Трищенко Сергей Александрович: другие произведения.

Похищающий свет

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЮТ-Конкурс

   На фотовыставку я попал чисто случайно; не люблю рассматривать чужие фотографии, другое дело - освежить память. Но... неожиданно пошел дождь, и мне пришлось срочно искать, где бы укрыться, так как зонтик, по обыкновению, я не взял. Не в Лондоне, чай, живем!
   Стоять под деревом, где я укрылся первоначально, означало неминуемо промокнуть: листва перестала удерживать капли, и они посыпались сквозь нее, пятная непрочную сухость асфальта.
   Поэтому я и покинул столь гостеприимный поначалу каштан, а вовсе не потому, что во время грозы нельзя стоять под высоким деревом: в городе это правило не действует, для молнии есть и более притягательные объекты.
   Нет, и после этого я не сразу попал на выставку, а пробежал с полквартала, примеряясь к подъездам. К сожалению, из открытых несло такой вонью, что заходить не хотелось. А более-менее приличные были заперты на кодовые замки. Впрочем, я не могу с полной уверенностью утверждать, что они более приличные, просто хочется надеяться, что уж за закрытыми дверями царит больший порядок.
   Народу на выставке толклось немного - то ли потому, что время было обеденное, и люди предпочитали пищу телесную пище духовной; то ли потому, что выставка, судя по афишке, потрепанно висящей у входа, функционировала не один день, и все желающие посетить давно ее посетили. То ли потому, что если мне дождь поспособствовал, то всем остальным, наоборот, помешал. Да и не были ли нынешние посетители такими же случайными, как и я?
   Впрочем, не все: фотохудожник - высокий бородатый парень крепкого телосложения - давал пояснения двум особо любопытствующим. Еще трое крутились у стендов молча. То ли не нуждались в пояснениях, то ли успели их получить.
   О том, что именно он и есть автор, я понял из отдельных реплик, а также из приколотого бэйджа, на котором красовалась та же фамилия, что и на афишке.
   Я немного подивился наличию бэйджа, но мало ли какие причуды могут быть у человека? Помнится, в метро я видел паренька, который единый проездной вставил в прозрачное окошечко куртки - чтобы контролеры не досаждали.
   Взглянув на автора, я подумал, что настоящий фотохудожник должен быть именно таким: высоким и массивным. Из чисто профессиональных соображений: рост позволяет расширить диапазон съемки, а масса - гасить случайные колебания фотокамеры. Никакого штатива не нужно.
   Троица продолжала обсуждать проблемы ракурсов и перспектив - точь-в-точь наши политики. Слова, во всяком случае, слышались одни и те же, но говорили о разном.
   Некоторые фотографии мне понравились с ходу, и я прошелся вдоль стендов. И испытал странное чувство: создавалось впечатление, будто иду мимо ряда окошек, каждое из которых распахнуто в соответствующей местности. Казалось, трава шевелится под ветерком, птички чистят перышки, а коровы - пережевывают жвачку.
   Но иллюзия возникала лишь при боковом зрении. Стоило взглянуть на фотографию прямо, как из псевдодинамической она превращалась в обычную, и ничего особенного на ней не происходило. Впрочем, портретных снимков живых существ было мало, чаще животные присутствовали где-то на задних планах. Человеческих портретов не было вовсе.
   И мне вспомнился чей-то полумистический рассказ - не то Грина, не то Эдгара По - о художнике выдающегося мастерства, который с такой живостью перенес на портрет образ жены или возлюбленной, что она умерла в тот же момент, когда он поставил последний мазок. Портрет, правда, после этого не ожил.
   Ну, подспудная мысль рассказа ясна: чаще всего мы приносим больший вред именно тем, кого любим.
   Далее мне поползла в голову всякая чушь, по аналогии: "Портрет Дориана Грея", "Шагреневая кожа" и прочее, включая Фауста.
   "Возможно ли создание гениального творения без того, чтобы обязательно продавать душу дьяволу?" - резюмировал я собственные размышления, но вопрос остался без ответа, хотя и предполагался риторическим. Я попросту не стал на него отвечать. Его ставили многие, и неоднократно. И все равно каждый отвечает сам и по-своему. А данный случай так и вообще особенный: фотохудожник - не такой творец, как натуральный художник. Его задача - увидеть прекрасное в окружающем, затем отыскать лучшие условия для съемки, сделать снимок, выполнить фотографии, максимально передающие красоту окружающего мира.
   Согласен, совместить все это способен далеко не каждый, но и из способных не все являются ни художниками, ни фотохудожниками. Что говорить, сам часто жалел, что нет под рукой фотоаппарата и нет привычки фотографировать все и вся - иногда попадались такие виды, такие красоты!
   Но вот после съемки... Здесь особого чутья не требуется - тиражируй снимки в любом количестве.
   Конечно, на мое восприятие снимков повлияло современное состояние фотографической техники: на пластинках Даггера увидеть такую красоту просто невозможно. Другое дело, что тогда зрителям приходилось больше домысливать, включать фантазию, а не просто смотреть. Но это похоже на противопоставление чтения книг и просмотра фильмов.
   И еще одна мысль мелькнула во время разглядывания фотопейзажей: хорошо бы иметь дома альбомы подобных фотографий. Хотя бы из-за того, что у одного человека нет возможности путешествовать по всей Земле, а красота встречается всюду.
   А взял бы альбом - и попутешествовал бы: Африка, Азия, Америка... И родные места - многие ли из нас посещают окрестности родного города или деревни? А если и бывают, то, кроме скоплений мусора, случается, ничего и не увидишь. Потому что полные антиэстеты выезжают на природу чаще.
   Я остановился перед фотографией. Эта точно сделана неподалеку от города: места абсолютно знакомы. Ракурс только не совсем обычный...
   - Это я с дерева снимал, - услышал я голос за спиной и повернул голову. Фотограф, разделавшись с теми двумя, переключился на меня, заметив неподдельный интерес.
   - Вот как? - удивился я. - То-то я смотрю: места вроде знакомые, но как-то не так смотрятся.
   - Для каждого места существует оптимальная точка зрения, - пояснил фотохудожник.
   Мы перекинулись несколькими фразами, я высказал пожелание увидеть все фотокартины в едином альбоме, а также свою мысль о серии природных красот Земли. Он согласился, посетовав на организационные трудности подобного проекта... и мы расстались, крепко пожав друг другу руки.
   Дождь кончился, я вышел на свежевымытый асфальт.
   "Может, самому заняться коллекционированием красивых мест? - подумал я. - Для начала приобрести его пейзажи... он не предлагал купить, значит, в деньгах не нуждается. Да и "мерседес", припаркованный рядом с вернисажем, говорил об обеспеченности. Значит, работает для души. Шерлок Холмс, помнится, любителей ценил больше профессионалов - понимая под "любителями" тех, кто любит дело, которым занимается".
   После фотовыставки у меня возродилась тяга к природе. Захотелось пройтись по траве босиком, услышать шум берез. И никак не выходило из головы то хорошо известное место. Увиденное в ином ракурсе, оно приобретало какой-то новый смысл... Что ж, его и навещу в ближайшее время. Давненько я не бывал за городом! Благо, завтра выходной...
  
   Взобравшись на пригорок, с которого расстилался знакомый вид, я замер. И не залезая на дерево видно, какая красота вокруг.
   Если поискать как следует, замечательные места можно встретить не только в экзотических странах. Они гораздо ближе.
   Теперь я понимаю древних греков, считавших, что каждой местности, каждому источнику, каждому дереву соответствует свое божество. И Даниила Андреева, писавшего о наличии стихиалей. Красота - это и есть бог.
   Сколько я простоял так, раскинув руки, словно пытаясь обнять, прикоснуться к расстилающемуся чуду, я не знаю. Происходило какое-то насыщение красотой.
   "И зачем ему захотелось лезть на дерево? - подумалось мне. - Неужели оттуда вид еще божественнее? Надо проверить".
   Глубоко вздохнув, я подпрыгнул и уцепился за ветку. По дубу, верно, лазили неоднократно: кора веток потерта подошвами. Выходит, не один он любитель взглянуть с высоты. А, говорят, человек не произошел от обезьяны. С чего ему тогда кверху стремиться? Хоть по служебной лестнице, хоть просто на дерево. Это всеобщее свойство человечества.
   Но, однако, почему-то слезли с деревьев в свое время.
   Ага, вот она, подходящая веточка. На ней он, скорее всего, и стоял - выше идут совсем уж тоненькие.
   Я выпрямился во весь рост... и чуть не полетел вниз. Нога моя дрогнула - потому что содрогнулся я сам. От увиденного.
   Вместо ожидаемого великолепного пейзажа, который проглядывал сквозь листву деревьев, передо мной, закрывая обзор, парил в воздухе большой черный прямоугольник. Казалось, из окружающей действительности вырезан огромный кусок, причем без всякого вреда для оставшегося. Что за чертовщина! Откуда он взялся? С земли не видно. Кто это неудачно подражает Малевичу?
   Меня будто окатило холодной водой. По коже заползали мурашки, словно и в самом деле передо мной открылся вход в Бездну... Тише, тише, ведь у Малевича это всего-навсего символ. А здесь?
   Ветерок, обдувающий мое лицо, был по-прежнему теплым и ласковым, да и солнышко пригревало ничуть не хуже, чем минуту назад, и я успокоился. Может, удастся обойтись без мистики?
   Я сместился чуть влево, и черный прямоугольник исчез, открывая прежнюю панораму. Вернулся на старое место - возник снова, загораживая ее. Что же он такое?
   Материальным прямоугольник не был: рука, протянутая вперед, не встретила никакого препятствия, хотя и зашла за границу, откуда начиналась чернота. Более того, рука осталась видна, а не погрузилась во тьму, как следовало ожидать, будь прямоугольник материальным. Она спокойно пересекала любую из сторон, оставаясь видимой, как раньше - для этого я, рискуя, поднялся еще на одну ветку, чтобы поболтать рукой и по верхнему краю прямоугольника. Менялся лишь фон, на котором я ее видел: на черном она смотрелась более отчетливо.
   "Что же это такое?" - снова подумал я, слезая с дерева. Собственно, гипотеза была одна-единственная. Но верно ли она отражала действительность?
   Я предположил, что черный прямоугольник образовался там, где был снимок. Очень уж качественная оптика была: смогла перенести не только вид, но и суть окружающего. Не сдублировать, а перенести. Вырезать из реальности и втиснуть в рамки фотографии.
   Интересно, знает ли фотограф о такой особенности аппаратуры? Вряд ли: у любого нормального человека это может вызвать только шок (я всегда мнил себя нормальным человеком). Он бы наверняка прекратил съемку, и ни в коем случае не выставлял бы снимок. А может, постарался бы вернуть реальность на место.
   Может, черный прямоугольник проявляется после печати фотографий? Тогда, выходит, имеется какая-то мистическая связь между реальностью и фотографией? Ну а разве такой связи нет? Фотография ведь существует в реальности.
  
   В тот же день я, не пожалев времени, посетил еще одно место, запомнившееся мне по фотографии. Недалеко от города, хотя и в противоположной стороне света.
   Тут вид был более живописным: если там были "косогоры, поля, перелески", то здесь небольшое озерцо лежало в обрамлении сонных ив, прозрачных берез и величественных дубов.
   Но едва я приблизился к запомнившемуся месту съемки, как ахнул, не сумев сдержать возглас в себе: веселенький пейзаж то тут, то там покрывали такие же черные прямоугольники. Должно быть, он долго искал подходящий ракурс... А как же другие фотографы? Неужели, с развитием фотографической техники, на Земле станет все больше и больше черных пятен?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) И.Коняева "Академия (не)красавиц"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Неярова "Пустая Земля. Трофей его сердца"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"