Трипольский Владимир Иванович : другие произведения.

Русская Евразия. Этногенез И История.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Феномен русского этноса и его производной - русско-евразийского суперэтноса уникален. Я попытался проследить формирование русского этноса и социума. Показать разницу между этногенезом и историей, но и их нераздельность. Поскольку сообщества людей являются субъектами одновременно и истории, и этногенеза. Русские во всех отношениях - этногенетически, культурно, пространственно, геополитически, геоэкономически, - евразийская этническая система. Но истоки наши в глубокой древности.

  Феномен русского этноса и его производной - русско-евразийского суперэтноса уникален. Я попытался проследить формирование русского этноса и социума. Показать разницу между этногенезом и историей, но и их нераздельность. Поскольку сообщества людей являются субъектами одновременно и истории, и этногенеза. Русские во всех отношениях - этногенетически, культурно, пространственно, геополитически, геоэкономически, - евразийская этническая система. Но истоки наши в глубокой древности.
  
  
  
  
   ВИТА: "Верь в идею, но шагай путём сомнений."
  
  
   1. В ПОИСКАХ ИСТОКОВ.
  
   Первым русским этногенетическим очерком была "Повесть временных лет" великого Нестора. Можно ли ей доверять? "Исторический" экскурс во времена Сима, Xaма, Иaфeта впечатляет, но не убеждает. Скорее он связан с желанием руси, как молодого этноса, приобщиться мировой истории, проведя "генеалогическую" линию в глубокую древность к первым патриархам. Закрепив тем самым (пусть даже откровенно легендарно) своё происхождение и место среди других народов.
  
   ПВЛ: "Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели."
   Но и это утверждение не совсем верно. Или, скорее, неверно. Можно с большой натяжкой говорить о названных землях как о прародине так называемых индоевропейцев. Относя время их проживания там к 4-3 тысячелетиям до н.э. В 3 тыс. до н.э. мощные людские потоки хлынули с юга на север. Пустыня Сахара и Иранское нагорье освобождались от своих древних насельников. Один поток шёл через Пиренейский п-ов и западным побережьем Европы к устью Рейна. Другой, через полуостров Малая Азия на Балканы к Дунаю.
  
   Есть несколько гипотез происхождения и обитания "индоевропейцев". Этноним не очень удачен, так как не отражает истинного положения с этим загадочным и древним народом. Но другого нет. Пока.
   Гипотеза первая: жили-были индоевропейцы в Северном Причерноморье от Волги до Днепра в 5-4 тыс. до н.э. Вели полукочевой образ жизни. Среднестоговская, самарская и ямная археологические культуры предполагаются индоевропейскими.
   Гипотеза вторая: анатолийская. Британец Колин Ренфрю в 1987 г. помещает прародину индоевропейцев на полуостров Малая Азия. И делает их старше на три тысячелетия причерноморских.
   Армянская или гипотеза Иванова - Гамкрелидзе. Основана она на анализе нескольких десятков языков. Признана полезной, но не отвечающей истинному положению дел.
   Теория исхода из Индии критики не выдерживает.
   Балканская гипотеза (Сафронов В.А. и др.) предполагает рождение индоевропейских языков на Балканах. А что этногенез?
  
   По-видимому, 8-7 тыс. до н.э. стали временем расселения народов Древнего Ближнего Востока из предгорий на равнины. Возросшее население, новые материалы для орудий труда, совершенствование оросительного земледелия - способствовали тому, что занимались наиболее плодородные земли. Так насельники Армянского нагорья и гор Загроса заселили долины малых рек. А в 6 тыс. до н.э. они вышли в долины Тигра и Евфрата. Сложилась этническая общность субару.
  
   Плодородный Полумесяц - земли от Египта через Палестину и Сирию с поворотом на севере и вдоль Тигра и Евфрата к Персидскому заливу. Древняя колыбель цивилизации. Уже в 8-7 тыс. до н.э. на Армянском нагорье и полуострове Малая Азия началась неолитическая революция. Протоцивилизация Чатал-Хююка обосновалась на плато Конья. Развивая земледелие и скотоводство, местные племена основали поселения. Центр находился в Чатал-Хююке.
  
   Плато Конья располагается на юге Анатолийских плато на п-ве Малая Азия. Достаточно ровное, оно полого спускается к озеру Туз. Сегодня это полупустыни, степи и солончаки. Плато населено слабо. Земледелие развито ближе к горам. Горный климат с континентальными чертами подразумевает жаркое и засушливое лето, холодную и снежную зиму. Но 10-12 тысяч лет назад климат здесь был мягче. Ледники только начинали своё отступление из Европы. Обильные дожди шли достаточно регулярно. Разнотравье степей давало обильную пищу крупному и мелкому рогатому скоту. Люди учились выращивать злаки и огородные культуры, приручали первых животных. Палку при обработке почвы сменила мотыга. Для уборки хлебных злаков используется серп, с вставными зубьями из кремня.
  
   Развитие земледелия и скотоводства улучшало питание насельников. Население увеличивалось. Но после отступления ледников, климат стал суше и Ближний Восток на какое-то время становится депрессивным регионом. Люди уходят к большим рекам, на север. О Междуречье, как месте миграций из Анатолии, уже упоминалось. Северное направление на Балканы и в степи Причерноморья тоже перспективно. И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой происхождения индоевропейцев. Несомненно одно, выходцы из Малой Азии были прямыми участниками индоевропейского этногенеза.
  
   Малоазийская этногенетическая и историческая общность существовала не одно столетие. И, возможно, даже тысячелетия. После суперэтнизации и цивилизационной глобализации этносистема вырабатывает свой энергетический и временной ресурс. Произошло расселение на новые места. В причерноморской северной зоне в эпоху оледенений уже проживали люди. С 7-го тыс. до н.э. на территории современной Македонии развивается земледелие и скотоводство.
  
   2. ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ. НАЧАЛО НАЧАЛ.
  
   На основании известных фактов не представляется возможным назвать точное местоположение первых индоевропейцев. Предположительно, первые их поселения появились на севере Балкан, в зоне сожительства пришельцев с юга из Анатолии и аборигенов Южной Европы. Им, вероятно, соответствовали кроманьонцы археологической культуры Лепенски-Вир в Сербии. Они были охотниками. Культура, вероятно, возникла ещё в 9 тыс. до н.э. Её расцвет предполагается между 5300 и 4800 гг. до н.э. У поздних насельников Лепенски-Вир наблюдается грациализация. Что связывается с появлением средиземноморского антропологического типа.
  
   Старчево-кришская культура (7-5 тыс. до н.э.) на территории Сербии, Румынии и Венгрии возникла среди местного кроманьонского населения охотников. Новые насельники резко отличались по антропологическому типу - средиземноморскому, и занятиям - земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. То есть, налицо просачивание пока ещё незначительной части анатолийцев на север.
  
   9-7 тыс. до н.э. время "неолитической революции" (НР), которая заключалась в переходе от охоты и собирательства к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству. Человек перестаёт бродить в поисках зверя и птицы, съедобных корней и растений. Осёдлость становится образом жизни. Строятся прочные дома. Появляются новые орудия труда. Увеличиваются поселения. Выделяются административные центры. Изменения в хозяйстве и жизни к 7 тыс. до н.э. коснулись и юга Центральной Европы. Это было связано с приходом переселенцев с юга из Малой Азии. Понадобилось около 3 тысяч лет, чтобы НР достигла северо-западных окраин Европы. Производящая экономика вместе с её носителями распространялась на север, северо-восток, северо-запад. К 5 тыс. до н.э. возникают несколько родственных культур расписной керамики. В середине тысячелетия к западу от Дуная сложилась культура ленточно-линейной керамики (КЛЛК).
  
   Носители новой культуры мигрируют по рекам Европы - Дунаю, Эльбе, Рейну, Висле, Пруту, Днестру. На западе они дошли до Мааса, на востоке границей расселения стал Днестр. Из междуречья Савы и Дравы переселенцы доходят до долины Одера на севере. Что толкало осёдлых земледельцев и скотоводов уходить на новые земли? Истощение почвы? Избыток населения? В основе таких передвижений развитие этногенеза.
  
   Гипотеза Марии Гимбутас о индоевропейской прародине в степях Восточной Европы интересна тем, что индоевропейцы проживали здесь. Но позже балканских. Носители Днепро-Донецкой культуры были ярко выраженными кроманьонцами. Можно говорить о генетической связи этой культуры с Самарской на востоке в Поволжье, Трипольской на западе, Буго-Днестровской на северо-западе, культурой Эртебёлле в Северной Европе. Создателями их были кроманьонцы.
  
   На базе Днепро-Донецкой (5-4 тыс. до н.э.) развивается Среднестоговская (4500-3500 тыс. лет до н.э.) в приазовских степях между Днепром и Доном. Характерными особенностями были: изменение антропологического типа (смешанный кроманьонско-средиземноморской и кроманьонский); среднестоговские племена переходят к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству. Доказывается анатолийская миграция в восточноевропейские степи. Через Кавказ? Что более реально. Но и время этой миграции гораздо позже балканской. Разрыв около двух тысяч лет.
  
   Итак, кто такие индоевропейцы? Кроманьонцы Южной Европы? Средиземноморцы Малой Азии? Что вряд ли возможно. Мы можем с долей уверенности говорить о смене антропологического типа, способа хозяйствования, уклада жизни. Можно уверенно утверждать: в 7-5 тыс. до н.э. на юге Европы от Балкан до прикаспийских степей рождается новая этническая генерация. Позднее она получила название "индоевропейцы". Древних насельников кроманьонцев ассимилируют средиземноморцы, пришедшие с полуострова Малая Азия. Принесшие с собой новые производящие способы жозяйствования и технологии.
  
   Что касается языков. Индоевропейские культуры, формировавшиеся на базе древних неолитических, при взаимной ассимиляции кроманьонцев и средиземноморцев распространялись в основном в зоне степей Восточной Европы и на север, северо-запад Европы по течению Дуная и Рейна. Оно было долгим и постепенным. Изменялся не только антропологический тип с кроманьонского на смешанный кроманьонско-средиземноморской, образ жизни становился иным. Предполагается серьёзная ассимиляция языков. Поскольку, кроманьонская этносфера не была единой этнически, культурно, то и языки их имели, скорее всего, свои отличия друг от друга. В историческом времени это могло сказаться на языках поздних индоевропейцев, их похожести и различиях.
  
   Возможно, уже в 4 тыс. до н.э., культуру Эртебёлле (кроманьонскую) сменяет культура воронковидных кубков (КВК) смешанную кроманьонско-индоевропейская. Сменяется в начале 3-го тыс. до н.э. культурой боевых топоров. Этническая общность, создавшая культуру шнуровой керамики - КВК от полей будущей Франции до волжских истоков, не была единой. Включая более десятка региональных вариантов, она объединила племена Европы в некую суперэтническую систему, индоевропейскую по своей этногенетической сути, историческому развитию.
  
   Активизации индоевропейского этногенеза, их расселению в Европе, вполне возможно, способствовала смена климата в 3-ем тыс. до н.э. с атлантического на суббореальный. Средние температуры повысились, аридизация усилилась. Уровень моря повышается, внутренних вод падает. Леса выжигаются под пашни и выпаса. Передвижение племён восточноевропейских степей ещё в 4-ом тыс. связано с миграцией протодравидов Иранского нагорья. Которые преодолевают Кавказ и спускаются в междуречье Волги и Дона. Другой поток пересекает степи Средней Азии и уходит на восток к Саяно-Алтайскому нагорью.
  
   На рубеже 4-3 тысячелетий в Трипольской культуре в междуречье Дуная и Днепра появляются восточные признаки. К середине 3-го тыс. трипольцы, продукт смешения кроманьонцев и средиземноморцев, земледельцы и скотоводы, отходят на север и северо-восток под давлением пришельцев с востока. Это были насельники Ямной культуры, возникшей на основе Хвалынской культуры среднего течения Волги и Среднестоговской на Днепре. По-видимому, это было время имперских амбиций ямников. Заняв большую территорию от Днестра до Южного Приуралья, на юге они занимали Предкавказье, на севере дошли до среднего Поволжья. Основное занятие кочевое скотоводство, в долинах рек занимались земледелием. В первой половине они вторгаются даже на Балканский полуостров.
  
   Ямная культура в конце своего существования приобретает черты варваризации и локализации. И трансформируется в Полтавкинскую на Средней Волге до казахстанских степей; катакомбную на западе; срубную и андроновскую на востоке. Которые становятся преемницами этногенетическими и историческими. Вполне возможно, что языки племён ямной культуры были близки. Как и антропологический тип был, если не общий для всей территории, то отличающийся своей выраженной европеоидностью.
  
   Дальнейшая трансформация индоевропейцев напрямую связана с расселением европеоидов в Евразии и мире. Андроновская культура на востоке, вернее её распространение до Минусинской котловины может быть связано с реальным народом - ариями. В 18-17 вв. начинается их активное расселение из Средней Азии и Казахстана. На запад они продвигаются под именем "срубников". На юге известны под своим этнонимом "арии". В верхнем течении Хуанхэ как "ди". Андроновцы в смешении с аборигенами превратились в саяно-алтайских динлинов Тагарской культуры 1-го тыс. до н.э. Арии, поселившиеся на границе Индской цивилизации, вскоре оказываются в Пенджабе, ассимилируют или частью вытесняют протодравидское население на юг Индостана. На Иранском нагорье арии ассимилируют местное протодравидское население. Переправившись через Тигр и Евфрат, арии вошли составной частью в этногенез народа митанни.
  
   Тем временем на Балканах, в Подунавье и северо-западном Причерноморье происходит трансформация энеолитических культур. При сильном влиянии из Малой Азии и степей Восточной Европы. Скотоводство становится основным занятием. Культуры на Дунае дают начало, при юго-восточном влиянии, Баденской культуре Среднего Подунавья, Малопольши и Закарпатья. Это была экспансия индоевропейских племён по течению Дуная на север и северо-запад. Примерные временные рамки её 3600-2800 гг. до н.э. Баденскую культуру сменяет культура боевых топоров (КБК). Это не была единая в культурном, да и в этногенетическом отношении, общность. Хотя антропологический тип её насельников - "кордиды", скорее результат взаимной ассимиляции местных племён, кроманьоно-средиземноморцев, а также поздних пришельцев из Малой Азии и степей Восточной Европы. На это заключение наводит активное передвижение анатолийцев и ямников в 3-ем тыс. до н.э. в направлении долины Дуная.
   Баденской культуре наследует винковацкая, позднее вучедольская. Эти культуры связаны с формированием протоиллирийского этноса.
  
   Таким образом, к началу 2-го тыс. до н.э. индоевропейцы заняли территории континентальной Европы от Одера на западе до Южного Приуралья на востоке. Суббореальный климатический период имел несколько колебаний. Первое случилось на рубеже 3-2 тысячелетий. С ним может быть связано расселение ямников в восточно-европейский степях. Они выталкивают индоевропейское население из Нижнего Подунавья на север в Карпатский регион. Второе колебание отмечено ближе к середине 2-го тыс. до н.э. Но ведь это время арийской экспансии! Она была настолько мощной, что европеоиды заселили земли от истоков Хуанхэ на востоке до Рейна на западе, от Инда и Элама на юге до лесостепи срединной Евразии. И третье в начале 1-го тыс. до н.э. можно соотнести со скифским продвижением на восток и на запад Евразии.
  
   С середины 2-го тыс. до н.э. индоевропейское этногенетическое поле, сформировавшееся в результате расселения и ассимиляции кроманьонского в Европе и палеоазиатского в Азии населения численно прирастает. Земледелие и скотоводство прочно занимают своё место в жизни индоевропейских племён. Мирное просачивание первых насельников сменяется военной экспансией. Новая этногенетическая общность созревает для формирования отдельных этнических сообществ. Далеко на востоке индоевропейцы-арии приняли участие в китайском этногенезе. Европеоидные признаки имели древние хунну из степей Монголии. В Южной Сибири и вовсе европеоидное население - динлины Саяно-Алтайского нагорья.
  
   На крайнем западе индоевропейской ойкумены на среднем Рейне рождается этнос, ставший известным как кельты. Их передвижение в верховья Рейна и Дуная стало, по-видимому, причиной раскола западного индоевропейского сообщества. Уходят на север Европы протогерманцы. На северо-восток протославяне и протобалты. Лужицкая культура считается протославянской. Индоевропейцы двумя потоками уходят на Апеннины, в 16 и 12 вв. до н.э. Расширение территории протославян вытесняет соседей с юга к побережью Адриатического моря, где формируется иллирийская этно-культурная общность.
   О началах европейских этногенезов можно судить по времени наибольшего расселения кельтов, славян, германцев. Так кельты активно расходятся из мест исконного обитания в 7-4 вв. до н.э. В 3 в. до н.э - 1 в. н.э. славяне продвигаются на юг к Дунаю. А в 1 в. трогаются со своих родных мест германцы. Гауты из Южной Скандии высаживаются в устье Вислы, продвигаются к её истокам и переходят в долину Припяти, Днестра и Южного Буга. К 230-м гг. германские племена остготов, вестготов и гепидов занимают территории от Дона до Днестра. Новые переселенцы влились в местный этногенез и создали совместно с греко-скифами, сарматами, фракийцами и антами Черняховскую культуру.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"