Аннотация: Подходы Лавкрафта к теме воскрешения мертвых в разрезе общей "западной" культурной традиции
Е. А. Налитова (Тамбов)
ТЕМЫ ВОСКРЕШЕНИЯ МЕРТВЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Ф. ЛАВКРАФТА: СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937), американский писатель первой трети XX века, неоднократно обращался в своих произведениях к теме воскрешения мертвых. Тема воскрешения тесно примыкает к еще более обширной теме воскресения, которая известна с древних времен в самых различных мифологиях, фольклоре, религиях и связана с обновлением природы, с началом новой жизни, с великими божественными чудесами, обращающими печаль в радость. Характерные примеры можно найти в Библии, особенно в Евангелии. В Ветхом Завете мертвых воскрешали пророки Илия (3 Цар. 18:17) и Елисей (4 Цар. 4:18), Новый же Завет весь пропитан радостным ожиданием будущего воскресения всех людей и начала вечной жизни. "Христианская надежда опирается на радостное благовестие о разрушении смерти: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало" (из пасхального канона)". "Иисус Христос "явил жизнь и нетление через благовестие" (2 Тим. 1:10): последователи Христа не были подобны "прочим, не имеющим надежд" после своей смерти (1 Фес. 4:13); христианство было религией воскресения и бессмертия" .
Повествование о возвращении умерших к жизни под воздействием Божественной силы можно встретить у всех четырех евангелистов. "...Матфей и Марк довольствуются одним рассказом -- о воскрешении дщери Иаира (Мф. 9:18. Мк. 5:23). Лука сообщает уже два рассказа -- о воскрешении дщери Иаира (8:41) и сына вдовы Наинской (7:11), а Иоанн, хотя и ограничивается всего одним рассказом о воскрешении Лазаря (гл. 11), но форма этого рассказа так ярка, что он стоит множества других в том же роде". В Евангелии акт воскрешения мертвого совершает Сам Господь, не только оживляя тело, но и оживотворяя его душой.
Еще более великое чудо, которое нельзя здесь не упомянуть, было совершено Христом незадолго до Его Голгофских страданий, - воскрешение Лазаря. Это чудо превзошло подобные ему тем, что Лазарь, в отличие от только что скончавшейся дочери Иаира и сына вдовы Наинской, был воскрешен спустя четыре дня с момента смерти и признаки разложения были уже видимы и ощутимы окружающими. Кульминацией целого ряда чудес воскрешения мертвых Спасителем стало собственное воскресение Христа, которым Он засвидетельствовал свою Божественную сущность.
Тема воскрешения или воскресения вне библейского контекста перешла со временем в художественную литературу. Наметились две тенденции в раскрытии этой темы: воскрешение души и воскрешение тела, - позволяющие писателям затронуть сложные философские, богословские, нравственно-этические и психологические проблемы.
В центре внимания русских писателей оказалась прежде всего человеческая душа - их интересовал сложный путь нравственных исканий, духовное становление русского человека. Таким образом, воскрешение или воскресение души - одна из магистральных тем русской литературы, представленная широким кругом художественных произведений. В качестве примеров можно привести сочинения наших великих писателей - "Преступление и наказание" (1866) Ф. М. Достоевского или роман Л. Н. Толстого, который так и называется: "Воскресение" (1899).
Долго и трудно проходит путь герой первого романа, Родион Раскольников, от бессмысленного убийства двух сестер к духовному возрождению. Наказание начинается для него задолго до суда и приводит к тяжелой физической болезни, ибо муки совести оказываются гораздо мучительнее, чем отбывание срока на каторге. В ссылке же происходит процесс очищения и окончательного осознания истинного смысла жизни. В романе Толстого воскресает душа скучающего эстета и утонченного эгоиста Дмитрия Нехлюдова, а затем, в результате усилий прозревшего князя и общения с политическими заключенными, возрождается душа опустившейся на самое дно порока Катерины Масловой.
Следует отметить, что вторая тенденция в раскрытии темы воскрешения свойственна именно западной литературе, возможно, потому, что картина мира, сложившаяся в культуре Запада, имеет более позитивистский характер, а менталитет человека в большей степени тяготеет к эмпирике. Как бы то ни было, одной из первых к теме воскрешения мертвой материи обратилась английская писательница Мэри Шелли (1797-1851) в романе "Франкенштейн, или Современный Прометей". Обращение к теме воскрешения, не духовного, а физического, не с помощью Божественной силы, а методами науки, позволило писательнице поднять вопросы "о пределах познания, допустимости вторжения в тайны живой материи, изучения жизни и природы за гранью известного науке <...> сложный комплекс нравственно-этических, философских, социальных, психологических проблем" и развенчать "самонадеянность человека, посягнувшего на роль Бога" Акт воскрешения производит талантливый ученый, но, оживив тело, он в силу своей человеческой сущности бросает свое создание на произвол судьбы, чувствуя в нем, несмотря на живую плоть, отчуждение смерти. Таким образом, взяв на себя функции Бога, герой романа не справляется с ними, будучи равен тому, кого он воскрешает: человек воскрешает человека, находясь с ним в одной плоскости, в то время как Бог находится над миром. Пытаясь узурпировать функции Бога, человек уподобляется скорее Сатане, который пытался сделать то же самое и с тем же результатом - породив адские кошмары.
Роман "Франкенштейн" на протяжении уже двух столетий продолжает вызывать интерес как у читателей, так и у писателей, а тема воскрешения мертвой материи дерзким ученым, святотатственно проникшим в неизведанные тайны и надругавшимся над законами природы, заняла прочное место среди сквозных сюжетов мировой художественной литературы.
Г. Ф. Лавкрафт, тоже разрабатывающий тему воскрешения, - представитель западной традиции, продолжающий линию Мэри Шелли и ее доктора Франкенштейна. Творчество Лавкрафта в целом характеризуется жанровым разнообразием: исследователи относят сочинения этого автора и к неоготике, и к фэнтези, и к хоррору, и к научной фантастике; в то же время многие его произведения невозможно ограничить рамками какогото одного жанра.
Вопрос жанрового своеобразия прозы Лавкрафта представляется чрезвычайно сложным и в силу того, что мы пока не располагаем четкими теоретическими определениями рассматриваемых жанров; также исследователи не могут прийти к единому мнению, считать ли их самостоятельными жанрами или разновидностями одного масштабного пласта литературы.
В центре повествований американского писателя на тему воскрешения находятся ученые, стремящиеся оживить мертвую материю, создать гомункула или победить смерть и терпящие неудачу. При этом Лавкрафт не просто воспроизводит классический сюжет, но привносит в него новые черты. На протяжении своего творческого пути писатель не менее четырех раз обращается к теме воскрешения мертвых и каждый раз обыгрывает ее по-новому: "Херберт Уэст - реаниматор", "Холод" (1926), "Жизнь Чарльза Декстера Варда" (1927) и "Эксгумация" (1935).
В рассказе "Херберт Уэст - реаниматор" предметом художественного осмысления становится феномен зомби, восходящий к магическим представлениям последователей культа вуду и превратившийся в наши дни в неотъемлемую часть современной массовой культуры. Первоначально зомби - "в поверьях населения Западной Африки и Антильских островов: оживлённый c помощью колдовства мертвец, полностью лишённый человеческих чувств и выполняющий любые приказания своего хозяина". У Лавкрафта зомби - тоже воскресшее тело мертвого человека без души и разума, однако оживленное с помощью науки. Бездушные зомби у Лавкрафта не являются послушными орудиями человека - они агрессивны по отношению к живым людям. В отличие от монстра, созданного доктором Франкенштейном, образцы доктора Уэста по природе своей не способны к размышлениям, переживаниям, саморефлексии, им чуждо стремление к социальной адаптации.
В рассказе "Холод" сам врач становится объектом эксперимента и, прикладывая массу усилий, пытается поддержать жизнь в своем уже начавшем разлагаться теле. Он обрекает себя не только на вынужденное затворничество, чтобы скрыть свое подозрительное долголетие, но и на одиночество, поскольку его современники к моменту повествования уже отошли в мир иной. К тому же он попадает в зависимость от холодильной машины, которая поддерживает жизненно необходимую для него низкую температуру в комнатах. Но даже это не избавляет несчастного экспериментатора от страшного конца. Еще до поломки агрегата доктор Муньос начинает чувствовать, что мертвые ткани не хотят держаться и начинают расползаться, что естественно отражается на его внешнем виде и сопровождается страшным зловонием. Вышедшая же из строя холодильная машина максимально приближает страшную развязку, оставляющую после доктора Муньоса лишь лужу отвратительной слизи.
В "Истории Чарльза Декстера Варда" воскрешенный своим потомком салемский колдун Джозеф Карвен становится настоящей угрозой для всего человечества. В свою очередь воскрешенные чернокнижником, а точнее, восстановленные из праха люди являются источником его могущества и будущего порабощения человеческого рода.
Особняком в творчестве Лавкрафта стоит рассказ "Эксгумация", где повествование ведется от лица самого "оживленного мертвеца", а не свидетеля или участника событий, как в предыдущих произведениях. Здесь Лавкрафт прибегает к композиционной инверсии, тем самым видоизменяя сюжетостроение, традиционное для "страшных рассказов". Сначала рассказчику приходится пройти через то же одиночество, отчуждение и зависимость от внешних обстоятельств, что и доктору Муньосу из "Холода". Но в финале, узнав, что он давно мертв и представляет собой некий гибрид из собственной головы и чужого тела, герой одержим стремлением вернуться в смерть - туда, откуда его святотатственно вырвала рука хирурга Эндрюса.
Мрачная атмосфера и пессимизм произведений Лавкрафта были в известной степени обусловлены временем их создания. Кризис идей и ценностей, обозначившийся на рубеже XIX-XX веков, особенно ярко проявился в первой половине XX века и породил в людях этой эпохи "чувство обреченности человека и бессмысленности его усилий придать гуманность и целостность своему бытию". Кризис христианских ценностей особенно ярко выразился в трудах Ф. Ницше. "Бог умер", - смело заявляет автор трудов "Веселая наука" (1882) и "Так говорит Заратустра" (1883-1885), потрясая тем самым основы западного сознания. Появление Ницше было подготовлено развитием человеческой мысли на протяжении нескольких веков, ибо кризис христианства начался гораздо раньше - в XVIII, а возможно, и в XV в. Однако своего апогея, выразившегося в полной переоценке христианской системы ценностей, он достиг именно в трудах немецкого мыслителя. Это отразилось на процессах, протекавших в мировой литературе, которая не только пыталась ответить на извечные вопросы бытия и определить предмет своего изображения, но найти новые средства выражения.
Несмотря на своеобразие исторического и культурного процессов на американском континенте, американские писатели XX века хорошо смогли это почувствовать и "отразить в оригинальной мифологии "заката американской мечты", "потерянного поколения" общезападного кризиса цивилизации". Особая заслуга американской литературы этого периода заключается в том, что, не теряя национального своеобразия, "она стихийно предложила сравнительно новую трактовку общезападного культурологического сдвига -- того, сколь мучительно человеку Запада, своего рода Гамлету эпохи "гибели богов", "городовспрутов", кровавых войн, индустриального производства, политической и бюрократической демагогии, всепобеждающей серости мещанства, испытывать "выбитость времени из колеи" и, разрываясь между "прошлым" и "настоящим" , "другой страной" и "здесь и сейчас", бытием и искусом небытия, отчаянно, и даже бессознательно, искать идеального оправдания своего существования".
Не стал исключением и Лавкрафт, однако его пессимизм преодолел земное притяжение и приобрел космические масштабы. Для писателя творческое осмысление культурологических проблем Запада вылилось в отрицание целесообразности самого существования человека на Земле: в его творчестве происходит окончательная десакрализация человека во Вселенной. В своей обширной корреспонденции Лавкрафт называет себя убежденным материалистом: для него первична материя, и только она существует реально. "За неимением какой-либо сверхъестественной веры, собственная философия Лавкрафта была утонченным материалистическим исповеданием тщетности, нелепо сочетающимся с суровым аскетизмом личного поведения". "С Ницше ... [Лавкрафт] был вынужден признать, что человечество в целом не имеет ни какой бы то ни было цели, ни предназначения". Но, в отличие от Ницше, он не верит и в сверхчеловека, считая, что в целом "наша человеческая раса является лишь незначительной случайностью в истории творения", и будущее за странными, но более совершенными существами, не имеющими ничего общего с человеком.
Однако Лавкрафт не мог не ощущать пустоту, порожденную в нем отрицанием духовного начала, поэтому он пытался заполнить ее неким подобием духовного мира, сотворенного его фантазией. В письме другу он писал:
Длясреднегочеловекасуществуетпотребностьвличном прибежищевнекоторойсистемеориентиров...Верующие ищутмистическогоотождествленияссистемойнаследственныхмифов,тогдакакя,небудучирелигиозным,ищу соответствующегомистическогоотождествлениясединственнойнепосредственнойматериальнойвнешнейреальностью, которую признают мои ощущения... 3
В отличие от многих других современных ему писателей, которые в своих творениях полемизировали с христианством, отрицали религиозное мировидение и критиковали его адептов, Лавкрафт был одним из тех, кто довел тезис Ницше "Бог умер" до логического конца. Он сосредоточился не на доказательстве того, что Бога нет (а значит, нет веры в Его Промысл, Его заповеди и обетования, и, следовательно, человек сам себе хозяин), а на том, каково человеку в жить в таком мире, где он песчинка, где от него ничего не зависит, где он "со своими напыщенными притязаниями превращается в совершеннейшее ничто, когда рассматривается относительно неизмеримых бездн бесконечности и вечности, разверзающихся над ним", и смог наиболее наглядно показать одиночество, пессимизм и ужас человека, осознавшего, что он не только один в этом мире, но и он лишь материя. Еще как-то регулируемая разумом и некоторыми общепринятыми правилами при жизни, материя при оживлении может потерять сдерживающие факторы и становится либо страшным монстром, утратившим человеческий облик, либо расползающейся органической тканью, либо инфернальным злом, стремящимся погубить мир живых, либо несчастной жертвой, которая уже не может и не хочет вернуться к жизни.
Древняя тема воскрешения мертвых заняла прочное место в мировой художественной литературе. Особенности интерпретации этой темы определяются базовыми ценностями и конечными целями, которые ставит перед собой автор, обратившийся к ней в своем творчестве. Этим и обусловлено своеобразие художественного осмысления темы воскрешения в творчестве Г. Ф. Лавкрафта, ее существенное отличие от традиционных трактовок.
Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса [Электронный ресурс]. URL: