegasus" был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер "Konigsberg" (3400 т, [19]05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого "Konigsberg" ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров."
  
   Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны.  262. стр. 230.:
  
   Операция крейсера "Konigsberg"
   "Крейсер "Konigsberg", как было уже сказано (см.  252), вывел из строя английский крейсер "Pegasus". Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров -- "Nurnberg" и "Leipzig", о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью "Pegasus", который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров."
  
   Что пишут более поздние исследователи?
   Известному русскоязычному переводчику Александру Больных принадлежит следующий текст:
   "Вдобавок на состоянии корабля начало понемногу сказываться затяжное плавание. Заправки углем стоили нескольких помятых листов обшивки и выбитых заклепок. Вышел из строя один из котлов, в остальных начали лопаться трубки. Лооф решил заняться ремонтом корабля. Но идти в Дар-эс-Салам он не мог. Поэтому 3 сентября крейсер вместе с угольщиком "Сомали" во время прилива по рукаву Симба-Уранга вошли в дельту реки Руфиджи, которая стала его убежищем. Карты дельты пе-ред войной составило гидрографическое судно "Мёве".
   Единственной германской "властью" здесь был маленький таможенный пост. Когда таможенники оправились от неожиданности, они развили бурную деятельность, пытаясь найти уголь. В Дар-эс-Салам была отправлена депеша с известием, что "Кенигсберг" не потоплен, как утверждали англичане. Он очень даже жив, и ему требуется УГОЛЬ. К Лоофу тоже начали поступать свежие но-вости. Самая важная из них была получена 19 сентября.
   Береговой наблюдатель сообщил, что в гавань Занзибара вошел британский крейсер.
   Лооф не знал, что по приказу Адмиралтейства Кинг-Хэлл на "Гиацинте" отправился патрулировать в районе мыса Доброй Надежды, чтобы предотвратить прорыв туда крейсеров фон Шпее. Крейсер "Астрея" был отправлен к берегам Юго-Западной Африки. По какой-то причине британское командование решило, что "Кенигсберг" ушел в Индию, и потому восточные берега Африки совершенно безопасны. В этом районе остался самый слабый из крейсеров Кинг-Хэлла "Пегасус", который решил заняться ремонтом и чисткой изношенных котлов. Британский крейсер также пострадал от плохого качества местного угля. Адмирал приказал постоянно держать пары, чтобы в случае необходимости немедленно дать ход, но командир крейсера капитан 2 ранга Инглс решил, что никакая опасность ему не грозит, а потому можно чистить все котлы разом. Это займет много меньше времени.
   За время стоянки "Кенигсберг" был приведен в состояние относительной исправности и с вечерним приливом выскользнул в море. Лооф решил следовать экономической скоростью 10 узлов, чтобы не выдать себя искрами из труб.
   На входе в гавань Лооф встретил маленький буксир "Гельмут". Его командир суб-лейтенант Чарлсуорт принял германский крейсер за безобидного "купца" и смело пошел навстречу. Свою ошибку англичане поняли, лишь когда "Кенигсберг" поднял германский флаг и открыл огонь. Пара снарядов убедили Чарлсуорта, что пора бросить корабль и спасаться, что он и сделал вместе с командой.
   Германский крейсер вошел в порт, маневрируя между песчаными банками. В 5.21 он развернулся левым бортом к противнику и с дистанции 3 мили открыл огонь по безмолвному "Пегасусу". Первый залп лег недолетом, второй накрыл цель, а с третьего начались попадания. Один из британских офицеров, спавших на палубе, в 5.15 был разбужен  
   "двумя снарядами, пролетевшими над головой. Я взлетел на спой пост на марсе и увидел ведущий бешеную пальбу "Кенигсберг" всего в 4 милях. Наши матросы разбе-жались по боевым постам, но снаряды сыпались очень часто, нанося ужасные потери. Наши орудия (8 -- 102 мм) скоро начали отвечать, но их снаряды не долетали до противника на 1000 ярдов. Внезапно снаряд шлепнулся в 20 ярдах от меня, подняв столб брызг выше марса. Затем из переднего поста управления мне передали, что они потеряли связь с орудиями, поэтому я приказал перевести управление па кормовой пост. Но теперь все наши орудия прекратили огонь, и я услышал, как кто-то сказал: "Сдаемся!" Я закричал: "Не сдаваться!" -- однако секунду спустя несколько человек сказали: "Приказ капитана, сэр". И я увидел поднимающийся белый флаг. Прежде чем немцы смогли различить его, они сделали еще 9 выстрелов. Хотя вода потоком лилась в пробоины, мы ухитрились частично остановить ее матами. Но корабль продолжал крениться. Поэтому я спустил все шлюпки и приказал матросам перевозить раненых на берег. После этого возник вопрос: пленные мы или нет? Но, поскольку "Кенигсберг" уходил прочь, я решил, что все-таки нет. Так как корабль явно тонул, капитан отдал приказ покинуть его. Едва мы успели отплыть на 50 ярдов, к борту подошел пароход "Килва", и я запросил разрешения вернуться. Мы попытались было отбуксировать крейсер на песчаную отмель, однако берег был слишком крутой, и он соскользнул обратно. Бой длился всего 15 минут, но "Пегасус" перевернулся и затонул лишь в 13.00. Мы потеряли 102 человека: 42 убитыми и 60 ранеными. Капитан был несомненно прав, спустив флаг. Что мы могли еще сделать? Наши орудия не могли достать "Кенигсберг", и мы не имели хода. Бессмысленно драться в таких обстоятельствах".
   Из указанного описания можно сделать один вывод - незадолго до встречи с "Пегасусом" немецкий крейсер "Кенигсберг" встретился с брандвахтенным вооруженным судном "Хельмут". Германский крейсер открыл огонь по английскому брандвахтенному кораблю. Однако ВСЯ ВАХТА (включая КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, офицеров и матросов) на английском крейсере спала очень крепко и не проснулась практически до полного потопления крейсера, не взирая на огонь, открытый "Кенигсбергом" по "Хельмуту".
    []
   Если мы посмотрим на карту, то мы увидим, что "Кенигсберг" расстреливал "Пегасус" с дистанции примерно в 3-4 километра. Командир "Кенигсберга" знал, что в гавань Занзибара пришёл крейсер. Он подозревал, что это "Гиацинт", вооруженный 11-152 мм орудиями. Он решил его уничтожить либо вывести из строя. "Гиацинт" имеет 11-152 мм орудий. Каждое из этих орудий способно выпускать 100-фунтовые снаряды (45 кг) на расстояние до 15 000 метров. Ваши действия? А действия очень простые - скрытно подойти как можно ближе, чтобы сделать огонь своих орудий меньшего калибра более эффективным и стрелять, пока противник не опомнился.
   Именно так и поступил командир "Кенигсберга" - подошёл поближе и открыл огонь. 3-4 километра по карте - это 15-22 кабельтовых дальность прямого выстрела. Стрелять с более дальнего расстояния - это самоубийство - палубная броня "Гиацинта" - 76 мм, броня рубки - 152 мм, броня машинного отделения - 127 мм. Да и сам "Гиацинт" большего водоизмещения, то есть обладает большим запасом плавучести. Перестрелка с дальней дистанции приведет к тому, что английский крейсер раскатает "Кенигсберг" в лепёшку за сёт более тяжелых снарядов. (Австралийский крейсер "Сидней", имевший 8-152 мм орудий против 10-105-мм орудий германского "Эмдена" именно так и поступил). Именно поэтому "Кенигсберг" подошёл на предельно маленькую дистанцию.
   И именно этой малой дистанцией и объясняется, что английский крейсер за 15 минут получил около 60 попаданий из примерно 300 выпущенных снарядов - то есть примерно - 20 процентов - стрельба велась практически в упор, прямой наводкой. Что характерно, если посмотреть на карту, то галс, во время которого "Кенигсберг" вел стрельбу менее одного километра в длину. Если представить его длиной в один километр - получится 6 кабельтовых. За 15 минут или 60 кабельтовых в час - то есть 6 узлов. То есть, германский крейсер "Кенигсберг" двигался ходом "малый вперед" или "самый малый вперед" и расстреливал английский "Пегасус" абсолютно неспеша.
   Вооруженный буксир "Хельмут"? Его командир, конечно же, мог разбудить "Пегасус" при нападении "Кенигсберга". Наверное "Хельмуту" нужно было открыть огонь по "Пегасусу" чтобы парочкой попаданий трехфунтовых снарядов разбудить спящий экипаж крейсера. Увы, но экипаж "Хельмута" этого не смог. Впрочем, и не факт, что это помогло бы - слишком уж англичане были беспечны в своей базе.
   Почему орудия "Пегасуса" не могли достать "Кенигсберг"? Дело вовсе не в коварстве, командира "Кенигсберга", который знал табличные дальности стрельбы английских орудий и выбрал ту дистанцию боя, при которой английские снаряды не долетали до немецкого крейсера. Ничего такого командир "Кенгсберга" не выбирал - наоборот, он готовился к бою с более крупным "Гиацинтом", вооруженным более тяжелыми орудиями, для чего подошёл как можно ближе.
   Подошёл и открыл огонь первым, пока англичане изволили спать. К тому моменту, когда англичане изволили проснуться, в их крейсер навтыкалось уже достаточное количество снарядов, и он получил крен. Именно за счёт этого крена и уменьшился угол возвышения орудий "Пегасуса" и соответственно уменьшилась дальность стрельбы его орудий.
   С третьего залпа "Кенигсберг" пристрелялся. Носовое орудие было сброшено за борт вместе с расчетом. Через 8 минут 4 102-мм орудия левого борта были выведены из строя. Некоторые из фугасных снарядов пронизывали "Пегасус" насквозь и лишь часть взрывалась внутри его корпуса.
   Попытка англичан открыть ответный огонь не удалась, так как первыми же снарядами были убиты старший помощник и старший артиллерист. Расстрел прекратился в 5.37, но к этому времени "Пегасус" уже получил более 60 попаданий.
   "Кенигсберг" прошелся по гавани и расстрелял радиостанцию, посылавшую отчаянные призывы о помощи. Перед тем как покинуть гавань, старший помощник Кох и минный офицер Ангел решили испробовать хитрый трюк, который они разработали еще во время стоянки в Руфиджи. "Кёнигсберг" числился в списках как крейсер, оборудованный для минных постановок. Поэтому они сбросили в воду несколько бочек прямо на виду у британских береговых наблюдателей. Гавань Занзибара теперь была "заминирована". Около 7.00 "Кенигсберг" покинул порт, израсходовав около 350 снарядов.
   По английской версии, "Пегасус" выпустил в ответ около 59 снарядов, но все они легли с недолетами около 1000 ярдов. Именно из этого факта специально для гражданской публики был сделан ошеломляющий вывод, что командир "Кенигсберга" знал о "недальнобойности" пушек "Пегасуса" поэтому стрелял аж практически с 9 (девяти) километров.
   А этот "вывод" был англичанам крайне необходим, ибо международному престижу Британской Империи "правящей морями" был нанесён серьезный удар - германский крейсер БЕЗНАКАЗАННО потопил английский крейсер в английской же базе! Базе "владычицы морей"! Требовалось срочное оправдание такого прохлопа. В итоге и родилась история о "недальнобойности" пушек "Пегасуса"
   Английские гражданские лохи, читающие прессу были удовлетворены! Английские пушки просто не могли дострельнуть до немцев! А как на самом деле? 8-9 километров - это примерно 43-48 кабельтовых. В условиях русско-японской войны 1904-1905 гг. и текущей Первой Мировой войны - максимум до 5 процентов попаданий. 5% из 300 снарядов - это - 15 снарядов! Но никак не 60 (20%) и никак не 200 попаданий (67%) как пишут некоторые источники. В реальности же и 5% - это перебор и более достоверными являются - 3%-1,5% попаданий. То есть 5-9 снарядов. Соответственно бой на данной дистанции не мог быть скоротечным - только при очень большой удаче и везении и случайном благоприятном стечении обстоятельств. В остальных случаях бой напоминал бы либо вялотекущую взаимную перестрелку в течении НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ, либо получасовую бешенную стрельбу в "никуда" с надеждой попасть парой-тройкой снарядов.
   "Пегасус" же фугасные снаряды пронизывали насквозь, не успевая взорваться - то есть стрельба велась с очень маленького расстояния.
   Теперь о самом главном - крейсер "Пегасус" затонул примерно через ШЕСТЬ ЧАСОВ после ПОДНЯТИЯ БЕЛОГО ФЛАГА О СДАЧЕ и ухода германского крейсера.
   Пытались ли англичане спасти свой крейсер? Да, пытались. Но как-то очень вяло. Похоже, что командир крейсера не был заинтересован в спасении своего корабля, ибо тогда наверняка бы вскрылись весьма неприглядные факты очень низкой организации службы на корабле. А вот если корабль на дне... Вот тогда и не видно сквозных отверстий в его корпусе. Отверстий, говорящих о том, что вверенный ему корабль был расстрелян практически в упор. Что в свою очередь говорит о том, что экипаж крейсера проспал нападение.
   Потом в гражданской прессе появились героические рассказы про героическую гибель героического "Пегасуса". В частности про артиллерийского офицера лейтенанта Ричарда Тёрнера, которому снарядом оторвало обе ноги, но который с сигаретой в зубах и бокалом бренди в руках умирал, но продолжал командовать огнём крейсера. Появилась история и про сбитый вражескими снарядами флаг на корме, который тут же подняли вновь. Но всё это не более, чем пропаганда! Единственным человеком из экипажа "Пегасуса", получившим награду за этот бой стал... штабс-хирург Альфред Дж. Хьюитт. Именно его наградили, в 1916 году за профессиональные действия по оказанию медицинской помощи раненным морякам крейсера.
    []
   Больше никто никаких наград из экипажа "Пегасуса" не получил! Из экипажа "Хельмута" - его бывший командир суб-лейтенант Чарливуд, которого после того боя понизили в звании до старшего помощника командира корабля. Но свою награду Чарливуд получил уже за действия в другом эпизоде, действия под командованием более смелого и решительного командира чем был он сам.
   Сам командир "Пегасуса" Джон Александр Инглес никак не поощрён, и что характерно - столь традиционные для англичан судебные заседания, на которых производятся разборы действий командиров кораблей и соединений, в случае с "Пегасусом" до сих пор не опубликованы.
   Он мог отдать команду - покинуть корабль - обстоятельства были таковы, что шансов оказать сопротивление "Кенигсбергу" у экипажа его корабля не было, и его бы оправдали. Он мог также отдать команду - затопить корабль. По тем же причинам. Но сэр Джон смалодушничал - он приказал спустить АНГЛИЙСКИЙ ФЛАГ и поднять БЕЛЫЙ ФЛАГ - ФЛАГ СДАЧИ И КАПИТУЛЯЦИИ.
   Этим поступком он вычеркнул себя из списка порядочных и уважаемых людей. Не вышел из него Руднев, а из его крейсера английский "Варяг". "Ниасилил" "просвещенный мореплаватель" то, что называется выполнением долга. "England expects that every man will do his duty". "Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг" - именно этот сигнал поднял адмирал Нельсон, перед Трафальгарским сражением. И Сэр Джон Александр Инглес его не выполнил. Такое не прощается! Никем и никогда. Именно поэтому сэр Джон и умер в изгнании - в Дар-эль-Саламе - городе с неподходящим для европейца климате.
  
  
   Использованы материалы:
  
   http://wunderwaffe.narod.ru/HistoryBook/OceanSpace/Cruisers.htm
   http://www.keu-ocr.narod.ru/Rufiji/pictures/09.jpg
   http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Pegasus_(1897)
   http://en.wikipedia.org/wiki/QF_4_inch_naval_gun_Mk_I_%E2%80%93_III
   http://en.wikipedia.org/wiki/QF_3_pounder_Hotchkiss
   http://en.wikipedia.org/wiki/SMS_K%C3%B6nigsberg_(1905)
   http://en.wikipedia.org/wiki/10.5_cm_SK_L/45_naval_gun
   http://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Zanzibar
   http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Helmuth
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"