Тормышов Владимир Станиславович : другие произведения.

Кладбище

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Глава 17.

  Глава 17.
  Кладбище.
  
  
  - А сейчас мы едем на кладбище, и я покажу тебе, как работать на кладбище. - Сказал Адриано, подозрительно косясь на меня.
  - Я там мешать не буду? - Поинтересовалась Светка.
  - Абсолютно нет. Вы как бы это сказать правильно: будете неким сдерживающим фактором против нетрадиционного общения с богами. - Произнес кубинец, строя зверскую рожу мне.
  Но меня крайне сложно напугать животной физиономией.
  Я прикинулся баобабом, и промолчал.
  - Ясно. - Произнесла жена.
  У меня еще теплилась надежда, что она не совсем в курсе, про что шла речь.
  Мы сели в машину, и приехали на кладбище Гаваны, которое по моим ощущениям, оказалось почти в центре города.
  
  - В XVII веке на Кубу из Африки завозили рабов, поклонявшихся неведомым богам. Религия предков сегодняшних кубинцев существенно трансформировалась под влиянием католицизма, но не исчезла и по сей день. - Начал учитель лекцию.
  - Несмотря на большое количество церквей, кубинцы ходят в них редко. И виноват в этом вовсе не Фидель Кастро, который, кстати, в 1996 г. встречался с Папой Римским. Я тебе, впрочем, про это уже, наверное, рассказывал.
  Кубинский лидер не насаждал атеизм, и не преследовал граждан за религиозные убеждения. Во времена нашей революции у многих отрядов были священники.
  На улицах Гаваны невооруженным глазом видны предметы, свидетельствующие о значительном месте, которое занимает религия в жизни простых людей. На балконах растут цветы культового назначения, во дворах слышен бой барабанов и пение, на веревках сушится белье для специальных церемоний.
  А во время посещения храмов можно увидеть любопытные символы магии внутри.
  У потомков йоруба богов столько же, сколько святых у католической церкви. За общение с ними отвечают различные категории жрецов, начиная с "детей земли" - колдунов, чародеев, знахарей, заканчивая профессиональными прорицателями и простыми посредниками, одержимыми каким-либо духом.
  На Кубе проводником божественного духа может стать любой. Надо увидеть вещий сон, или получить откровение, или же впасть в транс на церемонии поклонения святым, где читаются молитвы, приносятся в жертву животные, где кровь льется рекой.
  Во время поклонения жрец указывает на избранного, который от этого впадает в состояние транса. Он быстро хватает черепаху или петуха, засовывает его голову в рот и мгновенно откусывает.
  И не делайте таких испуганных лиц. Это такая традиция.
  Это - сантерия.
  В ходе ритуалов часто выходят танцоры, скрывающие лица под масками. Эти маски для танцев переходят от поколения к поколению и считаются наделенными огромной силой.
  С этой же целью ранее проводились и карнавалы. Сейчас все, в том числе и карнавалы, призваны, чтобы получать с туристов деньги. И наши карнавалы утратили свое мистическое значение.
  А раньше карнавалы были важны для общения с ориша.
   Ряженые танцоры играют роль посредников между миром живых и миром мертвых. Маски могут надевать только мужчины.
  Рабы, попавшие на Кубу, еще помнили, что женщинам ни в коем случае нельзя общаться с мужчинами в масках. А вот почему им нельзя этого делать, потомки африканцев, к сожалению, забыли. Зато невольники хорошо помнили, что ориша, божества, запретили им касаться собак и пить пальмовое вино, поскольку один из богов, напившись его, не смог исполнить приказание Властителя Неба, верховного бога.
   В результате вино было заменено рабами на другой, гораздо более крепкий напиток - тростниковую водку, которую пьют из деревянной раскрашенной посуды.
  Наши боги сантерии совершенно равноправны и миролюбивы. Они не соперничают между собой и не стараются навредить человеку. В каждом доме черного кубинца находится алтарь, канастийеро, у которого глава семьи входит в контакт с богами. Особым видом божества для кубинца является семейный предок.
  Ритуал с семейным предком я и покажу тебе на кладбище.
  Чтобы стать такой сущностью в тонком мире, недостаточно просто умереть. В первую очередь человеку нужно вести праведную жизнь и умереть после восьмидесяти лет.
   И необходимо иметь набожных детей после смерти. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то человек не сможет стать предком и возродиться в следующих поколениях. Когда глава семьи умирает, эта новость доводится до родственников.
  Похороны не начнутся, пока все они не приедут к покойному. Если умирает ребенок или молодой человек, то смерть рассматривается как результат воздействия сил зла.
  Черная магия.
   Тогда родственники могут не приезжать.
  Вообще Кубу называют островом долгожителей, и средняя продолжительность жизни достигает у нас восьмидесяти лет.
  Могила для усопшего копается только последователями сантерии, жрецами того бога, которого особенно почитал глава семейства. Тело кладут на специально сделанную кровать, заранее помещенную в могилу. Посвященные просят богов принять умершего на хорошее небо, поскольку тот регулярно приносил жертвы и заслужил место среди предков. Ритуал заканчивается парадоксально для россиян - пиршеством и танцами.
  Танцы во всей сантерии носят ритуальный смысл.
  Это в Европе просто танцы.
  На Кубе танец нужен для общения с богами.
  Цвет платков, бус, одежды символизирует обожествленного предка, жившего когда-то на земле. В отличие от предка семейного, который заботится о родственниках, обожествленный предок покровительствует городу или всей стране. Одним из них является Ойа, или Святая Тереза, - богиня моря, радуги и мести. Ей соответствует белый цвет. Черный относится к святой Регле, покровительнице Гаванской бухты. Черно-красный - это цвет Святого Петра, или Огуна, великого воина, властителя железа, покровителя шоферов. Красный - цвет Чанго, второе имя Шанго, бога мужественности, прозрения и власти.
  Желтый цвет символизирует у кубинцев богиню красоты, любви и воды Ошун, она же святая Дева Милосердия, покровительница Кубы.
  Одеваясь в желтый цвет, человек просит ориша об удаче.
  Это так не только на Кубе, но во всей Латинской Америке.
  Легенда гласит, что Ошун была сексуальной мулаткой, которая безумно любила танцевать голой, обмазавшись медом. Она вышла замуж, но не была верной женой, так как не получала от мужа полного удовлетворения. Такая вот у Кубы покровительница, Святая Дева Милосердия.
  Именно Ошун была родоначальницей всех латиноамериканских танцев, которые танцуют сейчас в мире.
  - Ошун танцовщица, ветреная богиня во всех смыслах, и она бывает иногда неверна своему мужу, Шанго.
  И Адриано кинул на меня такой взгляд, от которого любой смертный вмиг бы окаменел.
  Я стоически выдержал взгляд учителя, и ничего не сказал.
  - Но кубинцы очень чтут Ошун, и не дадут ей изменить еще раз. - Громко произнес старик, печатая каждое слово. И повторил жест Шанго, проведя большим пальцем по горлу.
  Взгляд его, направленный на меня в упор, при этом был крайне неодобрительный.
  - Сантерия, смесь языческих традиций и католицизма, пытается ответить на вопрос кубинцев о предназначении человека, чья судьба, по поверьям йоруба, определяется Олоруном, главным богом Неба. В сантерии судьбу можно изменить с помощью христианской молитвы, если у человека есть инициация.
   Вообще, на Кубе считают, что силы христианства превосходят силы язычества. Архангел Михаил способен справиться с колдовством ведьм, а могущество Христа превосходит силу заклинаний. Кубинцы могут получить ответы на судьбоносные вопросы у посвященных в сантерию.
  На Кубе ходят слухи, что Фидель Кастро был колдуном этого культа, и так ему удавалось избежать многочисленных покушений.
  Обычные похороны людей, у каких не было посвящения в сантерию, проходят по-другому.
  У нас принято хоронить умершего непосредственно в день смерти. После смерти человека для отпевания везут в определенный дом. Там гроб кладут на стол, и все прощаются с умершим в течение суток. Хоронят в гробах, закапывают глубоко в землю. Раньше СССР давал нам древесину на гробы. Сейчас деревянный гроб - дефицит и дорого стоит.
  А через два года прах умершего выкапывают, складывают в урну и ставят в семейный склеп вместе с урнами уж покинувших этот мир родственников. Горячий и влажный местный климат приводит к тому, что человеческие останки истлевают в земле очень быстро, практически за два года. Тогда то, что осталось, достают, аккуратно складывают в урну и помещают её тут же в саркофаге в специально отведенное место.
  И получается могила многоразового использования для всей семьи. В каждой могиле покоится по 10-15 тел, а такое надгробие может стать пристанищем даже нескольких сотен людей.
  У нас эта процедура называется "мыть кости". То есть их иногда действительно моют.
  Склепы бывают очень богатыми. Сейчас сами их увидите.
  Склепы есть разные, и тут все зависит от достатка семьи.
  Сами похороны бесплатные на Кубе, но если в дальнейшем родственники захотят поставить на могиле памятник, они это делают за свои деньги. Автобусы для похорон предоставляет предприятие, где работал умерший.
  На похороны не одеваются в черное, а приходят кто в чем был одет в тот день. Отпевают в церкви, только если семья религиозная. Поминок не устраивают, после похорон все расходятся по домам, и только ближайшие родственники поминают об умершем.
  Фиделя хоронили просто. Прах, помещенный в коробку из под кубинских сигар, был доставлен на старом уазике, который заглох во время траурной церемонии. Я плакал. Кастро не имел своей машины. А это машина была самой любимой командиром.
  Вы, русские, нам здорово помогали при социализме. Вся Куба жила благодаря многомиллиардной поддержке русского народа. Если бы не СССР, не было на Кубе ни здравоохранения, ни образования, ни громких речей. Мы кубинцы знаем это лучше других, и до сих благодарны всем русским.
  Похороны команданте прошли на кладбище Санта-Ифигения. Президент Кубы Рауль Кастро вставил урну, содержащую кремированные останки своего старшего брата, в трехметровый округлый камень. Затем над нишей в камне была установлена темная табличка с выгравированным словом "Фидель".
  Лидер революции отвергал любое проявление культа личности и был последователен в этом. Даже в последние часы своей жизни он настаивал на том, что после того, как он умрет, его имя никогда не должно использоваться в названиях учреждений, улиц, парков или других общественных мест. Кроме того, не должны устанавливаться бюсты, памятники или другие формы поклонения. Кастро скромен, и мы это помним! И ценим!
  Церемония прощания с команданте на кладбище длилась более часа, и проходила вдали от глаз общественности после того, как кубинские власти в последнюю минуту отменили планы транслировать погребение на национальном телевидении.
  Наконец-то мы приехали на кладбище Гаваны. Жара стояла невообразимая. Было до +35 в тени.
  Мы пили воду, как заводные. А наши мозги, качалось еще чуть-чуть, и расплавятся от жары.
   - Некрополь Колон в Гаване чистое и красивое место, и тут живут ангелы. - Начал свой рассказ о кладбище Адриано, проводя нас внутрь.
  - Necrópolis de Cristóbal Colón - кладбище имени Христофора Колумба, построено в романском стиле и является одним из самых больших в Америке. Основано в 1876 году и находится в районе Ведадо на месте старого кладбища Эспада. Тут похоронены самые знаменитые и богатые люди острова.
  Самым первым на кладбище был похоронен его архитектор, Калисто-де-Лойра в 1872 году. Vedado - по-испански "запретный" - район Гаваны, в котором до 19 века запрещалось строить здания, чтобы не закрывать обзор крепостным артиллеристам.
  Сейчас Ведадо - район широких, зелёных бульваров и авеню, высотных зданий недавней постройки и утопающих в зелени особняков.
  Кладбище Колон всемирно известно своими скульптурными надгробиями и памятниками, которых на нём насчитывается более пятисот.
   - Вот 23-метровый мемориал пожарным, погибшим при тушении большого пожара 17 мая 1890 года. - Сказал Адриано, показывая на самый высокий памятник на кладбище.
  - То ли у нас пожарных не любят, то ли на Кубе их сильно уважают. - Сказал я, смотря на памятник пожарным, самый большой в некрополе.
  - Шикарный памятник, - сказала Светка.
  - Памятник сделан, по-моему, из мрамора полностью. - Пояснил Адриано. - Это памятник пожарным, погибшим в начале прошлого века при тушении пожара в торговом центре Гаваны. Повязка на глазах ангела, возносящего тело одного из погибших пожарных, символизирует то, что Небесам безразлично вероисповедание, национальность и цвет кожи новопреставленных героев.
  - Очень красиво сделано. - Согласился я.
  - Определенно, труд пожарных в России недооценен. - Произнесла жена.
  И учитель рассказал нам, что в этой истории было и предательство, подлость со стороны одного из участников пожара, из-за чего погибло там много людей. И поэтому в символике использован образ летучей мыши. А вообще на Кубе летучая мышь символизирует надежду и удачу.
  Кладбище де-Колон богатейшее кладбище в мире.
   Территория кладбища имеет ровную форму прямоугольника, и все улицы и тротуары здесь проложены четко, что делает посещение кладбища удобным. Все как в армии: параллельно и перпендикулярно.
  Тут есть свои указатели с названиями улиц.
  - Вот тут два памятника в память бейсболистов - игроков Кубинской лиги, возведённые в 1942 и 1951.
  - Тут же рядом похоронен Рауль Касабланка, кубинский чемпион мира по шахматам. Он третий по счету в шахматном мире.
  А вот чудотворная могила Амелии Гойри-де-ла-Ос. Она умерла молодой в 1901 году при родах вместе с малышом.
   А похоронили их вместе. И ребенка поместили между ног женщины. А через несколько лет погребение вскрыли и обнаружили не тронутое тлением тело женщины, а ребенка - в объятиях матери.
  Амелия стала для кубинцев символом материнской любви и покровительницей беременных женщин и новорожденных. Будущие матери приходят на могилу, прося благословения и уходят, не поворачиваясь спиной к гробнице. Важно очень соблюдение ритуала - надо постучать бронзовым кольцом по надгробию, а после обойти могилу против часовой стрелки и удалиться, не поворачиваясь к надгробию спиной.
  Фотографировать все эти сакральные моменты нельзя.
  Иначе ничего не сбудется.
  Нельзя делать фото ритуалов. Любых даже самых простых. У нас есть статуя в Гаване. Если взять одной рукой её за бороду, а другой за руку, и загадать желание, то желание сбудется.
  Но фото убивает всю магию, и если его делать в сакральный момент ритуала, даже самого простого, то ничего не сбудется.
  Фото могут делать лишь кровные родственники и супруги, если сильно приспичит.
  Люди, чьи желания после посещения могилы исполнились, возвращаются сюда и оставляют рядом с могилой небольшую мраморную табличку со словами признательности.
  Афро-Кубинская santería часто использует различные ритуалы на кладбище. Это нормально. Все кубинцы к этому нормально относятся.
   Здесь мы видели на могилах разодетых и красочно украшенных кукол рядом с могилами.
   Эти куклы помещаются здесь родственниками усопших. Делается это в дар божеству для помощи умершим на том свете. Иногда делаются разные ритуалы. Но на этом кладбище только бескровные жертвоприношения.
  То есть живых существ тут не убивают.
  Жертвоприношения у разных ориша разные.
  Есть традиционные приношения мертвым, если их просят о помощи в тех или иных ситуациях.
  Как правило, это три вида приношений. Обязательно это хорошее мясо либо телятина без кости, либо карбонат, килограмма два. Также это бутылка рома, какая разбрызгивается как подарок умершему по могиле. Ну и какие-то сладости, например, конфеты, какие оставляются на могиле.
  Записывай текст заклинаний, и сам ритуал, что надо делать.
  Я послушно все записал, глотая воду часто и много, как верблюд.
  Жара делала свое дело.
  Суть ритуала такова: ты читаешь заклинания, потом делаешь жертвоприношения. В это время к тебе приходит дух умершего родственника.
  Ритуал делается только с кровными родственниками.
  Важно, чтобы родственник сам занимался магией.
  Если эти условия не соблюдены, то ничего не выйдет.
  Ты просишь духа о помощи. Приносишь жертвы.
  Ты разбрызгиваешь ром.
  Раскладываешь конфеты на могиле.
  Мясо после ритуала лучше или просто положить под деревом, около церкви. Если церкви нет на этом кладбище, то закопать на территории кладбища.
  После ритуала благодаришь дух умершего и отпускаешь его восвояси.
  Как правило, он всегда помогает.
  При всех желаниях.
  Это может быть что угодно: политика, бизнес, семейные проблемы, деньги, удача, спорт, проблемы на работе. Словом, желание может быть любое.
  Но работать на кладбище имеет право лишь инициированный маг, прошедший коронацию и минимум два посвящения сантерии.
  Иначе человек рискует попасть в дом сумасшедших.
  У нас таких было много.
  Но в какой-то момент их стало нечем кормить, и было принято решение отпустить их всех.
  Ты будешь смеяться, но большинство психически больных уехало в США.
  Часть ненормальных подалась в другие страны.
  Сейчас они называют себя жрецами сантерии, принимают народ за рубежом. Откровенно обманывая людей.
  Больные, что с них взять.
  Но им почему-то верят за границей.
  Эту загадочную религиозную практику обращения с покойниками, или точнее говоря: с духами умерших я тебе сейчас и покажу.
  Мы подошли к относительно небогатой по сравнения с остальными могиле.
  - Вот тут похоронены мои родственники по линии мамы. - Сказал Адриано, показывая на могилу.
  - Её брат был известный колдун на всей Кубе. Он мог превращаться, по рассказам, в крокодила. А также вызывал многих ориша. И всем помогал. Вообще всем. - Сказал учитель, начиная ритуал.
  Мы с женой остались за оградой могилы.
  Адриано очертил круг магическим ножом вокруг могилы.
  И начал напевно читать заклинания.
  Это было даже больше похоже на песню. При этом его движения мне очень напоминали танец меренге.
  Нельзя сказать, что Адриано танцевал и пел на могиле. Это было бы очень поверхностным суждением неофита о происходившем.
  Учитель читал заклинания напевая.
  А танец служил ему для мистической цели общения с духом.
  Кубинец разложил конфеты на могиле. Положил он и кусок мяса. Заклинания при этом читались магом не переставая.
  Адриано разбрызгал ром по могиле.
  Пузырек я узнал. Хитрый старик в эту бутылку при мне сливал ром, принесенный мной из отеля.
  Вот зачем нужно было такое количество спиртного, какое я приносил кубинцу.
  Для работы.
  Я же поначалу подумал, что меня угораздило связаться с алкоголиком.
  А термин "гости" он употреблял в буквальном смысле, подразумевая в том числе и гостей с того света.
  Адриано все продолжал читать заклинания.
  Был жаркий день. Солнце светило вовсю. Было очень жарко.
  И ярко. Без очков вообще было сложно обходиться.
  При такой освещенности, как правило, существ тонкого мира не видно вообще. Слишком яркий свет.
  Всех духов хорошо видно в полумраке. Утром рано или поздно вечером. При тумане. Но никак не при ярком солнце.
  Потому я вздрогнул, увидев, как из могилы поднимается мужчина, одетый в сильно обветшавший костюм.
  Это было не физическое тело. Но даже при ярком солнечном свете в Гаване на кладбище было четко видны все нюансы одежды призрака.
  - Твою ж мышь! - Прошептала жена, прячась мне за спину.
  - А ты его тоже видишь? - Не удержался я от вопроса.
  - Нет, я просто так за тебя спряталась от солнца. Конечно, вижу. - Ответила Светка, опуская глаза в землю, и отворачиваясь от могилы.
  Было заметно, как она сильно побледнела, несмотря на свой южный кубинский загар.
  Тем временем Адриано и призрак о чем-то оживленно говорили по-испански.
  Я был готов съесть свою шляпу в тот момент, но дух разговаривал, и я слышал его голос!
  Мои познания в испанском языке не позволили мне понять точно, о чем шла речь. Да и стоял призрак от меня далеко.
  Затем Адриано поблагодарил призрака, низко ему поклонившись.
  И призрак исчез...

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"