Учитель Александр Ефимович: другие произведения.

Cтолетняя война

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К столетию создания боевой группы Ha-Shomer


Cтолетняя война

К столетию создания боевой группы Ha-Shomer

   В этом году исполнилось ровно сто лет со дня создания организации Ha-Shomer - первой еврейской вооруженной группы в Палестине, с которой начинает отсчет военный конфликт, продолжающийся по сей день. Прежде чем продолжить об истории создания этой группы, следует выяснить, о каком конфликте идет речь - конфликт между кем и кем?
   Амнон Рубинштейн и Александр Якобсон в своей книге "Израиль и семья народов" ( ישראל ומשפחת העמים) предприняли титанические усилия для того, чтобы доказать, что еврейская колонизация Палестины не имеет никакого отношения к европейскому колониализму. Для этого авторы дают свое определение европейской колонизации: "направление какой-либо европейской державой в колонии части своего населения с целью улучшить его жизненые условия", - а потом иронически спрашивают, какая же держава отправляла "часть своего населения" в Палестину? Царская Россия? Межвоенная Польша? Нацистская Германия? Авторам при этом почему-то не приходит в голову, что значительная часть других примеров европейской колонизации тоже не подходит под это определение. Кто, к примеру, посылал "отцов пилигримов" - основателей штата Маcсачусетс? Ведь это были пуритане, бежавшие из Англии от религиозных преследований. Таковыми же были и католики, основавшие штат Мэрилэнд, названный ими в честь королевы Мэри, больше известной под нелицеприятным прозвищем Bloody Mary. Никто не посылал никуда и роялистов с осторова Джерси, которые после захвата их осторова войсками парламента отправились за море и основали там штат Нью-Джерси. И так уж заботились об "улучшении жизненых условий" колонистов Россия, отправляя каторжников в Сибирь, Англия - в Австралию, Франция - в Кайену и Новую Каледонию? Израильские правые также очень любят спекулировать на выходцах из арабских стран. К слову сказать, как их в Израиле только не называют, чтобы не произнести ненароком страшного словосочетания "арабские евреи": и сефардами - т. е. выходцами из Испании, хотя последние жили вовсе не в арабских странах, а на Балканах и в Турции, и "восточными евреями", что особенно абсурдно по отношению к выходцам из Магриба, назание которого значит по-арабски "Запад". Правая газета "Макор ришон" недавно поместила фотографию йеменских евреев, вполне арабского вида, с подписью: "Европейские колонизаторы?" Проницательный читатель наверно уже понял куда я клоню, но - нет, я не буду их сравнивать с африканкими рабами завезенными европейцами на Американский материк. А вот сравнивать их с рабочими, завезенными из Индии в английские колонии после отмены рабства, из Индокитая - во французкие колонии, и из Индонезии - в голландские колонии, вполне можно и нужно. По своему этническому составу современный Израиль больше всего походит именно на Новую Kаледонию, где большинство (незначительное) составляют вместе французские колонисты и вьетнамцы, с этими колонистами политически и морально солидарные, а меньшинство (большое) - коренное меланезийское население, стремящееся к независимости.
   Такова одна из составляющих конфликта, но с кем же они встретились, прибыв в Палестину? Никакого палестинского народа тогда не существовало, да существовать не могло: само понятие "народа" было импортировано на Ближний Восток с Запада выпускниками европейских университетов. Понятие это (Volk) было придумано в первой половине 19-го века немецкими романтиками. До них слово "народ" на разных европейских языках значило - "простонародье", в отличие от аристократии. Cлово "нация" (natio от латинского nascere - "родиться") означало раньше "происхождение": например средневековые университеты и монашеские ордена делились на "нации", т. е. землячества. Лишь французкая революция придала этому слову совершенно новое значение: совокупность граждан Республики, связанных "общественным договором" и носителей ее суверенитета. Поэтому немцам и понадобилось другое определение: ведь никакого единого германского государства тогда не существовало.
   На арабском же Востоке господствовало понятие умма исламия, которое под европейским влиянием теперь неправильно переводят как "исламская нация". В действительности оно значит "община покорных", т. е. тех, кто добровольно принял на себя руководство мухаджирун - беглецов из Мекки во главе с пророком. Никаких народов к рамках этой общины не признавалось, дальше шли сразу племена и кланы. Клановая политика господствовала и в арабской Палестине. При этом часть кланов вполне готова была сотрудничать с еврейскими колонистами, например: мусульманский клан Нaшашиби в Иерусалиме, христианский клан Абу-Гош в Иудейских горах, друзский клан Тариф в Галилее. Но сионистское руководство видило в них всех не более чем, платных агентов, и ни о каком равноправном сотрудничестве с его стороны не могло быть и речи.
   Теперь, после этого затянувшегося предисловия, можно вернуться к группе Ha-Shomer. Ее основательницей была Маня Шохат - личность совершенно легендарная. В 1899 г. Мария Владимировна Вильбушевич, как ее тогда звали, вступила в боевую организацию эсэров и была арестована. Ее следовaтелем оказался полковник охранки Сергей Зубатов. Следствие вскоре превратилось в роман, роман - в политическое сотрудничество. При поддержке Охранного Отделения Маня создала Еврейскую Независимую Рабочую Партию, которая стала самой популярной политической партией среди российских евреев. Когда Зубатов поучал своих подчиненых словами: "Вы, господа, должны смотреть на сотрудника, как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи. Берегите ее как зеницу ока. Один неосторожный ваш шаг - и вы ее опозорите", - он знал, о чем говорит. Но с назначением Плеве министром Внутренних Дел в 1902 г. ситуация резко изменилась: Плеве не одобрял "полицейского социализма" Зубатова и уволил его в отставку, а самым верным средством борьбы с революцией он считал еврейские погромы. Маня снова связалась со своими друзьями эсэрами для подготовки покушения на Плеве с целью отомстить ему и за Кишиневский погром, и за отставку своего любовника. Когда Маня рассказала об этом Зубатову, тот посоветовал ей как можно скорее покинуть Россию. Маня послушалась и уехала в 1903 г. к брату в Палестину. Об убийстве Плеве она узнала уже там. В 1905 г. в России вспыхнула революция, и Маня, конечно, не могла остаться в стороне: она бросилась в Париж для сбора средств и закупки партии оружия на дело русской революции. С этим оружием Маня прибыла в Одессу, но ее конспиративную квартиру засекла охранка. Агент охранки имел неосторожность сунуться туда в одиночку, и Маня, не долго думая, застрелила его из пистолета. Вот такой боевой девушкой была Маня!
   Вернувшись в Палестину, Маня вышла замуж в 1908 г. за Израиля Шохата и в следующем 1909 г. они вместе основали организацию Ha-Shomer для охраны еврейских поселений. Слово это значит "Страж" или "Охранник", и не звучит ли в нем отголосок названия ведомства Зубатова - Охранное Отделение? Связь с Зубатовым Маня не прервала и продолжала переписываться с ним вплоть до его самоубийства сразу после Февральской революции.
   Хотя один из членов организации Ha-Shomer - Александр Зейд - и удостоился единственной в Израиле конной статуи, до настоящих боев дело тогда не доходило. Первым и последним сражением с участием этой боевой группы стала лишь оборона форта Тель Хай в Верхней Галилее 1-го марта 1920 г. Произошло это следующим образом. 1-го октября 1918 г. Лоуренс Аравийский с эскадроном австралийской легкой кавалерии и с хиджазской конницей принца Фейсала, сына шерифа Мекки, вошел без боя в Дамаск, и сразу же провозгласил там Фейсала "королем всех арабов". 3-го января 1919 г. Фейсал подписал с Хаимом Вейцманом, главой сионистского движения, договор о совместной согласованной позиции на Версальской мирной конференции. Позиция эта заключалась в том, что сионисты обещали поддержать идею "Арабского королевства", включавшего все арабские территории бывшей Османской империи, а Фейсал обещал за это поддержать идею автономного еврейского государства в Палестине (включая Трансиорданию). Договор этот был мертворожденным с самого начала, поскольку оба его участника не знали о секpетном договоре Сайкс-Пико, заключенном еще в 1916 г. между Англией и Францией, о разделе этих самых территорий между ними. По договору Сайкс-Пико Ирак и Палестина доставались Великобритании, а Сирия и Ливан - Франции. Хотя Франция получила формальный мандат на эти страны лишь в апреле 1920 г. на международной конференции в Сан-Ремо, англичане начали вывод своих войск из Сирии и Ливана уже осенью 1919 г., бросив своих арабских союзников на произвол судьбы. Сменившие их французы немедленно распустили все органы местного самоуправления, санкционированные англичанами. Поскольку граница между британской Палестиной и французской Сирией тогда демаркирована еще не была, англичане ушли и из Верхней Галилеи, где находилось несколько еврейских поселений.
   Сопротивление местного арабского населения началось почти сразу, и вылилось во всеобщее восстание 1-го марта 1920 г. Во главе вооруженных сил повстанцев встал Иззаддин эль-Касам, тот самый Иззаддин эль-Касам, в честь которого названа боевая организация движения Хамас и самодельные ракеты, которыми она долгое время обстреливала израильский город Сдерот. Был он личностью не менее легендарной, чем Маня Шохат. Свою военную карьеру Иззаддин эль-Касам начал в Триполитании (совр. Ливия) во время Итало-турецкой войны 1911, где он сражался на стороне турок. После поражения Сирийского восстания он бежал в Хайфу, где основал партию Истиклаль ("Независимомть") и ее боевую организацию "Черная Рука". Он погиб в стычке с английской полицией в 1935 г. в самый канун Арабского восстания 1936 г., которое он усиленно готовил. Так получилось, что Иззаддин эль-Касам успел повоевать сразу против трех европейских колониальных держав: Италии, Франции и Англии.
   В первый же день восстания во внутренний двор форта Тель Хай въехала группа арабских всадников, которые потребовали от бойцов Ha-Shomer выдать им французских офицеров, якобы нашедших там убежище. Комендант форта, Иосиф Трумпельдор начал, спускаясь по лестнице с верхней галереи, убеждать их, что никаких французских офицеров в Тель Хае нет. В этот момент кто-то (по всей видимости, те самые несуществующие французские офицеры) открыл огонь с верхней галереи. Арабы выстрелили в упор в Трумпельдора, вскочили на коней и ускакали, совершенно в каноническом стиле Вестерна. Вскоре они вернулись с большим подкреплением. Защитники Тель Хая, поняв, что форта им не удержать, покинули его и с боем прорвались в соседнее еврейское поселение.
   Французы разгромили повстанцев в сражении при Майсалун 23 июля 1920 г. и подавили восстание в Сирии, но до Верхней Галилеи руки у них не дошли. Вместо того, чтобы послать и туда войска, французы просто передали эту территорию под британский мандат, обменяв ее на южный Ливан к югу от реки Литани. В Израиле любят обсуждать, каковы были последние слова Трумпельдора: "Хорошо умереть за свою страну" ( טוב למות בעד ארצנו), или же что-то матерное по-русски. Эта нелепая дискуссия лишь затемняет настоящие вопросы, которые израильская национальная мифология упорно замалчивает: за какую точно "страну" погиб Трумпельдор? Чего добился Иззаддин эль-Касам? Ведь единственным результатом победы арабских повстанцев в Верхней Галилее стало то, что эта территория вошла не в состав Сирии, а в состав подмандатной Палестины, а через нее - в состав "суверенного Израиля" в границах 1948 г.
   После падения Тель Хая Ha-Shomer был расформирован, а его бойцы влились в ряды гораздо более массовой милиции еврейских поселенцев - Hagana ("Оборона"), имя которой до сих пор составляет часть официального названия израильской армии - Zva Hagana le-Israel ("Армия Обороны Израиля"). К чести Мани Шохат надо заметить, что она со своим боевым прошлым лучше других понимала, к чему ведет военная котфронтация между еврейскими колонистами и арабским населением, и вступила в 30-е года в "Союз Мира" (Брит Шалом), ставившего целью создание двунационального государства в Палестине. Из героини Маня немедленно превратилась в предательницу и умерла в 1961 г. в полном забвении. Иззаддин эль-Касам даже в могиле не нашел покоя: он похоронен на мусульманском кладбище деревни Балад-аш-Шейх, ставшей после изгнания ее арабского населения пригородом Хайфы - Нешер, и там израильские патриоты (идиоты?) регулярно оскверняют его могилу.
   Очень хочется надеяться, хотя я слабо в это верю, что к столетию падения Тель Хая израильско-арабскаий конфликт наконец завершится миром. Только тогда Маня Шохат и Иззаддин эль-Касам займут подобающее им место в нашей общей исторической памяти.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези) К.Кострова "Скверная жена"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"