Трипутин Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Особенности поэзии Валерия Архипова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Валерий Дмитриевич Архипов - русский писатель, автор без малого десятка поэтических сборников, член Союза российских писателей. Несколько лет руководил одним из литературных объединений Вологды и продолжает оставаться наставником творческой молодежи и незаурядным литературным критиком. В 2013 году стал лауреатом Международного литературного конкурса "Второй открытый чемпионат Балтии по русской поэзии", а в 2014 году дипломантом Прокошинской премии в номинации "За собственный голос в поэзии".
   Далее будет предпринята попытка выделить наиболее яркие особенности поэзии Валерия Архипова, рассмотреть отличительные черты, позволяющие ей заметно выделяться на фоне результатов деятельности других авторов.
   Порой многие из нас могут не отдавать себе отчёта о масштабах достижений своих современников - обычных, казалось бы, людей живущих рядом. Иногда это позволяет нам снисходительно посматривать на результаты их творчества.
   Выслушав поэта, мы можем великодушно одобрить стихотворение, а иногда даже снизойти до советов, как автору его улучшить.
   Относиться свысока к поэзии Валерия Архипова не получиться, оставаться равнодушным тоже.
   С первых же строк читатель, а особенно слушатель, может почувствовать, как почва уходит у него из-под ног, а позже невольно задаться вопросом: "Что это было?!"
   Такова, по-моему, сила поэзии Валерия Архипова.
   Кроме того, автор декламирует свои стихи с такой экспрессией и таким эмоциональным накалом, что они как бы обретают новые дополнительные смыслы и воспринимаются несколько иначе, чем при чтении текста про себя.
  
  
   Уже сейчас основываясь на характере публикаций, содержании изданных сборников и личном заявлении автора в творчестве Валерия Архипова можно выделить различные периоды.
   В 2014 году в прессе, на сайтах публикующих региональные новости и в социальных сетях появилась информация о выходе седьмого поэтического сборника "Между радостью и бранью". На сайте "Cultinfo" посвящённом культуре Вологодской области приведён комментарий Валерия Архипова: "В этой книге я постарался быть лиричным, уйти от политического пафоса, - сообщил автор, - здесь вы не найдете и присущей мне порой жесткости, сложности. Если в начале моего творческого пути меня часто называли "неудобоваримым авангардистом", то сейчас во мне видят автора, близкого к классической традиции".
   В 2019 году увидела свет новая книга избранных стихотворений Валерия Архипова "Жизнь сказка". Читатели и критики приняли книгу радушно, несмотря на то, что она составлена из стихотворений прошлых лет, а не новых, как многие ожидали. На презентации сборника, которая проводилась в музее "Литература. Искусство. Век ХХ" автор вновь подчеркнул особенности своего творчества в различные периоды.
   Известный критик, прозаик и журналист, Наталья Мелёхина, в статье для ленты новостей Вологды, привела его высказывание: "Архипов-ранний как поэт часто отзывался на какие-то социальные события в стране. Эти стихи по-прежнему хорошие, но временные. Сейчас мне кажется, что они устарели. В последнее время мои взгляды изменились: я почувствовал, что стихи должны нести красоту, формировать некую собственную эстетическую культуру".
   Таким образом, Валерий Архипов выделил различные периоды в своём творчестве и дал им краткие, но исчерпывающие характеристики.
   Конечно, периодизация творчества любого поэта всегда очень условна. Та или иная часть стихотворений обязательно не впишется в схему отведённых ей временных рамок. Тем не менее, она помогает лучше понять особенности творческого пути автора.
  
   В раннем периоде творчества у Валерия Архипова немало по-настоящему сильных произведений. Меня, например, впечатляет, в том числе, следующее стихотворение:
  
   И вот когда я вызнал плоть твою
   Когда в кровавой оргии испуга
   Ты закричала я тебя люблю
   И вот тогда мы поняли друг друга
   Закушена губа и ты ладью
   Свою ладью мне выставляешь смело
   Я ниточки твоей любви ловлю
   Раскладывая бисер неумело
   Хрипишь поёшь до финиша кошмар
   Как марафонский бег сырых от страсти чресел
   Грудей твоих благодарю бульвар
   В которых я был как младенец весел.
  
   Полагаю что именно в таких, предельно откровенных и метафоричных стихотворениях, с наибольшей силой проявляется внутренняя свобода автора. Валерий Архипов, на мой взгляд, практически независим от влияния каких-либо догм, стереотипов, предубеждений и предрассудков, довлеющих в обществе.
   Но, сохраняя внутреннюю свободу, он не пересекает некую незримую грань, за которой может начаться активное неприятие его произведений читателями или общественностью. Как, например, в достаточно остром, на мой взгляд, стихотворении:
  
   Плюнул я истории в глаза,
   Покатилась мамкина слеза.
   Наступил на череп я и кости -
   Целый год никто не ходит в гости.
  
   Ты прости за этот дикий бред,
   Жизнь уйдет, но все же кто-то скажет:
   На Руси был и такой поэт.
   Подойдёт и снимет шапку даже.
  
   Полагаю, что, выбирая те или иные художественные выразительные средств, автор не особенно следит за тем, чтобы оставаться в общепринятых рамках. Не выставляя себе каких-либо ограничений, Валерий Архипов руководствуется, главным образом, личными этическими и эстетическими принципами и предпочтениями.
   Думаю что в этом присутствует некий элемент риска. Известно, что происходит, когда автор нарушает установившиеся в обществе нормы морали. Как, например, это произошло с известным поэтом Ионом Дегеном, когда он прочитал в центральном доме литераторов свое стихотворение "Мой товарищ, в смертельной агонии". Сначала его раскритиковал Константин Симонов за мародерские настроения, а позже осудили в эмигрантской русскоязычной прессе. Настоящую популярность это стихотворение приобрело лишь в 1980-е годы.
  
   Но Валерий Архипов многолик и разнообразен в своём творчестве.
   В 2014 году кроме седьмого поэтического сборника "Между радостью и бранью" увидел свет совместный с одной из молодых поэтесс сборник "Несовершенство", а в журнале "Вологодский лад" была опубликована подборка его неожиданно мягких и лиричных произведений.
   В стихотворениях "Вологодский край пропах лесами", "Дотронься до руки", "Басурманят опять снегири" и других читатель видит уже совсем другого Архипова - тонкого, ранимого лирика и вдумчивого философа.
   На мой взгляд, "Басурманят опять снегири" является одним из наиболее характерных и впечатляющих стихотворений:
  
   Басурманят опять снегири
   На застывшем от холода поле.
   Ты, поэт, свою душу не рви, -
   Ей, родной, уж не вынести боли.
  
   Ведь она у поэта светла,
   Ведь она не привыкла к угрозам.
   И стихи, что сгорают дотла,
   Для неё будто детские слёзы.
  
   Мы напишем ещё и прочтём,
   И уйдём, как уходят в иное,
   Помолчать на родительский дом
   На рассвет в белоснежном покое,
  
   На застывших в полях снегирей
   И на женщин не в меру усталых...
   Дорогая, прости и согрей
   Певчих наших. Они не для славы.
  
   В целом у меня сложилось впечатление, что Валерия Архипова больше волнуют вечные философские и общечеловеческие проблемы, и он не вовлечен в суету текущих, сиюминутных дел, о которых через десяток-другой лет мало кто вспомнит. Таким образом, автор находится как бы над ситуацией, и занимает наиболее объективную позицию.
   При этом, по-моему, многие стихотворения Валерия Архипова являются как бы точным слепком кратких эмоциональных всплесков вдохновения автора. Эти мгновения столь коротки, а чувства так зашкаливают что автор и результаты его творчества существуют вне текущего (или какого-либо другого) времени и несут на себе минимум его отпечатков.
   В этом я вижу одну из причин, по которым стихи Валерия Архипова порой непонятны или кажутся сложными не только рядовому, но и весьма искушенному читателю или критику.
   Но, на мой взгляд, есть и другие обстоятельства, приводящие к тому, что некоторые стихотворения Валерия Архипова кажутся сложными для восприятия.
   Во-первых, в его способности моментально переключать своё чувственное и образное внимание с одного объекта на другой, и это находит своё отражение в стихотворениях автора.
   Во-вторых, способность мгновенно переключаться сочетается с большой эрудицией, широтой круга интересов и внутренней раскрепощённостью автора. В результате это приводит к тому, что читатель может просто не успевать следовать за его мыслью.
   Другими словами, чтобы лучше понимать поэзию Архипова читателю нужно иметь за спиной базу в виде множества прочитанных книг, обладать широкой эрудицией и уметь быстро переключать своё внимание с одного предмета или понятия на другие.
   При этом способность быстро воспринимать на слух многие нюансы и отличительные черты литературного произведения и глубокое знание предмета, позволяют Валерию Архипову экспромтом комментировать только что прочтённые стихотворения и рассказы, сразу формулируя подробные и практически исчерпывающие критические замечания.
  
   Ещё одну отличительную особенность поэзии Валерия Архипова я вижу в безусловном приоритете замысла стихотворения над его формой.
   При этом на одной из встреч с читателями проходившей в "Доме дяди Гиляя", в октябре 2019 года, Валерий Архипов пояснил что, по его мнению, каждая строчка стихотворения важна, и даже вырванная из контекста, она должна быть ценна и красива сама по себе. Стремясь наиболее точно выразить и передать читателю идею произведения и свое эмоциональное состояние в момент творчества, автор использует любые возможности. Реализуя идеи замысла, он вводит смелые метафоры и преобразовывает формы даже в пределах одного стихотворения.
   Так, например, в стихотворениях "Я шёл с горы" и "Мне всё-таки немного жаль" строфы содержат различное число строк и не все они рифмуются. А стихотворения "Когда умирает музыка" и "Кафка читает афиши" по форме близки к верлибру, но в них встречаются и рифмы. То есть формально они не соответствуют сложившимся канонам. Но не сомневаюсь, многие согласятся с тем, что настоящая поэзия не знает границ и рамок. По-моему, несколько произвольная форма, в том числе, придаёт произведениям Валерия Архипова особый неповторимый колорит. Многие из них выглядят необычными, каждое по-своему, и вызывают у читателей бурные эмоции, как, например, стихотворение "Жизнь-сказка".
   В областной газете "Премьер" в августе 2014 года опубликована статья известного журналиста Владимира Пешкова "Валерий Архипов "Между радостью и бранью", посвященная выходу сборника и связанными с этим событиям. Описывая впечатления читателей, критиков и коллег по цеху журналист в конце статьи резюмирует: "Отмечают критики и не всегда ровный, "не классический" слог. Но ритм от этого не страдает. Складывается впечатление, что мастеру слова Валерию Архипову можно всё. И результат отчасти поражает. По мнению некоторых ценителей, нынешний сборник - это лучшее, что Валерий Дмитриевич писал когда-либо".
   В серьёзной аналитической статье "Вологодский поэтический указатель", опубликованной в журнале "Октябрь" в августе 2016 года, Елена Титова - филолог, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета, привела местный алфавитный указатель поэтов. Валерий Архипов тоже вошел в этот список. "Эти десять поэтов, каждый по-своему и в разной степени, способствуют развитию современной вологодской поэзии", - отметила Елена Титова.
   По мере обретения достаточного опыта, стремясь к творческому росту, многие авторы начинают искать собственную неповторимую поэтическую интонацию и свой собственный узнаваемый голос. Ведь именно на этом пути поэты-новаторы создают собственные приёмы стихосложения, новые формы, и даже элементы своего поэтического языка. Достижения Валерия Архипова в этой области очевидны и в определённой мере замечены и оценены - он стал дипломантом престижной премии в номинации "За собственный голос в поэзии", и, кроме того, имеет довольно широкий круг поклонников своего творчества.
  
   Резюмируя и стремясь к объективности, хочу выразить надежду, что хотя бы в малой степени удалось раскрыть заявленную тему. Ведь чем ярче и самобытнее поэт, тем сложнее разбираться в особенностях его творчества.
   Здесь, по-моему, уместно привести высказывание известного литературоведа, культуролога и семиотика, академика Ю. М. Лотмана. В книге "Анализ поэтического текста" он прямо указывает: "Поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке..." Трудно не согласиться с этим высказыванием, особенно, после того как соприкоснулся с поэзией достаточно близко. Тем не менее не вызывает сомнений очевидный факт - Валерий Архипов достиг выдающихся результатов в литературном творчестве и выработал новые, присущие только ему, поэтический голос и интонацию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"