|
|
||
Очерк написан совместно с Evridika 777 | ||
Когда-то у самого загадочного режиссера Андрея Тарковского была идея снять фильм о своих снах. Считается, что он так и не успел осуществить задуманное. Но это на первый взгляд. Сны, "сонное" восприятие реальности красной нитью проходит через всё его творчество. Язык, который использует Тарковский для создания своих фильмов практически тождественен языку , на котором с нами "разговаривает" наше подсознание во время сна. Очевидно, что Тарковский обращается не к разуму и сознанию,а именно к чувственному восприятию людей, которое непосредственно и происходит во время сонного переживания. Чтобы лучше понять фильмы Тарковского необходимо уловить чувственное переживание своих снов и перенести их на почву тарковских фильмов.
После сказанных слов зал разразился смешками и жидкими аплодисментами.
Во втором фильме Тарковского
"Солярис" сонный мир Соляриса полностью властвует над обитателями космической станции. Планета-мозг, изучая своих непрошеных гостей, погружается в сонные миры учёных, находя там самые потаённые уголки их страстей и переживаний, и перенося персонажи их снов в реальность бодрствования. Именно встречи со своими сонными персонажами причиняют учёным, обитателям станции неимоверные страдания: учёный Гибарян кончает жизнь самоубийством, не в состоянии более терпеть "муки совести", а Крис, герой Донатаса Баниониса, тщетно пытается избавиться от своей покойной жены, много лет назад покончившей жизнь самоубийством. Главные герои встречаются наяву со своими сонными переживаниями. Здесь уже реальность настолько переплетается со сновиденным миром, что их разделение уже теряет всякий смысл.
Многие считают Тарковского мистической фигурой. И дело не только в его фильмах, где многие образы, да и фон снимаемых картин, окутаны лёгким налётом мистики. Сама жизнь режиссёра окутана мистическим туманом. Кажется, что его творчество мистическим образом влияет на его жизнь и судьбу. Как сон переходит в реальность в "Солярисе" так и созданные образы и фильмы влияют на судьбу Тарковского. Достаточно вспомнить последний его фильм "Ностальгия". Главный герой фильма русский писатель Андрей Горчаков едет в Италию, чтобы собрать материал для своей книги. Зритель снова погружается в мир фантазий главного героя, который становится для всех реальностью.
Я присутствовала совсем рядом с актерами, и когда они снимали этот довольно сложный кусок, никто не перешучивался, никто не ронял посторонние фразы: и в группе, и среди актеров царила странная сосредоточенность на действе. У меня мороз прошел по коже: когда Бориска за столом опьянел, а бояре-князья расхохотались, это была высококлассная актерская игра......и жуткая достоверность.
Мне стало жаль мальчика, я подбежала к нему и спросила, почему он так угрюм, расстроен? Ведь нельзя же так! Бориска через силу улыбнулся, но я заметила, что на душе у него какой-то тяжкий груз. Тут я обратила внимание, что и другие актеры слишком угрюмы, да и пейзаж вокруг черно-белый, несмотря на позднюю осень: хоть какие-то краски, а все же остаться должны.
|