Трехлебов Алексей Васильевич : другие произведения.

Клич Феникса, Российской Солнечной Птицы. Часть Вторая. Глава 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава вторая
  ЗАКОН КАРМЫ И ТРИ МОДУСА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
  Человеческое "Я"
  и душа
  Всякая душа потенциально Божественна. Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой божественности подчинением внутренней и внешней природы. Достигайте этого трудом, молитвою, психическими упражнениями или философией - одним из этих способов, несколькими из них или всеми; и будете свободны. В этом вся суть религий; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы - все это только второстепенные подробности.
  Свами Вивекананда
  Всеми действиями и явлениями во Вселенной управляет закон причино-следственной связи - закон Кармы: попадая в материальный мир, живатма начинает действовать, эти действия создают условия следующего воплощения, являясь причиной ее переселения из одного
  192
   пнального тела в другое. Иначе говоря, живатма оставляет тело и вселяется в новбе, подобно человеку, снимающему с увд одежду и надевающему новую. Переселяясь из одного тела в
  тое живатма страдает и наслаждается результатами своих ^пошлых действий: за добро воздается добром, за зло - злом. Душу же живатма создает лишь в человеческом царстве, ибо душа образуется в процессе приобретения духовного опыта. Именно поэтому ни растения, ни животные души - деваконического тела - не имеют, а имеют лишь главную живатму с множеством подчиненных ей из которых состоят их тела: в этом случае каждой клеткой и каждым атомом тела управляет своя живатма. Однако и среди людей есть такие, которые еще не имеют духовного опыта, а значит, не имеют и души. О них так и говорят: "бездушный человек". Имеющий небольшой духовный опыт, имеет и малую душу: это - "малодушный человек"; имеющего же большой духовный опыт называют "великодушным человеком". Взрастив душу, можно ее лишиться -например, "продать дьяволу": душа, являясь вместилищем, багажом духовного опыта, представляет собой наибольшую ценность для нашего "Я" и именно поэтому нави-инферносущества пытаются всеми доступными средствами захватить ее.
  Кармические реакции приходят к человеку как в этой, так и в последующих жизнях: в этом заключена причина того, что многие начинают страдать с самого раннего детства. Желая наслаждаться в это^1 мире, живатма, в соответствии с этими желаниями, сама творит свою собственную карму, поэтому ни Господь, ни материальная природа не несут ответственности за карму живатмы - она сама создает свою судьбу. В соответствии с деятельностью живатмы и под присмотром Параматмы' материальная природа просто предоставляет живатме очередное тело, в котором она может исполнить свои желания. Об этом говорится в Первом послании к Коринфянам: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы - не свои?"2 О том же говорил и Будда: "Тело - не гробница души, а светильник Дхармы".
  Нараматма - Всевышний Господь, присутствующий не только в каждом живом существе, но и в каждом атоме. "Пара"/пар, испарение, воспарение/ - означает Верховный, Всевышний; "Атма" -ДУШа. Параматму сравнивают с нитью ожерелья: бусинки /существа-
  "йатмы/ отделены друг от друга, но нить /Параматма/ у всех одна и та же.
  1 Кор.6.19.
  193
   Триединая сила природы Причино-следственные связи и судьба человека
  Как постелить, так и поспишь. Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что смолотишь, то и смелешь. Что смелешь, то и съешь. Кто заварил кашу, тот и расхлебает. Чем поиграешь, тем и зашибешься. Как ударишь, так и получишь -тем же концом по тому же месту. Не рой другому яму, сам туда попадешь. Как аукнешь, так и откликнется.
  Пословицы русского народа
  Согласно Ведической философии Санкхьи, науке о единстве противоположностей, природа состоит из трех гун или модусов - сил, именуемых на санскрите раджас, тамас и саттва.' Проявление их в физическом мире мы можем назвать ускорением, инерцией и покоем;
  или потенциальной и кинетической энергиями и энергией равновесия между ними; или активностью, инертностью и равновесием. Тамас олицетворяется темнотой, бездействием и неведением; раджас -страстью и деятельностью, выражающейся в притяжении и отталкивании^- саттва, добродетель есть равновесие между ними. Понимание взаимодействий этих трех гун и их влияния на • человеческое сознание необходимо для успешной эволюции души, ибо любое наше действие имеет свои последствия - положительную ияи отрицательную кармическую реакцию, формирующую нашу судьб) как в этой жизни, так и в последующих воплощениях. Если человек
  ' Раджас - от слова "рядче" - царь /отсюда- "рядить "-делать, пра^ вить/ - гуна страсти, активности; Тамас- темнота - гуна неведения, Саттва - свет, святость - гуна добродетели.
  194
   ивет в соответствии с Законами Бога, он обретает положительную япмическую реакцию, благотворно влияющую на его эволюцию. Такая деятельность называется КАРМА. Когда же человек нарушает Кожественные Законы, его деятельность называется ВИКАРМА. При этом человек накапливает отрицательную, греховную реакцию, ужесточающую его судьбу, искажающую и замедляющую его дальнейшую эволюцию. Мудрый же человек умеет жить и активно действовать, не накапливая ни положительной, ни отрицательной кармической реакции. Такая деятельность называется АКАРМА. При этом человек выходит из-под влияния трех гун и, возвышаясь над материальной природой, достигает освобождения. Для деятельности на уровне Акармы необходимо осознать, что доброе действие всегда отражается на нас добром, а злое действие неизбежно отразится злом;
  но и положительная, и отрицательная реакция является цепью, удерживающей душу в материальном мире. Разорвать эту цепь возможно лишь бескорыстной деятельностью, совершаемой без привязанности к плодам своего труда, ибо ожидание вознаграждения за труд является привязанностью. Для обретения такого отношения к миру и к своей деятельности необходимо истинное знание -мудрость. В Бхагавад-гите сказано: "Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знания сжигает до тла все последствия материальной деятельности".' Этот "огонь знания" есть не что иное, как понимание своего конституционного положения вечного слуги Всевышнего.
  Освободиться от кармы, просто отказавшись от действий, человек не может. Веды утверждают, что воплощенная живатма неизменно деятельна: "Воистину, для воплощенного невозможно полностью отказаться от деятельности. Но тот, кто отрекся от плодов своего труда, считается истинно отрекшимся".2 Иначе говоря, человек должен научиться действовать, не создавая кармической реакции. В Бхагавад-гите Господь Кришна подробно объясняет это искусство карма-йоги. Вкратце эти поучения сводятся к следующему: тот, кто совершает свою деятельность как жертву Бхагавану, избегает кармы зависимости от реакций прошлых действий, тем самым осуществляя акарму. В таком состоянии сознания человек при каждом действии говорит: "Да будет воля Твоя, но не моя!" Искусство карма-йоги достоит в служении Хришикеше - Господу Чувств, Всевышнему осподу- своими собственными чувствами. Научить своих учеников Легкому искусству акармы есть высочайший долг духовного учителя
  ' БГ.4.37. ^Г 18.11.
  195
   - Гуру. Такая духовная деятельность - деятельность в бог-осознании
  - является конечной целью человеческого совершенствования, нр достичь этой цели человеку мешает его зависимость от чувств.
  В Бхагавад-гите дается объяснение этой зависимости: "Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность .к ним, и'з привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян. человек вновь падает в колодец материального мира. На человека. свободного от всех привязанностей и антипатий, способного контролировать свои чувства посредством регулирующих принципов нисходит милость Господа. Для того, кто таким образом удовлетворен, больше не существует трех видов страданий материального существования, по достижении такой удовлетворенности сознания человек становится крепок разумом. Тот, кто не связан со Всевышним, не может иметь ни трансцендентального разума, ни устойчивого ума, без которого не мыслим мир. А без мира возможно ли счастье?"'
  Чей разум всегда в равновесье, в покое -Сей мир победил, победил все земное, И не умирая, и не возрождаясь, Пребудет он, в духе святом утверждаясь, Не станет, достигнув покоя, бесстрастья, От счастья смеяться, страдать-от несчастья. Он Высшего Духа постигнет главенство, И, преданный Духу, вкусит он блаженство;
  Затем, что предметов телесных касанье Не даст наслажденья, а только терзанье:
  Они преходящи, в них - бедствия лоно, Безгрешный отверг их душой просветленной. Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины, Равно и отрады презрел и кручины, Свой гнев пересилил и чувств самовластье, Обрел настоящее, прочное счастье!
  Бхагаван Кришна
  ' БГ 2.62-66.
  196
   формирование характера человека Три вида служения людям
  Если вы хотите обрести Бога, служите человеку. нио божественное проявляется в человеке больше, чем в чем-либо другом... Пусть я буду осужден родиться аце и еще раз, даже в виде собаки, только бы я мог быть полезен хотя бы единой душе... Я отдал бы двадцать тысяч тел таких, как мое. чтобы помочь одному человеку. Чудесно помогать хотя бы одному... О, Мать, не давай мне наслаждаться экстазами. Пусть я буду всегда в нормальном состоянии, чтобы иметь возможность быть более полезным миру.
  Шри Рамакришна
  Ведя благотворительную жизнь, человек создает характер, являющийся основой личности. Этимология слова "характер" такова:
  "хара" означает центр, равновесие, высшее, хорошо; "ер" - действие. То есть "характер" - центральная, основная часть личности, которая заставляет- ее действовать и сама является следствием этих действий. Поэтому бесхарактерный человек не имеет личности - души, индивидуального духовного опыта, а обретение личности со всеми вытекающими из этого возможностями есть смысл человеческой жизни. Личностью человек становится по мере достижения истинного знания, то есть мудрости.
  В Ведических писаниях говорится, что мирской человек должен энергично действовать, чтобы приобрести две вещи: сначала ЗНАНИЕ, потом богатство, ибо не наслаждение, а мудрость есть Цель человечества. Если человек ленив и довольствуется праздной ^'знью, то это безнравственно, так как от него могут зависеть Родственники и друзья или поддержка культурных и лаготворнтельных учреждений: именно в этом случае накопление огатства не только непредосудительно, но и необходимо. Такое 1 бедное действие приводит к спасению, т.к. при этом мирским
  197
   человеком, как и святым, руководит добродетель, самоотречение и самопожертвование, вызванные преданностью Богу и всем Его созданиям: используя свое богатство для гармонизации и благоустройства планеты, мирской человек идет к той же цели, что и величайший йог.
  Есть три вида служения людям: физическое, интеллектуальное и духовное.
  Физическая помощь не может дать длительного удовлетворения, ибо физические страдания постоянно возвращаются. Например, мы можем накормить голодного, но через несколько часов он вновь будет голодным.
  Интеллектуальная помощь гораздо выше помощи физической, ибо невежество является причиной любого зла и страдания. Но и интеллектуальные знания дают лишь временное избавление от страданий. Например, обучить человека самостоятельно добывать себе пищу гораздо лучше, чем просто его накормить, но это избавит его лишь от голода и не освободит от страданий, приносимых рождением," смертью, болезнями, агрессивными существами и неблагоприятными природными факторами - жарой, холодом. ураганами, наводнениями, землетрясениями и т.п..
  Только духовные знания уничтожают наши несчастья навсегда. Поэтому духовная помощь человеку считается самой большой помощью, какая только может быть ему оказана. Лучший ученик Рамакрищны Свами Вивекананда говорил:
  "Мои страдания прекратятся только тогда, когда я буду удовлетворен навсегда. Тогда и голод не сделает меня несчастным;
  никакое страдание или горе не способны будут меня расстроить. Таким образом, наивысшая помощь есть та, которая укрепляет нас духовно.'
  Ваше обучение остановилось, как у того глупца, на первой букве бенгальского алфавита: "К", потому что она напоминала ему Кришну, и он не мог продолжать из-за слез, которые текли у него по щекам... Вы сентиментальны до глупости - что вы понимаете в религии? Вы годитесь лишь на то, чтобы говорить со сложенными руками: "О, Господь! Как прекрасен твой нос! Как великолепны твои глаза!" и прочие глупости... И вы думаете, что ваше спасение обеспечено?.. Как будто достигнуть Бога - такая простая вещь! Как будто сам Он настолько глуп, чтоб стать игрушкой в руках 'какого-то идиота!... Вы воображаете, что -Джнана - это сухое знание, к которому проходят через пустыню, умертвив сердце? Ваша Бхакти -
  Карма-йога.3.
  198
   ментальная глупость, которая делает вас бессильными. Кому •нь1 ваши Бхакти и Муктн?' Кому нужно то, что говорят ваши п ния'7 Я с радостью готов пойти в тысячу преисподних, если я пазбудить моих соотечественников, погруженных в бездействие, вить их стать на собственные ноги, сделать их людьми, как ^еб^ет дух Карма-йоги. Я не прислужник Рамакришны или кого - то ни было другого! Я служитель того, кто служит и помогает тттим, не заботясь о своих собственных Бхакти и Мукти".2
  Некогда владыка Санаткумара молвил такое слово Мудрецам,. летавшим постигнуть основу /таттву/ и себя осуществившим:
  НЕТ ПРАВДЫ, РАВНОЙ ТАПАСУ,3 НЕТ ОКА, РАВНОГО ЗНАНИЮ, НЕТ СТРАДАНИЯ, РАВНОГО СТРАСТИ, НЕТ СЧАСТЬЯ, РАВНОГО ОТРЕЧЕНЬЮ.
  Так в святой Махабхарате • в книге "Умиротворение" книги "Основа освобождения" гласит 331 глава "Беседа Шуки и Нарады".
  
  Бхакти и Мукти - здесь: "изображения" /иконы,скульптуры/ Бога и ^ятых.
  ^ Жизнь Вивекананды.с.158.
  Тапас- от слова "тапа"- топить, плавить, переплавлять, ^еделывать, т.е. очищать свою низменную природу; здесь:
  ^кетическое бескорыстное служение.
  199
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"