Это одна история о том, чего не было, но все же могло быть. Просто исторические документы не хранят сведений о подобных событиях.
Письмо Андрея Разумовского от 15 сентября 1791 года - вот единственный документ, позволивший этой истории жить. Он подлинный и цитируется всеми музыковедами.
Только это письмо доказывает (по крайней мере, логически), что Моцарт с Разумовским встречались, здоровались, говорили. Оба они были остры на язык и любили посмеяться, оба они в чем-то бросали вызов обществу, без которого, тем не менее, ни тот ни другой жить не могли. Моцарт стремился уехать из родного города, Разумовский - из родной страны. Я надеюсь, что их пространные монологи об этом не слишком утомят читателя. Потеря родины явление не столько пространственное, сколько духовное, я думаю. В чем-то каждый из нас похож на этих двоих.
Поэтому я позволила себе подарить Разумовскому, этому дипломату от рождения и любимцу женщин, такую тоску по родине, которой, как утверждают многие, он никогда не знал. Спорить не буду. Многое с течением времени - сны, мечты, рисунок страстей и горестей людей т о г о времени - стирается, становится неясным. Мне же хотелось видеть Разумовского человеком, несмотря на все отзывы современников и писателей исторических романов, человеком, как это ни смешно, чутким. К искусству. К музыке. К таланту.
Все имена, которые Моцарт и Разумовский употребляют в разговоре, подлинны. Моцарт действительно собирался ехать в Богемию. Только, возможно, уехал туда в конце августа, а не в начале сентября.
Это стих белый, к которому я всегда отношусь с большим уважением. Но герои волнуются, влюбляются, забываются - тут и до рифмы недалеко. Граф Андрей говорит так всякий раз, когда вспоминает о России.
Моцарт говорит в рифму всегда, так как мне не придумать ничего другого, чтобы изобразить в стихах музыку. А что же еще музыка, если не Моцарт?
Размер стиха меняется на песне Разумовского, которую он выдает за русскую народную (проницательный мой читатель поймет, что это не так), впрочем, Разумовский вообще сыплет поговорками неизвестного происхождения. Большой кусок - конец третьего и четвертое действие - написан в ритме новой симфонии Моцарта, мелодию которой он напевает Андрею.
Остальные примечания прошу смотреть в конце пьесы.
Автор
12 февраля 1996 года
П Р И Г Л А Ш Е Н И Е
( В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ)
"...направить к Вам первого клавесиниста и одного из искуснейших композиторов Германии - по имени Моцарт - который, имея здесь некоторое недовольство, был бы расположен принять это путешествие. Сейчас он в Богемии, но скоро вернется. Если Вы, Ваша светлость, разрешите мне тогда его пригласить не надолго, а просто для того, чтобы поехать к Вашей светлости, чтобы Вы его услышали и, если найдете нужным, затем приняли бы к себе на службу".
Андрей Разумовский -
Г.Потемкину 15 сентября 1791 года
Если будет час у тебя свободен,
Скажем, в дождь (или при другой погоде),
И прошелся бы, да не тянет вроде...
Если будет в запасе час,
То открой все это. Суди не строже,
Чем себя. Ведь если открыл, ты тоже
Соучастник, старше или моложе,
(Только, лучше чем я сейчас).
Пояснить бы что... да мои герои
Говорливы - и от тебя не скроют
Ничего. К тому же, сюжет построен
На истории старой. Что ж!
Мне пришлось немного преувеличить
Роль второго. Впрочем, герой двуличен,
И скрывать кого-то - его привычка,
И кого-то ты в нем найдешь?
...Так случилось,( действии на четвертом)
Неизвестный черт поминает черта...
Да простится моим стихам!
В темный пригород покатились дрожки,
У трагедии отрастают рожки,
Но она их, плутовка, нам
Не показывает и там.
Ты простишь меня, но заметишь здраво:
Мол, другое время ( а в нем и нравы)
И людей теперь сулемой не травят,
И с чего это нам - туда?
В том и соль.Отличие, мне сдается
Лишь одно - там Моцарт. Он жив, смеется,
Топит печку, пишет, и нам придется
То, что думал он - угадать.
В остальном - все то же. Потемки. Осень.
Парики и фижмы, конечно, носят,
Но реформы ждут. Просвещенья просят.
И последняя роза вдруг
Поджигает сонный колючий стержень,
И выходит лодка на вольный стрежень
Из-за острова, сделав круг.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Явление первое
Разумовский один, сидит у окна в кабинете, скучает.