(по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Размышления о глубинных смыслах классики.
Век, каким бы он ни был по счёту, всегда полон людскими предрассудками, народной глупостью и пороками своего времени. Особой цикличностью обладает пора взросления человека - тот период, когда каждый претерпевает робкую дружбу, первый обман и раннюю любовь. И особое место в каждом веке занимают люди, которые снисходительно относятся к действительности, не поддаются чувствам, а подчиняют их себе, также подчиняя других. Нельзя сказать, что они не ошибаются на своем пути, но можно утверждать, что эти люди научились жить на ранних пробах судьбы, познав отчасти "искусство жизни". Несомненно, так как они выстраивают систему взглядов на мир сугубо из собственного опыта, не поддаваясь решениям, уготовленным обществом, такие люди значительно отличаются друг от друга. Два ярких образа такого типажа подарил нам Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени" - Печорина и Доктора Вернера, я называю их героями нищего времени.
Произведение написано в XIX веке и про XIX век - время застоя и отсутствия идей после подавления восстания декабристов. Почему же нищего (мы убрали привязку к веку)? А потому, что наш XXI век, как и XIX, беден на творческие начала, на оригинальные идеи. Мы топчемся на месте, подымая пыль старых лет. События, происходящие вокруг нас, движутся не в сторону прогресса, а по наклонной. У каждого века свои достоинства и недостатки, а особенность нашего - это нищенство идей в изобилии информации.
Но правильно ли называть Печорина и Вернера героями? Два ума сошлись оттого, что нашли друг в друге приятное общество. Они объясняются с полуслова, легко начинают и завершают разговор. Их беседы лёгкие, острые и завораживающие. Они - два приятеля по уму и, увы, только приятели. "Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились, довольные своим вечером",- пишет М.Ю. Лермонтов.
Но герои отличаются друг от друга. Доктор Вернер (прототипом которого является Н.В.Майер, приятель автора, "вольнодумец и протестант") предстаёт перед нами умелым ценителем жизни, эпиграммы которого остры, а "язык зол". Однако по большей части доктор пассивен: "Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего..." И умением жить он пользовался, увы, только в дискуссиях, но никак не в самой жизни:
"Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием."
Печорин же наоборот во всю наслаждается жизнью. Добиваясь Бэлы, подзадоривая Грушницкого, играя с Мери, он всегда остаётся верен рассудку, расчётлив в действиях и безжалостен к себе. Он воспринимает всё "по отношению к себе", но оттого мысли часто мучают его. Он готов простить Грушницкого даже после заговора, память о гибели Бэлы преследует его всю жизнь, а желание верить, любить и понять смысл своего существования разбивают его голову на куски. Можно было бы приписать ему горе от ума, доставшееся Чацкому, но Печорин сумел найти применение этому уму, подчинив его себе и возвысившись на голову над толпой.
Так кем же являются Печорин и Вернер? Они шуты друг для друга и короли - для других. Таких людей я называю разумными эгоистами. Им присущ объективный взгляд на себя и на окружающих - в них нет слепой заносчивости, их действия разумны и полезны (конечно же, для них самих). Даже жалуются они полупритворно, преследуя в этом раскаянии n-ную цель (откровение с Мери на привале). Такие они, разумные эгоисты: все их действия совершаются либо для собственной выгоды, либо для забавы. А когда вы им не нужны или не интересны - то и дело с вами иметь не хотят, а так, руку пожмут для приличия и пойдут дальше. Но есть в них то, за что их можно уважать: они честны с другими, а главное, с собой; они не обольщаются страстями, так как уже пережили их; они полны идей, а идеи, как известно, движут эпоху вперёд; они - герои нищего времени.