Тсаис Селке : другие произведения.

Фантастика - бред сивого мерина и путь развития цивилизации. (Цикл: Кому не Руси жить хорошо?)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда мы попытаемся задать себе вопрос почему фантастика, точнее говоря изощрённые лживые повествования в текстовой фоме по поводу не существующего и не существенного пользуются такой популярностью, вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос однозначно и исчерпывающе точно. Именно по этой причине я решил заполнить пустоту а видении реальных причин популярности этого элемента искусства и элемента культуры любой из существующих или существовавших в прошлом цивилизаций.

  
  Фантастика - бред сивого мерина и путь развития цивилизации.
  (Цикл: Кому не Руси жить хорошо?)
  
   Когда мы попытаемся задать себе вопрос почему фантастика, точнее говоря изощрённые лживые повествования в текстовой фоме по поводу не существующего и не существенного пользуются такой популярностью, вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос однозначно и исчерпывающе точно. Именно по этой причине я решил заполнить пустоту а видении реальных причин популярности этого элемента искусства и элемента культуры любой из существующих или существовавших в прошлом цивилизаций.
   Первые формы фантастики, более нам известны как сказки легенды и предания составляющее основы любой религии и религиозного мировоззрения. Осознание этого приводит к очень важным и далеко идущим выводам. Ранее я уже указывал в своих статьях, что религиозное видение мира вида homo sapience следствие способа его существования как формы жизни создающей сложную динамическую иерархическую и специализированы структурную организацию - социальный организм (социум) для обеспечения каждому члену социума существенное понижения уровня агрессии среды обитания.
   Поскольку люди по природе своей, индивидуальные формы жизни и к тому же с выраженным полом М/Ж, у них в отличие от иных форм социальных организмов (муравьи, пчелы) нет генетически закреплённых программ социального поведения. Это приводит к необходимости создавать такие программы самостоятельно в ходе развития. И получается, что именно разум (способность мозга создавать обобщённую и индивидуальную модели действительности), есть тот основной "клей" позволяющий связать нас в подобие одного целого.
   Самым первым проявлением научного описания свойств разума мы можем безусловно полагать логику созданную Аристотелем. Логика, согласно научному её пониманию, является отражением основных свойств разума (мозга и способов внечувственного восприятия мира) в виртуальном пространстве сознания человека. Здесь кроется основная проблема разумных. Разум, в итоге всегда является удачной или неудачной попыткой описать сложную динамичную информационную систему в рамках самой этой системы. Это задача не разрешима в рамках самой системы и закономерность этого связана чёткими логическими построениями в теореме Гёделя о неполноте.
   Более подробно проблема выглядит так. Есть мозг, с приобретённым в ходе специального воспитания и обучения свойством разумности. Разумность проявляется как способность индивида в построении виртуальной модели действительности и адекватного взаимодействия с действительностью в рамках этой модели. Виртуальная модель действительности это информационно энергетическая структура создаваемая в процессе развития индивида в его мозгу. Подобного рода модели внешнего мира создают все формы жизни с более или менее развитым мозгом. Именно те формы жизни, которые в процессе роста от своего младенчества, могут модифицировать генетически закреплённые программы поведения, для их оптимизации к изменившимся условиям (иной климат, среда обитания, иные виды пищи и хищников). Мозг, специализированный орган появившийся в ходе эволюции для создание информационной модели действительности как своеобразного не материального отражения действительности получаемого в виде среза реальности при помощи имеющихся органов чувств.
   С абсолютной необходимостью, мозг является информационно аналитическим устройством реального времени. Это определяет основную особенность его правильного функционирования, когда всегда важно то, что есть здесь и сейчас, т.е. лишь настоящее как срез реальности или иначе - действительность. Этот орган (мозг) необходим для быстрого изменения поведения в мире множества конкурирующих и чаще всего агрессивных по отношению друг к другу форм жизни. Модель Лотки Вольтера описывает стандартную ситуацию для стихийного развития двух видов связанных отношениями хищник - жертва в рамках определённой экологической ниши. Разум позволяет достичь того же результата в регулировании взаимоотношений со средой обитания на основе планирования, или по иному обладая способностью предсказания будущего. Не следует путать это с популярными якобы существующими у некоторых особей мистическими способностями, я имею ввиду просто способность предугадать последствия своих поступков.
   Но в Природе самой действительности (нашего видения) никогда нет ни прошлого ни будущего. Есть лишь настоящее, являющееся определённым следом прошлого и есть вероятные варианты изменения настоящего (прообразы будущего). Впрочем, вероятности изменений весьма предсказуемы поскольку в целом, после исключения флуктуаций или шума, реализуются те варианты, которые предопределяет законы физического мира а именно законы сохранения. Основным отличием разумных от прочих видов является способность воспринимать действительность не столько как совокупность различных факторов и явлений в режиме реального времени но и 'видеть' её как построение отвлечённых от действительности фрагментов которые представлены на уровне нашего сознания как некие не существующие ещё причинно-следственные цепи событий. Эти цепи событий представлены нам на уровне абстракций, неких выделенных мозгом и разумом свойств внешнего мира не существующих как реальные объекты и явления реальности этого мира а лишь как частные символьные константы реальных объектов (свет, цвет, запах, теплота, звук). Т.е. всего лишь чувствуемые нами отдельные свойства присущие реальным объектам. Процесс обучения разумных как раз и заключается а обучении молодёжи строить этого рода модели правильно. Фрагменты моделей виртуальной действительности мы называем - мысли а сама деятельность по их созданию - мыслительной деятельностью. С самого начала развития мыслительной деятельности она связывалась и применялась для двух различных по сути и содержанию характеристик бытия. Первая и самая важная связана с физическим миром заключалась всегда в экспериментальном исследовании действительности. Мир представлялся как совокупность различных абстрактных но хорошо различимых свойств цвет, запах, форма и т.п. Эта часть мыслительной деятельности является базой на которой возникло естествознание. Другая, не менее важная часть была связана с необходимостью сплотить социум, заставить его жить и действовать как целый и единый организм. При этом необходимо было опираться на некий положительный опыт почерпнутый из внешнего мира. Физический мир предоставляет нам весьма стабильные и повторяющиеся связи для всех его объектов и явлений. Эти связи достаточно стабильны для того чтобы строить модели причинно следственных превращений простирая их из настоящего в ещё не существующее будущее. Так камень, брошенный человеком обязан упасть, а это уже предпосылка к практическому применению этого факта почерпнутого на основе изучения действительности.
   По мере развития социума, всё больше появлялось абстрактных понятий, поскольку мы учились выделять всё больше важных свойств реальных объектов внешнего мира. Скорее всего, самосознание появилось из представления - 'МЫ' и со временем из МЫ начал выделятся индивид как - 'Я'. Учитывая то, что социум изначально существовал как локализованная и открытая группа (все живут вместе и на виду друг друга), а так же то, что молодое поколение воспитывалась на основе наблюдений за поведением и действиями взрослых, весьма очевидно, что с необходимостью должно было появится искусство, как примитивная форма познания мира. Ритмичные групповые движения у костра носили изначально именно обучающую и тренировочную цель. Чувство ритма было необходимо для синхронизации действий индивидов во время охоты либо при защите племени, а танцевальные движения для усвоения тех типов движений которые полезны но редко применяются в повседневной деятельности. Мы должны помнить, что базовые программы поведения основаны на стремлении превалировать путь эргономики поведения. Какой же смысл в танцах после напряжённой охоты? Конечно же эмоциональная мотивация к обучению и возможность удовлетворить важную инстинктивную программу присущую всем развитым видам жизни - конкуренция, в виде само представление (аналог таких действий как, распушить хвост, или громко прокукарекать). Переход от общего сознания до самосознания стимулировало и развитие речи. Поскольку в социуме каждый мог быть как источником информации так и её потребителем, это привело к активному увеличению словаря следствии расширения абстрактного уровня представления действительности. Особенность физических абстракций в их стабильности как и в возможности строить причинно следственные связи по схеме начало и конец.
   Для создания обобщённой модели действительности необходимо было в сознании создать модель приемлемую всеми, что легко было сделать если наблюдаемые повседневные явления связи проецировались в пространство на уровне отвлечённых от действительности но хорошо всеми понимаемое абстракций (совершенные примеры этого - астрология и алхимия). Фактически перед зарождающимся социумом стояла задача которую впервые на уровне строгой математики сформулировал Гёдель в теореме о неполноте. Суть её в философском понимании в том, что для доказательства непротиворечивости или замкнутости некой системы знаний необходимо включить её а более общую систему знаний. Чтобы создать не противоречивую модель действительности одной повседневной бытовой системы знаний мало. Именно потому в дело выступает фантазия. Рассматривая родовой социум в первую очередь необходимо проанализировать как происходит воспитание молодёжи. Молодёжь всегда защищена от внешнего мира в пещере ли в строении и находится в окружении взрослых, которые учат её, наказывают и оберегают. Это окружение в итоге определяет примитивные системы верований где существует много богов и ещё больше разного рода добрых или злых духов. Как в реальной ситуации, когда каждый имеет защитника и возможно неприятеля так и весь внешний мир получает эмоциональную окраску понятную человеку, но актёры в новой вымышленной системе знаний уже боги и духи, а сцена весь огромный и неизвестный внешний мир. Таким простым и примитивным образом, мир людей становится замкнутым и предсказуемым (отношения в пещере проецируются на внешний мир). Всё, что лежит мимо доступной системы знаний относится к категории - 'На то воля Богов!'. Как в рамках племени решающей была воля старейшин или вождя. Чем более развит социум, чем выше обеспечивает им энергетический защитный кокон, тем меньше остаётся внешних причин которые ранее требовали не только совместной охоты или защиты, но и проживания в одной пещере (холод, голод, хищники). Я бы предположил, что семья возникла следствии того, что сексуальность индивида при прочих уже удовлетворены подробностях в жильё, защите, пище лежала в основе большинства конфликтных ситуаций. Разделение общей площади и возникновение классической деревни по схеме один дом одна семья, существенно укрепило социум создав возможность спрятать сексуальность как главный раздражитель приводящий к конфликтам. Теперь уже каждый новый член социума вырастает и воспитывается в семье, а следовательно модель политеизма неизбежно должна быть заменена на модель монотеизма. Как ребёнок ищет защиты к взрослых, у отца семейства, так же естественно, взрослый ищет помощи у отца всех отцов у Бога. Схема перехода от одной схемы религиозных представлений к иным, столь же неверным, я думаю ни у кого не вызывает сомнений, рано как и дальнейшее появление атеизма. Как я неоднократно отмечал религия примитивная замкнутая система знаний. Успехи естественных наук, предопределяет возможность, создания замкнутой картины мира уже без Богов, опираясь лишь на знание природы самого нашего мира - Вселенной.
   Таким образом, мы видим, что действительно, самые первые фантастические произведения связаны с религией и с необходимостью того - же патриотического воспитания молодых. Немаловажную роль в дальнейшем играет фантазия для угнетённых, это всегда акт вымысла в котором происходит освобождения от гнёта, своего рода репетиция будущих революций.
   Обобщая можно сказать, что фантастика как вид искусства проявление мыслительной деятельности человека основанное на ряде гипотетических и недоказуемых в существующей системе знаний предпосылок, связанное всегда с привлечением всякого рода фантасмагорий (химеры вроде доброго и справедливого короля или самодвижущейся печки). Основное отличие от реального прогнозирования будущего в том, что предпосылки практически не привязаны к действительности и привязка всего проводится посредством проекции на вымышленный мир, уже существующих отношений людей, определённых идей и представлений.
   Иными словами фантастика это своеобразная 'конкретизация' посредством известных и применяемых в повседневности алгоритмов мира абстракций. Исторически прослеживается такая общая эволюционная схема - проекция алгоритмов взятых из реальности в область абстрактного (абстрактное всегда лишь селективно выделенное свойства некого целого) позволяет создать модель замкнутой непротиворечивой и самодостаточной Вселенной, что в большинстве случаев осуществляется на базе религии. Кроме этого, на основе вымысла создаётся также героический эпос, позволяющий сплотить социум и мотивировать проведение молодых.
   По мере накопления информации, старые понятия не исчезают, а подлежат модификации. Так, до сих пор в нашем цивилизованном мире есть колдуны, волшебники и маги. Пусть они действуют в рамках сект и всяческих религиозных течений, сам факт их существования в одно время с теорией большого взрыва и персональным компьютером, должен настораживать, а при размышлении по этому поводу даже возможно напугать. Но мы не видим истинных причин и проблем следующих из этого и поэтому с удовольствием читаем то, что независимо от нашего сознания, по микроскопическим кусочкам меняет наше мировоззрение и само сознание.
   Процесс фантасто-мании с точки зрения физиологии имеет ту-же основу как наркомания. Человек становится зависимым от того, что не имеет никакой связи с реальностью, но незаметно становится частью действительности. Не верите? Хорошо, спросите тех кому сейчас около 50.., могли они представить, 20 лет назад, что ближайшая война которая их ждёт это война России и Украины? Чем могут объяснить столь радикальное изменение взглядов учёные или политики?
   Посмотрим как влияла советская фантастика на менталитет обычных людей. Всего лишь два примера из творчества Стругацких и Ефремова. Сейчас, по прошествии стольких лет, я могу с уверенностью сказать, что первые играли роль дьявола и второй роль ангела. Стругацкие применили свой талант для лжи и для развращение самосознания советской молодёжи, а Ефремов писал правду и предсказывал, что нас ждёт, если мы будем следовать за Западом. Всего лишь два произведения "Улитка на склоне" и "Час Быка". Словами своего вымышленного героя Стругацкие "отменили" мораль, ловко объединив человека и зверя в химеру. Сейчас мы видим результаты этого и нас это не пугает, хотя если бы мы могли увидеть это 20 лет назад, то восприняли бы это как кошмар. А правда Ефремова, так и осталась не востребованной и более того - не понятой.
   И причина именно в том, что следовать желаниям животного живущего в нас намного легче и проще. Животным не требуются ни осмысление ни рефлексия им не присуще раскаиваться тем более жалеть кого либо кроме себя. Многие пытаются убедить себя и других, что чистый разум основанный на целесообразности именно и есть то зло от которого есть спасение лишь в религии. Но животные живут в режиме реального времени, в реальном мире, а свои способности прогнозирования используют лишь для того, что бы убивать себе подобных как можно более эффективно. Человек 'разумный' живёт столько же сколько созданная им цивилизация, но чем дальше живёт, тем меньше отличается от животных в области мотиваций.
   Настоящая разумность в частности заключается в способности видеть будущее основываясь на прошлом и на настоящем. Я умышленно не буду доказывать, то о чем писал выше. Если читатель хочет разобраться, он должен провести анализ самостоятельно. Критерии анализа просты и основаны на физических законах - путь животного это путь максимума эргономики поведения (служить но не работать), стремление к комфорту существования (это сейчас называется жить красиво) и секс для получения удовольствия. Немного расширив наше видение мы можем утверждать, что Л. Гумилев сделал важную ошибку в одном определении. Он пишет, что современники тоже де герои и храбрецы, как герои былых времён но делают свои героические поступки за деньги и Славу. И более того - это де ..хорошо. Не будем поддерживать это заблуждение, это 'геройство' плохо и даже весьма плохо. Ставя в один ряд Мересьева и ..Абрамовича мы как бы приравниваем меж собой женщину труженицу и мать с проституткой. Есть однозначный критерий человечности наших поступков и он заключается в том, какую пользу получим от него мы и какую социум в целом. Настоящий человек всегда отдаёт больше и берет лишь необходимый минимум. Именно по этой причине, я говорю, что сейчас в социуме есть лишь псевдо-элита, а элиты в исходном смысле этого слова сейчас попросту нет. Причина такого рода циклической конверсии не понята Гумилевым, хотя мыслей важных и ценных он высказал немало. Трансформация по цепи Герой - Псевдо-герой, Элита - Псевдо-элита всего лишь в соотношении человеческого и животного в личности. Выживание в случае повышенной агрессии среды обитания возможно если преобладают человеческие факторы, но стоит совместным трудом понизить уровень агрессии среды обитания и начинают выживать те, кто ранее погибали из-за эгоизма, подлости и лени.
  
   Теперь же посмотрим к чему готовят нас современные фантасты, к каким мыслям и идеям они подготавливают наше сознание.
  
  1 Мы должны воевать и воевать, убивать и убивать - при этом нас оправдают профессора этики выживания и конечно - же православная церковь (о политиках и говорить не стоит). Причём воевать надо с размахом - Галактика только наш бордель, а главное, хорошо уже сейчас изучать станции метрополитена, пригодится в том, 'светлом будущем', к которому нас готовят лгуны по призванию.
  
  
  2 Секс - это основа вращения, ось современной цивилизации (как кофе попить или семечек пощёлкать).
  
  3 'Террористы' это некие очень злые и слабоумные дикари, которые не понимают, что делать безнаказанно действия в рамках установок 1 и 2 можно лишь в рамках существующих законов и с оглядкой на то как к этому отнесётся 'элита'. При этом представляется всё так, что 'террористы' даже пос..ть не могут не провозгласив какой то лозунг - 'Во имя всех угнетённых! или Смерть капиталистам!'.
  
  4 История и историческая фантастика - это по сути одно и тоже, всего лишь мелкие особенности интерпретации. Или ещё вариант - Дурак мыслями богатеет (побеждает).
  
  5 Живи красиво и легко, не думай кто платит и кто пашет, обязательно когда то появится некий мутант супер герой, который и 'Землю на лету остановит', 'И в Солнце горящее войдёт' и любой суперкомпьютер перепрограммирует одним усилием мысли.
  
  6 Технологии нужны для того, что - бы самой тяжёлой работой стало нажимание кнопок , а самой сложной мыслью - как выстрелить первым.
  
  7 Волшебники и колдуны, маги и ведьмы существуют и они намного опаснее политиков и капиталистов, поскольку первые всегда хотят заставить работать на себя при помощи колдовства (без вариантов), а вторые лишь при помощи обещаний денег (тут и поторговаться можно ведь!)
  Это только 'вершки'... а 'корешки' слишком глубоко, чтобы их увидеть без подготовки.
  ('Завтра война', 'Тени войны' Алекс Орлов, 'Свод Равновесия' А. Зорич, 'Сварoг' А.Бушков и т. д. и т.п. Т.С. 22 Июня 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"