Наравне с "логистическим экшеном", в последнее время я очень часто использую термин "фактор неожиданности", имея в виду совершенно не то, что обычно подразумевают эти слова.
Что же такое фактор неожиданности? Самое точное определение, которое я нашёл - "явление, которое может приводит к разным неожиданным результатам взаимодействуя с другими явлениями". Это, несмотря на точность, мало говорит, поэтому дальше буду объяснять на примерах.
Фактор неожиданности довольно похож на флеботинум. Точнее, сам по себе флеботинум является всего лишь средством объяснить сюжетный элемент (из разряда "сигареты горят без кислорода благодаря этому предмету"). А фактор неожиданности является результатом использования флеботинума различным способами.
Фактор неожиданности - это магия, если она может делать что угодно, а не только выполнять конкретные команды (то есть магия, близкая к метафизике).
Это непонятная связь Гарри Поттера и Воландеморта. И я говорю не просто про ментальную связь, а про золотые лучи, получившиеся при соединении заклинаний, и являющиеся результатом - насколько я понял, могу и ошибаться - одновременно "кровной защиты", родства палочек, и связи между Гарри и Воландемортом.
(В ГПиМРМ фактором неожиданности является - упомянутая всего лишь одной строчкой - связь фестралов, смерти, виденья смерти, Даров Смерти и сокрытия от дементоров).
Это любой зомби вирус, который не только превращает людей в зомби, но и создаёт разные мутации в зависимости от ситуации, смешивается с другими вирусами, и так далее. Сюда же вещи вроде мутагена из черепах ниндзя. Или укуса радиоактивного паука.
А также touched by vorlons, если сила условных ворлонов уже является фактором неожиданности.
Очень интересным фактором неожиданности является сущность Ангелов и Ев (а также Копья Лонгиния, хотя о нём неизвестно вообще ничего) в Евангелионе, и их взаимодействие, которые ярко проявляются в 23-ей серии и Конце Евангелиона, хотя так и непонятно, что конкретно и почему там произошло.
В Хоумстаке наоборот, факторов неожиданности много - спрайты, снобличия, и в меньшей мере силы вечности и мета явления - и все они крайне логично и подробно объяснены, но довольно ограничены и мало интересны, так как в них мало "неожиданности".
Идеальным примером является Шаринган из Наруто - все формы его развития, его взаимодействия с днк и чакрой Рикудо и эволюция в другие формы, и воздействия на других существ, в основном биджу. Хорошо связан с лором, понятен и логичен, и при этом достаточно гибок и интересен. Единственное что обидно - что я так и не осилил сериал, поэтому всё это знаю из третьих рук.
В моей мета книге - точнее книги о мете - есть специальный материал, который позволяет превратить любой процесс в котором участвует в фактор неожиданности, позволяя использовать макгайверство настолько высокого уровня, что можно построить пулемёт из миксера и двух резинок.
(возможно добавлю ещё примеров если найду)
Чтоб быть фактором неожиданности, вещь должна вызывать новые процессы и явления. Именно поэтому фактором неожиданности - насколько я знаю - НЕ является криптонит. Он только действует на самих криптонцев, в точных пределах, хотя и каждый вид по-разному, и эти действия нельзя изменить или мешать. Нет разных сложных форм взаимодействия, нет "математики", только постоянный результат. Хотя может быть что я ошибаюсь, и разные виды криптонита действуют по-разному на разных криптонцев, и если воздействие несколькими видами криптонита одновременно создаёт новые эффекты.
Также, желательно чтоб у фактора неожиданности были точные - хотя и гибкие - правила\алгоритм\шаблон. "Если смешиваешь вот это с вот этим, получишь вот это". Собственно, пример шарингана. Если развитой до такого-то уровня шаринган "смешать" с такой-то чакрой, получится то то. Это необходимо, чтоб явление было фактором неожиданности, а не просто необъяснимым "сильным колдунством". Чтоб у явления была логика и внутренние правила, даже если они будут абстрактными и метафизичными, а не научными. Чтоб было понятно, что система взорвалась из-за взаимоуничтожения скверны и силы края, а не " потому что это нужно сюжету."
Это не самое научное объяснение - и действительно смешивает в один термин два как бы разных явления, алгоритм и неожиданность, - оно малопонятно, но надеюсь теперь вы будите хоть отдалённо понимать что я имею в виду, говоря фактор неожиданности.