Между городами Нижним Новгородом, Москвой и Вологдой, в междуречье рек Оки и Клязьмы, выше течения Суры и Ветлуги, недалеко от города Балахна, на правом берегу Волги лежит городок Пурех.
Исконно русская земля. Славянская вотчина. Золотое кольцо России.
Обильна та земля русская. Реки кормят людей рыбой. Поля дают урожаи. Сады плодоносят. Леса полны дичи. Луга разнотравны, цветы медоносны. Дичь пернатая и дичь мохнатая живут вольготно и, кажется, всё это будет так всегда, потому что всего этого с избытком, и всем хватит, и всего вдоволь.
Почтовые тракты пронизывали "Золотое кольцо" из конца в конец. Из Москвы через Клин в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Зимогорье, Новгород, Чудово, Тосно, в Санкт - Петербург.
Или из Москвы - в Серпухов - Тулу - Плавск - Мценск - Орёл -Курск - до Белгорода.
А можно ехать от Москвы во Владимир - Нижний Новгород - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун - Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и дальше, дальше на Восток.
Если срочно нужно попасть на северную сторону России, ямщики по тракту Москва - Загорск - Переяславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры довезут аж до Архангельска.
Конечно, Борька, в силу малолетства своего, не знал всех этих мест, не путешествовал по дорогам и весям, зато дед его знал эти места досконально. Изъездил державу вдоль и поперёк и не только по железным дорогам, а всё больше на ямщицких тарантасах протрясался и не раз по знаменитым русским дорогам.
Нужно сказать, что в последнее время дороги ветшать стали. Не только дед заметил это, все видели. Потому что за дорогами перестали ухаживать. Ямщицкое дело заглохло, автомобили осваивали городские проспекты, мало кто путешествовал по российским глубинкам на авто.
-А когда-то, - вспоминал дед. - Почтовые тракты пылили от горизонта до горизонта. Мчались кони на все стороны. Иной раз на подъезде к городу дорогу не перейти. Рысаки собьют. Почтовые кони самые лучшие. Почтовые станции благоустроенней многих гостиниц. Пьянство на постоялых дворах запрещено. Пьяных седоков снимали с дилижансов, а выпивших ямщиков лишали навсегда лицензии.
Ямщики погоняют коней. Лошади то рысят неспешно, то бегут, пугая прохожих и проезжих крестьян, то, грациозно выгибая спины, задирая к облакам большеглазые свои морды несутся во весь опор, заставляя пассажиров вжиматься в сидения, хвататься за поручни и молить Бога, чтобы лошади не оступились, а коляска не перевернулась.
Красивое было время. В те времена ещё и деда на свете не было. А жили дед деда и прадеды, которые неведомыми путями когда-то попали в эти места, да здесь и осели.
А где ещё осесть русскому человеку, как не на русской земле. Землицы вволю. Бери - не хочу. Крепостное право умирало. Подневольный принудительный труд становился обременительным. И хотя некоторые считали, что русский человек без палки работать не станет, так это неправда. Конечно, бояре, пришедшие в своё время из Византии вместе с христианством, русский народ не привечали. Что им русский народ?
Скифы, да древляне.
В батоги их, в колодки и марш на работы.
"Лучшая свобода - это свобода от собственной лености". А леность, мол, развивается в язычестве. Само язычество - насмешка над Богом, Богом Единым и Величайшим, который поставил труд в основу существования всякой Сущности, хотя бы и человека.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.-
- Барин, - объяснял дед - видоизменённое - боярин. Барин в переводе с еврейского на русский - хозяин. Поэтому настоящими хозяевами русской земли до отмены крепостного права были бояре и священнослужители, пришедшие с ними вкупе из Византии, государства, давно исчезнувшего с лица Земли.
Владимир - князь "Красное солнышко" имел старинные связи с Византией. Кормил, поил Византию. Наполнял её армию русскими солдатами и те русские солдаты доблестно бились против восточных империй, защищая Византию и её рубежи.
Но Византия дряхлела. Золота много, а людей умных мало. В жизни всегда так бывает: пока человек беден, он думает и работает, как только появляется лишнее добро, он перестаёт его ценить, а вместе с добром ценить и самого себя и всю жизнь, что вокруг кипит, как таковую.
Византия пала. Всё золото её, накопленное веками, чиновниками империи, включая иные материальные ценности, а также духовные - мировую мысль, заключённую в книгах, перевезены в Москву и тогда - то только назвалась Москва третьим Римом, а четвёртому не бывать.-
- Третьим почему?
-Потому что первым Римом была сама Римская империя, которая жила за счёт ограбления иных народов, достигла величайшего могущества и погибла оттого, что не могла расстаться с институтом рабства.
Рабство необходимо Римской империи для того, чтобы граждане Рима могли жить в роскоши и неге.
Вторым Римом считалась Византия. Христианство стало государственной религией, а правящей верхушкой Византии стали Славяне, славящие Слово Иисуса Христа, Бога нашего.
Славяне отменили рабство. Рабы сделались свободными, но с обязательством платить налоги и содержать армию.
Всё течёт, всё меняется. Роскошь и нега съели и Византию. Граждане Византии не хотели служить в армии, тем более работать, а только думали о накоплении собственных богатств.
Богатство душит людей. Если богатый человек не наращивает богатства - он теряет их. Поэтому богатые люди - рабы своих ценностей. А рабство никому и никогда не приносило пользы.
Рабство только губит. Оно ничего не производит, но поедает всех и вся.
Византийское государство пропало, но образовалась Российская империя. Во главе Российской империи поставили царя. Царь - это римский Цезарь, а римский цезарь - иудейский царь, потому что впервые цари появились у еврейского народа.-
- Кто такой еврейский народ?-
-Это народ, который впервые сумел систематизировать свою историю и записать её. Народ, который впервые в истории нашей цивилизации обобщил опыт народов в их борьбе за своё существование. Этот бесценный опыт еврейский народ изложил в Библии. Библия - многокнижие от разных авторов и разных времён.
Многие слова в русском языке имеют корни слов восточных. И другие народы почерпнули из мудрости еврейского народа и все языки в мире так или иначе имеют элементы этого древнего языка.-
- А у нас, дедушка, есть такие слова?-
- А как же! - Барин - хозяин, с еврейского.
Самара - с еврейского.В Иудее это целая область.
Городок, в который мы едем, называется Пурех.
Пур - жребий. "Еxit" - выход; Ex, можно сказать: прошлый или брошенный.
Мой и твой пра-пра-прадед так назвал место, где решился, наконец, после долгих странствий остановиться и построить жильё - Purex, - означает - "Жребий брошен".
- Он, что, прадед наш, бросал жребий: быть здесь городу или не быть?-
- Жребий был брошен раньше, когда его семья снялась со старого места и отправилась искать новую землю для нового обустройства.-
- Ты помнишь, дедушка, как звали твоего далёкого предка?
- Точно не могу сказать, как его звали, но знаю точно, мне рассказывал мой дед, что прадед наш с тобой пришёл сюда с одним заплечным мешком Римского солдата, который назывался: troshi. От него мы все и Трошины. Все жители городка Пурех - Трошины.-
- Значит все Трошины - родственники?
- Так и должно было быть, если бы мы продолжали жить родовым строем, общиной. Но рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Родственные связи в наше время уже не имеют былого значения.
- Как я хотел бы увидеть своего пра-прадеда? Какой он был человек?-
-Человек способный. Из рода в род передаётся легенда. Слушай.
" Так случилось, что у единственного сына нашего с тобой пра-пра-предка не рождались сыновья. Всё девочки. А хотелось передать своё имя и свои дела в надёжные руки. Тогда священник далёкой обители в имении Узком, что под Москвой, узнав, что пришлый солдат ещё и дел железных мастер, приказал ему отлить для обители колокол.
- Есть мол, у нас колокол, привезённый из неметчины, но голосок у него хворый, а вот если ты сумеешь отлить голосистый инструмент, то будет у твоего сына ребёнок мужеского полу в тот же год.-
И занялся дед с сыном подручным литейным делом. И так, и этак они мороковали - смекали. Три года прошло, а колокола пробно отлитые всё ещё не поют, как хотелось бы. Что они не вытворяли! И глину особую искали для гнезда колокольного и опалубку делали из разных пород деревьев и медь варили разными способами, используя то печь кирпичную, то земляную, то каменку. Не выходило никак.
Наконец решено было добавить немного серебра и охры для окиси. Серебра много не положишь. Серебро даёт звон, но звон тот краткий, не долгий, а звонить хотелось так, чтобы звук плыл птицей над землёй, но не таял в воздухе как песнь птицы, а разносился ветром всё дальше и дальше за окрестные деревни.
Для этого и нужна была охра. Этот рецепт и процентные соотношения состава долгое время держались в тайне. Только старший сын мог по наследству получить сведения о рецептуре. Поэтому фамильное дело впоследствии передавалось из рук в руки только по линии мальчиков.-
- Так получились у них колокола?-
- Получились, внучек.-
Запел всё же колокол в Узком, вознёсшись над храмом Казанской божьей матери и звон его, говорили свидетели, долетал аж до Кремля.
В тот год, как запел колокол, родился мой прадед. Звали его Яковом. От Якова родился Макар Трошин, потом его сыновья Федот, Алексей и Михаил. Затем и я, твой дед, Иван Михайлович Трошин.-
- А мой папа не захотел колокола лить?-
Твой отец, может быть, и захотел бы, но времена изменились. Нынче церквям колокола не нужны, да и церкви сами людям не нужны стали. Вам что в школе говорят? Попы - обманщики?
-Да.-
Вот видишь, колокола лить, значит, на обманщиков работать. Да и дело наше заглохло раньше, чем произошла октябрьская революция.
Большие колокола отливать нужно большое производство. Огромный завод и дорогое оборудование. А в нашей семье как начали мальчики рождаться, так рождаются до сих пор. И каждый вырастает и хочет жить. Каждый женится и детки у него появляются. Каждому нужно что-то дать и давалось из того, что было. Поэтому заводики обмельчали, от больших колоколов мы перешли к литью малых, а затем вообще к поддужным колокольчикам.
Одно время литьё поддужных приносило приличный доход. В те годы ямщиков на российских дорогах каталось много. Но скоро проложили железные дороги, пошли поезда и надобность в звонном ремесле отпала.
Кроме того, любое доходное дело вызывает в людях зависть. Мастера излишне размножились. Появились колокольчики производства: Веденеевых, Ерохиных, Сироткиных, Митюниных.
Новые мастера спешили ухватить кусок от пирога, поэтому халтурили, отливали на колокольчиках нашу фамилию, или писали просто: "Дар Валдая", а покупатель путался и покупал всё без разбора.
Дошло до того, что только в Пуреховской и соседней Андреевской волостях работали до двадцати мелких заводиков. О каком качестве могла идти речь?-
Дед, вспоминая ушедшие годы, разволновался, и всё вытирал платком лысый свой череп. Череп у деда гладкий, блестящий, по центру черепа змейкой старая рана.
- Поцелуй гаубицы, - объяснял он любопытным.
На палубу поднялась тётя Валя. Дома она спит мало. Бывает по ночам, вызывают её в больницу. Очень устаёт и всегда на усталость бабушке жалуется. Зато на пароходике как легла, так почти не встаёт. А когда не спит, любит смотреть на Волгу. На её берега. Один берег Волги высокий, другой - пологий.
Тётя Валя взяла с собой в дорогу две книги Мельникова - Печёрского. Ей этот двухтомник подарили на день рождения. Обложка покрыта тиснёным золотом, срез книги тоже золотой. Если странички перелистывать, то на каждой отдельной странице золотого обреза не видать, но если книжка закрыта, срез блестит и отливает на свету натуральным золотом. Сколько золота нужно растворить в масле, чтобы покрыть срезы только десяти книг? А ста? А тысячи?
Тётя Валя сказала, что тираж двухтомника две тысячи экземпляров.
Это много или мало?
Если взять две тысячи мальчиков и поставить друг около друга - очень много.
В школе, где учится Борька, пятьсот учеников. Во всех классах. И октябрят, и пионеров, и комсомольцев. Когда их всех выстраивают в актовом зале, только входная дверь и остаётся свободной.
Приходили пожарники и говорили, что нельзя столько детей набивать одновременно в небольшой зал. В случае воспламенения куда деваться? Всегда должен быть под рукой свободный выход.
Но директор сказал: - Вы мне не заваливайте политическую работу. Важнее воспитание детей, а пожара я не допущу.-
Пожар - дело страшное. Борька помнил, как сгорела школа в Южно - Сахалинске, только гвозди чёрные и остались.
И директора жалко. Сгорит школа - посадят как Гончарука.
Тётя Валя всё смотрела и смотрела на Волжские быстрины, на тёмные буруны реки, которые поднимал и гнал вдоль бортов расходящимися планками веера белоснежный пароходик.
Смотрела как заворожённая, даже книжка из руки выпала, хорошо, что не за борт, а на палубу.
Борька и поднял её.
Так и есть, он, Мельников - Печёрский. Книжка называлась "На горах".
Раскрыл, стал разбирать текст. Не шибко ещё умел читать, но по печатному ориентировался скоро. Прочёл:
" От Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" зовётся. Начинаются горы ещё над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного ".
- Так мы же по Волге плывём, - обрадовался Борька. - О Волге и речь в этой книге. Вон и горы на правой стороне. На горы они мало походят и сопками не назовёшь. В Южно - Сахалинске сопки, ого! Лезешь, лезешь, а вершины не видать.
Тут не сопки, холмы скорее. Но холмы крутые. Небось, с берега на них не взберёшься. А как залезть - то, когда крутизна обрывистая. По песку съедешь на заднице вниз.
Но можно сказать и так - горы. Дед говорил, что от Самары вплоть до Каспия здесь всё русские живут. Но русскими зовут себя и черемисы, и чуваши, и татары. И мордва. Название народа не от слова "морда", как думал прежде - небось страшный народ на вид, наоборот народ стройный, сильный и красивый.
А имя своё получил по шапке.-
- Ты зимой какую шапку носишь? - спрашивал дед, - Правильно! Шапку-ушанку. Вот она-то в этих местах мордовкой и зовётся. Удобная, с откидными ушами. Наденешь на голову, она торчит на голове как соцветие колючее на кусту чертополоха. Шапка - мордовка, чертополох мордвин. -
Тётя Валя, а почему на той стороне, что "горы" называется, деревьев нет? Вершины голые и тёмные.-
Тётя Валя заметила книгу в руках у Борьки, улыбнулась.
- Никак, читать удумал? Тебе Гайдара читать нужно. Гайдар пишет о вашем поколении. А этот писатель о временах уже канувших в прошлое.-
- Не хочу я Гайдара. Каждый день то Гайдар, то Будённый, надоело!-
- Дурачок, это же герои гражданской войны.-
- Знаю . Гайдар - это нарочная фамилия?
- Псевдоним.-
- Гайдар - значит, скачущий на лошади, нам учительница объясняла.
А Будённый, от слова будничний, то есть не праздничный, то есть обыкновенный, хотя некоторые доказывают, что фамилия маршала от слова будетенить, то есть бить, колотить и сечь. -
-И то, - сказала тётя Валя, - а чем ему ещё заниматься.-
- А отчего вершины холмов голые?-
- Давай почитаем у Мельникова - Печёрского.-
...Русский не то, он прирождённый враг леса: свалить вековое дерево, чтобы вырубить из сука ось либо оглоблю, сломить ни на что не нужное деревцо, ободрать липку, иссушить берёзку, выпуская из неё сок либо снимая бересту на подтопку, - ему нипочём.
Столетние дубы даже ронит, /ранит/ обобрать бы только с них жёлуди свиньям на корм. В старые годы, шаг за шагом Русь отбивала у старых насельников /населения/ землю, нещадно губила леса как вражеские твердыни.
Привычка осталась; и теперь на Горах, где живут коренные русские люди, не помесь с чужеродцами, а чистой славянской породы, лесов больше нет, остались кой-где рошицы, кустарник да ёрники... По иным местам таково безлесно стало, что ни прута, ни лесинки, ни барабанной палки; такая голь, что кнутовища негде вырезать, парнишку нечем посечь."
- Ещё писатель, - огрызнулся Борька. - Всё бы им взрослым, какого ребёнка посечь. Дед вон добрый, а иной раз тоже грозится.-
- Ого, дед добрый. Твоего отца в детстве, да и отрочестве сёк нещадно, оттого человеком и вырос.-
- А тебя, тётя Валя, дед сёк?
- Мама моя, твоя бабка, развернуться ему не давала, а так бы высек.-
- Почему же русские леса не любят?
- Русские - скифы.Древние кочевники. Места их степь. К степи русский привычен. Потому и валит лес, что жить в лесу страшно. Ты то леса боишься? -
- Боюсь, особенно ночью.-
- А Белорусы - древляне и кривичи леса не боятся. И мордва не боится.-
-
- Хорошо на Волге жить. Ни оглобли под рукой, ни кнута. Бегай, купайся, хулигань, сколько влезет, выпороть нечем.-
- А ремень на что?-
- Пока ремень мужик снимет, я знаешь, как далеко убегу?-
- Куда же ты убежишь?-
- А за Байкал и убегу.-
Тут дед вмешался. Он всё ходил по пароходу, с палубы на палубу. Но всё больше вниз лез. Ему в охотку на машины поглядеть, железки потрогать, руки в мазуте искупать.
- Совсем одитенел, - ругалась тётя Валя. Никаких полотенец не хватает оттирать твои руки.
- Борька очень умный, всё знает, обо всём судит, всюду лезет и ты, отец, тоже от ума свихнулся, бредишь по старому, да старого того уж не вернуть.-
Но дед её не слушает. Говорит о своём. Вспоминает, как любил бродяжничать в отрочестве. Уходил далеко. Полиция ловила и возвращала по месту жительства.
Бывал он не только в Астрахани, Самаре и Москве, заходил до литовских Сморгонь, что под Менском. Хаживал с цыганами на Липецкую ярмарку с чувашскими медведями. Вокруг много деревень этим промыслом держалось.
А и чем мордве кормить себя? Люди они лесные, а леса нет. Вот и отправлялись в отхожий промысел ближе к Уралу, иногда за Урал. Там, в вековых лесах, отлавливали медвежат и сотнями привозили их на берега Волги. Тех медвежат обучали разным трюкам, продавали, но чаще сами и ходили с ними по дворам да весям.
Дед, захлёбываясь, рассказывает, как в войну двенадцатого года, что с французами была, пленным французским генералам показывал Кутузов военные учения. А на тех учениях в гренадёрских шапках медведи с ружьями ходили. С тысячу медведей под ружьё поставили.
Медведи учёные. Команду понимают, ползают, поворачиваются налево, направо, в штыковую атаку на трёх лапах бегут, а четвёртой лапой ружьё придерживают.
Штык медведям не больно нужен. У них клыки в пол штыка, а в пасть голова французская помещается вместе с кивером.
Показав медвежью атаку французам, генералов тех освободили и побежали те генералы к Наполеону Бонапарту про войско русское рассказывать.
Не поверил Бонапарт.
- А пока, - говорит, - не увижу, вашим словам не поверю, - и продолжал жечь и грабить Москву.
Тогда собрали русские люди всех медведей с сорока и ещё три раза по сорока деревень, что ещё только готовились для отхожего промысла местной мордвой и пришлыми цыганами. И погнали это лохматое "войско" под Москву. А следом пустили обозы с оружием.
Утром медведи ворвались в Москву со стороны города Владимира и пошли намётом по улицам. Тут уж кто попадался, держись! Патрули смели в одночасье. Медведи стали в дома ломиться, двери с петель срывать, ставни с корнем вырывать. Несколько дней не кормлеными оставались, вот французским мясом и полакомились. Рёв, гвалт.
Увидел Наполеон такое нашествие, закричал: -русский медведь проснулся! Русский медведь! -
Выскочил, в чём был, в кибитку и давай лошадей нахлёстывать. Лошади чуют медведя и летят. Летят...
Так и убежали французы из Москвы, с тех пор всех русских иностранцы медведями звать стали.
- Дед, ты врёшь, наверное. Нам в школе рассказывали, что французов фельдмаршал Кутузов прогнал.-
- Понимаешь, внучек, в чём дело: И русскому царю, и русским генералам стыдно было признаться, что их хвалёный полководческий талант, их регалии и звания не напугали врага, а напугал русский медведь и русский мужик, которые для них всегда были символами глупости и невежества. Вот они в тайне и удерживают эту быль до сих пор. А заслуги себе приписали.-
- А Сталин победил бы Наполеона? -
Многих начальников из теперешних в те времена не было, а были начальники тогдашние. Воевать - не паркет полировать.-
- Дед, расскажи, как ты воевал? -
Длинная эта повесть. Многого ты не поймёшь, а многое я позабыл, война называлась - первая мировая, я тогда молодой парень, мастер литейного дела, прежде не служил в армии, когда меня призвали в артиллерию, а до того я в школе прапорщиков учился, я полагал, что война вроде потасовки с мальчишками с соседней улицы. Хоть и побьют иной раз в кровь, а не до смерти. Мать рядом всегда и отец защитит.
Но война оказалась тяжёлой, обременительной ношей. И сил уже нет, а воюй.-
- Многих немцев ты убил?-
- Я из пушек стрелял. Пушка в человека не целит. Пушка стреляет по квадратам или объектам.
Разрыв снаряда страшен. Он и десять человек может убить, и сто. Поэтому на войне нынче толпами не сражаются, а всё более в россыпь. Больше шансов уцелеть.-
- А нам на сборе октябрят один генерал рассказывал, что в гражданскую он был кавалеристом и он с Будённым ходил в сабельную атаку конной лавой. Дед, знаешь, что такое, конная лава?-
-Конечно, внучек. "Лава" - большое количество всадников, которые, обезумев от страха, летят на артиллерию или пулемёты и оставляют на поле боя тысячи убитых, в лучшем случае добиваются тактической цели, то есть временной победы, а в худшем бегут восвояси, не солоно хлебавши.
Я в гражданскую не воевал, но знаю, что уже в первую мировую немцы отказались от массовых атак. Они придумали новые стратегии, всё больше применяли новую технику.
А Будённому с Ворошиловым виднее. Мордвы много. Что её жалеть. -