И кому надо, и кому не надо отпостились на эту тему.
Я долго собирался, да всё недосуг было. А в субботу сподобился наконец. Денёк был хороший солнечный. Вот и выбрался, посмотрел, впечатлился.
Заявляю категорически:
Не верьте тем, кто утверждает, что инсталляция Урса Фишера напоминает...
Как бы это без грубостей ...
Обзывали её по-разному: вежливо - глюковина, фекалии, просто - дерьмо и совсем проще некуда - говно.
Не верьте!
Ничего подобного!
Какашки они и формы другой, и цвета, и запаха, и размера, конечно.
Ничего похожего!
А набросились на этот арт-объект потому, что у нас так принято. Если появляется нечто, непохожее на то, про что нам в школе объяснили, сразу набрасываемся.
Это наша традиция.
Новое всегда и везде воспринимается в штыки, а у нас тем более - дурят же постоянно! Отсюда недоверие и подозрения всяческие.
Вот установили эту штуковину - сразу гречка подорожала! А дальше что? А дальше - всё! Как выживать будем? Не запретят ли Википедию или YouTube? А дети на это посмотрят - что подумают? Они и так думают не то, что надо.
Да и вообще, что это такое?! И кто позволил?
Почему московская власть разрешила в центре города такое непонятное безобразие?
Масса вопросов сразу. А зачем?
Это же надо от повседневных забот и проблем отвлечься, как-то в сторону общей культуры подумать, мысли раскинуть широким веером, забытой извилиной шевельнуть. А не у каждого она есть, не у всех получается, да и не все хотят. А забот и проблем жизненно важных у всех полно. Нам выживать надо и не отвлекаться.
Мыслительный процесс вообще подозрителен в наших условиях и сильно всех настораживает - неизвестно куда завести может.
И не поощряется это.
А если начнешь ненароком в чем-то сомневаться, что-то анализировать, пытаться разгадать - тут же окрик сердитый: "Что, самый умный!?" - и человек тут же скукоживается - не-не, я как все, спешит оправдаться.
А если твердолобый и несговорчивый - вали отсюда! - Родина таких не любит.
Вот и набросились. На скульптуру можно - не накажут.
Демонстрация какашечного мнения у нас всегда под аплодисменты. Будто многие только и ждут, чтобы кто-нибудь кого-нибудь поскорей обговнякал, но, конечно, не просто так, а с огоньком, фантазией.
Объяснять неподготовленному человеку, что современное изобразительное искусство давно отошло от прежних эстетических канонов, бесполезно. Хотя еще в 90-х наши продвинутые ребята заявили об этом грубо, но доходчиво, развернув транспарант со словами: "Любители красивого, идите в жопу!".
Однако набросились на скульптуру, и скульптора не только какашечники.
Критикуют и солидные люди. Эти из конкретных соображений: идеологических, политических, охранных, групповых...
Они многого добились, им уже хорошо, и они за стабильность.
Но как бы хорошо им не было, жизнь и искусство может существовать только в движении.
И вот пожалуйста!
Иные времена, иное искусство.
Если раньше было принято восхищаться приукрашенной похожестью: ой, виноград, как настоящий, ой, птичка на ветке того и гляди зачирикает, Пётр-1 как живой, а Екатерина-2 ну такая раскрасавица!
Сейчас художнику нет надобности заниматься копированием и украшательством. Для этого есть фото, видео, дизайнеры, визажисты, телевизор...
Хотя и копиисты остались, и даже востребованы.
Современный художник выступает сегодня в качестве - пророка в своём отечестве и даже мессии. А это очень раздражает законопослушное население.
Никакие фото, видео не дают адекватного представления об инсталляции Урса Фишера "Большая глина Љ 4". Эта штука не для виртуальных цацок, её надо самому увидеть. Если надо, конечно. Обговнякать и так можно, заочно.
А если интересуешься, другое дело.
Я заинтересовался и пошел. Иду по Крымской набережной, Якиманской, слева Царь, справа ЦДХ, Музейон. Вдоль реки и Водоотводного канала ухоженные ряды декоративного кустарника. Люди прогуливаются. Внизу по реке и каналу утки плавают. Люблю это место. Хорошо там и всё знакомо.
И вдруг...
Светло-серебристая комковатость огромных даже издали размеров, и вызывающе ни на что непохожая.
Несоразмерность этой штуки с мелкими козявками в разноцветных одёжках, снующими вокруг, сразу вздёргивает сознание из привычной среды. Недаром автора называют провокатором. Это, действительно, явный вызов.
Ну и как к нему относиться?
Здесь вообще неуместна дихотомия: нравится - не нравится.
Эта штуковина для стимуляции общего мышления. И мысли, действительно, возникают. Но, увы, не в нашу пользу.
Здесь Великий Творец, преисполненный сочувствия планете, лихорадочно вибрирующей под давлением нерационального поведения человеческих масс, взялся за перевоссоздание человека и мира.
Разочарованный результатами прежней работы, Он лепит, набрасывая огромные куски серебристой субстанции в новой попытке создать Человека с большой буквы.
Непростая работа!
- И что же они так быстро мельчают, - недоумевает Творец, упорно продолжая работу, - Я же лепил их по образу и подобию Своему. Что Я сделал не так?
И замер вдруг, оборвав труды свои, поражённый мыслью - а так ли светел и хорош Мой образ?! Так ли качественно подобие?
Задумался и руки опустились.
Четвёртая попытка перевоссоздания человека - и снова неудача.