В первые века нашей эры на территорию нижней Камы и прилегающих частей Волги с востока стали проникать позднепьяноборские племена. Распад пьяноборского союза племен на нижней Белой ряд исследователей связывает с неспокойной политической обстановкой, сложившейся в первые века нашей эры в степной полосе Восточной Европы. Пришлые позднепьяноборские племена на территории Волго-Вятского междуречья и прилегающих частях Волги сформировали азелинскую культуру, названную по могильнику у села Азелино Малмыжского района Кировской области. В сложении азелинской культуры также приняли участие группы населения правобережных районов Волги носители городецкой культуры. Население азелинской культуры, по мнению всех исследователей, было финно-угорским. Их памятники представлены городищами, селищами, а также могильниками. На территории низовий Казанки к азелинской культуре можно отнести верхний слой городища Казанка-II, могильник у старого стекольного завода и находки с территории Казанского Кремля.
Могильник был расположен на дюне к западу от железнодорожного вокзала в местности, называемой "Старый стекольный завод". В 1892 году Заусайлов предпринял раскопки этого памятника. Было вскрыто семь погребений. В них обнаружили два обоюдоострых железных меча, два железных втульчатых наконечника копий, два железных проушных топора и железный втульчатый топор, пять женских эполетообразных поясных застежек, двадцать халцедоновых дисков, бронзовые поясные накладки, а также бусы из стекла и халцедона и другие мелкие предметы III-V веков нашей эры. Материалы этого и других могильников азелинского типа Нижней Камы характеризуют носителей этой культуры как население, знавшее пашенное земледелие, домашнее скотоводство (особенно коневодство), металлургию железа и цветных металлов. При раскопках азелинских могильников на Нижней Каме обнаружены захоронения мужчин-кузнецов, охотников, женщин-мастериц, занимавшихся изготовлением украшений и принадлежностей костюмов, и погребения мужчин-воинов с останками коней, убранством коня, шлемами, мечами, копьями, луками со стрелами и другим оружием. В верхнем слое городища Казанка-II нашли типично азелинские остатки посуды, наконечники стрел, глиняную форму для отливки эполетообразных застежек, глиняные маховички для веретен, пряслица и другие предметы.
Фрагменты азелинской керамики обнаружены в разные годы при раскопках на территории Казанского Кремля. На кремлевском же холме найдены бронзовые поясные накладки в виде сапожков и полудронизки, которыми украшались пояса азелинских мужчин-воинов в первые столетия нашей эры.
Азелинские племена активно контактировали с населением финно-угорских групп правобережья Волги, что привело к формированию древних марийцев в конце первого тысячелетия нашей эры. Убедительным подтверждением этому являются остатки могильников в районе поселка Борисково, выявленные в 1890 году. Там в двух захоронениях найдены серебряные и бронзовые гривны, браслеты и пронизки Х века.
Результаты археологических исследований, приведенных с прошлого века до сегодняшнего времени, позволяют говорить о том, что освоение человеком территории низовий Казанки и прилегающих частей Волги началось с эпохи верхнего палеолита и мезолита. Эти земли не могли обойти и волжские булгары.
Биармия - прародина пассинарных этносов
Л.Н. Гумилев в работе "Этнос и ландшафт" (Известия Всесоюзного географического общества, 1968, т.100, вып.3) делает замечательный вывод: "Путем сопоставления исторических событий с явлениями природы удалось подметить причины усиления и ослабления кочевых держав Центральной Азии и обратным ходом мысли датировать периоды усыхания и повышенного увлажнения аридной зоны Евразии". Далее Гумилев отмечает, что "... Целесообразно рассматривать человечество как вид Homo sapiens. Но тогда все закономерности развития всех видов млекопитающих применимы к людям". Но все же человеческие сообщества не стаи зверей, а их перемещения зависели и от других факторов. Г.Е. Грумм-Гржимайло, оценивая взгляды Тутковского и Брюкнера на связь между массовыми передвижениями "среднеазиатских народов и сухими периодами в III, VIII и XII веках. И, якобы как следствие, в III веке -нашествие гуннов, в VIII веке - венгров, в XII веке - татар", уточняет: "1. Гунны появляются в России (теснят вестготов во второй половине IV века, поход же Аттилы через Германию, закончившийся битвой народов в долине Труа (в 451 году) был завершен в конце V века. 2. Мадьяры только в конце IX столетия перекочевывают на берега Дуная из южнорусских степей, куда проникают из-за Волги в начале этого века. 3. Нашествие Батыя на Россию произошло в 1236 году, очевидно, что и выводы, построенные на столь ошибочных данных, не могут быть верными". Да и Гумилев пишет, что кроме неодетерминской гипотезы есть теория пассионарности. "Этнос не спекулятивная категория, а явление природы, т.е. разновидность биосферы Земли".
Карамзин писал, что "Восточная страна нынешней Российской Монархии, где текут реки Иртыш, Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала Европу грозным явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей обширных, различные, может быть, языком, но сходные характером, образом жизни... Все были кочующие; все питались скотоводством и звериною ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все они исчезали в Европе, кроме Угров и Турков".
Одними из первых покинули свои древние земли готы, которые передвигались с севера на юг, проходя через области расселения славян и будущих финно-угров. Карамзин относит их продвижение к III веку. Е. Классен отмечает, что в IV до н.э. готы покорили Скифов при устье Вислы. Отсюда, можно сделать вывод, что и в устье Вислы находились скифы. За несколько лет до н.э. "геты фракийские отняли у Скифов земли между Дунаем и Днепром. Стало быть, Скифы сидели до самого Дуная".
Вслед за ними, но уже в направлении с востока на запад устремились, совершая опустошительные набеги на славянские поселения, гунны и авары. В более поздних источниках скифы отождествляются с сарматами, сарматы - с аланами, скифы, сарматы, аланы - с гуннами, аланы, гунны - с тюрками (т.е. с аварами, хазарами, булгарами, печенегами, кыпчаками, огузами) и т.д. Как мы видим, все выдвигающиеся из-за Волги народы имели одни общие корни, - они были выходцами прежде единого народа Биармии. Со временем, по мере расширения ареалов расселения, эти народы начинали приобретать различные названия, но корень был один - уралорусы. Гунны, явившиеся с Урала в V веке н.э., принимались русами за дивьих людей, запечатанных Сварогом в Уральских горах, которые явились, когда настал Конец Старого Коло Сварога. Древнейшие тексты "Книги Велеса" (Троян III, 3:2) были наполнены ожиданием этого времени: "И мы ждем Время Это, когда завращаются Сварожьи Колеса. Это время по песне Матери Сва наступит". Гунны в 420 году пришли к среднему Дунаю и основали царство, ставшее ядром империи. Гуннами тогда правили ханы Роил (Ругила), Мунздук и Октар. Византийский патриарх Прокл (437 - 447) в одной из проповедей проклинал гуннов, сравнивая их с библейским Гогом, князем Роша, и Магогом. Под "Роша" он мог понимать и Русь (обычное для древних отождествление), к тому же среди гуннов было немало руссов. Ругила может быть славянским по происхождению именем, так как в Средней Европе было славянское племя ругов (русинов). Приск, секретарь римского посольства в ставке предводителя гуннов, отметил и славянские обычаи в стране гуннов. Например, он пил там мед (медпж). Иордан описывает тризну и поминальный пир по вождю гуннов Аттиле близ кургана, и называет этот пир по-славянски "стравой". Имя Атилла (в сагах Этцель, в "Книге Велеса" Теле, Етеле, Атела) может быть объяснено из гуннского (тюркского): Итилем, или Адилем, тюрки называли реку Волгу, берущую по их представлениям начало от реки Белая. Германцы и славяне могли услышать в сем имени также нечто знакомое: "отень" ("отец") или atte (также "отец"). Это звучное и напоенное многими смыслами имя помогло Аттиле стать "отцом народов". Возможно, Аттиле был выходцем из аргиппеев, что позволило ему быть "отцом" многих народов.
Культура гуннов очень похожа на скифскую: тот же звериный стиль, те же курганные захоронения с помещенными глубоко под землю срубными камерами Орнаменты гуннских украшений и изделий, по нашему мнению, являются преемственным развитием ананьинцев и скифов.
Карамзин, ссылаясь на древние источники, пишет, что Гунны мстили Готам за притеснение Славян, за гибель "Князя, именем Бокс, с семьюдесятью знатнейшими Боярами". По нашему мнению речь идет о Бусе. Но об этом ниже. Также Карамзин отмечает, что Гунны ("по сказанию Греков") были "единоплеменные" с Уграми и Болгарами.
После нашествия гуннов в Нижнем и в южной части Среднего Поволжья продолжали жить многочисленные группы кочевников. Их богатые погребения открыты на территории Самарской области в кургане у села Владимировна Хворостянского района и у села Федоровка бывшего Бузулукского уезда. Кочевничевские погребения VI-VШ вв. исследованы в курганах у сел Новопавловка и у совхоза им. Кирова.
В VI-VIII веках происходит новое проникновение тюркских племен - тюркютов, говоривших на печенежско-огурзском диалекте, часть которых поселяется на Белой, Каме и в последствии участвуют в формировании предков башкир, а другая, большая часть, занимает на побережье Средней Волги и Нижней Камы территории, заселенные именьковскими племенами и смешивается здесь с предками местных финно-угорских народов - удмуртов и коми (появление этого потока тюрков прослеживается распространением в крае серебряных изделий, по ошибочному мнению ряда исследователей, награбленных ими в Средней Азии).
Именно в этот период, по данным некоторых ученых и исследователей, появилась последняя группа крови АВ (IV), как результат смешения индоевропейцев с группой А (II) и монголоидов с группой В (III).
Группа крови АВ (IV) - довольно редкая, ею обладают не более 5 процентов жителей Земли. От своих предков они унаследовали стойкость к болезням. Их назвали "кентаврами". Они чувствительны и одновременно раздражительны, уравновешены и непоследовательны. Именно из них чаще всего выходят целители и наставники.
Можно так охарактеризовать обладателей IV группы крови. Они наполнены энергией Воды, спокойной на поверхности, но опасной на глубине. Люди с IV группой крови могут сочетать в себе несочитаемое: тягу к переменам и уравновешенность. Они приятны, доброжелательны в общении и ненавидят конфликты, настолько, что могут предать того, кто зовет их "к бою за светлое будущее". В то же время деликатно и ненавязчиво могут отвлечь и развлечь человека, погрузившегося в депрессию. Они по жизни трудоголики и счастье обретают в работе.
Главный недостаток людей этой категории: им очень трудно сделать выбор в жизни, определиться со своими приоритетами.
И только затем на Балканский полуостров двинулись славянские племена. Часть исследователей определяет родиной славян придунайский регион. Но если внимательно прочитать у Карамзина, то он пишет, что "Славяне Дунайские, оставив свое древнее отечество на Севере...". Как видим, даже Карамзин считал, что древнее отечество у дунайских славян было на Севере.
"Мы пришли от Старого града к озеру Ильмень и основали Новгород", так пишет "Велесова книга". Какой Старый город имеется в виду? Может это столица Древней Перми. И не отсюда ли стремление Великого Новгорода к последующему завоеванию Перми Великой?
Приблизительно 2 300 - 2 400 лет назад (конец I тысячелетия до н.э.) пеласги и рысичи (этруски) вновь возвращаются на свои исконные земли. Возможно, что поэтому первичное упоминаемое различными историками появление славян отмечается с южных пределов Руси. Однако хотелось бы отметить, что словены вышли из Биармии и были автохтонным населением на северо-восточных землях (Новгород, Ладога, Словенск и другие).
Позже славян из Биармии - Перми Великой вышли угры. Карамзин об этом пишет так: "... победоносные знамена сего Героя (Олега) развевались на берегах Днестра и Буга, новая столица его (Киев) увидела пред стенами своими многочисленные вежи, или шатры, Угров (Маджаров или нынешних Венгерцев), которые обитали некогда близ Урала..."
Финно-угорские племена искони обитали в Предуралье - на востоке и северо-востоке Европы и датируется распад их общности V тысячелетием до н.э. Финно-угры также как и славяне есть потомки единого народа - уралоруссов. Часть их двинулась на запад, заселила будущий север России (чудь заволоцкая), Поволжье (мордва, мари), Прибалтику (эсты, финны), Тиссо-Дунайскую долину (венгры).
К выходцам из Перми Великой Карамзин относил Узов и Печенегов: "первые, обитая между Волгою и Доном, в соседстве с Печенегами, вытеснили их из степей Саратовских".
На территории Биармии, уменьшившейся до начальных своих размеров (до территории современных Архангельской, Вологодской, Кировской областей, Пермского края и Республики Коми), остались будущие "угро-финские племена".
Булгары и славяне - потомки уралоруссов
После разгрома Причерноморской Болгарии в 670 году, на Каму переселилась часть болгар и создала там новое государство. И опять же влияние аргиппеев позволило данное переселение осуществить без кровопролития.
Что является очень интересным так это то, что в конце IX - начале X века киевский князь "Вещий Олег" воюет с венграми, Византией, хазарами, которые, как считают многие исследователи, обложили данью Болгарское (камское) царство, при этом не задевает болгар (булгар).
Оценивая эти факты, не такой уж фантастичной выгладит фраза древнего автора "...названные от реки Волги волгары или болгары, которые имели начало от преславного и многонародного народа словенского".
Народ булгар (его название пишется также как "болгар", "българ", "балкар", "бургар" и т.д.) возник в Волго-Урале в результате слияния семи арийских и урало-алтайских (финно-угорских, самодийских, тунгусо-маньчжурских) племен, поэтому булгар можно называть урало-арийским народом. Одно из отюреченных угорских племен, пришедшее в Волго-Урал из глубин Азии, дало булгарам особый тюркский язык ("туранский язык" или "язык камов, кам-боянов"), многие черты которого сохранил современный чувашский язык. Во II-IV вв. основным языком булгар становится огузо-тюркский язык ("булгарский тюрки") - ближайший родственник турецкого языка. Физический тип булгар был, по основным чертам арийским, одежда - угорской, обычаи были смешанными, урало-арийскими. Самоназвание "булгар" - чисто арийское, означающее "черная или волчья (булг) голова (ар, джар)". А вот свою родину булгары называли по-тюркски "Идель", что означало "Семь (иде) племен (эль)".
По нашему мнению, булгары были выходцами из общей семьи народов, живших в Биармии, отсюда многие свойственные другим народам черты и обычаи.
Далее булгарская версия выглядит так. В 15 тысячелетии до н.э. булгары создают в Волго-Урале свое государство Идель, в которое вошли почти вся Восточная Европа, Сибирь и Казахстан. В начале VII в. булгарское государство Идель получает название Булгарии (Великая Булгария), а прежнее имя становится приставкой семи крупнейших рек Волго-Урала: Кара Идель (Волга), Аг Идель (Белая), Чулман Идель (Кама), Нукрат Идель (Вятка), Ака или Саин Идель (Ока), Буртас или Сура Идель (Сура), Джаик Идель (Яик, Урал). Название Идель понятно: в нем булгары сохранили память о своих предках - семи разноязыких племенах. А название булгар произошло на основе того, что на их знамени изображалась голова волка - одного из главных тотемов булгар (главными тотемами булгар считались, кроме волка, олень-бык, грач или ворон, журавль, лебедь или утка, тигр или барс-леопард, змея или змеевидный дракон, рыба, орел или сокол, петух или курица-куропатка). Волка нельзя было называть его именем "мак" ("мек", "маг"), поэтому булгары именовали его "кара" - "черный" (т.к. волк являлся хозяином ночи), "буре" - "серый", "син" ("чин") - "луна" (т.к. волк является покровителем Луны и воет на нее), "кур" ("курт") и т.д. Согласно старинной булгарской легенде, волк спас малолетнего сына булгарского вождя (царя). Во время неожиданного нападения врагов жена вождя усадила мальчика в большой котел (корзину), и отправила казан по течению реки. Потом волк извлек мальчика из реки и выкормил его.
Булгарский народ почитал горы: совершал на них свои моления Всевышнему Богу - Тангре (Тенгре), а также создавал их имитации - пирамиды (земляные - курганы, каменные, кирпичные и др.), в которых делали специальные пещеры для погребения героев и вождей.
Простых людей хоронили в катакомбах - пещерах, выкопанных в боковой стене могильной ямы. Над такими могилами ставили каменные или деревянные памятники - символы горы (иногда вместо деревянного памятника сажали дерево).
Наиболее священными числами булгар стали 3 и 7, поэтому пирамиды для погребения героев (мавзолеи) чаще всего делали трехэтажными, а пирамиды в честь духов и Бога - семиэтажными.
Уже 11-15 тысяч лет назад некоторые группы булгар по разным причинам стали покидать Идель (Волго-Урал), увлекая за собой другие племена Иделя. Для булгарских летописцев средневековья все племена Иделя были булгарами, и они не разделяли их по языку или другим индивидуальным признакам.
Булгарские мифы вошли в эпосы многих народов мира. Так, миф о чудесном спасении малолетнего булгарского принца Магулы ("Сын Волка" по-булгарски) или Магиза ("Подобный Волку" по-булгарски) в котле (корзине), пущенном по реке, вошел в сказания египетские, индийские (в них имя "Магулы" приняло форму "Маугли"), итальянские (братья Ромул и Рэм были брошены в корзине в реку и спасены волчицей), арабские, еврейские (в них имя "Магиз" приняло форму "Моисей") и др.
Согласно данным булгарского поэта и историка Кул Гали, трезубец был любимым символом булгар-бильсага. Выходит, уже в III тыс. до н.э., когда бильсага пришли в Кара-Саклан, этот символ появился на Украине.
Что значит трезубец для булгар?
Вначале он был символом самого Тангры (Тенгри) - Бога, который часто принимал вид Солнца (булгары говорили: "Солнце - это око Тангры"). Так что трезубец первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца.
Согласно тенгрианским (доисламским) мифам булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием: вначале - первого духа (алпа, аса) Биргюна, затем (когда Биргюн постарел и "отошел от важных дел", лишь изредка давая о себе знать всевозможными стихийными бедствиями и непогодой) - его сыновей, алпа света и тепла Карги - Нардугана (Мардукан) и алпа молнии, воды и мирового океана ("боз идан" - "голубая долина" по-булгарски) Кубара. Имя Нардугана - "Рожденного Светом" (или "Рождающего Свет" по-булгарски) в позднешумерских источниках приняло форму "Мардук", а имя Кубара в греческих мифах - "Посейдон" - образовалось от "боз идан". Карга мог принимать вид грача, змееподобного дракона, а Кубар - быка. По тенгрианским поверьям, вид Карги и Кубара, а также некоторых других могущественных алпов, мог принимать сам Тангра - Творец Вселенной. Могущественных алпов-асов в тенгрианском пантеоне насчитывалось 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря русских сказок и т.д.). Кимеры-агатары считали Кубара своим любимейшим духом.
На ахейском острове Кубар (название которого греки позднее превратили в "Кипр") был развит культ Быка (т.е. Кубара), и почему Мардука и Посейдона изображали с трезубцем в руке...
Как бы утверждая могущество Тангры, духов-алпов и свое собственное, булгарские тенгрианские священники кам-бояны ("шаманы") всегда имели при себе жезлы или посохи в виде "трезубцев". Сами кам-бояны объясняли, что посох (жезл) - "трезубец" означает власть Тангры и его алпов над тремя мирами - Небесным, Земным и Подземным - и позволяет им совершать путешествия туда для встречи с алпами и душами предков. Но невнимательные европейские художники превратили посохи-трезубцы... в ведьминские метлы!
Трезубец, как символ Тангры и сильнейших алпов, изображался также на бубнах булгарских шаманов.
Простые булгары называли трезубец "бэрэнджар" ("баранья голова"), "эщтэк" ("иштяк") или "байсанак" ("большое копье"), "хазар" ("вожак стада") и т.д. В трезубце видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр.
У шаманов было собственное название трезубца - "казак" ("гусиная нога"), запрещенное для произношения простым людям под страхом кары небесной. Это название возникло на почве того, что могущественнейшие алпы Мардукан и Кубар принимали вид драконов с гусиными ногами. Кстати, Мардукан, создавший - по воле Тангры - Землю, был по этой причине превращен народными сказителями в гуся (утку).
Булгарская царская династия Дуло, основанная шаманом, сделала трезубец своим гербом под названием "балтавар" - т.е. "топор" (балта) - лук (вар)". В булгарском государстве топор и лук были атрибутами царской власти, а кроме этого символизировали лесные территории (топор) и степные (лук). Своим гербом булгарские цари подчеркивали, что они - правители бескрайней лесостепной Евразии. В царствование булгарского кагана из династии Дуло Курбата Кюнграта ("Курбата") территория Иделя действительно простерлась от Балкан до Алтая и получила название Булгарии (Великой Булгарии). В конце VII в. Великая Булгария разделяется на Северную Булгарию (Черную Булгарию с центром в Башту - Киеве, составив основу будущей Украины), Южную Булгарию (Хазарию) и Западную Булгарию (Дунайскую или Балканскую Булгарию, дав начало балканским славянам). Но и в Черной Булгарии, и в Хазарии, где правили представители династии Дуло, государственным гербом оставался герб Дуло - трезубец.
Итак, попытаемся восстановить историю Волжской Булгарии в свете вышеизложенных фактов. В III веке нашей эры вся Восточная Европа является единой экономической системой, подобной Западной Европе XIII века. Вся она была заселена родственными племенами, говорившими на индоевропейских языках, и представляла собой сеть княжеств, которые то объединялись под властью одного кагана, то снова объявляли о своей самостоятельности. Дружинники часто переходили от одного князя к другому, создавая особую, дружинную культуру. Одним из крупных государственных образований славян в Приазовье являлась Русколань, занимавшая территорию, которая позже войдет в состав Великой Булгарии Курбата. Правителем Русколани был Бус Белояр (Бож в византийских летописях). Русколань воевала с готами Германариха. В этой войне Германарих был убит, и его место занял его сын. В итоге многолетней войны Русколань была побеждена, а Бус был распят. Это произошло в 382 году. После этого через земли ослабленной Русколани прошли авары и хазары. Но территория Русколани, Таматарха, Тмутаракань, Тамань по-прежнему считались славянскими княжествами. За исключением периода Великой Болгарии. Скорее всего, все-таки, и Великая Болгария была заселена славянскими и родственными им племенами. Возможно, что официальный язык и был тюркским, но обычаи и быт сохранялись. В смутное время, в IV веке, когда по степям Восточной Европы прокатилось нашествие гуннов, аваров, хазаров, часть славянских племен из лесостепной зоны переселились в Поволжье, заняли земли финно-угров, населяющих Нижнюю Каму и Среднюю Волгу. Славяне захватывали финно-угорские крепости, поселяясь в них, и оттесняя местное население в леса. Видимо, аборигены не спешили оставить в покое захватчиков, поэтому крепости именьковцев имеют внушительные укрепления. В VII веке сюда приходят болгары, переселенцы из разгромленной хазарами Великой Болгарии. Вполне возможно, что князь с дружиной. А может быть его призвали на княжение как Рюрика? Подобная практика в то время была весьма распространенной. Несколько родов, или даже союз племен, на общем собрании выбирают князя из живущих по соседству, и звали его на княжение. Заключая договор, согласно которому князь со своей дружиной обеспечивает безопасность населения, а население, в свою очередь, обеспечивает князя и дружину пропитанием. Договор мог быть расторгнут или продлен в любое время. Подобная практика просуществовала в Новгороде довольно долго. Греческие же авторы указывают, что она бытовала издревле по всей территории Восточной Европы. Как бы то ни было, а в Поволжье булгары без особых осложнений слились с местными славянами, и славянские племена легко признали власть булгар. Поэтому-то и границы Волжской Булгарии точно совпадают с границами расселения именьковских племен. В это время на юге существует могучее государство - Хазарский каганат, которое, на правах сильнейшего, требует покорности от сопредельных княжеств. Следует сделать маленькое отступление. Дело в том, что Восточной Европе издавна сложилась своя феодальная лестница, которая мало известна современному читателю. Большими родами правили бояре. Племенами - князья. Союзами племен, а также мелкими государственными образованьями - Великие князья. Выше стояли только цари и каганы. Именно по этому русские правители не спешили присваивать себе царский титул, а именовались Великими князьями. Титул - дело серьезное. Право на него нужно заслужить.
Как отмечает часть исследователей, верховья Камы заселились с притоков Камы - Обвы и Инвы. Судя по находкам монет, время процветания верхнекамских поселений относится к X - XII вв. и совпадает с расцветом болгарской (волжско-камской) культуры. Арабский путешественник Ибн Фадлан, бывший в Волжской Булгарии, именовал булгар славянами.