Топтыгин Михаил Потапович : другие произведения.

Ритуал и инсталляция погресса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Комментарии социолога на статью философа. Студента. Любителям прогрессоров и попаданцев будет полезно ознакомиться. Хотя, может быть, и неприятно...

  Михаил Топтыгин
  
  Ритуал и инсталляция прогресса
  
  Прочитав в предыдущем номере "Факультета" статьи Дедушки Водяного ("Не взошедшее солнце Нового Света") и А. Д. Котова ("Ацтеки - религия крови") не смог удержаться от дополнений и замечаний. Сразу оговорюсь, - астрологические идеи нормальных водяных находятся за пределом понимания нормальных урсуноидов. Но мысли и гипотезы, касающиеся взаимодействия и развития культур, каковые мысли для самого Д. Водяного, возможно второстепенны, для нас, урсуноидов - хлеб насущный. О них и речь.
  Майя, действительно, когда-то были "древним племенем американских индейцев" - примерно 12 тысяч лет назад, когда они в "первой волне" переселенцев десантировались в Америку. Но к тому времени, когда они начали строить свои пирамиды и подгонять лунный календарь к солнечному, (1 - 3 в н. э.), майя стали уже не племенем и даже не народом, а но группой родственных народов, вроде славян. Всего к языковой группе майя относят больше двадцати языков и диалектов.
  Я вполне допускаю, что судно финикийцев или египтян могло достичь берегов Гватемалы (Мексики). Добавлю, - в американистике существует вполне официальная гипотеза хотя бы единственного контакта японских рыбаков и индейцев Эквадора (7-8 вв. н. э.). Но того, что финикийцы, египтяне, японцы могли ускорить прогресс, или, больше того "инсталлировать цивилизацию" в общество диких индейцев, - нет, не допускаю.
  Дело в том, что вся и всяческая деятельность у древних народов, а тем более племен, была РИТУАЛИЗИРОВАНА. Я имею в виду не те слабенькие, вымирающие ОБЫЧАИ, с которыми сталкивается современный человек, а те незыблемые правила, РИТУАЛЫ, по которым жили и инки и майя и все известные древние народы - ну, может быть, за исключением эллинов.
  
  Речь идет не о свадьбе, похоронах или переводе молодого солдата из "духов" в "черпаки", речь идет о повседневной жизни, о ритуально заданных правилах поведения, куда более жестких, чем у евреев или китайцев. Считалось, что от нарушения правил поведения может нарушится - Мироздание, не больше, не меньше. Сам Д. Водяной мельком упомянул в своей статье этот основополагающий принцип архаической жизни - "что наверху, то и внизу". Любые новшества грозили космической катастрофой - именно поэтому есть "история", когда темп изменений заметен, и "доисторический период" - когда изменения накапливаются десятками тысяч лет.
  Вот упрощенно-обобщенный пример: кувшин (горшок) должен быть только из такого-то сорта глины, ручка должна быть именно такой формы, а на боку у горшка-кувшина должен быть выдавлен именно эдакий орнамент. И ни как иначе - никакого творчества, никаких "вариаций на тему". Ведь "правильный" кувшин-горшок - это прирученная вещь, а "неправильный" (другая глина, другая форма, цвет или, не дай, Ицамна! - другой орнамент) - вещь дикая, своенравная. Жена туда воды нальет, а горшок ее возьмет, воду-то, да и отравит. Или ошпарит хозяина. Не говоря о том, что орнамент на посуде - это не "искусство" (украшение), а заклинание - оберег от колдуна и от голодных, вредоносных предков.
  Более корректный пример. Как уже было сказано, майя были в первой волне переселенцев - они оказались в Америке раньше, чем прогрессивная палеоазиатская общественность изобрела лук и стрелы. Но последующие волны переселенцев, ставших соседями майя, лук уже знали. Так ведь майя упорно, если не сказать - уперто, пользовались на охоте своими "отеческими" выдувными трубками и про лук знать ничего не хотели, -вплоть до тольтекского завоевания в 9 - 10 в. нашей эры, когда лук им был навязан сердобольными победителями. Ну, вот не было "наверху" лука - и все. Близнецы - герои-основатели из "Пополь-Вух", про которых тоже упоминает Д. Водяной, лука не знали, все подвиги совершили при помощи выдувной трубки, а значит и нам, настоящим индейцам, эта суетная новизна - не нужна! Такая примерно логика.
  И, наконец, третий пример, уже вполне точный. А может быть это и не пример вовсе, а "чистый" эксперимент, поставленный не учеными, а Ее Величеством историей... В 1511 году, за восемь лет до высадки Кортеса в Мексике, испанский корабль потерпел крушение у берегов Юкатана. Больше десятка испанцев были взяты в плен правителем одного из гм, городов майя. Это были профессиональные вояки и моряки - чрезвычайно ценные специалисты в условиях непрекращающихся войн между гм, городами майя. Такой царский подарок не изменил ни истории, ни общественных отношений, ни архитектуры, ни даже техники военного дела индейцев: пятерых испанцев принесли в жертву и в торжественной обстановке съели. Остальных обратили в рабов. Двое из них - Херонимо Агилар и Гонсало
  Гереро - выжили, а один даже сумел войти в местную элиту и выгодно жениться. Гереро участвовал в индейских междоусобных войнах в качестве гм, офицера, а отказался примкнуть к Кортесу, хотя тот прислал за него выкуп, и погиб, сражаясь с испанцами за свою новую родину. Никаких заметных технологических или идеологических сдвигов Гереро в общество майя не внес, хотя наверняка старался.
  Понимаете, любезные читатели, какая штука - для того, чтобы одна мощная и самобытная (гордая своей мощью и самобытностью) культура пошла в ученики к другой культуре, требуется глубокий культурный шок - обычно в виде сокрушительного военного поражения. Именно так началась петровская модернизация России и "революция Мейдзи" в Японии, так эллинизм проник на Восток - усилиями Александра Македонского. Мы, урсуноиды, опечалены таким несовершенством исторического процесса, но "жизнь такова, какова она есть и больше - ни какова". Есть, впрочем, еще одна возможность серьезных культурных заимствований - это модель контактов греческих полисов причерноморья (Херсонеса ,Ольвии, Феодосии) и скифов. Когда весьма мощная колония -анклав одной культуры находится на территории другой и в течении десятилетий, а то и столетий убеждает аборигенов в своей информационно-технологической полезности и военной неприступности. Такая модель требует меньше крови, но намного больше времени.
  Насчет сходства мифов майя и мифов египтян в "...понимании изначального дуализма жизни: верха и низа, жара и холода..." Д. Водяной поскромничал - подобное сходство обнаруживается между большинством языческих мировоззрений вообще. Видимо подобное сходство - правильнее сказать -"гомологичность" вызвана сходной социально-политической организацией - разделением племени первобытных охотников, а позже - неолитических земледельцев на две соперничающие - сотрудничающие части - фратрии(см. мою статью в "Факультете" - "Мозг и общество").
  А вот насчет изначального "...понимания дуализма жизни ...добра и зла" Д. Водяной явно погорячился - это христианская модернизация. Язычники, особенно настолько архаичные, как майя не воспринимали дуализм как добро и зло - скорее как взаимодополнение. Как воду и огонь, как мужчину и женщину, "как две половинки ножниц, которыми Вседержитель кроит мир". Возможно, эти соображения и уточнения покажутся эзотерически настроенному автору несколько ... вульгарно-социологичными. Что поделать, я ведь действительно самый что ни на есть вульгарный социолог, к тому же - тяжело контуженный этнографией
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"