Трипольский Владимир Иванович : другие произведения.

Русская Евразия. Кто мы, Европейцы Или Евразийцы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так кто мы, русские? Европейцы? Азиаты, как нас любят называть "истинные европейцы"? Или самодостаточны и самобытны исконным евразийским?! Русские как этнос зарождались на северо-западе России в смешении самых разных племён и народов. Развивались и расширяли территорию обитания до максимально возможного не потому, что желали иметь или владеть. Эти процессы развития были обоснованы этногенетически. А высокое энергетическое напряжение русского этногенеза обеспечивалось высокой степенью межэтнических кровнородственных связей с народами Северной Евразии.

  Кто мы, европейцы или евразийцы? Этот вопрос актуален сегодня как никогда. И в первую очередь для русских. Писанная история наша скрепляется мифами, возникавшими в угоду тому или другому правителю. Крутые повороты то на запад, то на восток вызывали смену моды на новые веяния в элите. А народ, которого было абсолютное большинство, в отличие от "сливок общества", жил своей жизнью. Надо признать, что русская, российская элита всегда была в отрыве от народа. Где-то там, на боярском, княжьем, дворянском дворе "творилась" русская история. Народ же попадал в историю только благодаря своим вождям и полководцам.
  
  Русские как этнос сложились в 9 в. на северо-западе нынешней России. "Повесть временных лет" (ПВЛ) Нестора, как первый этнологический очерк, вряд ли подлежит сомнению. История возникновения русского этноса, обретение им собственного этнонима, не вызывает сомнений или нареканий. Все эти споры сторонников славянской и норманнской теорий возникновения нашего народа по большому счёту не стоят яйца, которое выели давным-давно. Во всём этом желание доказать недоказуемое. Нет плохих или хороших народов. Но существуют законы естественного развития и объяснять их при помощи "норманнских" и прочих теорий бесполезное дело. Это, мягко говоря, детство, возведённое в "научное знание".
  
  Летопись описывает исторические факты проживания финно-угорских племён в северо-западном углу, миграции славянских племён с берегов далёкого Дуная и с запада в таёжную зону. Довольно доходчиво объясняются занятия варягов-руси "Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей." Также становится известно, откуда они пришли ("из заморья") и куда были изгнаны ("Изгнали варяг за море,"). И приглашать их пошли за море ("И пошли за море к варягам, к руси.").
  Известным становится, кто пошёл за варягами ("Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь..."), кто были по происхождению варяги-русь ("Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.").
  
  Летописное подтверждается артефактами: с 5 по 10 век славяне настойчиво проникают в зону влияния балтской и финно-угорской этнокультурных общностей. Казалось бы, зачем огород городить неподходящим материалом? К чему выдумывать всевозможные теории о происхождении русов? Славянофилы утверждают их славянское ( на крайний случай балтское) происхождение, придумывая странные "доказательства". Норманнисты в свою очередь пытаются превознести германское участие в русском этногенезе как нечто возвышающее германцев над другими племенами.
  
  Хотя шёл естественный этногенетический процесс, не имеющий этических и прочих ценностных характеристик. Можно подвергнуть сомнению просьбу племён к руси "..Приходите княжить и владеть нами". Но из летописи становится понятной роль руси до того: они собирали дань с окрестных племён. Для чего? Есть свидетельства о торговле скандинавских восточных племён с Востоком. Как это осуществлялось? Логично предположить этот путь из Ильмень-озера к Волге и по ней к Каспию.
  
  Славянские племена, отошедшие из причерноморских степей на север, до того принимали участие в Черняховской культуре. Но после гуннского цунами они осваивают лесостепи Поднепровья. Булгарское, аварское и позднее хазарское давление и опека гнали славян дальше в тайгу. Они изначально были очень неоднородны по своему составу. Языковые заимствования подтверждают это. Для прочного обоснования иных слов в языке требуется довольно длительное сожительство. Повседневное общение. А для закрепления потомственная передача. То есть, новые слова наиболее хорошо закрепляются в семьях смешанных.
  
  В момент чересполосного проживания финно-угорских, славяно-балтских племён ситуация несогласия вполне предсказуема. Разные по происхождению, они не были связаны узами родства, единой материальной культурой, общими верованиями. Весь, меря, мурома - охотники, рыболовы, собиратели - племена таёжной зоны. Славяне - земледельцы и скотоводы, пришедшие из южной лесостепи. Вопрос: почему именно варяги-русь становятся закваской, движителем этногенеза нового этноса, получившего в конце 9-го века наименование "русь"? Ответ можно найти в развитии этногенеза норманнов. В 8-9 вв. начинается их активное расселение с территории Скандинавии. На север Франции, в Англию, на северо-запад нынешней России. Они входят в этногенез франко-галлов (нормандцы). Нормандцы переправляются через Ла-Манш и завоёвывают Англию. Войдя в англо-сакский этногенез, продолжили завоевания Британских островов и народов их населяющих.
  
  Варяги-русь оказались в Ладожском озере, основали свою факторию и занялись сбором дани с местных племён. Высокопассионарные на тот исторический момент, они представляли собой более организованную, энергичную этническую систему. Такие возможности вызревают только в третьем периоде этногенеза. Расходясь вовне, система делится на части и входит этими частями в другие этнические системы. Высокая пассионарность этих частей питает другие этногенезы, провоцирует начало новой этногенетической мутации. Или подстёгивает местные этногенезы к продолжению. Варяги-русь послужили своего рода этногенетической закваской для мутации и "рождения" русского этноса. Примерно то же самое случилось на Британских островах. А вот во Франции норманны стимулировали развитие этногенеза в его третьем периоде.
  
  Кто такие "финно-угры"? Во-первых, их языки принадлежат к уральской языковой семье. Во-вторых, необходимо говорить не только о языковой близости носителей современных уральских языков, но и культурной преемственности во времени и пространстве. В-третьих, языковая и культурная преемственность не может обойтись без носителей языка и культуры. Поэтому обязательно присутствует преемственность генетическая. По мере того, как уральцы расходились от места их обитания на уральской прародине, смешивались с другими этносами, их генетические следы в новых этносистемах слабели. Наиболее ничтожными они были за Енисеем и Западным Саяном на востоке, в межозёрье на северо-западе от Среднерусских возвышенностей.
  
  Русский этногенез никогда не рассматривался в истинно этнологическом ключе. По крайней мере, всё то, что попадается на глаза, мало напоминает исследования этнологов. А порой и вовсе рассуждения ни о чём. Таковы "исследования" радетелей русского народа. Русская история полна мифов, легенд, домыслов во имя... Чего? Да всё того же русского народа. Как избавиться от этого груза на наших ногах и каши в нашей голове? Путь только один: правдивая и ясная информация. Вне идеологий и политических хотений исторического сиюмомента.
  
  Если коротко, то предыстория русского этногенеза выглядит следующим образом. Миграции представителей средиземноморской расы из южных регионов (Северная Африка, Малая Азия, Иранское нагорье) на север, в зону проживания кроманьонцев, способствует сложению смешанных этносов и культур, так называемых индоевропейцев на Балканах, Северном Кавказе, Средней Азии.
  
  Следующим этапом стала миграция протоиндоевропейцев или первых индоевропейцев далее на север. Эти расселения представляются в виде вееров. Балканские уходили долиной Дуная на северо-запад Европы, на север в Карпатский регион, на северо-восток к среднему течению Днепра. Северокавказские: на северо-запад к Днепру, на север в зону лесостепи, на северо-восток к Уралу. Среднеазиатские: на северо-запад к Волго-Камскому региону, на север к Уралу, на восток к Саяно-Алтайскому нагорью. Эти потоки по своему этногенетическому составу были разные, а также разновременные. Накапливаясь в зоне евразийских степей, индоевропейцы раз за разом выплёскивали людские потоки.
  
  Постепенно кроманьонское население Европы ассимилируется или выдавливается на северные окраины. Таким образом, формируются новые антропологические типы и расовые признаки. Постепенно усиливаются миграции в широтном направлении. Европеоиды проникают до Байкала, но и слабые монголоидные признаки несут на запад первые мигранты из волго-камского региона. Этногенез Северной Евразии осложняется обратным движением уже смешанных в этногенетическом плане племён. Одни оставались на родине, другие - непокорные, уходили.
  
  На пересечении миграционных потоков завязываются "этногенетические узлы" или новые эпицентры этногенеза. Так было на Среднем Днепре, в Волго-Камье, в Томской тайге, на Саяно-Алтайском нагорье. Были и другие. Они возникали не в один момент, но по ходу евразийского этногенеза. Пока не дошла очередь до Среднерусских возвышенностей. Если доверять выводам историков, археологов и учёных других направлений, то эпицентр этногенеза в Волго-Окском регионе возник около пяти тысяч лет назад. При пересечении путей миграции с запада от берегов Вислы, с юго-запада из Поднепровья и с юго-востока из Волго-Камья.
  
  Вначале сложились этносистемы на берегах Вислы и Днепра - индоевропейские; а также в междуречье Волги и Камы - уральская. Можно только предполагать, что кроманьонцы, теснимые индоевропейцами с запада и юга, уральцами с юго-востока были вынуждены отходить на Скандинавский полуостров. Когда индоевропейцы запада и юга встретились на Среднерусских возвышенностях с уральскими племенами, завязывается этногенетический узел. Который и определил развитие этносистем этого отдалённого региона на несколько тысячелетий.
  
  Какими они были? Как называли себя? Чем занимались? Первый виток этногенеза (середина 4 тыс. - начало 3 тыс. до н.э.) включал, скорее всего, в свою этногенетическую основу кроманьонцев. Доля индоевропейцев не могла быть большой, так как они только формировались как этническая система на просторах Западной и Южной Европы. В конце этого витка этногенеза в регион прибывают совершенно новые люди. Они идут с юго-востока. В их чертах присутствуют признаки монголоидности. До середины первого тысячелетия до н.э. юго-восточные потоки не только не прекращаются, но и усиливаются.
  
   Этнокультурная общность, сложившаяся в промежутке времени от середины 1 тыс. до н.э. до 8 в. н.э. можно с полным основанием назвать "финно-угорской". Мы, конечно, не знаем этнонимов тех племён, но их культура в полной мере соответствовала племенам последующих веков. Меря, мещера, мордва, весь, чудь, мурома появились не в одночасье, но были продолжением своих предков, этногенетическим и историческим.
  
  Третьяков П.Н. в своей статье "К вопросу об этническом составе населения Волго-Окского междуречья в 1 тыс. н.э." подводит итоги многолетней работы археологов и дискуссии учёных разных направлений по поводу происхождения русского народа и этногенетического субстрата, послужившего основой. Делая вывод о схожести, родстве культуры поволжских племён мещеры, мери, мордвы, мари, муромы (погребальный обряд, орудия труда, жилища, одежда), Автор подчёркивает близость им племён Волго-Камья. Есть некоторые общие черты и с чудью Прибалтики. Но существенно отличающихся по культуре от славянских и балтских племён.
  
  Также подтверждается артефактами описание расселения племён в русских летописях. Мордва занимали земли от Волги до устья Москвы-реки на западе, включая бассейны рек Мокши, Цны и Суры. Междуречье Оки и Клязьмы занимала мурома. Мещера обосновалась в Мещерской низменности. По правым притокам Клязьмы и в районе озёр Неро и Плещеево жили меря. По течению реки Ветлуга мари (черемиса).
  
  Славяне появляются на верхней Оке и Волге ближе к середине 1-го тысячелетия. Вначале он живут отдельно, торгуют с аборигенами. Несколько десятков километров разделяют уральцев и славян. Но в последующие века эта разделительная полоса заполняется смешанным населением. Чуть ранее они расселяются среди балтов и чуди и смешиваются с ними. Есть одна особенность, Волго-Окское междуречье было подвержено древним влияниям как с востока (уральское), так и с запада (индоевропейское). Последнее нарастало со времени продвижения племён Днепро-Донецкой культуры. Потом были фатьяновские племена. В очередной раз западное влияние усиливается в 1 тысячелетии. Эти факты подтверждаются многовековыми контактами верхневолжских племён с теми, кто обитал в верхнем течении Днепра и Оки.
  
   Расселение славян в землях уральских племён происходило постепенно. Поначалу в 8-9 вв. славяне заняли рязанское течение Оки, выдавив местное население. Земли племени меря заселялись с конца 8 в. После меря жили вперемежку со славянами. Если поначалу славянских поселений было мало, то спустя два-три столетия становится меньше мерянских. Ассимиляция происходила неравномерно. Мещера и мурома дольше сохраняли свою самобытность, до 11 в.
  
  Наблюдения и выводы Третьякова П.Н. интересны в плане этногенеза. Когда мы задаёмся вопросом, почему русский этнос зародился в Волго-Окском междуречье, а его эпицентр этногенеза можно уверенно поместить в область Верхнего Поволжья и долину Москва-реки, то ответ очевиден. Этот регион издревле был местом активного соприкосновения, смешения разных народов, культур. Кроманьонское и средиземноморское легло в основу индоевропейского. Индоевропейское и уральское давало начало "финно-угорскому". А позднее индоевропейцы запада - славяне, индоевропейцы юга - славяне-анты, уральцы востока и алтайские народы юго-востока становятся этногенетическими составляющими русского этноса.
  
  Так кто мы, русские? Европейцы? Азиаты, как нас любят называть "истинные европейцы"? Или самодостаточны и самобытны исконным евразийским?! Русские как этнос зарождались на северо-западе России в смешении самых разных племён и народов. Развивались и расширяли территорию обитания до максимально возможного не потому, что желали иметь или владеть. Эти процессы развития были обоснованы этногенетически. А высокое энергетическое напряжение русского этногенеза обеспечивалось высокой степенью межэтнических кровнородственных связей с народами Северной Евразии. Что послужило стремительному расширению территорий, созданию мощного государства современности, формированию общего русско-евразийского этногенетического поля.
  
  Мы прорастали из времён
   славянскими обличьями.
   Ногой касаясь до стремён
   от тюркского величия.
  
   В нас грозен взглядом Святослав.
   Нам воля половецкая
   казачий выдала устав.
   В нас норов буйный бесится.
  
  Веков ушедших полутьма
  не скроет рода-племени.
  Мы шли при солнце и впотьмах,
  провалами безвременья.
  
  Осознавая родники,
  питавшие нас издавна,
  мы - евразийцы вопреки.
  Не начинайте сызнова
  
  Тот хлам историй ворошить,
  чтоб доказать обратное.
  Чтоб белой ниткою прошить
  идеи нацквадратные.
  
  От Камня* крыльями вразмах
  прообразом Евразии
  Парит Россия - грозный птах
  во всём многообразии.
  
  
  *Камень - Уральские горы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"