Realizm : другие произведения.

Евгения Райзер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЕВГЕНИЯ РАЙЗЕР
  ( либретто оперы )
  
  Действующие лица:
  
  Евгения Райзер
  Реализм ( он же Жар-птицын )
  Дмитрий Артис
  Павел Самсонов
  Gavs
  Граф Шувалов
  Элочка Щукина
  Саргедон Ахиллесыч Золотопятов
  Капитан Фортинбрас
  
  
  Сцена 1.
  
  Евгения Райзер:
  Статью пишу - чего же боле?
  Что я могу еще сказать?
  Теперь, Стихира, в твоей воле
  Меня презреньем наказать...
  А ведь стихи писать хотела .
  Когда б надежду я имела
  Хоть редко, хоть в неделю раз
  В деревне русской выпить квас
  Иль пива свежего бутылку,
  То ночью в лихорадке пылкой
  Писала б я одни стихи.
  Скорей всего, они плохи,
  И их читать, пожалуй, скучно;
  Но и в статьях я не блещу,
  А публика столь простодушна!..
  Ах, РЕАЛИЗМ, - ты губишь нас!
  В глуши российского селенья
  Я не слыхала бы о вас,
  Но в США - одни мученья:
  Лишь чуть возник, я вмиг узнала,
  Вся обомлела, задрожала.
  И в мыслях молвила: вот он!
  Он говорил со мной в тиши,
  Когда богатым гимн слагала
  Иль пустословьем услаждала
  Тоску волнуемой души.
  И в это самое мгновенье
  Не он ли, страшное виденье,
  В прозрачной темноте мелькнул,
  Приникнул тихо к изголовью?
  С презрением, а не с любовью,
  Мне горькие слова шепнул.
  Нет, он не мой хранитель,
  Он мой коварный искуситель:
  Пишу, пишу я все пустое,
  А суждено нам всем иное...
  Но так и быть! Судьбу мою
  Стихире я теперь вручаю,
  Перед тобою слезы лью,
  Кончаю! Надо ль перечесть?
  Стыда и совести не знаю...
  Противоречий очень много,
  Но их исправить не хочу.
  Стихире ложью отплачу
  И критикам я на съеденье
  Плоды трудов моих отдам:
  Иди к российским берегам,
  Новорожденное творенье,
  И заслужи мне славы дань
  Иль Реализма смех и брань!
  ( щелкает мышью на "Согласны, разместить").
  
  
  Сцена 2.
  
  ( Евгения Райзер на прогулке по садам российской словесности, одна из аллей которых ведет на сайт stihi.ru. К ней подходят Gavs, Павел Самсонов и Дмитрий Артис. Они начинают вести беседу. Появляется множество авторов и гостей сайта stihi.ru. Всюду среди беседующих царит веселье).
  
  Gavs ( восторженно обращаясь к Артису, Павлу Самсонову и Евгении Райзер):
  Стихов чарующих страницы,
  Парящие над сайтом, словно птицы,
  Обилие гостей, друзей привет
  Сулят в грядущем много лет
  Нам счастья!
  
  (Появляется Реализм. Все смолкают.
  Евгения Райзер, Gavs, Артис и Павел Самсонов замечают стоящий поодаль Реализм. Начинается знаменитый квартет "Мне страшно!" ).
  
  Евгения Райзер:
  Мне страшно!
  
  Артис:
  Мне страшно!
  
  Gavs:
  Мне страшно!
  
  Евгения Райзер:
  Он здесь опять передо мной.
  
  Павел Самсонов :
  Мне страшно!
  
  Gavs:
  В его глазах огонь какой-то страсти!
  
  Евгения Райзер:
  Мне страшно!
  
  Артис:
  Чего он здесь торчит?
  Иль это глюки от восьми бутылок пива?
  Не хило!
  
  Павел Самсонов :
  Совсем недоброе
  Сулит мне его взгляд.
  
  Евгения Райзер:
  Чего он хочет здесь?
  
  Gavs:
  Который раз уже встречаюсь с ним!
  
  
  Евгения Райзер:
  Мне страшно!
  
  Gavs:
  Мне страшно!
  
  Павел Самсонов :
  Мне страшно!
  
  Артис:
  Мне страшно!
  
  Все четверо:
  Страшно мне!
  
  
  Сцена 3.
  
  ( Те же и граф Шувалов. Евгения Райзер подходит к нему.)
  
  Евгения Райзер:
  Скажите-ка, кто это там стоит?
  
  Граф Шувалов:
  Это Реализм.
  
  Евгения Райзер:
  Откуда взялся он!
  Какой он страшный!
  
  Граф Шувалов (громко):
  Теперь прошу я дорогих гостей прослушать пастораль под титлом "Искренность пастушки".
  
  (Все рассаживаются на скамьи, чтобы смотреть представление).
  
  "ИСКРЕННОСТЬ ПАСТУШКИ"
   ( пастораль)
  Действующие лица и исполнители пасторали:
  Пастух - Жар-птицын.
  Пастушка - Элочка Щукина.
  Олигарх - Саргедон Ахиллесыч Золотопятов.
  
  Олигарх:
  Прошу я, не шутя, -
  Возьми мои алмазы!
  Иль ты, мое дитя,
  Не можешь своим глазом
  Их верно оценить?
  Бриллиантов этих нить
  Повесь себе на грудь
  И замуж не забудь
  За богача пойти.
  
  Пастушка:
  Ах, господин, прости!
  Но мне камней не надо!
  Лишь жить с любимым рядом -
  Об этом все мечты.
  И мне милей цветы,
  Что мне собрал дружок.
  Люблю его рожок
  Я слушать поутру.
  Скажи на stihi.ru,
  Чтоб знали это все.
  
  Пастух:
  Ты к милой мне красе
  Добавила и душу!
  
  Пастушка:
  Я клятву не нарушу -
  Ты можешь положиться.
  Сам должен убедиться,
  Как я была верна.
  Теперь я, как жена,
  Войду с тобой в шалаш.
  А толстячок пусть наш
  Уходит. Ну, ступай!
  Богатством покупай
  Девиц совсем других!
  
  Олигарх:
  Алмазов дорогих
  Принять не пожелала!
  И дурень с тряпкой алой
  Увел мою невесту!
  Да здесь взреветь мне к месту!
  Выходит, что я шляпа?
  Увел так у Остапа
  Невесту комсомолец.
  Камней, монет и колец,
  Выходит, сила пала?
  Камней не пожелала!
  
  Пастушка:
  Ступай, толстяк! Ступай!
  Другую покупай!
  
   = конец пасторали =
  
  ( Начинается балет. Исполняется знаменитое адажио из "Лебединого озера". Партию Одетты исполняет Евгения Райзер, партию принца - Саргедон Ахиллесыч Золотопятов, который специально прилетел на вертолете с океанского лайнера, чтобы участвовать в представлении. Саргедон поднимает Евгению Райзер и долго носит ее на руках, затем опускает и ходит вокруг нее, держа ее руку левой рукой и подняв правую высоко вверх. Затем он становится на одно колено, а Евгения Райзер порхает вокруг него, как бабочка. Потом они оба долго бегают по сцене и высоко подпрыгивают вверх. Наконец оба замирают. По окончании балета зрители долго аплодируют и никак не хотят отпускать раскланивающихся танцоров. Саргедон и Евгения Райзер утопают в букетах преподносимых им цветов. Публика расходится).
  
  
  Сцена 4.
  
  ( Евгения Райзер одиноко идет по аллее. Появляется Реализм, подходит к ней).
  
  Реализм:
  Вы обо мне статью писали?
  Не отпирайтесь. Я прочел
  Пустот невинных излиянья;
  Сия витийственность мила;
  Она в волненье привела
  Давно умолкнувшие чувства;
  Я отплачу
  Творением не без искусства;
  Примите отповедь мою...
  Когда бы жизнь вульгарной сценой
  Я ограничить захотел;
  Когда бы пошлости картиной
  Пленился я хоть миг единый, -
  То кроме сцен, где царит Эрос,
  Рассказов не писал иных.
  Я б в порно видел идеал
  И Голливуд в вожди избрал.
  Вот где "прекрасного" залог!
  И был бы счастлив, сколько мог!
  Но я не создан для блаженства;
  Ему чужда душа моя;
  И Голливуда совершенства
  Напрасны - недостоин я.
  Поверьте (совесть в том порукой),
  Смотреть их фильмы - это мука.
  И сколько ни смотрел бы их,
  Мне Пушкина милее стих;
  И ваши, Крокодиллы, слезы
  Не тронут сердца моего,
  А будут лишь бесить его.
  Судите ж вы, какие розы
  Здесь заготовил Голливуд.
  Увлечь меня - сизифов труд!
  Каков я - вы и прежде знали.
  С каким умом статью писали!
  Не всякий вас, как я, поймет;
  К беде и опытность ведет.
  
  Евгения Райзер:
  Я заткнула уши и ничего не слышу! (уходит).
  
  
   Сцена 5.
  
  
  Реализм (один):
  Ушла - вот так уходит время,
  Когда несем мы мыслей тяжких бремя ...
  
  ( садится на скамью в парке и начинает размышлять вслух)
  
  Ушел в историю безумный,
  Вверх дном все становивший век.
  Неслись в нем дни и годы шумно,
  Плодя счастливых и калек.
  Кровавые родил он войны,
  Каких еще не ведал мир;
  И был он самым неспокойным
  Из всех веков. Его кумир,
  Как в предыдущие столетья,
  Был тот же - золотой телец.
  У нас его, махая плетью,
  Пытался скрыть от глаз "отец
  В Союз сплотившихся народов";
  Но бык под кровлею тучнел:
  В хлеву не прекращались роды,
  И молодняк числом полнел.
  Никто не думал вод потоки
  Пустить сквозь хлев, чтоб смыть навоз.
  Урок теперь и нам пришлось,
  В конце концов, извлечь жестокий,
  Как это сделали, к примеру,
  Французы ранее других.
  Считалась прежде за химеру
  У нас власть кошельков тугих.
  Царило только мненье всюду,
  Что властвует тут партбилет,
  Но не его давали в ссуду,
  Чтоб стричь проценты много лет.
  Вот из загона вышел бык -
  Со всех сторон несется крик,
  И с красным выступить не каждый
  Против быка теперь готов.
  Толпа ревет, томится жаждой
  Увидеть кровь. О днях постов
  Напрасно кто-то ей толкует.
  Вы ей подайте зрелищ, хлеба,
  Иль чтоб вознесся кто на небо,
  А без того она тоскует.
  Так в прежние века в уборных
  Скучали часто короли:
  Плевать на головы придворных -
  Вот хобби! - целый день могли.
  И крайнего вновь в красном флаге
  Увидела слепцов толпа .
  Ну, достается же бедняге!
  Филистер, в позу став столпа
  Приверженности правде чистой,
  Сложивши губы в хоботок,
  Плюет на темя коммуниста
  И за прозрачных вод поток
  Он выдает свои помои -
  Мол, он и есть тот Геркулес,
  Что весь навоз рекою смоет.
  Хитрослетений целый лес
  Изобретают "демократы":
  Марксизм, мол, полностью разбит.
  Филистер, слух лаская матом,
  Нам "правду чистую" трубит.
  Спроси про эту чистоту
  У проституток! Как в черту,
  Что делит задницу на части,
  Филистер без ума влюблен!
  Так и лижи у своих жен!
  Зачем же лижешь зад у власти?..
  Когда мы были молодыми -
  Об этом песня даже есть, -
  Уже тогда б иное имя ...
  (прислушивается)
  Где совесть? Ум где? Где же честь?..
  (снова прислушивается)
  Вот кто-то там еще идет.
  Кого еще сюда несет?
  
  (появляются Павел Самсонов и Gavs).
  
  
  Сцена 6.
  
  Павел Самсонов:
  Чем кончился спектакль?
  
  Gavs:
  Конечно, было скучно.
  
  Павел Самсонов:
  Был там Реализм?
  
  Gavs:
  Был и, как всегда,
  Не отрывая глаз, смотрел балет.
  
  Павел Самсонов:
  Какой он странный автор!
  
  Gavs:
  Как будто у него на сайте
  Псевдонимов целых три.
  
  Павел Самсонов:
  Я слышал, что он очень беден.
  
  Gavs:
  Да, небогат...
  
  ( из своего укрытия появляется Реализм)...
  
  Вот он - смотри:
  Как демон ада, мрачен, бледен...
  Скажи мне, Реализм, ну что с тобою?
  
  Реализм:
  Со мною ничего.
  
  Gavs:
  Ты болен?
  
  Реализм:
  Нет, я здоров.
  
  Gavs:
  Ты вечно чем-то недоволен.
  
  
  Сцена 7.
  ( Те же и Артис)
  
  Артис( поет):
  Покой пакует сети,
  И кажется, не вытянуть руки -
  Коснешься вуалированной смерти ...
  Кого я вижу! Реализм!
  Тебя давно ищу я,
  Но никак не мог найти.
  Вот пистолеты.
  Прошу к барьеру!
  А вас обоих я прошу
  Быть секундантами дуэли.
  
  Реализм:
  Пусть побежденный канет в воды Леты!
  
  
  ( происходит дуэль, Реализм стреляет и попадает в Артиса пародией на его стихи, последний падает и долго поет различные арии, представляющие собой положенные на музыку стихи самого Артиса. Реализм, не дождавшись конца этих арий, уходит. Появляется Капитан Фортинбрас).
  
  
  Сцена 8.
  
  Капитан Фортинбрас:
  Своими песнями он убивает
  Стихиру и окрестные все сайты.
  Почить настало время соловью;
  Возьмите, господа, певца! Несите
  И опустите тихо в воды Леты.
  
  ( Gavs и Павел Самсонов поднимают Артиса, продолжающего петь, и тащат его к реке, затем опускают в воды Леты. Артис медленно, продолжая петь, погружается в воду. Появляется плачущая, с растрепанными волосами Евгения Райзер).
  
  
  Сцена 9.
  
  Евгения Райзер:
  Где он? Где зерцало вкуса?
  Венец изящества! Куда ты делся?
  
  Павел Самсонов (показывая на воды Леты):
  Он здесь.
  
  Евгения Райзер (склонившись над рекой и смотрясь в воду, как в зеркало):
  Ужаснейшая бездна!
  (бросает в воду цветы)
  Прекрасному прекрасные цветы!
  Я за тобой последую, час близок.
  
  Gavs и Павел Самсонов ( в один голос):
  И мы за вами скоро.
   = ЗАНАВЕС =
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"