Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Английские гаубицы под Сталинградом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.32*7  Ваша оценка:


  
   Ольга Тонина
  
   Английские гаубицы под Сталинградом.
  
  
   В книге А.Н.Заблотского, Р.И.Ларинцева "Воздушные мосты" Третьего рейха (М., Вече, 2013) на стр. 101-102 можно встретить такую фразу:
   "Для имевшихся в "крепости" английских 152-мм гаубиц приспособили выстрелы от советских орудий аналогичного калибра. В приказном порядке широко использовалось советское трофейное вооружение, имевшееся в войсках". Имеется и ссылка на немецкие архивные документы (NARA T-312 roll 1451 frame 0745, 0918).
   Между тем, в списке трофейных орудий, состоявших на вооружении Третьего Рейха, английские 152-мм гаубицы "традиционно" не упомянуты. Нет упоминания об этих гаубицах и у Мюллера-Гиллебранда автора монографии "Сухопутная армия Германии 1933-1945". Что позволяет смело утверждать, что в Третьем Рейхе существовала двойная или даже тройная бухгалтерия, и было две, три или даже более правд, в зависимости от категории (расовой принадлежности) читателей.
   Однако если факт наличия трофейных английских гаубиц в "Сталинградском котле" упомянут в немецких архивах, то значит, что эти гаубицы там были. Ну а те, кто писал про Вермахт и Третий Рейх после окончания Второй мировой войны, просто проявили стыдливую толерантность, забыв про них упомянуть.
   Почему проявили? Да потому, что упомянув про гаубицы читателю, ему одновременно напомнят и о дюнкеркском позорище, которое сами англичане именуют "дюнкеркским чудом". О весне 1940 года, когда английская армия, находящаяся во Франции, после первых же немецких выстрелов, побросав всё своё вооружение начала драпать обратно в Англию. Немцы, как весьма хозяйственные и практичные люди, всё это вооружение подобрали и потом умело использовали. Причем, сам факт того, что только после окружения немецких войск под Сталинградом, немцы стали приспосабливать советские снаряды для стрельбы из английских гаубиц, говорит о том, что до того момента, немцы использовали штатные трофейные английские снаряды, которых, судя потому, что гаубицы провоевали почти полтора года с лета 1941 по ноябрь 1942, у них было очень много.
   Что же представляла из себя указанная гаубица?
   6-ти дюймовая (152-мм) гаубица была разработана в 1915 году. С 1915 по 1919 год англичане изготовили около 3000 гаубиц данного типа. В 1930 году гаубицы прошли модернизацию.
    []
  
   Гаубица обладала стволом длиной в 26 калибров. Дальность стрельбы снарядом массой 45 кг составляла 8710 метров, снарядом массой 39 кг - 10 460 метров. Вес гаубицы в походном положении составлял 3700 кг. Гаубица этого типа применялись и во Франции и в Африканской кампании и состояли на вооружении до конца Второй мировой войны, но постепенно были вытеснены в войсках более современной 5-ти дюймовой гаубицей.
    []
  
   Конечно же, кто-то скажет, что данная гаубица далеко "не айс", и что были гаубицы и получше этой престарелой англичанки. Так-то оно так, но всё это досталось немцам почти даром, и стреляло по нашим и под стенами Сталинграда. Английскими же снарядами.
   К сожалению, ни один из источников не упоминает сколько гаубиц данной модели получил вермахт в презент от нагличан. Данный вопрос требует дополнительного исследования.
  
   После появления данной статьи некоторые из читателей стали настойчиво доказывать, что немцы не могли захватить гаубицы у героических нагличан, ибо те и героические и наглые, и что скорее всего речь идет о гаубицах захваченных у РККА, ибо такие гаубицы были и у Красной Армии на вооружении тоже.
  Однако немцы использовали не только английские гаубицы, но и автомобили:
  Вильгельм Мейер-Детринг "137-я пехотная дивизия", М. Центрполиграф, 2013, ISBN 978-5-227-04611-6
  "Дивизия и даже её отдельные подразделения не были оснащены однотипными транспортными средствами. Наряду с транспортными средствами, выпущенными в Германии, имелись как автомобили французского производства, которые можно было заменять продукцией текущего производства, так и английские трофейные автомашины... На удивление хорошо зарекомендовали себя серийные типы французских грузовых автомобилей. И напротив, английские трофейные автомобили, у части из которых имелось до 65 точек ручной смазки, не выдерживали нагрузок русских дорог и быстро выходили из строя."
  
  

Оценка: 3.32*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"