Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Какой Патриарх Нам Нужен

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


КАКОЙ ПАТРИАРХ НАМ НУЖЕН

  
   Мне уже приходилось писать о том, что в постсоветское вре-мя хмельной воздух свободы сбил наше общество с толку. Мы отказались от исконных жизненных ценностей и ориентиров, предпочтя их более привлекательным с виду чужим. Но, пере-фразируя ставшую крылатой фразу из популярного фильма, "что немцу хорошо, для русского--смерть". Теперь мы на собственном опыте убедились в справедливости этого утверж- дения. Свежим примером обманчивости западного благополу-чия служит разразившийся мировой финансовый кризис, от которого достаётся и нам, причём в наибольшей степени именно самым легковерным, например, тем, кого увлекла пер-спектива, набрав кредитов, получить всё и сразу, т.е. жизнь в долг.
   К сожалению, копирование европейского и американского образа жизни--откровенно примитивный способ усвоения до-стижений иной культуры--характерно не только для светско- го, но и для нашего церковного обихода. Правда, в последнем случае это преподносится как уступка прогрессу, выглядящая очень странно на фоне церковно-славянского языка, который не понимают простые верующие, но который упорно сохраня- ется как культовый язык православной церкви.
   Обмирщение нашей церкви идёт полным ходом, хотя пока ещё рок-концерты в православных храмах по примеру запад-ных и не устраиваются. Но вот телевидение уже полностью обжилось в них. Во время прямой трансляции из храма Христа Спасителя похорон Патриарха Алексия II, с ужасом представ-лялось, как среди торжественно-траурной церемонии телеви-зионные операторы спокойно и деловито совершают свою привычную работу, как если бы они показывали футбольный матч со стадиона. И было стыдно за самого себя, наблюдаю- щего горестное действо, сидя на диване. Но и стоять перед те-левизором в течение всего времени отпевания, как стояли при-сутствовавшие на нём, было бы странно.
   То, что происходило тогда в храме, есть один из особых це-рковных обрядов, который показывать по телевидению--ко-щунство. Без сомнения, церковные власти это понимают, по-чему и не разрешили трансляцию самого погребения. Хорошо, хоть на такую меру решились, не оробели перед четвёртой властью, как СМИ нахально себя называют. А ведь даже пер-вой власти не всё дозволяется, потому запретить телевизион-ные съёмки внутри храмов, по примеру того, как Христос из-гнал из храма торговцев, сам Бог велел. Неплохо было бы, ес-ли бы новый Патриарх начал своё служение именно с этого, как говорится, по горячим следам. Заодно и место СМИ в та-бели о рангах нужно уточнить. Впереди них в иерархии, коне-чно, должна быть поставлена церковь.
   Но вернёмся к процессу обмирщения церкви. Главная его беда в том, что истинной веры остаётся всё меньше и меньше. Даже у церковнослужителей. Причина проста: многочислен-ные текущие дела и нужды церкви представляются священни- кам и тем более высокопоставленным церковным деятелям на-столько насущными и важными, что им не до истинно духов-ной жизни, дай Бог, чтобы времени хватило хотя бы на её вне-шнюю ритуальную часть. Духовенство превращается в поли-тиков и хозяйственников, а то и в менеджеров от церкви. Вот два примера, подтверждающие печальный вывод о слабости его веры.
   Высокий церковный чин, митрополит (значит монашествую-щий), часто появляющийся на телевизионных экранах (!), ком-ментируя в документальном фильме мысль о силе веры, ска-зал (далее--цитата): "Есть такие замечательные слова в Свя-щенном Писании: "Нет ничего невозможного для верующего. Если имеешь веру с зерно горчичное и скажешь горе сей: "Сдвинься!",--то гора сдвинется с места". Конечно, образ го-ры--это в данном случае метафора, но которая помогает нам понять силу веры".
   Владыка не прав, никакая это не метафора. Приведённые им cлова Христа следует понимать буквально. Вот их смысл: Бог настолько ценит нашу веру в Него, что готов за ничтожное её количество выполнить даже абсурдное пожелание человека. Г о р у - т о п е р е д в и н е т О н, а н е с а м ч е л о в е к. В том же, что Богу по силам такое действие, как и любое дру-гое, вряд ли кто усомнится. Правда, возникает вопрос: почему не известно ни одно подобное событие? Да потому что до сих пор не было людей, которые, имея истинную веру, захотели бы, чтобы какая-нибудь гора передвинулась со своего места.
   Однако из Евангелия нам известно о других--реальных--со- бытиях той же природы, например, когда ученик Христа и бу-дущий Апостол Пётр прошёл по воде, как посуху. Примечате- льно, что поверхность воды, ставшая под его ногами твёрдой, хотя и не льдом, оставалась таковой, лишь пока вера в нём бы-ла крепка (впрочем дело, может, и не в изменении свойств во-ды, а в антигравитации или ещё каком-то не известном нам яв-лении). Как только вера поколебалась, чудо исчезло, и Пётр стал тонуть. Ещё раз повторим: эти сверхестественные (для нашего земного мира) явления есть действия Бога, хотя и вы-зываются желаниями людей. Чудо совершается им, а не людь-ми и не собственно их верой. Вместе с тем наличие веры необ-ходимо, чтобы Бог мог выполнить желаемое.
   В качестве второго примера используем случай, о котором рассказал студентам профессор Московской Духовной Семи-нарии и Академии А.И. Осипов на одной из лекций, трансли- ровавшихся православным телеканалом "Союз". В разговоре с ним о книге современного, но уже покойного нашего священ- ника, известного своей подлинно духовной жизнью, некий (фамилию рассказчик не назвал) архимандрит высказал недо-умение, почему такой достойный человек отказывался быть духовным наставником других. Профессор был поражён эти-ми словами, свидетельствовавшими о непонимании, что пра-вильная духовная жизнь прежде всего открывает человеку его бесконечную греховность, которая не позволяет и мысли до-пустить о возможности быть чьим-либо наставником.
   Глубокая вера всегда была редкостью. Рассказывают, что ко-гда в Византии, оплоте православия, случился длительный пе-риод благоденствия, свободный от войн, распрей, мора и дру-гих несчастий, люди спросили у тогдашнего Патриарха Кон-стантинопольского о причинах этого. Он ответил, что своими покоем и процветанием страна обязана троим (!) истинно ве-рующим, молитвы которых о ниспослании ей блага, как огнен-ные столбы, поднимаются в небо к Богу. В теперешней же православной Руси, похоже, нет даже троих, крепких в вере и способных вымолить у Господа милость к нашему отечеству.
   О заслугах почившего Патриарха перед церковью и всем об-ществом говорилось много как при его жизни, так и особенно после кончины. Тут и значительно возросшее число епархий и приходов, и объединение с зарубежной русской православной церковью, и строительство многочисленных новых храмов, и открытие духовных школ. Всё это хорошо, но недостаточно. В данном случае вряд ли стоит ожидать автоматического пере-хода количества в качество. О качестве веры верующих необ-ходимо заботиться специально. Её нужно старательно и терпе- ливо растить. К сожалению, даже признаков такой работы в церкви не видно.
   Буквально сразу после похорон Алексия II телевидение заня- лось своим самым любимым делом--прогнозированием, на этот раз того, кто же станет новым Патриархом. Были названы пять наиболее вероятных кандидатов, среди которых и выше-упомянутый митрополит. Оценивая шансы возможных претен-дентов, телевизионные аналитики говорили об их возрасте, здоровье, опыте, авторитете, способностях руководить, успеш-ности в прошлой и теперешней деятельности--как если бы речь шла о кандидатах в губернаторы или президенты. Духов-ная сторона личности обсуждаемых персон то ли не интересо-вала телевизионщиков, то ли они не сочли себя компетентны- ми в этом вопросе, то ли решили, что духовность иерархов--само собой разумеещееся их качество, то ли ... А может, по их мнению, духовность как особое свойство и не обязательна, до-статочно обычных человеческих добродетелей. Как бы там ни было, о духовности возможных кандидатов в Патриархи теле-зрителям ничего не рассказали. Между тем это главное из не-обходимых качеств духовного лица, без которого все осталь- ные бессмысленны. В конце концов строить храмы могут и светские люди. Кто возразит, при всём уважении к покойно- му Алексию II, что теперешний величественный храм Христа Спасителя построил не он, а мэр Москвы? Духовность есть на-чальная форма святости. И только имеющие её в себе способ-ны совершать дело, к которому призвана церковь,--вести лю-дей к Богу по пути спасения.
   Так каким же должен быть наш Патриарх?
   Прежде всего это должен быть человек, помнящий о своём монашестве, о данном обете вести аскетическую жизнь, кото-рый, несмотря на высокий сан, он обязан неукоснительно и в полной мере соблюдать. Потому он не может быть публичной фигурой, и его связи со светской жизнью должны быть сведе-ны до минимума. Во всяком случае разного рода форумов, ко-нференций, круглых столов и прочих подобных тусовок, не говоря уже о телевизионных выступлениях, Патриарху следу-ет избегать. А свою церковную начальственную ипостась он должен рассматривать только как вторую по важности. И ру-ководить церковью он должен иначе, не как гражданские Пре-зидент и Председатель Правительства руководят страной. В частности, не увлекаться поездками и визитами, помня слова одного из Святых Отцов Христианской Церкви, справедливые и в прямом, и в переносном смысле, что монах, покинувший келью, уже не вернётся в неё прежним. Эти, равно как и все прочие ограничения не самоцель, не способ самобичевания, но средство, которое позволит Святейшему сосредоточиться на главном его деле--молитве за наш народ и выращивании в се-бе веры до размеров хотя бы горчичного зерна.
   В своём старании он должен быть примером для духовен- ства и простых верующих. Вот тогда, будем надеяться, мы и наберём необходимый кворум праведников. Может, их молит-вами обретёт Россия желанное благополучие, коли не вышло достичь его ни при социализме, ни при рынке?
  
   А. Украинский,
   г. Самара
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"