Виноградов Павел: другие произведения.

Хоррор в России больше...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размещаем краткую обзорную статью о русском хорроре за авторством одного из победителей предыдущих конкурсов - Павла Виноградова. Со своей точки зрения можем порекомендовать также статью Виктора Точинова "Хоррор Древней Руси"


  
   Павел Виноградов
  
   Хоррор в России больше...
  
   Русская литература многое дала для развития жанра. Более того, некоторые его сюжеты и формы берут начало именно у нас. В частности, вампирская тематика. Как отмечал литературовед Яков Лурье, легенда о Дракуле проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской "Повести о Дракуле" (80-е годы XV века). Даже слово "вампир" в форме "упырь" впервые встречается именно у русских. Но и мы его заимствовали - из тюркского, где "убур" обозначает злой дух, высасывающий кровь.
   Тема упырей обычна для русских (украинских, белорусских) народных сказок, из некоторых можно сразу делать сценарий для Голливуда. Если же говорить о классической вампирской повести, то Алексей Константинович Толстой издал своего "Упыря" в 1841 году, то есть, раньше не только "Дракулы" Брэма Стокера (1897), но и "Кармиллы" Джозефа Шеридана Ле Фаню (1872), на которую, как считается, Стокер опирался. Напрямую познакомить европейских читателей с вампирской темой могли повести Толстого "Семья вурдалака" (Lafamilleduvourdalak. 1839) и "Встреча через триста лет" (Lerendez-vousdanstroiscentans. 1839), написанные на французском. На русском они вышли значительно позже.
   Несомненно, всё это ещё был не классический хоррор, а"полуготика", но то же самое характерно и для западной литературы (на Востоке жанр развивался иными путями). Тем более и в современной литературе трудно отделить хоррор от "постготики".
   Первая в русской литературе фантастическая повесть Антония Погорельского "ЛафертовскаяМаковница" (1825), несомненно, создана под влиянием Гофмана и несёт элементы хоррора. Но самый заметный толчок развитию жанра дало творчество Николая Гоголя. Причём, он стал родоначальником не только классического хоррора ("Майская ночь, или Утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Вечер накануне Ивана Купала"), но и хоррора "иронического" ("Ночь перед Рождеством", "Сорочинская ярмарка", "Заколдованное место").
   Следует упомянуть творчество и русских романтиков: Владимира Одоевского, Ореста Сомова, Александра Бестужева-Марлинского. Не чужд эстетике ужасного был и Александр Пушкин ("Пиковая дама", "Уединенный домик на Васильевском"). Позднее появляются "Мертвое озеро" Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой (Н.Н Станицкий), "таинственные повести" Ивана Тургенева, "Бобок" Фёдора Достоевского, "Вальтер Эйзенберг" Константина Аксакова.
   Серебряный век с его мистическими настроениями дал мощный всплеск литературы хоррора. Трудно назвать писателя того времени, кто бы не прибегал, хотя бы эпизодически, к этому жанру. Александр Амфитеатров, Вера Желиховская, Вера Крыжановская-Рочестер. Символисты - Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Леонид Андреев, Алексей Ремизов -- восприняли жанр через французских поздних романтиков и Эдгара По. На более поздний период приходится расцвет творчества Сигизмунда Кржижановского и Александра Грина, у которого "хоррорные" мотивы отчётливо звучат в рассказах. В 1912 году вышел русский вариант "Дракулы" Стокера -- повесть "Вампиры", подписанная "Б. Ольшеври", то есть "больше ври". Настоящий её автор до сих пор неизвестен. Это один из первых случаев, когда русское литературное изобретение возвратилось в Россию в качестве "импортного".
   Господство соцреализма и партийное руководство литературой, разумеется, подкосило весь русский хоррор, категорически не вписывающийся в общество строителей коммунизма. Однако мотивы хоррора можно найти почти у всех видных советских фантастов. Мелькают они у Алексея Николаевича Толстого, Мариэтты Шагинян, Александра Беляева, Ивана Ефремова. Стоит упомянуть и созданный в 1933 году в эмиграции рассказ Александра Куприна "Ночная фиалка". Несомненным явлением стал написанный на белорусском роман Владимира Короткевича "Дикая охота короля Стаха" (1958, издан в 1964-м). Отдельно стоит, конечно, творчество Мастера. Михаил Булгаков стал одним из родоначальников не только современного фэнтези, но и хоррора. Повесть "Роковые яйца" (1924), несмотря на очевидную связь с "Пищей богов" Герберта Уэллса, является первым классическим примером "ужастика" о безумном учёном и генных мутациях. Сильны мотивы хоррора в "Дьяволиаде" и, разумеется, в "Мастере и Маргарите".
   Отдельные образцы "ужасного" встречаются и в поздней советской фантастике ("Последняя дверь!" Михаила Емцева и Еремея Парнова, "Фирма "Прощай, оружие!"" Александра и Сергея Абрамовых). Особый случай -- мистическая проза Абрама Терца и Юрия Мамлеева, которая до перестройки в СССР не печаталась. В общем, несмотря на полулегальное существование, русский хоррор продолжал теплиться и даже, вероятно, иной раз оказывать влияние на зарубежную литературу. Во всяком случае, я убеждён, что выкапывающиеся из могил и возвращающиеся в родные дома мертвецы из "Пикника на обочине" АБС (издан в США на английском в 1977 году), благополучно перекочевали в "Кладбище домашних животных" Стивена Кинга (1983).
   После перестройки и снятия идеологических барьеров к нам хлынул поток зарубежной литературы, в том числе и хоррора. Российский читатель воспринимал его, как чисто западный мем, и те отечественные писатели, которые стали работать в этом жанре, опирались на авторитет Лавкрафта и Кинга, а не Гоголя и Булгакова. Нечто оригинальное пытались сделать немногие. Можно упомянуть Андрея Столярова, Андрея Измайлова, Ивана Куна. Мотивы хоррора сегодня звучат у многих фантастов, от Сергея Лукьяненко до Макса Фрая, но специализируются в жанре немногие: Алексей Атеев, Андрей Дашков, Максим Маскаль, Валерий Роньшин, Светлана Синявская (Синявская Лана), Виктор Точинов, Иван Карасев, Анна Старобинец и ещё несколько писателей.
   Будем надеяться, что конкурс "Укол ужаса" и ему подобные хоть в малой степени поспособствуют преодолению этого застоя. Жанр-то вкусный:)

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Гринберга "Отбор без правил"(Любовное фэнтези) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) П.Роман "Ветер бури"(ЛитРПГ) Т.Рем "Призванная быть любимой – 3. Раскрыть крылья"(Любовное фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"