Обычно стихи я не разбираю, а коротко оцениваю по принципу "мое" - "не мое". Подобная система выработалась после того, как несколько друзей всерьез обиделись на мои комментарии. Но конкурс - такой шикарный повод вдоволь порезвиться, на чужих текстах. И главное - сами напросились :)
Первой в списке конкурсантов оказаласьМаленькая Сказочница и ее вещь
"Если кошка спит на стуле"
Если кошка спит на стуле -
это хорошо.
Это значит: в этом доме
тихое житье.
Нету ссоры, нету крика -
мир, покой, уют.
Это значит: в этом доме
люди добрые живут.
И они друг друга любят,
прогоняя зло.
Если кошка спит на стуле -
это хорошо.
Как назло, эта вещь настолько "не моя", что судить о ней не возьмусь. Мне, стороннику старой доброй классики, тяжело отнести это к поэзии. Вот если бы произведение было написано ребенком лет 10-11... Но как говорится, о вкусах не спорят.
Желаю вам найти своего читателя!
Следующим мне подвернулсяДунаев Борис Михайлович с произведением
"Одуванчик"
У неприметной стежки,
на травке молодой
стою на тонкой ножке,
пушистый и седой.
Намыкались напасти,
натешились дожди.
Теперь, душа, как счастья,
тепла и солнца жди!..
Но ветер легким духом
пройдется по степи -
и разлетятся пухом
судьба, душа, стихи.
Сначала о хорошем :) Понравился слог, улетающий серебристыми пушинками. Несмотря на внешнюю простоту, картинка, нарисованная несколькими штрихами, оживает. Лично я живо увидела и пресловутый цветок чуть в стороне от дороги, и немолодого человека, изрядно побитого жизнью. Даже придираться расхотелось.
Поэтому просто замечу, что в последней строфе бросается в глаза нечеткость рифмы "степи - стихи".
В общем, вряд ли бы я выучила это наизусть, но прочитала не без удовольствия.
Дальше мой взгляд выхватил из списка конкурсантовЧерного-Георга и его стихотворение
"Быть живым"
Сижу я на плече у ноября,
Молчу о хорошо забытом новом,
Анахронизмом проникая в слово...
Уже Плеяд скопление - не зря -
Выводит в небе знак: "поторопись!"
А боль и удовольствие, срастаясь,
- (О, сколько раз в рот не совать им палец?!) -
Мне доминантой замыкают жизнь.
Мои желанья кружево плетут
Кастильское - на поясе созвездий,
А музыка Небесных Сфер предместий
Не через уши льётся... Все в цвету
Нежнейших, как от сакур, лепестков -
Драконов спины. К ужасу скитальцев,
Мышами не хотят они питаться,
Предпочитая мудрость стариков.
Метеоритный рой Мирмидонян,
ПринЯвший форму энцефалограммы,
Стремится оборваться. Друг мой странный!
Твои глаза - полынь, слова - бурьян!
Мечты твои развеялись, как дым,
Лицо подставив солнца поцелуям...
Ну почему - представить не могу я,
Что это значит: просто - быть живым?..
Честно сказать, вникла в это переплетение словесных кружев далеко не с первой попытки. Нет, я не посмею утверждать, что образность и метафоричность - это плохо. Но иногда затрудняет чтение. Например, для правильного восприятия "А музыка Небесных Сфер предместий" мне пришлось мысленно поменять местами слова во фразе.
Порадовали ритм и рифмы. Без резких перепадов, с привычным моему восприятию пересечением.
Да простит меня автор, но ругать его или предлагать свое понимание я не буду. Слишком "моя" вещь. Не смотря на всё метафорическое макраме. Иногда просто быть живым - очень много.
Продолжает мой списокАnna S. и ее произведение
"С лазурных крылышек смеющегося неба"
С лазурных крылышек смеющегося неба
Стекает полдень на асфальтовые степи.
Завернут свет в переплетения из крепа,
Сатина, бархата. Опутывают цепи
Цветущих лип окаменелость ощущений.
И звуки падают в безмолвие сомнений...
И космос вкуса апельсинового сока...
Пространство цвета предрассветности видений...
И время спит внутри подсолнухов Ван Гога.
Зацепило необычное название, но, кажется, сюда полезла зря. Ну не люблю я Ван Гога! Автор увлеклась образами. Это у нее получилось отлично, встречаются яркие и запоминающиеся, вроде "света в переплетении из крепа" или "космоса со вкусом апельсинового сока" (автор, почему апельсинового?). Но ведь читателю через это все добро до смысла продраться нужно!
В общем, извините, ежели чего не так. Не мое.
Следующим участником оказалсяПайков Валерий Лазаревич с вещью
"Ночной полет"
Ночью летели. Эль Аль* на спиртное не щедрый -
было спокойно. Дремали, откинувшись в креслах,
кто здоровее, а впрочем, не только. Нерезко
гудели моторы, земли притяженье отвергнув.
Наш лайнер воздушный парил, словно птица, над бездной.
Но не было страха и чувства высот необъятных.
И мысли мелькали, что, в сущности, это полезно
взглянуть иногда на сквозную дорогу обратно.
Примериться, что ли, - бескрылость даёт опечатки
в душе невесомой, и что-то приходится править,
хоть время привычно играет с разумными в прятки -
оно неподсудно, а нам предстоит перед Равом,
главнейшим, верховным, держать свой последний экзамен...
Для меня в названии отражена основная суть стихотворения. Полет. Ночью. На самолете. И думы, посещающие лирического героя во время воздушного путешествия.
Можно, я выскажу свою точку зрения? Ваш герой побаивается летать на самолетах, из-за чего его посещают всяческие философские мысли. Увы, не смотря на интересную форму и довольно правильные рифмы, эта вещь меня не зацепила. Может, мне стоит чаще летать?
Кто там у нас дальше? Ага,Тихонова Татьяна Викторовна со стихотворением
"Белый пион"
Молочно-белых лепестков большой бутон
Качается на тонкой ножке стебля,
И каплей свежести в жаре июньской он,
Не нарушая свой воздушный сон,
Манит мой взгляд, чуть тень свою колебля.
Я дождалась!
Наградой за терпенье -
Во весь размах огромных лепестков
То белоснежное безумное кипенье
Тончайших кружев. Нежное виденье,
Раскрывшись от невидимых оков,
Вдруг ароматом сладким одарило.
Сижу и плачу. А последнюю строку слабо в рифму вписать? Красивая картинка, сотканная из неплохо переплетенных слов... и такой облом. Это и была авторская задумка? Странно, почему же у меня осталось ощущение какой-то незавершенности стихотворения?
Все, я расстроилась и пошла читать дальше.
Следующий автор спрятался за никомkoschka и представил на суд жюри стихотворение
"Первая последняя любовь"
О любви не прошу. Умоляю
Теплым словом согрейте меня.
Без надежды любя, умираю,
Со слезами молитву творя.
Не возможно забыть тех мгновений,
Когда сердце щемило в груди
От коротких, как миг, совпадений
Наших глаз в те далекие дни.
Ах, зачем потревожило раны
Так давно уж пылавших страстей!
Разгорелось в душе моей пламя
С огонька, что теплился с тех дней.
И чего я сюда полезла? Видела же, что вещь типично женская - на эмоциях. Лирическая героиня переживает о потерянной/безответной любви. По смыслу больше сказать нечего.
Собственно, форму автор тоже выбрала стандартную: рифмы 1-3, 2-4. Хотя "меня - творя", "груди - дни" и "страстей - дней", на мой взгляд, рифмуются очень условно. Не понравилось пламя, разгорающееся с огонька. Разве не из?
Хотя, все вышеперечисленные замечания и придирки - чистейшее ИМХО. Повешу-ка я на эту вещь ярлычок "не мое".
И загляну к конкурсантуBesson, чтоб ознакомиться с его произведением
"Я, но..."
Я думал ты приедешь,
Но мы не встретились опять.
Я думал, что ты думаешь,
Но мысль твою мне не понять.
Я знал, и ты ждала меня,
Но ты осталась не права.
Я начинаю забывать себя,
Но всюду помню про тебя.
Я часто говорю себе,
Но вспоминаю про те дни,
Я звал тебя к себе,
Но было нам не по пути.
Я долго горевал и плакал,
Но ты не виновата, нет.
Я виноват, ведь я сказал,
Но я все вижу - это бред.
Ну вот, тайна названия уже понятна - все строчки начинаются либо с "я", либо с "но". Не скажу, что мне нравится подобное решение, однако автору виднее.
Злобное критиканское ИМХО - рифм почти нет, основную мысль уловить сложно, образы и метафоры отсутствуют. Наличествует же некий сумбурный поток сознания и переживаний.
Вердикт - не мое. Автору - найти своих читателей.
А я пока перехожу кБаракину Денису Евгеньевичу со стихотворением
"Как ветер подует"
Как ветер подует - посыплются ветви
С высокого тополя вниз.
Но верен останется тополь завету:
К земле никогда не клонись.
Несколько мешает, на мой взгляд, повторение слова "тополь" в такой маленькой вещи. А так - форма ровненькая, гладкая. С идеей все просто и однозначно. Даже обсуждать нечего. Не мое.
Что-то уж слишком много "не моих" вещей стало попадаться. Неужто я такая переборчивая? Да и просто лезть вверх по списку как-то скучно. Поэтому в дальнейшем (если не закидают гнилыми помидорами за это безобразие) буду действовать по принципу "ткнул пальцем в небо". Интересно, кому первому не повезет?