Казимир жил в приморском городе в доме на пересечении трех улиц.
Днем он преподавал историю в школе, где его недолюбливали в силу ряда причин, а ночью, когда мучила бессонница, писал натюрморты, не лишенные изящества и правдоподобия.
Дар этот достался Казимиру от тети, которая была театральным художником и жила в плену неочевидных и сомнительных образов, созданных воображением. Если позволяла погода, расположение звезд и фазы луны, она погружалась в такие опасные и жуткие бездны, о которых никто и не догадывался. К 50 годам она уже чувствовала себя там вполне уверенно.
Смеркалось.
На море, словно выстланном яшмой, царил штиль.
Казимир прикрыл окно и лег на кушетку под портретом дяди, который был архитектором и построил несколько зданий в центре города. При всех своих недостатках они считались шедеврами. Пока дядя строил или воображал, что строит, тетя наставляла ему рога. Год назад он переселился в дом на Римской площади со спущенными шторами и зачехленными стульями. Иногда Казимир видел его в сквере, где старики вспоминали прошлое и мечтали очнуться в более счастливой жизни. Рыжеватый нимб на голове придавал ему сходство с авгуром.
Еще один дядя Казимира, философ и холостяк жил на песчаной косе. Правда, в детстве он был поэтом. Философом он стал позже, когда получил воспитание и образование. Жил он как-то странно, странно и умер.
Были у Казимира родственники и в других местах...
Скрипнула, приоткрылась дверь.
Казимир пробудился от сна и увидел, что настала ночь. Он удивился, подумал, что спит и сон обманывает его. Перед ним стояла незнакомка в вечернем платье. Лицо узкое, вытянутое, глаза зеленоватые, губы, точно бутоны, не решающиеся распуститься. Ее красиво убранные волосы, струясь, ниспадали на голые плечи и блестели как золото.
--
Кто ты?.. - спросил Казимир вдруг охрипшим голосом и отвел взгляд, как будто в рассеянном, зыбком очаровании незнакомки таилась некая опасность.
--
Это я, Юлия...
Возникла пауза.
Прильнув к Казимиру всем телом, Юлия поцеловала его и исчезла в сумерках коридора. И все исчезло, пропали куда-то книги, картины. Стены стали серые, коричневые, потом никакие.
Накинув на плечи плащ, Казимир вышел на улицу. Он шел как сомнамбула. Листья стряхивали росу, осыпали его изумрудами и бериллами, как в детстве, когда он вил гнезда на ветках и засыпал в птичьем обличье среди темных кипарисов, вьющихся глициний и кустов олеандра с розовыми и белыми цветками.
Аллея вывела Казимира к обрыву, с которого открывался вид на город. Его очертания выступали из зыбкой мглы предрассветных сумерек призрачно и странно.
Царила тишина. Доносилось лишь дыхание с ледяных высот Бога и мрака.
Глубоко вздохнув, Казимир вскинул руки и почувствовал, что земля ускользает из-под его ног...
* * *
Очнулся Казимир в Доме на песчаном берегу.
Рассеянным взглядом он окинул комнату, точно видел сон наяву. Его окружали люди, слишком далекие от привычных людей.
"Может быть, я сплю?.." - подумал Казимир. Он уже не лежал. Он сидел.
--
Где я?.. - спросил он, неизвестно к кому обращаясь.
--
В царстве Августа... - отозвался незнакомец с римским профилем. Он стоял у окна и воображал себя императором в изгнании. В его голове рождались замыслы, там же они и умирали.
Были в Доме на песчаном берегу и папы в тиарах, имеющие, надо сказать, весьма нелепый вид, и писатели, похожие на сатиров преклонного возраста, и художники. Они отличались задумчивым видом, вызывающим тревогу.
Были здесь и обычные граждане, счастливые и беззаботные. Одни лежали, кто ничком, кто навзничь, другие сидели, как перед камерой фотографа. Несколько человек двигались по комнате. На них была одежда свободного покроя из грубой материи.
Прихрамывая, Казимир вышел на террасу.
Море то темнело, то покрывалось серебром.
Все обещало грозу и неспокойный день.
Фома сидел за низким столиком и что-то писал.
Появился Шут.
--
Не пойму, то ли я летаю, то ли хожу по воздуху... а ты все пишешь?..
--
Пишу... - отозвался Фома.
Мимо прошел незнакомец, закутанный в простыню.
--
Снова он свой саван одел... - Шут проводил незнакомца взглядом.
--
Кто он?.. - спросил Казимир.
--
Херувим... а ты кто?.. откуда ты свалился и как оказался тут, прибыл по суше или морем... говори, люди ждут...
--
Я?.. я не помню... я ничего не помню...
--
Значит, ты Никто... ну, что ж, вживайся в роль... кажется, я становлюсь серьезным, а, значит, рискую стать скучным... - Шут подошел к зеркалу. - Ужасно выгляжу... я как будто перенес оспу...
--
Это зеркало к тебе не равнодушно... - сказал Фома.
Стоящий поодаль узкоплечий и сутулый, почти горбатый господин разразился истерическим смехом, с икотой и закатыванием глаз. Его звали Карамазов.
--
Облейте его холодной водой...
--
Нет, нет... - Карамазов открыл один глаза, потом другой и закрыл оба глаза. - Сейчас все пройдет...
--
Изображает сумасшедшего...
--
Ему нет нужды притворяться...
--
Между прочим... - Карамазов приоткрыл один глаз. - Изображать сумасшедшего так же трудно, как и скрывать свое сумасшествие...
--
Ну да...
--
В этом деле главное вовремя опомниться... - Карамазов подошел к Казимиру. - Довольствуетесь созерцанием...
--
Что?.. - Казимир обернулся.
--
Хочу пожать вам руку... - Карамазов осветился улыбкой и схватил Казимира за руку со свойственной ему порывистостью.
--
Откуда вы меня знаете?.. - спросил Казимир, высвобождая свою руку. Рука у Карамазова была влажная и холодная.
--
Я вас видел в обществе некой обворожительной особы...
--
Вы уверены, что это был я?..
--
Вполне... вы недавно оттуда?.. ну и что там делается?.. что говорят?..
Казимир ничего не ответил.
--
Вот что я вам скажу... - Карамазов понизил голос. - Ничего там не делается хорошего... только вы это никому не говорите... мир сошел с ума...
Казимир вернулся в комнату.
Диоген лежал на соломенном тюфяке и разглядывал потолок. Философом он не был, но вид его располагал к философии.
Бес искуситель блуждал по комнате. Иногда он взмахивал руками, точно дирижер. Он был одержим поэзией. Однажды в зной ему явилась муза, которая убедила его в том, что некогда они были одним существом. Лицо музы пылало. Она была прекрасна. В зной женщины распутны, но мужчины бессильны, увы. Бессилие и вдохнуло в Беса безумие.
Паганини сочинял. Природа отнеслась к нему как к одному из своих любимцев и наделила его обаянием, непринужденными манерами и даром. Он играл на скрипке в оркестре похоронного бюро и однажды, повинуясь безумным мыслям, похоронил самого себя. Несколько дней он провел в гробу, точно скрипка в футляре...
Палач ничего не делал. Он лежал, прикрыв лицо вечерней газетой.
Здесь каждому давалось обычное имя, а кроме него - другое, связанное с их привычками или маниями.
Около пяти часов вечера все обитатели Дома собрались в театре драмы и комедии.
До пожара театр был храмом и вместо сцены возвышался алтарь. После пожара о Боге забыли без всякой вины с его стороны, а алтарь заменили сценой, с которой вместо песнопений дьякона в золоте с багровым лицом, покрытом бородавками и выпученными глазами, звучали неясные во всех смыслах монологи Карамазова, не менее ужасающего своим видом. Он страдал тяжелой формой истерии, подстерегающей его из всякого темного угла. Когда это происходило, драма заменялась комедией.
Театр был детищем Лики, жены Августа. Театр давал исход ее смутным ощущениям, не находящим осуществления.
Август ей не мешал, он лишь сдерживал ее фантазии и ограничивал излишества в замыслах авторов пьес, восхищение которыми двоих уже довело до самоубийства.
В поэзии Август разбирался ничуть не лучше, чем в живописи и в музыке. Его образование в этих искусствах ограничивалось самодовольным невежеством, а также знакомством с некоторыми авторами и с их величием. Он привык к рассудочному мышлению, идущему от причины к следствию, боялся случайностей, таящих угрозу, и всюду на них наталкивался. Случайности приводили его в замешательство. Он не мог извлечь из них пользу, начинал колебаться и оглядываться.
Поднялся занавес, вспыхнули огни рампы, и представление началось.
Играли пьесу местного автора. Надо сказать, что в Доме на песчаном берегу было довольно много писателей и сценаристов, одаренных способностью измышлять всякие страсти и даже отвлеченные идеи.
Главную роль в пьесе исполнял Карамазов. Шут играл роль его покорного слуги во всем, даже в глупостях и нелепостях. Были заняты и другие артисты. Роли у них были достаточно наивные и трогательные, позволяющие выплакаться, получить утешение и хоть какую-нибудь поддержку. Спасение должно было исходить откуда-то еще.
В финале пьесы на сцене остался один Карамазов. Он стоял у обрывистых и диких скал задника, над которыми витал некий призрак в женском обличье.
--
Без женщин жить трудно и мучительно... и следует вменить эту вину вовсе не мне, но самой природе, которая то же самое, что Бог, или почти то же самое... она не дала мне ничего лучше голода, холода, жажды, усталости и смерти... и я должен находить в этом удовольствие?.. нет, я не философ, просто я хочу оплакать свою жизнь и безумцев, которые, как и я, ее терпят... философы мне ненавистны и отвратительны, как и поэты, но, к сожалению, мы отданы во власть этих людей, которые никогда не делают того, о чем говорят...... нет ничего столь же нелепого и опасного в словах, как и в делах, создателями которых они не были бы... они мнят, что они боги... впрочем, оставим эти вещи... о чем же я говорил?.. и много... о красоте... красота - это божий дар, как смех и слезы... правда, меня красота обманула... вернее, красота моей жены... не понимаю, как это могло случиться... - Он посмотрел на призрака. - Как будто она была мне некогда женой, если только это когда-либо было... что и говорить, и лицо, и волосы, и грудь, и бедра, и все ее тело, не скрытое никакой одеждой, просто прекрасно - само совершенство... при виде таких соблазнов, многие начинают пылать, а я мерзну... греет меня только вино... ну, вот, назвал источник и вызвал жажду... о чем это я?.. и какое отношение это имеет к теме... кажется, я собирался умереть, но прежде чем умереть, мне нужно изложить причину смерти, кто подтолкнул, склонил меня к столь безрассудному поступку?.. красивая жена и изворотливая, извилистая философия... надо жить, чтобы умереть, да еще и платить за это... о времена, о нравы!..
Говорил Карамазов возвышенно, тонко, однако прибегал к приемам, уже вышедшим из моды и потому могло показаться, что он говорил неточно и не к месту. Когда он направился к витающему над сценой призраку, из-за кулис выглянул Шут.
--
Не приближайся к ней...
--
Почему... - Карамазов обернулся.
--
Это не твоя жена... боюсь это нечистый дух...
--
Я не должен верить своим глазам?..
--
Конечно у нее весьма убедительный вид, но лучше казаться обманутым с виду... отошли ее обратно в Елисейские поля...
--
Смотри, она улыбается...
--
Прекрасная женщина, и все же она блудница...
--
Я вот что думаю, если там нет несчастных, значит, там никого нет, ни адского Цербера, ни Фурий с факелами...
--
Все это выдумки поэтов и философов...
--
И там люди не мучают себя, как в любом людном месте...
--
Нет... не делай этого?..
--
Я в ужасе, оттого что делаю, но какая-то непонятная сила вынуждает меня... что я теряю?.. только старость... небольшая потеря... а смерть, как награда за терпение... ты будешь приходить, осыпать лилиями, розами и другими цветами камень на моей могиле... камень окажется счастливее меня... а я как будто никогда и не жил... - Карамазов сделал шаг вперед, потом еще один, простер дрожащие руки и исчез.
В ту же минуту занавес опустился.
Зал опустел.
Какое-то время Казимир блуждал по сумрачным коридорам, населенным одними лишь безумцами. Они всюду встречались. От случайного прикосновения Казимир содрогался, как улитка. Одни безропотно шли, куда их вели, другие стояли или двигались медленно и торжественно. У некоторых в манере держаться замечалось некоторое изящество, даже величавость, какой отмечены гении, но одежда и вся обстановка сводила на нет все их претензии.
"Как я сюда попал?.. вот вопрос... нет, не получив некоторых объяснений, я не могу допустить дальнейшего развития этой истории..." - Казимир подошел к окну, из которого была видна река, отрезанная от устья отмелями из наносов песка и ила. Он смотрел на этот пейзаж так задумчиво и странно, словно он находился от него на огромном расстоянии.
Солнце ослепило его. Перед глазами поплыли радужные круги. Он отступил от окна и пошел дальше.
Он забрел в какие-то дебри. Куда бы он ни поворачивал, всюду натыкался на препятствия.
Почудилось, будто кто-то рассмеялся за спиной. Он обернулся и прижался к стене. Мимо прошел незнакомец в кителе.
"Странно, где я мог его видеть..." - Оглядываясь, Казимир пошел дальше.
Узкий темный коридор вывел его на террасу. Он стоял и смотрел на море с мысами и заливами, скрывающими подводные рифы. Они были похожи на плещущихся сирен.
Листва зашумела. Звякнули стекла.
Вздрогнув, словно разбуженный лунатик, Казимир глянул вниз и увидел незнакомца в кителе. Он пересек двор и исчез в портике входа во флигель.
Казимир спустился по лестнице в сад.
По краю неба уже трепетал свет зари.
Море словно замерзло, а вид гор вызывал подозрение, что это мираж, фантазии воздуха.
Казимир шел и видел повсюду скользящие бледные, шаткие тени, готовые кануть куда-то, стать тем воздухом, из которого были сотканы.
Обогнув беседку, он наткнулся на гамак. На него осыпались листья, кружили в танце, словно желтые бабочки.
--
Стоите за кулисами в ожидании своего выхода...
--
Что?.. - Казимир обернулся и увидел Карамазова.
--
Как вам пьеса?.. - Карамазов поправил повязку, которая поддерживала его левую руку. Он неудачно провалился в люк на сцене в последнем акте.
--
Построена она правильно, по плану, но монологи... может показаться странным, даже нелепым, когда человек разговаривает сам с собой, если только ...
--
Если только он не сумасшедший... или не вынашивает некий тайный замысел, но об этом я должен говорить поэтически, то есть, не только не говорить истинных вещей, но даже и правдоподобных...
Карамазов рассмеялся и исчез в поджидающей его тьме, готовой отнять у него даже то призрачное существование, которое ему оставили.
Казимир вернулся на террасу.
Фома листал свою Книгу и загибал нужные ему страницы.
Рука Фомы повисла в воздухе. Меж строчек он увидел небо с переливами, похожее на развернутый хвост павлина. Опустившись чуть ниже, он очутился на террасах Чистилища, с которых открывался вид на Геенну, чем-то напоминающую опрокинутую гору. Он вглядывался во тьму и думал о том, кто вообразил себе все это.
Вдруг он услышал шаги, шелест шелка. Он оглянулся и замер в безнадежном робком обожании.
Мимо прошла Лика, жена Августа, какой он ее знал или воображал.
Солнце, позолотило облака, чем-то напоминающие айсберги, которые медленно и неуклюже плыли за горизонт, и скрылось. Вид из окна изменился, стал грубым, диким, неблаговидным, напоминающим пейзаж царства мертвых.
На песчаный берег опустилась ночь.
Все обитатели Дома отдались сну, каждый на своем месте.
Во сне Казимир ел желуди с аркадянкой и козловидным богом горных пастбищ, сверху гладким, снизу косматым, пока его не разбудили жалобные звуки. Их издавал король Лир. Что-то ему снилось.
В комнате было душно, царили сумерки, которые придумывали свою реальность, видимую и почти осязаемую.
Услышав скрип двери, он рывком приподнялся и увидел незнакомца в кителе.
Кошачьей походкой незнакомец прошел по проходу, оглядываясь и наблюдая за всем происходящим, чтобы его не застала врасплох какая-нибудь подкравшаяся неожиданность. У двери на террасу он остановился, как перед пропастью, дно которой раскрылось перед ним подобно цветку. Пламенная сердцевина цветка распустилась лепестками, обнажив трепещущий золотой пестик, лазурные тычинки и даже то, чего там не было и быть не могло...
* * *
Всю ночь ветер оглашал скалы, выл и свистел, наполняя воображение обитателей Дома на песчаном берегу химерами.
Небо светлело. Оно становилось все выше и прозрачнее и сон отлетел, оставив свои прельщения.
--
Как ты себя чувствуешь?.. - спросил Фома. С беспокойной улыбкой он следил за Казимиром, лицо которого пылало, как будто его скромность подвергалась опасности.
--
Хуже некуда... нет, не тут, а тут жуткая боль... - Казимир ощупал шею, кошмар все еще давил удушьем. Его блуждающий взгляд остановился на портрете незнакомца в кителе, который висел в простенке между окнами.
--
Это Август... мы все плоды его воображения... - Фома усмехнулся.
--
Где я?.. что это за место?.. как я сюда попал?.. и кто я?.. - спросил Казимир и подошел к зеркалу. Помятое, заросшее рыжей щетиной лицо, возникшее там и глянувшее на него оттуда как из темной ямы, испугало его.
--
Не узнаешь?.. - спросил Фома.
--
Нет... и голос не мой, и лицо не мое... - Казимир принужденно улыбнулся.
Из окна доносился шум моря, неумолчный и однообразный, который навевал воспоминания из какой-то иной жизни, похожей на роман.
Вспомнился сон, который приснился ему прошлой ночью. Он вновь обрел очертания, краски. Воображение дописывало его, наполняло подробностями.
Во сне Казимир карабкался по козьим тропам, преследуя незнакомку. Еще гряда, еще. Открылось море, дикий берег, изъеденный волнами, водоросли, длинной бахромой повисшие на камнях.
Море тускло блестело.
Наползли тучи.
Зашумела листва.
Заклубилась пыль.
Потемнело.
Темноту осветили молнии. Они извивались, точно сшивали землю с небом.
Донеслись удары грома, удар за ударом с гулом раскатов.
Начался дождь.
Муть, дымка крали детали, но Казимир отчетливо увидел за камнями фигуру незнакомки. Лицо тонко очерченное, глаза серые, и брови серые, сросшиеся, и волосы серые. Она девически застенчиво глянула, улыбнулась улыбкой Юлии и скрылась в скалах.
Казимир устремился за ней, куда она манила.
В ущелье он потерял незнакомку из виду. Ее не было видно, однако он был уверен, что она где-то рядом.
Дождь кончился.
Он спустился к морю и пошел вдоль берега, оглядываясь, наступая на морские раковины и утиные яйца.
Над морем висели облака, как белые хребты гор.
Вдруг он услышал лай собак.
Казимир отогнал собак от женщины. Она лежала, как мертвая, но когда он склонился над ней, она схватила его за горло и превратилась в волчицу...
--
Я не кричал во сне?.. - спросил Казимир.
--
И кричал, и стонал... похоже, что у тебя был роман во сне... - сказал Фома.
--
Скорее драма... - Казимир вздохнул.
--
А я всю ночь читал Гомера, которого не мог читать, потому что я не знаю греческого языка, а латинского перевода у меня не было... - Фома умолчал о том, что во сне он мог и летать. Он потянулся и встал. Подвижный, грациозный он коснулся пяткой пола, взмыл, достал до потолка и повис в воздухе, разглядывая люстру. Помедлив, он тронул ее сосульки. Они откликнулись тонким стеклянным звоном. Минуту он переживал прикосновение летающих, поющих звуков, потом тихо рассмеялся и опустился на кровать...
День прошел без происшествий. Все было как обычно.
Шут развлекал публику пантомимой. Все корчились, стонали от смеха, даже Папа смеялся своим отрывистым, задыхающимся смехом, а потом начал неуклюже танцевать, не попадая в такт. Танцевал он не долго, запыхался и сел в прежней позе. На его осунувшемся лице морщины написали целую повесть.
Король Лир не участвовал в представлении. Он сидел, тупо уставившись в пол с застывшей на лице бессмысленной улыбкой.
--
Вам бы следовало посыпать голову пеплом... - вдруг воскликнул он. - А вы... вы... всех вас ожидает преисподняя, там вы будете скалиться и плясать...
--
Страшно даже подумать... лучше угодить в рай... - Шут рассмеялся. Смеясь, он откинул голову назад. - Или в женские объятия... у меня уже чешется лоб...
Зажегся вечер. Море, небо, облака, все загорелось.
Весь вечер Казимир провел с Диогеном.
Они говорили о чем-то значительном и личном, пользуясь уклончивыми словами, потом сидели и слушали вздохи прибоя.
История Диогена была не менее правдоподобна, чем любая другая.
Как и все обитатели Дома, он претерпел рождение и воспитание. В детстве он ставил опыты на насекомых и дождевых червях, потом увлекся книгами. Он слыл поэтом среди некоторых знающих людей и жил ради цели, которую он пока только смутно чувствовал, а не осознавал. Он больше верил в жизнь, чем знал ее. После окончания университета он служил, отдавал свои силы государству и искал смысл в этой навязываемой нам действительности чрезвычайно богатой на заблуждения, в которой одни привычки лишь заменяются другими привычками.
Как-то он даже побывал в чертогах тайного общества. Искусителю было около 50 лет. Его старческая медлительность заставляла предполагать в нем степенного и осторожного, но не участливого человека.
Под утро Диоген вернулся домой весь в сомнениях.
Жил он в перенаселенной коммунальной квартире.
Утром персонажи оживали на фоне сумеречных декораций, открывали ужас своей жизни и исчезали. Диоген их больше угадывал, чем видел. Отставной полковник с усталым взглядом занимал комнату с эркером, рядом с ним жила вдова с почти пустым прошлым и сомнительными достоинствами, затем некий чиновник с семьей, который кроме газет ничего не читал, и две сухие, блеклые девы, не выносившие света и шума. У Диогена сжималось сердце от жалости к этим мумиям.
Надо было как-то уживаться со всем этим. Для этого требовалась некоторая житейская мудрость, не то чтобы лицемерная, но и не грешащая откровенностью.
Стараясь не шуметь, Диоген прошел по коридору и заперся в угловой комнате. Час или два он что-то писал, потом смял листки, лег на узкую кровать и заснул. Во сне он оказался где-то в горах на окраине сирийской пустыни. Блуждая, он споткнулся и упал в бездну. Это была единственная дорога, ведущая к богу.
Вечером другого дня Диоген сидел на берегу моря и, драпируясь то Гамлетом, то Байроном, отдавался мыслям, доступным всякому и ни для кого не обязательным.
Вдруг он увидел рыжеволосую деву во всей ее изящно-стыдливой прелести. Гибкая, грациозная она вышла на берег из пенного моря со свитой шумящих волн.
Это была Вика. Диоген узнал ее. Она преподавал уроки танца в университете. Одно время он был влюблен в нее, писал ей записки, производившие впечатление даже в тех жалких отрывках, которые от них уцелели.
Какое-то время Диоген украдкой следил за Викой, потом нерешительно окликнул ее по имени.
Увидев за камнями незнакомца, Вика быстро ринулась в море и исчезла в пенистых волнах, породивших ее.
Поднялся ветер, сорвал листву с деревьев, как железом посек ветви. Вместе с ветром поднялась и вода во всех протоках, выступила из своих берегов.
Когда вода дошла Диогену до шеи, он отступил.
С тех пор он впал в помрачение.
В любви всегда кто-то приносит жертву, и кто-то оказывается жертвой.
Каждый день Диоген приходил к морю, садился на плоский валун с женственными очертаниями и с тайной радостью ждал Вику.
Все вокруг жило, дышало, двигалось, даже не вполне наглядное и очевидное.
Однажды Диоген увидел в воде чью-то тень. Он вытянул шею, потер глаза.
Вика плавала в волнах, укрываясь бахромой пены.
Не раздумывая, он прыгнул в воду со скалы.
Плавать он не умел и с трудом выбрался на илистый берег.
Пейзаж изменился. Он поражал какой-то неестественной пустынностью. Вокруг одни камыши и камни, местами мохнатые из-за мха.
На болоте закричала птица.
Диоген невольно вздрогнул.
И снова крик и вопль.
Скалы откликались ответными воплями.
Наступила ночь. Небо пугало громами ужаса, сыпало молнии. Волком выл ветер. Море бесновалось. В хаосе сталкивались валы, низвергались, пожирая друг друга. Потом воцарилась тишина.
Волны лизали песок, оставляя радужно переливающуюся пену.
Вика появилась из тьмы ночи, откуда и вышло все зримое. Она была прекрасна. Цветы набухали, распускались и раскрывали бутоны перед ней как перед божеством. Ирисы, фиалки тянулись к ней, даже алоэ простирали свои зубчатые листья.
И сама она была похожа на ночной цветок, распахивающий свои покровы в каплях росы.
Диоген приник к тому, что дышит, живет и колышется в чашечке цветка, закрыл глаза и заснул, как умер, и все умерло вместе с ним. Его пробуждение не было спасением...
* * *
Дали помутились, наполнились ветром и дождем.
Казимир лег, закутался в одеяло. Он пытался досмотреть сон, который приснился ему прошлой ночью.
Всплыла луна, увенчанная пеной облаков, как короной и в ту же минуту донесся протяжный вой. Выли собаки. В этот час в них вселялось безумие. Они скалили зубы, ощетинивались.
Незнакомка явилась Казимиру в виде волчицы. Он устремился за ней как волк, полный волчьих мыслей. Преследуя ее, он выбежал на мыс, где дорога обрывалась, и увидел, как волчица прыгнула со скалы в пролив. Вместе с осыпающимися камнями он сполз вниз, но в воде ничего не было видно, кроме бурунов, разбивавшихся о подводные камни.
Ветер дул с моря на сушу. Начинался прилив.
Казимир сел на валун с женственными очертаниями и стал ждать, вглядываясь в буруны пены и прислушиваясь к хлюпанью воды в камнях.
Он не заметил, как заснул.
Ночью с ним случился приступ лунатизма, после чего у него были судороги.
Когда Казимир очнулся, было уже утро.
За стеклами рисовался привычный пейзаж.
Фома листал свою Книгу и загибал нужные ему страницы.
Казимир рассказал ему свой сон, наполняя его деталями, подробностями.
Фома слушал рассеянно. Он смотрел в окно.
Над камнями, похожими на стаю присевших волков, вились вороны с женскими лицами. Ветер доносил их хриплое карканье.
"Сумасшествие заразительно..." - написал Фома на полях Книги и увидел себя иным.
Вытягивая шею, он смотрел вниз и по сторонам, на то, что там было.
Он напоминал птенца.
Стержни перьев набухали, крылья росли, и он испытывал зуд и раздражение.
Ощутив легкое подталкивание крыльев, он вознесся, повис в воздухе над кронами деревьев. Они напоминали корни, пьющие синеву неба. Испытывая искушение протереть глаза, он глянул за спину. У него были крылья, и мог передвигаться в воздухе.
Какие-то небесные существа с криком пронеслись мимо, прочертив извилистые линии полета. Это была их родина.
Фома устремился за ними. Летел он без усилий и видел зрелища на небе и того, кто их устраивал...
--
Да ты меня не слушаешь... - услышал Фома голос Казимира и очнулся с невольным вздохом.
Окно было открыто. Он зябко повел плечами, пытаясь вспомнить, что происходило с ним во время странствия по воздуху, потом склонился над рукописью.
Небо за окном стало розовым, потом фиолетовым.
Зашумела листва. Фома поднял голову. Створка окна покачивалась, искажая фигуру Казимира. Он стоял на террасе и думал о вещах, о которых обычно никто не спрашивает и в существование которых невозможно сомневаться. Лицо у него было бледное и потное. Видно было, что он жил чувствами и переживал реальность того, что воображал.
Мимо прошел Херувим, кутаясь в простыню, как в облака. Фома проводил его взглядом. Настороженная, боязливая походка и тревожные вопрошающие взгляды выдавали в нем безумца.
Взгляд Фомы переместился на короля Лир. Он слушал радио. Передавали концерт Рахманинова. На его лице блуждала боязливая улыбка. Он жил воспоминаниями, в которые лишь иногда украдкой заглядывал. Воспоминания его пугали.
Прозвучали финальные аккорды. Воцарилась тишина
Карамазов боязливо глянул на радио. Предрасположенный к истерии и галлюцинациям, он на все смотрел с подозрением, трогал вещи так, как будто этой вещи не существовало в действительности, как будто она была чьей-то выдумкой, иллюзией и ее надо было опасаться.
Появился Папа в мантии, но без тиары. Сняв с себя папское облачение, он лег на кровать.
Охватив взглядом драму всей этой жизни, Фома невольно вздохнул и отвернулся к стене, на которой воображение рисовало и сохраняло призрачные фигуры, отражения невидимого, неощутимого.
"Существует все, что названо и имеет имя..." - написал он.
Он не заметил, как заснул, провалился в сон, точно в яму. Он падал все ниже и ниже, пока не проснулся. Дна он так и не достиг. Приоткрыв веки, он огляделся. Место, где он очутился, было так прекрасно, что не хотелось покидать его, однако, ощупав себя, он впал в сомнение: "Кажется, я куда-то падал, но куда?.. вверх или вниз?.. и я это или не я?.." - спросил он, но вопрос остался без ответа...
Мать Фома не помнил. Она умерла от родов.
Воспитывал его отец. Он был постановщиком драм и создателем образов, при этом он допускал не всякую драматургию и сюжеты. Реальность была для него лишь экраном для воображения. Погруженный в свои фантазии, он хотел, чтобы все бредили вместе с ним.
После смерти жены у него было много женщин. Они обожали его со всеми его слабостями, а может быть и за слабости.
Фоме исполнилось 13 лет, когда отец исчез вместе со своими странностями, претензиями и принципами, от которых он иногда отступал.
От матери у Фомы остались шиньон, вуаль и могила, а от отца лишь письма.
После исчезновения отца воспитанием Фомы занялся дед. Он был богат и холост. Он научил Фому страху божьему, почитанию властей и игре на скрипке.
Дед умер от усталости и огорчений черного вторника. Все его богатство обратилось в дым.
От деда у Фомы остались скрипка, серебряные часы и заводная балерина.
Жил Фома трудно. Несчастья преследовали его по пятам, сменяя друг друга. Ему нужно было думать не о том, как жить, а как выжить. После окончания педагогического института он стал учителем. Он преподавал историю, играл на скрипке на свадьбах и похоронах, и твердил самому себе, что жизнь ведет его к лучшему. По ночам, когда его мучила бессонница, он писал Книгу, которая медленно и постепенно наполнялась словами.
Вскоре Фома запутался в любовной истории с девой весьма сомнительной репутации. Ее звали Жанна. Фома любил ее издали, бессознательно и невинно, так что она ничего не знала о своем счастье. Впрочем, ей было все равно, в своем ли он уме, гений или безнадежная посредственность. Она оставалась равнодушной, и едва ли его понимала, если он заговаривал с ней, или понимала неправильно, видя его смущенную улыбку, румяное, чуть вспотевшее лицо и безумные глаза.
В детстве Жанна мечтала стать актрисой, как ее мать. Она помнила ее смутно. В доме на нее смотрели косо. Она вечно вмешивался в чужие дела и весьма некстати. Однажды она просто исчезла. Отец сказал, что она умерла.
В 9 лет Жанна без памяти влюбилась в кузена, который был намного старше ее. Он сочинял стихи, танцевал в балетах, и даже изучал философию. Она написала ему записку и назначила свидание. Было знойное лето. Вокруг пламенели цветы шафрана, вились гибкие густые гиацинты, плескалась вода. Она лежала в траве, что-то шептала, вживалась в роль. Она ждала кузена до полуночи, но он не пришел.
Потом был учитель музыки, весьма приятный собой и женатый. Разразился скандал. Учителя уволили. Что произошло с ним в дальнейшем неизвестно. Говорили, что он приходил к отцу Жанны просить ее руки, но тот отказал.
Жанна заболела и долго не могла поправиться.
Спустя год Жанна сошлась с художником, который писал акварели, похожие на сновидения. Он довольствовался лишь созерцанием красоты и жил, путая день и ночь. Из водянистых красок иной раз выплывали руки, лица и тонули. Жанна все принимала на веру и не требовала доказательств. Увлекая ее чувства за пределы умеренности и спокойствия, художник сам лишился собственного спокойствия и ушел искать Бога. Лишь океан и плохая погода остановили его. Подробности и частности его поисков были рассыпаны в письмах. Неожиданно переписка оборвалась.
Место художника занял поэт, бедный как Иов. Он писал патриотические песни. У него был дар играть словами, но патриотом он не был. Когда Жанна стала пугать его обмороками и одышкой, он остыл к ней. От поэта у Жанны был выкидыш.
Почти три года у Жанны никого не было, потом появился певец. Он пел как бог, переступая границы обычной жизни. Он искушал многих женщин, являясь им в грешных сновидениях, и не только женщин. Однажды он исчез. Прошел слух о его смерти. Жанне даже показывали его могилу, правда, в разных местах. Она нашла его в Доме на песчаном берегу. Связанный смирительной рубашкой, он лежал и к чему-то прислушивался. В комнате царила тишина, доносилось лишь дыхание с ледяных высот Бога и мрака.
В тот же год Жанну очаровал скрипач, обладающий решительностью и воображением. Звезд он с неба не хватал, но играл с уверенностью очевидца небесных концертов. Жанна верила во все, что он говорил, хотя он и не говорил, во что он верил. С его помощью Жанна пережила лихорадку и почти созрела для гроба.