Трапезников Лев Владимирович : другие произведения.

О Древней Греции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  О Древней Греции
  
  Древняя Греция, положившая начало эталонным понятиям о красоте и героизме, воспевшая прекрасных женщин - богинь и героев богов и полубогов, создавшая образ "идеального" общественного устройства, по сей день служит для нас не
  угасаемым маяком к миру прекрасного.
  
  Древнегреческая мифология, радующая наши души и в сегодняшний момент своими бессмертными произведениями, сделала шаг к познанию самого человека, рвущегося к духовным высотам или падающего в бездну на примере мифических героев - греков.
  
  Вполне возможно, греки - скульпторы, художники, поэты и слагатели мифов - искали ответы на свои вопросы об эталоне красоты или, воспевая своих героев, стремились понять подлинность героизма, или искали ответы на свои вопросы о силах природы, которые вылились в последствии в греческую философию, являющуюся основой всех наук.
  
  В разных уголках своей земли древние греки сложили множество сказаний, сложившиеся в целые циклы о судьбах героев и им покровительствующих богах.
  
  Эти легенды и гимны, которые исполнялись странствующими певцами - аэдами, впоследствии объединились в прекрасные, радующие и сейчас нас своей формой и постановкой произведения, составившие целые эпические поэмы, например, такие как "Илиада" и "Одиссея" бессмертного и гениального Гомера, или "Теогония" и "Труды и дни" славного Гесиода.
  Древнегреческие поэты - драматурги 5 века до н. э., такие как Софокол, Эсхил и Еврипид, создавали свои произведения - трагедии на основе материала древних сказаний о богах и героях.
  
  Подумать только - сколько еще поэм, стихов и творений из бронзы унесло безжалостное время, сколько сгорело в пожарах и уничтожено варварами....
  
  Древние греки были энергичным и славным народом, занимавшимся земледелием, ремеслом, торговлей и войной. Их произведения литературы - их мифы, породили бесстрашных людей, готовых пожертвовать ради собственной свободы всеми земными благами, что еще раз доказывает воспитательную роль литературы и истории в обществе.
  
  Да, именно такая литература могла создать великий и героический народ, способный в определенные исторические эпохи противостоять варварским нашествиям, несущим Греции рабство и смерть.
  
  Вспомним 300 спартанцев и царя Леонида - этот маленький отряд свободных людей, сдерживавших в ущелье Фермопил в 480 году до н. э. натиск орды персов царя Ксеркса, и мужественно павших в этом продолжительном бою, о чем и пишет в своей 7й книге Геродот.
  
  Здесь я отмечу, что греков в ущелье было, по мнению историков 5 - 7 тысяч, но ведь армия Ксеркса насчитывала 200 тысяч человек, даже по самым скромным данным - 80 тысяч, то есть - силы были явно не равны.
  
  Этот исторический факт является не просто фактом истории, он уже поэма, поэма доблести и бесстрашию, поэма любви к Родине и верности своей нации и долгу перед ней.
  
  В 5 веке до н. э. маленькие и свободолюбивые греческие государства оказались в "смертельной" опасности перед надвигающейся опасностью из Азии. На них двигался Ксеркс со своей армией, включавшей в себя множество народов и племен Азии, не понимавших культуры греков и их демократических убеждений.
  
  Орда древних азиатов шла завоевывать "Греческий Мир", грекам грозила смерть при сопротивлении или рабство, с последующей потерей их общественных достижений, науки и культуры, и как итог всего этого - полная ассимиляция с варварами - захватчиками.
  
  Греки, воспитанные на своей литературе, отражающей в себе свободу выбора, красоту и героическое самопожертвование, воспитанные на принципах демократии, не могли внутренне принять азиатское (персидское) управление, с его тотальным контролем над личностью и обществом в целом - свободолюбивые греки не собирались вливаться в персидскую империю и потерять свою идентичность.
  
  Сражение в Фермопилах было первым актом героического сопротивления варварской Азии, а впереди Грецию ожидала длительная и упорная борьба с захватчиками.
  
  Мне кажется, что греки были народом любознательным, находящимся в вечном "поиске" идеала или чего - то нового, неизведанного. Например - в приключениях Одиссея, отправившегося со своими товарищами за золотым руном, выражена вся суть древнего грека, жаждущего опасностей и познания.
  
  В мифах и верованиях греков заметен анимизм, следы самых грубых первобытных суеверий, однако, греки достаточно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов подобием людей.
  
  Древнегреческие боги в мифах подобны людям, они безжалостны и милосердны, коварны и великодушны, добры и мстительны.
  
  Мифы Древней Греции - это не только рассказы о богах и героях, это постоянный поиск самого себя, думаю, авторы произведений хотели заглянуть в психологию человека, найти первопричины тех или иных человеческих поступков.
  
  Много говорится в мифах Древней Греции о судьбе - это понятие всегда волновало человека. "Наделив" богов бессмертием и могуществом, которое давало богам возможность воплощать свои самые грандиозные желания в жизнь, греки - однако, ставили судьбу - Мойры, то есть - предопределение, выше желаний и мощи самих богов.
  
  Здесь можно привести уместный пример из "Илиады", когда Зевс сам не вправе решить исход сражения между Гектором и Ахиллом. Зевс бросает жребий на чашу золотых весов, вопрошая судьбу об участи героев, и когда чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, то Зевс не в силах уже помочь своему любимцу - Гектору.
  
  Гектор погибает в сражении от копья Ахилла - судьба стоит над Зевсом и героями, что выражает с одной стороны фатализм в характере древних греков, а с другой стороны - мифы, отражая человеческую действительность, говорят нам о демократическом устройстве греческих полисов, которые решали все важные вопросы народным голосованием, именно "вердикт" самого народа как воплощения судьбы стоял над героями и знатью полисов, и этот факт отразился как нельзя лучше в мифах и верованиях древних греков.
  
  Замечателен образ Ахилла, этого греческого полубога - героя, непокорного и свободолюбивого. Что его удерживало в войске греков при осажденной Трое? Слава? Вполне может быть, страсть к славе является здоровым чувством, но я думаю, что не только слава его удерживала у Трои, я думаю, что чувство ответственности за товарищей по оружию и интересы "общего дела" являлись для Ахилла одним из главных моментов заставлявших его с десяток лет вести войну у стен Трои.
  
  Здесь мы видим не только стремление древнего грека показать пример настоящей боевой доблести на примере Ахилла, но и сказать обществу - "в смертельной опасности общие интересы превыше всего".
  
  Интересен тот факт, что через поступки богов древние греки пытались понять себя, оценить свои силы, проникнуть в человеческие намерения. Например - герой "Одиссеи", преследуемый богом морей Посейдоном, цепляется из последних своих сил за скалы ради своего спасения, проявляя здесь свою силу, мужество и волю, противопоставив стихии Посейдона всю свою человеческую суть.
  
  Древнегреческая философия - это не слепое поклонение кумирам, их философия выражается в признании человеческой природы, как природы наделенной силой, разумом и волей.
  
  Древний грек как бы соседствует с богами, он может получать от них покровительство, вступать с ними в любовные отношения и иметь с ними общих богодетей, однако - древний грек является человеком свободы и выбора, и в этом вся основная суть их великой философии.
  
  Нужно заметить, что древнегреческие герои благородны и простодушны, однако - они и беспредельно жестоки к врагам, что говорит о их живой сущности.
  
  То есть, все человеческие характеры - доброта и жестокость, благородство и низость присущи мифическим героям, как будто эти герои "списаны" с реально существующих персонажей, наверное, так оно и есть - мифы древней Греции являются отражением той действительности, которая запомнилась современникам и была запечатлена ими в бессмертных поэмах.
  
  Жизнь героев и богов изобилует победами и подвигами, но она и не лишена чисто человеческих страданий. Например - непереносимы в своих муках страдания титана Прометея, прикованного к скале и терзаемого орлом Зевса. Именно Прометей похитил божественный огонь с Олимпа для людей и отдал его им. В его страданиях и его подвиге самоотречения вспоминается Христос , взошедший на крест за грехи мира.
  Но здесь, в образе Прометея мы видим борьбу не за душу человека, а за благо живых людей, страдания которых он принял близко к своему сердцу.
  
  Мифологический Прометей является еще одним доказательством того, что понятия сострадания и любви к ближнему своему было духовно близко древнему греку, что он и возвел в своих мифах в особую героику, достойную подражания.
  
  Интересен еще такой пример, который также говорит о страдании и указывает на ответственность человека в совершаемых им поступках.
  
  Так, царь Эдип, совершивший преступления по неведению, в раскаянии калечит себя и скитается по греческой земле со своей дочерью Антигоной, и ни где не находит себе пристанища и покоя.
  
  Этот миф является мифом поучительным для древнего грека, он учит отвечать за свои поступки, обдумывать каждое свое действие, влекущее за собой изменения судеб других людей.
  
  Поистине, древние мифы Греции и сама ее история содержат в себе не только интересные для читателя факты, но и являются ценнейшим "учебником" жизни для человечества.
  
   Лев Трапезников
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"