Статья из Технической Энциклопедии 1927-34 г.г. : другие произведения.

Землечерпательные снаряды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:


   ЗЕМЛЕЧЕРПАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ и м а ш и н ы, орудия для производства выемки и удаления значительных количеств грунта, руды, угля и т. п. Обычно 3. с. применяются для крупных работ, когда работа вручную трудно выполнима, медленна или дорога. Наибольшее применение 3. с. находят для дноуглубительных и портостроительных работ, в ж.-д. строительстве, на открытых разработках бурого угля, мела, мергелей, соли, гравия и т. п. (см. Дражное дело). В зависимости от того, находятся ли извлекаемые породы под водой или нет, землечерпательные снаряды разделяют на два типа: мокрые и сухие.
   Мокрые 3. с., или з е м л е ч е р п а т е л ь н и ц ы, по способу отделения и подъема пород делятся на две группы: черпаковые, отделяющие грунт при помощи черпаков, и всасывающие, производящие отделение и подъем разжиженного водой грунта насосами (см. Землесос). При объединении в одном корпусе черпаковых и всасывающих органов получаются комбинированные 3. с. По способу отвода грунтов мокрые 3. с. делятся на три группы: л о т к о в ы е--выгружающие грунты по коротким лоткам в шаланды; кулуарные--отводящие грунты по длинным желобам, трубам или конвейерам; р е ф у л е р н ы е -- транспортирующие разжиженный водой грунт по длинному пловучему трубопроводу. Наконец, эти снаряды делятся еще на морские, речные и озерные.
   Сухие З.с. ( э к с к а в а т о р ы ) делятся на след. типы: железно дорожный, револьверный, канатный, храповой, многочерпаковый, тренчер, дренажный, универсальный, башенный и др. Дальнейшее их деление: одночерпаковые и многочерпаковые, режущие вперед и назад, высокого и низкого копания.
   Многочерпаковые экскаваторы делятся еще на 3. с. со свободным, принудительным и смешанным ходом черпаковой цепи; кроме того, бывают 3. с. бункерные и транспортерные, однопортальные и двухпортальные.
   Экскаваторы могут перемещаться на катках, колесах или гусеницах.
   Все З.с. могут быть снабжены устройствами для сортировки и промывки грунтов, лебедками для подтаскивания подвижного состава, и т. д. Многочерпаковые З.с. применяются там, где требуется точный профиль выемки или откоса; одночерпаковые--в узких местах, при сильно меняющихся глубинах, где точный профиль значения не имеет.
   Производительность 3. с. вообще колеблется в пределах от 10 до 10 000 ж3/ч, при мощности машин от 8 до 3 600 НP. В качестве силовых аггрегатов применяются: паровые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, электромоторы. Поскольку в обоих типах (мокрые и сухие) машины и рабочие органы в общем одинаковы, принято чаще всего классифицировать 3. с. по принципу работы.
   1. 3. с. с прерывной подачей грунтов или иных материалов характеризуются тем, что их рабочий орган (ковш, черпак, грейфер) имеет два хода--рабочий и холостой. В эту группу 3. с. входит следующий ряд.
   а) О д н о ч е р п а к о в ы й с н а р я д (фиг. 1 и 2) представляет собою поворотный кран со стрелой, установленный на тележке или на понтоне, но снабженный вместо крюка захватывающим прибором в виде черпака, ковша или грейфера. Типичный одночерпаковый сухопутный снаряд в исполнении з-да Menck & Hambrock (фиг. 1) имеет следующее устройство. Черпак а с острым режущим краем и зубьями жестко связан с рукояткой б; дно черпака в откидное (или отодвигаемое в сторону); рукоятка б, снабженная снизу зубчатыми рейками, выдвигается зубчатыми шестернями г, которые работают от машины; рукоятка связана со стрелой хомутом д, который не допускает расцепления реек и шестерен при всяком положении рукоятки. Черпак участвует в трех движениях: при вращении стрелы он описывает дугу горизонтального круга; при неподвижн. стреле и шестернях, по при изменении длины каната описывает дугу вертикального круга; при неподвижных стреле и верхнем ее блоке может передвигаться вперед и назад, перемещаясь вместе с рукояткой помощью зубчатой рейки и шестерен г.
   Процесс работы таков. Черпак быстро опускается до грунта при почти вертикальном положении рукоятки, после чего комбинацией двух движений (выдвигание рукояткой и подъем тросом) снимает стружку грунта. Выдвигание рукояткой заставляет лоб черпака быть прижатым к забою. Наполненный черпак поднимается на требуемую высоту, стрела поворачивается к месту разгрузки, дно черпака открывается, и происходит разгрузка; затем следует поворот в исходное положение. Число полных циклов работы равно от 45 до 80 в час
    []
    []
   Для совершения указанного движения нужны 3 двигателя: п о д ъ е м н ы й--для подъема черпака, н а п о р н ы й--для прижатия черпака к забою, п о в о р о т н ы й-- для поворота стрелы. У крупных мокрых снарядов добавляется еще о т т я ж н а я машин а--для притягивания рукоятки назад к понтону. Мелкие снаряды обходятся 1--2 двигателями при наличии передач и муфт. В качестве двигателей употребляют чаще всего сдвоенные реверсивные паровые машины; применяют также электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания. Сухопутные одночерпаковые снаряды самоходны; мокрые же редко обладают самоходом. Снаряд со стрелой, которая поворачивается на 360 градусов, называется револьверным (фиг. 1). Сухой снаряд с ограниченным поворотом (до 270 градусов), при расположении поворотной части на переднем конце тележки, перемещающейся на колесном ходу по рельсам нормальной или узкой колеи, носит название ж е л е з н о д о р о ж н о г о , или с т а н д а р т н о г о .
   Снаряды этой группы очень разнообразны и по производительности и по конструкции. Крупнейшая из последних конструкций -- револьверный 3. с. завода Marion, на гусеничном ходу, имеет емкость черпака 9,5 м3, длину стрелы 30,0 м, длину рукоятки 18 м; производительность его -- до 800 м3/ч, вес 800 т. Моторы, работающие, как и во всех американских 3. с , по схеме Вард - Леонарда, имеют следующую мощность: два подъемных мотора по 250 НP, два поворотных по 125 НP и помещающийся на стреле напорный мотор в 150 НP. В виду благоприятных результатов, достигнутых с этими 3. с. (к началу 1929 г. их находилось в работе около 10 шт.), тот же з-д строит (1929 г.) одночерпаковый снаряд еще больших размеров, а именно---с черпаком объемом 12 м3, при общем весе снаряда в 1 500 т. Один из мелких (1927 г.) универсальных 3. с. з-да Fundom имеет емкость черпака 0,38 м3, три сменные стрелы длиною 4,9, 5,5 и 9,15 м; производительность его до 30 м3/ч, вес 14,5 т, гусеничный ход и газолиновый двигатель в 45 НP. Снаряд предназначен для мелких строительных работ. В табл. 1--3 приведен ряд характеристик одночерпаковых снарядов.
   Производительность снарядов сильно колеблется и зависит от многих трудно учитываемых причин. Дать точную зависимость между производительностью и мощностью двигателей этих снарядов весьма затруднительно. Опыты над револьверными снарядами (в Швеции) с электродвигателями, по данным завода Вucyrus, дали результаты, приведенные в табл. 4.
   По данным завода Orenstein & Koppel, револьверный снаряд типа 8 (паровой), при подъемной (отрывающей) силе черпака в12 т, работает с производительностью 25-75 м3/ч, приводимой в табл. 5.
    []
    []
    []
    []
    []
  
   Последний, очень распространенный, снаряд имеет 2 двигателя: 1) напорный--сдвоенную 2-цилиндровую паровую машину; DxH = 140х200 мм, 260 об/м., мощностью 30 НP и 2) подъемный--такую же, но D х Н = 195 х 230 мм, 300 об/м., мощностью 70 НР.
   Котлы паровых одночерпаковых экскаваторов делаются обычно вертикальные, локомобильного или паровозного типа, на давление в 8--12 atm; иногда применяется перегрев пара; поверхность нагрева--0,4 -0,6 м2 на 1НР, при мощности подъемной машины 1--2,5 НР на 1 м3 часовой производительности; мощность напорной машины приблизительно равна 0,5 мощности подъемной машины. Электродвигатели ставятся как постоянного, так и переменного тока.
   Экскаваторы рассмотренного типа копают вперед и вверх (у высокого забоя) и разгружают грунты и иные материалы через дно черпака непосредственно в подвижной состав поезда, проходящего мимо снаряда или подаваемого к снаряду сзади; иногда разгрузка идет в особый бункер или же прямо в отведенное для свалки место (кавальер).
   б) О д н о ч е р п а к о в ы й э к с к а в а т о р - т р е н ч е р копает н а з а д и в н и з, т. е. на себя и ниже уровня, на к-ром сам стоит. Снаряд отличается от предыдущего устройством рукоятки и сочленения ее со стрелой (последнее выполнено на конце стрелы): он роет узкие глубокие траншеи (до 6 м глубиной при ширине за один проход от 0,6 до 1,5 м). Двигатель--газолиновый, дизель или электромотор в 60--70 НP.
   в) О д н о ч е р п а к о в ы й п о р т ал ь н ы й с н а р я д , фирмы Фр. Крупп в Эссене, берет поднятый грунт на с е б я, в собственный бункер, через ручку черпака, сделанную в форме жолоба (фиг. 2). Этот снаряд -- самоходный, обладает производительностью в 30 м3/ч, при высоте копания до 8 м, имеет вес 15--18 т и оборудован электромотором или двигателем внутреннего сгорания; предназначается для работы на угле, гравеле, коксе и т. п.
   г ) О д н о ч е р п а к о в ы е мокрые с н а р я д ы отличаются от сухих установкой на понтоне (фиг. 3). Глубина черпания до 4,3 м: часовая производительность--95 м3 в песке и 50 м3 в камне; стрелу располагают в передней или в центральной части понтона. Понтон снабжен опускными якорными сваями для "прикалывания" снаряда ко дну перед началом работ. Понтон поднимается на сваях лебедками на 0,2--0,3 м и закрепляется в рабочем положении тормозами. Емкость черпаков мокрых снарядов 0,3-12 м3, глубина черпания--до 14 м, производительность 104-500 м3/ч. Для крупных снарядов с черпаками в 4, 8 и 10 м3 средняя действительная производительность может быть принимаема равной 115, 270 и 330 м3/ч.
   Двигатели чаще всего паровые; у мелких снарядов--нефтяные и газолиновые.
    []
   д) Г р е й ф е р н ы е с н а р я д ы--мокрые и сухие--представляют собою обыкновенный поворотный кран, установленный на судне или понтоне, на тележке с гусеничным или колесным ходом, и снабженный грейфером (см.).
   Производительность мокрых грейферных снарядов не более 60 м3/ч, сухих--до 200м3/ч.
   Мощность машин--до 2 НP на 1 м3/ч производительности. Число подъемов грейфера - 45-80 в час. Снаряд применяется в тех случаях, когда нет равномерной работы, связанной с перемещением снаряда, при незначительной выемке, разнородном грунте, когда сильно меняется глубина, при необходимости удаления препятствий (выдергивание свай и т. п.), при значительной глубине работ, а также в тех случаях, когда кран уже имеется, а покупка специального 3. с. нерентабельна. В пределах выноса стрелы снаряд работает без передвижек; производительность мало зависит от глубины выемки.
   Обычные скорости: поворота (отнесенная к ц. т. грейфера) vd=2-3 м/ск; подъема vh=0,3-0,5м/ск; опускания vs=0,8-l,0 м/ск.
   Обозначив через t1 время (в ск.) для закрытия грейфера, t2--время (в ск.) для открытия его, l--вынос стрелы в м, а--угол поворота стрелы, h--полную высоту подъема в м, Q м3/ч--производительность, z--число подъемов в час,  []--кпд грейфера (0,7--для легкого грунта, 0,75--для очень легкого, 0,5-0,6--для тяжелого,0,2-0,35--для очень тяжелого грунта),  []--удельный вес грунта, G кг--вес грейфера и цепей,  []--механический коэффициент полезного действия машины и передачи,--емкость грейфера J можно определить (по Паульману) так:
    []
   число подъемов
    []
   скорость подъема
    []
   мощность машины в НР
    []
   поверхность нагрева котла в м2
    []
  
   е) К а н а т н ы е э к с к а в а т о р ы (фиг. 4) имеют широкую будущность и являются опасными конкурентами для других одночерпаковых снарядов. Особенности канатных экскаваторов: большой радиус действия (13--50 м), увеличивающийся при умелом забрасывании черпака; свалка грунтов далеко от выемки; способность снимать грунты ниже уровня, на котором стоит снаряд; поворачиваемость на 360R. Механизм подобен крановому; черпак а, особой формы, поднимается тросом б. Для копания черпак опускают на грунт в положении, указанном на фиг. 4, и затем подтягивают тросом в; по наполнении черпака землей его поднимают тросом б, регулируя натяжение троса в таким образом, чтобы оттяжка г поддерживала черпак в горизонтальном положении. Отпуская трос в, производят опорожнение черпака. Нормальная емкость черпака 0,75--2,75 м3, вес всего 3. с.--до 120 т, машин две: подъемная и поворотная. Чем длиннее стрела, тем емкость черпака д. б. меньше; однако, существуют образцы с черпаком 6,12 м3 при выносе в 45,7 м. Ход--колесный или гусеничный; двигатели--паровые, газолиновые, электрические. Один из последних образцов завода Ruston & Hornsby имеет общий вес 300 т, черпак емкостью 6 м3, вынос стрелы 36,5 м, производительность 300 м3/ч, мощность двигателей 600 НP.
    []
  
   2. 3. с. с непрерывной подачей грунта или иного материала бывают мокрые и сухие.
    []
  
   а) М н о г о ч е р п а к о в а я мокрая з е м л е ч е р п а т е л ь н и ц а , багер-машина, или драга, представлена на фиг. 5. При малой производительности снаряд устанавливают на понтоне, при средней и большой -- обычно на самоходном судовом корпусе. Корпус судна или понтона имеет прорез а, сквозь который проходит черпаковая рама б, опирающаяся одним концом на высокую башню в, а другим подвешенная на талях к порталу г, перекрывающему прорез. Современные снаряды чаще всего имеют раму в среднем "или кормовом колодце. Черпаковая бесконечная цепь д, перекинутая через два барабана--верхний (турус) ведущий е и нижний ж, несет 12-50 черпаков. Верхний барабан получает движение от главной машины з посредством передач: ременной (и), зубчатой, цепной или комбинированной. При опускании нижнего конца рамы черпаки к врезаются в дно водоема и при движении цепи срезают пласт грунта; опрокидываясь через верхний турус, черпаки сбрасывают грунт в грунтоприемный бункер, устроенный в башне, откуда он теми или иными приспособлениями [лотками (п), кулуарами, рефулерами] транспортируется к месту свалки. Судно при этом непрерывно перемещается посредством сильных паровых лебедок л, м, н и тросов, прикрепленных к якорям (обычно 1 кормовой, 1 становой, 4 боковых), совершая т. н. п а п и л ь о н а ж. Эффективная производительность снаряда в среднем грунте обычно 350--900 м3/ч; глубина черпания 2--21 м. Черпаки, клепаные из толстого железа или литые из стали, имеют замкнутую форму ведра, суживающегося ко дну, со стенками, наклоненными к плоскости среза грунта под небольшим углом. Емкость черпака J =50-1 000 (обычно около 600 л), вес G =50-2 750 кг; отношение J/G = 1 - 0,36; толщина стенок 5-25 мм; режущий край, из специальной стали, делается гладкий заостренный или вооружается 3--5 зубьями. Звенья цепи стальные, литые или кованые; болты и втулки--из углеродистой или марганцовистой стали. Черпаки насаживаются через звено (1 рабочее, 1 холостое); длина звена 400-1000 мм. Верхний барабан имеет 4 или 5 граней, нижний 4--6. Барабаны стальные, литые; верхний без реборд, нижний с ребордами. Последний имеет приспособление для перемещения вдоль черпаковой рамы для натяжения цепи после износа. Черпаковая рама состоит из двух двутавровых клепаных балок, связанных креплениями; верхний конец рамы крепится на стальном валу, к-рый лежит на опорах, иногда перемещающихся, редко рессорных. Цепь поддерживается на раме роульсами. Длина рамы выбирается так, чтобы при наклоне в 45 градусов ее было обеспечено черпание на заданной глубине. Передача от машины к верхнему турусу--ременная (с парой зубчатых колес) в случае быстроходных машин и зубчатая (с вертикальным валом и конич. шестернями) -- при тихоходных. Полное передаточное отношение доходит до 1:12.
   Для защиты цепи от аварий при обвале грунта на раму или при налете черпаков на препятствие в передачу вводят гидравлич. Или фрикционную муфту или одно из зубчатых колес делают с ободом на пружинах (эластическое). Грунт вываливается из черпака через передний край последнего в бункер, где распределительный клапан, управляемый вручную, лебедками или пневматическим приводом, направляет грунт на лоток, транспортер, кулуар или в рефулер. Угол наклона лотков больше или равен 30 градусам; лотки--подъемные на тросах, для возможности менять угол наклона, иногда поворотные в горизонтальн. плоскости. На снарядах устанавливают лебедки для папильонажа л, м, н, подъема рамы р, лотков с и других работ. Лебедки ставятся обычно паровые, реверсивные, самостоятельные; групповой привод применяется редко, иногда встречаются электролебедки. Машины снаряда чаще всего паровые, вертикальные, с числом оборотов до 325 в мин.; на мелких снарядах встречаются локомобили или двигатели внутреннего сгорания. Паровые котлы чаще пароходного типа, с обратным ходом дыма; давление 8--13 atm; на больших снарядах применяют перегрев пара. Корму и нос корпуса скашивают для облегчения буксировки; осадку делают возможно большую ; башню доводят до днищевых шпангоутов; стенки колодцев делают двойными; в носу и корме помещают балластные цистерны; землечерпательные снаряды этого типа делают самоходными, иногда они имеют собственные землевозные трюмы. При корпусе длиной L и наибольшей ширине В, осадке Т и высоте по миделю Н обычно имеют место следующие отношения: L =5,6-5,8; Т/В= 0,2-0,5; Т/Н = 0,6-0,7; L/Н = 6-9. Вообще длина L = 6 - 50 м.
   Для самохода применяют гребные винты, на стороне, противоположной черпаковому устройству, или заднее гребное колесо; боковые колеса крайне редки. У крупных снарядов ходовая машина обычно самостоятельна, у более мелких--судно получает движение от главной машины.
   Обычные данные этих 3. с: скорость черпаковой цепи V = 0,25-0,45 м/ск; число опорожняющихся в мин. черпаков 12-25; скорость бокового перемещения снаряда при папильонаже 3-6 м в минуту. Назовем емкость черпака J м3, производительность снаряда Q м3/ч, коэфф. наполнения черпаков  [] , скорость цепи v м/мин, длину звена l м, число опорожняющихся в минуту черпаков  [] , уд. вес грунта  [] ; уд. вес воды  [] , глубину черпания t м, высоту верхнего туруса над уровнем воды h м. Тогда (по Паульману) емкость черпака
    []
   (где  [] =0,6-0,7 для песка и 0,84-0,9 для ила) и мощность главной машины в HP
    []
   Здесь коэфф. к есть отношение мощности главной машины к потребной мощности на подъем от дна до туруса; значения его, по Паульману, даны в табл. 6.
    []
   Практически часто принимают 0,4-0,6 НР на 1 м3выемки. По исследованиям Жирухина, мощность машины распределяется так: 35%--на преодоление трений механизма, 25%--на отделение (резание) грунта, 40%--на подъем грунта. Во время работы мощность машин меняется в пределах от 50 до 260% от средней нормальной. Поверхность нагрева котлов, удовлетворяющая такой нагрузке, берется равной 0,35-0,45 м2 на 1 НP мощности главной машины.
   В состав оборудования и вооружения крупных снарядов входят: ремонтная мастерская, электрическая установка, вентиляторы, промывные приспособления, прожекторы, паровой штурвал, кранцы, кнехты, клюзы, утки, балки, шлюпки, кухня, каюты, баки и прочее. Один из крупных современных снарядов (английский, Sir William Matthews, 1925 года), приспособленный для разгрузки в открытом море, даже на волне, имеет производительность 1 000 m/ч, при глубине черпания 13,73 м.
    []
  
   б)Многочерпаковые э к с к а в а т о р ы (сухие 3: с.) имеют большое сходство с мокрыми землечерпательницами рассмотренного типа. Снаряд помещается на платформе или портале с колесным или гусеничным ходом и движется с рабочей скоростью 0,03--0,12 м/ск. Черпаковая рама--прямая или ломаная, на шарнирах--располагается сбоку (фиг. 6) или сзади, как у тренчера, для низкого или высокого копания; иногда имеются сразу две рамы--для низкого и высокого копания--обе с одной стороны снаряда или по одной с каждого бока. Нижний конец рамы подвешен на тросах, цепях или струнах, с буфером или без него, к неподвижной или подвижной стреле и управляется лебедкой. Вес рамы уравновешивается соответственным расположением машин, транспортеров, грунтовых бункеров и постоянным или подвижным противовесом. Большие снаряды бывают обычно неповоротные, у малых же верхнюю часть делают иногда поворотной с вращением на 360 градусов (фиг. 7).
   Черпаковая цепь идет со скоростью от 0,4 до 0,6 м/ск, имея ход принудительный (фиг. 8), свободный (фиг. 6) или, при коленчатой раме, иногда смешанный; черпаки режут при движении назад, иногда--при движении вперед. Форма черпака бывает закрытая, применяется у коротко цепных, режущих вперед снарядов, и открытая, без спинки,--у всех режущих назад (фиг. 6--8). У последних грунт высыпается через открытую заднюю сторону черпака, когда последний подходит к верхнему турусу, и перевертывается через него, в отличие от черпаков мокрых снарядов и короткоцепных с закрытыми черпаками, к-рые сбрасывают грунт через задний верхний край, опрокидываясь через верхний турус. Черпак помещается на каждом 4--12-м звене цепи, в зависимости от рода грунта. Погрузка грунта в подвижной состав происходит из бокового бункера или через портал (фиг. 6--8) или по транспортеру (фиг. 9 и 10) со сбрасывающей тележкой или без таковой. Для ориентировки в табл. 7 приведены данные снарядов завода Lubecker Mascnmenbaugesellscliaft Co.
    []
    []
  
   Снаряд, представленный на фиг. 9, построен Путиловским з-дом,в количестве 7шт. для Вост.-Амурской ж. д.; снаряд--паровой, производительностью в 100 м3/ч, с черпаками емкостью в 100 л, с рамой в 14,5 м длины и транспортером для грунта. На фиг. 10 показан перегружающий экскаватор для перегрузки и переброски подвозимых поездами масс в насыпи высотой до 20 м над уровнем стояния экскаватора. Снаряды этого типа имеют производительность до 1 500 м31ч и транспортер длин, до 60 м; часто они имеют поворотное верхнее строение (220 градусов и более) и наклоняющийся в вертикальной плоскости транспортер; ход их--колесный, по 4 рельсам, при числе колес до 64 (8 тележек); в качестве движущей силы применяют электромоторы. Грунт, подлежащий перегрузке, сваливается из ж.-д. вагонов у а, затем он захватывается черпаковой цепью б, приводимой в движение мотором в, и сбрасывается в бункер г; оттуда по ленточному транспортеру д грунт подается на загрузочный конец ленточного транспортера е. Последний приводится в движение мотором ж, при чем вращение передается верхнему натяжному барабану к при помощи червячной передачи (у мотора), длинного вала, пары конич. з и цилиндрических и зубчатых колес. Вся верхняя часть снаряда со стрелой вращается вокруг вертикальной оси; для вращения служит мотор л. Наклон стрелы м изменяется при помощи талей н; вес ее уравновешивается противовесом о в 28 т. Для изменения глубины копания черпаковой цепи служит электрич. лебедка п. Изображенный пунктиром аппарат р служит для подгребания падающего из транспортера грунта к подножию отвала. Такие снаряды строятся заводом Ф. Круппа.
    []
    []
    []
  
   Экскаваторы рассмотренных типов строятся с паровыми машинами, электромоторами и двигателями внутреннего сгорания, часто с локомобилями; паровые котлы делаются вертикальные или локомобильного типа; передачи применяют ременные, цепные, зубчатые, реже фрикционные; нормы мощностей примерно те же, что и для мокрых многочерпаковых землечерпательных снарядов; длина рам достигает 50 м.
  
   в) Землесосы (см.) в качестве рабочего органа имеют сосущую трубу, через которую грунт, вместе с тройным до шестерного объемом воды, всасывается сильным центробежным насосом.
  
   г) К о м б и н и р о в а н н ы е мокрые с н а р я д ы составляются из черпаковых и сосущих или из сосущих и резаковых. Такие снаряды, работая одним из своих органов, смотря по грунту и требованиям работы, отводят грунты по лоткам, кулуарам или рефулерам. Из новых конструкций интересен америк. снаряд Ronaldshay, предназначенный для прорытия русел; снаряд имеет сосуны и 6 резаков для рытья траншей шириной до 13,75 м и глубиной до 9,15 м; сосуны и резаки действуют независимо. На официальных испытаниях снаряд извлек в 40 мин. 4 100 м3 грунта, что отвечает 6 150 м3/ч, причем прорыл новое русло длиной 91,5 м, шириной 12,2 м и глубиной 3,31 м.
   Экономич. выгоды применения 3. с. зависят от правильного выбора и применения этих снарядов. В практике дореволюционной России имеются следующие разработанные данные исполнительной стоимости работ 3. с : на р. Волге (в 1911--15 гг.), при многочерпаковых снарядах, средняя стоимость извлечения 1 м3 грунта равнялась 29--36 к.; нар. Днепре (в 1911--15 гг.), при землесосах,--9,2 к.; на р. Свири, при одночерпаковых 3. с , по каменистому грунту--- 1 р. 56 к. за м3. Многочерпаковые сухопутные экскаваторы за 3 года работы (группами и в одиночку) на Вост.-Амурской ж. д. показали следующую стоимость выработки: 1 р. 10 к. за м3 на тяжелых глинах-липунах, 41 к.--на суглинках, 17,5 к.--в песчаных карьерах. В указанные выше стоимости введены все расходы по землечерпанию и содержанию землеотвозных средств, но ремонту, амортизации и % на капитал. Стоимость землечерпания в портах СССР по сметам НКПС, по данным "Водного транспорта" (N1, 1925 г.), определена: в 48,1 к. за м3 для Архангельского порта, 30,9 к. для Волго-Каспийского канала и 18,5 к. для Мариупольского порта.
   В Германии исполнительные стоимости, включая все расходы, до войны 1914--18 гг. составляли: 0,3 марки за 1 м3 для одночерпаковых мокрых 3. с , 0,25--0,30 для грейферных, 0,15--0,40 для многочерпаковых мокрых, 0,24 для землесосов, 0,09--0,12 для многочерпаковых экскаваторов.
   По данным Р. Мерша, стоимость разработки 1 т руд одночерпаковыми экскаваторами в Америке, согласно годовым отчетам об-в, считая все расходы, в том числе и содержание правлений, составляла (в долл.):
    []
   У остальных обществ стоимость близка к указанной. См. Землесос, Элеваторы и Рефулеры. '
   Лит.: А к у л о в К. А., Б р и л и н г Е. Р., М а р ц е л л и М. И., Курс внутр. водных сообщений, т. 1, отд. 3--Дноочистительные и дноуглубительные работы, М.--Л., 1927; Т о р о п о в И. К., Производство речных дноуглубит. работ, "Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий", М., 1924, вып. 2; О р л о в В. И., Теория многочерпаковой цепи, "Труды Моск. ин-та инженеров транспорта", М., 1927, вып. 6; Испытание судов и землечерпат. снарядов на приладожских каналах в 1925 году,"Труды Научн.техн.ком-та НКПС", М., 1926, вып. 22; М е р и н г К., Речные дноуглубит. снаряды, П., 1915; З б р о ж е к Ф. Г., Курс внутр. водяных сообщений, 3 изд., П., 1915; Ляхн и ц к и и В. Е., Основы морского портостроения, И., 1919; е г о же, Характеристика морских дноуглубительных снарядов, П., 1919; Б о р м а н А. Н., Речные дноуглубит. снаряды, СПБ, 1903; Роман о в с к и й С. С., Современные землечерпательн. снаряды и детали их устройства, СПБ, 1905; Авер и н В. К., Технич. эксплоат. характеристика пароходов и землечерпательных снарядов Волжск, упр. внутр. водных путей, "Водный транспорт", М., 1925, 12; М е р ш Р., Экскаваторы и применение их при горных работах, пер. с англ., М., 1924; Д о б р о в о л ь с к и й В. А., Опыт оценки работ экскаваторами на постройке Вост. части Амурской ж. д., "Изв. Южно-русского об-ва технологов", Харьков, 1916, 7--12; Б е л е н ь к и й И., Производство работ экскаваторами на Моск. окр. ж. д., "Труды Бакинск. отдел. Русск. техн. об-ва", Баку, 1907, вып. 3; К а н д а у р о в П. Д., Производство земляных работ экскаватором на Моск. окр. ж. д., СПБ, 1907; С у р и н А., Производство земляных работ экскаватором, СПБ, 1910; П о д ь я к о н о в С. А., Производство массовых земляных работ вообще и разработка золотых россыпей в особенности с помощью экскаваторов, "ГЖ", 1910, т. 2; Труды: а) Международных конгрессов по землечерпанию, б) Съездов инженеров-гидротехников, СПБ, 1892--1914, в) Съездов (с 1 но 16) русских деятелей по водяным путям, СПБ, 1894--1914; "Водный транспорт", М.; Herm a n s Н., Grosster Trockenbagger d. Welt (Lubeck), "Dingl.", 1910, p. 283; P a u l ma n n M. u. В l a u m M. R., Die Bagger u. d. Baggereihilfsgerate, B. 1--2, В., 1923 (библиография по снарядам); М a s реу О. В., The Engineering of Excavation, N. Y., 1923; В ё n ё г i t M., Cours de ports et travaux maritimes, Jivre 3, P.. 1923; "Z. d. VDI", 1929, B. 73, p. 577; "Fordertechnik u. Frachtverkehr", Wittenberg, ab 1915; "Engineer", L., 1912; "Engineering NewsRecord". N. Y. В. Добровольский.
  

Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"