Я последовал советам, которые ты мне дал во время нашего недавнего разговора. Нашёл в Интернете и посмотрел фильм "Новая Земля" и прочитал стихотворение Н. Минского "О двух путях добра", а также обдумал геометрическую интерпретацию идеи о сходимости добра и зла. Теперь хочу высказаться по всем этим трём вещам.
***
Фильмов, как "Новая Земля", не должно быть. Да, в нём всё правда, но очень к о н ц е н т р и р о в а н н а я, или даже г и п е р т р о ф и р о в а н н а я. А ведь не каждый человек, способный, к примеру, выпить стакан вина или даже водки, запросто выпьет стакан спирта. И это хорошо, и не надо таких людей приучать пить спирт. Что узнал из "Новой Земли" простой зритель, обычный человек, каких больше всего в любом обществе? Ничего полезного, что могло бы ему пригодиться в жизни. Этот фильм может лишь удовлетворить н е з д о р о в ы й интерес человека. Помню в детстве мы, ребята из нашего двора, не упускали возможности посмотреть, как перед Новым годом сосед дядя Петя, который кроме кур--их имели и другие жильцы дома--всегда держал ещё и свинью, забивал её. Два или три часа мы стояли на декабрьском морозе и глазели на по сути отвратительное зрелище. А взрослым, в том числе нашим родителям, даже в голову не приходило прогнать нас, запретить смотреть на хотя и естественную, однако жестокую процедуру. Мясо детям есть можно, но нечего им видеть, откуда берутся вкусные котлеты, что для них нужно убивать живое существо.
Натурализм в кино вместе с прочей скверной пришёл к нам с Запада. И теперь мы, желая показать себя перед учителями старательными учениками во всём, в том числе и в непотребстве, бьём по мозгам зрителей со всего маху. Видно, неискоренимо в русском человеке холопство, стремление заслужить похвалу своего барина.
Животное и даже звериное в человеке, увы, есть. Но мораль позволяет большинству людей не давать этим наклонностям проявляться в обычной жизни. Сильные духом не дают им воли и в экстремальных ситуациях. Скажем, не опускаются до людоедства, даже умирая от голода. Этому, как и противоположному, есть хорошо известные подтверждения. И потому желание сделать оскотинившихся представителей рода человеческого предметом рассмотрения и с к у с с т в а ничем оправдать нельзя. Мотив авторов подобных произведений низок: они хотят заявить о себе, привлечь к себе внимание, причём, не выбирая средств. А теми, кого публика уже знает, движет пресыщенность, из-за которой нормальные человеческие чувства и отношения не способны взволновать и вдохновить на творчество. Обо всём этом говорить не интересно. Но интересно поразмышлять об истоках животного в человеке.
С материалистической точки зрения и теории эволюции Дарвина тут вопроса нет. Виноваты сохранившиеся в людях гены их древних предков, начиная от самых низших форм живого. Апеллировать не к кому.
Если же исходить из божественной версии происхождения человека, выводы будут совсем другие. Конечно, нельзя и думать, что Бог изначально заложил в человека дурные наклонности. Не мог Он так поступить, поскольку любит Своё высшее творение. Бог создал человека с о в е р ш е н н ы м.1 Повреждение изначально совершенной человеческой природы произошло по нашей собственной вине--при грехопадении. Тогда зло и поселилось в нас. С другой стороны, в чём к о н к р е т н о выразилось это повреждение, зависело и от нашей конструкции. Ведь именно от устройства изделия зависит, к а к и е повреждения в нём возможны. Конечно, к любым поломкам ведёт неправильная эксплуатация, в чём нет вины конструктора, но, повторю, ч т о это будут за поломки, зависит от принятых им при создании изделия решений. Следовательно, в данном случае есть кому предъявлять претензии. Создатель с Его-то возможностями вполне мог сконструировать человека так, чтобы повреждения, вызываемые греховным поведением, были не столь болезненными, не говоря уже о катастрофических, например, о превращении людей в чудовищ в определённых обстоятельствах. Вот чем--проблемой ответственности Бога за последствия Его, как теперь ясно, далеко не совершенных конструкторских решений стоило заняться киношникам вместо констатации давно и всем известного к тому же в крайне натуралистической форме.
Ещё одним моментом фильма, о котором сказано вскользь, хотя он заслуживает быть самостоятельным и п о-н а с т о я щ е м у интересным предметом рассмотрения, является история того, как главный герой картины Жилин стал убийцей и получил пожизненный срок. Он убил авиадиспетчеров, виновных в гибели его семьи при катастрофе самолёта. Как правильно следовало бы с ним поступить? Безусловно, арестовать и судить, но не формально, руководствуясь только фактом самосуда из мести, и не наравне с маньяками-убийцами. Суду надо было поставить и исследовать вопрос: з а с л у ж и в а л и ли смерти убитые Жилиным люди? Если авиакатастрофа стала причиной роковой о ш и б к и, от чего не застрахован никто, убийцу надлежало осудить, даже и пожизненно. Но если имели место халатность, тем более грубые нарушения при исполнении должностных обязанностей (например, пьянство на работе, что у нас не редкость), Жилина следовало оправдать и отпустить на свободу. Так было бы правильно и справедливо.2 Нынешние законы этого не допускают, вот своим фильмом авторы и привлекли бы внимание общества к такой несправедливости.
И всё же некоторое удовлетворение фильм "Новая Земля" мне доставил. Оно связано с изображением авторов эксперимента, объектом которого стали Жилин и другие пожизненно осуждённые, научного опыта над живыми людьми. Истинных учёных, предусмотревших всё, вплоть до уничтожения подопытных существ в случае неудачи эксперимента. Чудовищ, более ужасных, чем преступники, на которых они ставили свой опыт.
Как сказано в аннотации к "Новой Земле",3 это фильм-притча, и потому в нём не конкретизирована национальность учёных-выродков. Но, на мой взгляд, ближе всего к ним по своему менталитету стоят американцы, авторы популярных аморальных сентенций "Ничего личного" и "Работа такая". Мировые лидеры научно-технического прогресса, в том числе в области производства ГМО.4 Во многом именно благодаря их стараниям человеческая пища превратилась из удовольствия в средство поддержания жизнедеятельности организма. Теперь о её вкусе речь не идёт, но только о пользе или вреде--калориях, белках, жирах и углеводах. И от эстетической стороны еды как действа мы тоже отказались. Разве можно красиво поедать гамбургер, запивая его кока-колой из картонного стакана?
Но сознательно или бессознательно американцы и самих себя превратили в генетически модифицированные организмы, в которых всё меньше остаётся истинно ч е л о в е ч е с к о г о: их улыбкам нельзя верить, они с лёгкостью нарушают обещания ради своих интересов, сила как аргумент у них на первом месте, а слабость презирается. Борьбу с несправедливостью природного неравенства они подменяют унизительной благотворительностью. Похоже, американская нация целенаправленным (хотя, повторю, возможно, неосознанным) уничтожением в собственном генотипе5 генов нравственности, выработанных человеческой цивилизацией, возвращает его к первоначальному древнему виду. Виду, для носителя которого не существует добра и зла. Если это так, то она опасна для человечества в целом, аналогично тому как продукты из ГМО опасны для человека-индивида.
Фильм "Новая Земля" заканчивается "хэппи-эндом": Жилин с двумя своими товарищами улетает с полярного острова, где проводился эксперимент, на не иначе как чудом восстановленном гидросамолёте, обломки которого он же и нашёл. Самолёт обстреливают с корабля экспериментаторов, но сбить его не удаётся, и он благополучно растворяется в небе. Куда долетят беглецы и что их в конечном счёте ждёт на Большой Земле--об этом авторы фильма не говорят.
А я бы завершил его по-другому. После обстрела самолёта заставил бы Жилина спикировать на корабль учёных уродов. Машина с полными баками бензина могла бы если и не потопить судно, то по меньшей мере заставить находившихся на нём обмочиться или даже обделаться. Думаю, от такого конца зритель получил бы большее удовлетворение.
***
Стихотворение Н. Минского "О двух путях добра"6 я уподобил бы пасхальным яйцам Фаберже--изящной безделушке. Это забава для изощрённого, но праздного ума. По форме оно претендует на о т к р о в е н и е.7Действительно, автор в нём не высказывает собственные мысли, а передаёт слова, услышанные им от Свободы (в данном случае это существо, наделённое человеческими свойствами, и потому правильно будет считать его название именем собственным и писать с прописной буквы). Однако Свобода не Бог и не ангел,8 так что сказанное ей не может быть откровением, и потому люди не обязаны им руководствоваться. Да и с точки зрения обычного здравого смысла отрицание зла--абсурд. Оно есть, появившись в нашей жизни после грехопадения. И путь зла, начиная с его земного участка, ведёт в ад, тогда как путь добра--в рай. У этих двух путей есть только три общие точки: рождение человека, его смерть и всеобщее спасение.9 А сами они--пути добра и зла в чистом виде--представляют собой всего лишь абстракцию. Реальный земной путь людей включает в себя и добро, и зло. У кого-то больше одного, у кого-то--другого. Даже праведники не считают себя свободными от греха. Вместе с тем далеко не безразлично, сколько доброго и сколько злого окажется в багаже человека в конце его земного пути. От этого зависит его посмертная судьба. И потому не правда, "что всё равно, каким путём идти".
Конечно, сославшись на относительность всего в нашем мире, можно утверждать, что и добро со злом не абсолютные сущности. Но это как раз та самая "для мудреца--игра", не имеющая никакой практической пользы для людей. В действительности все мы знаем, "что такое "хорошо" и что такое "плохо", иначе не отличались бы от животных. Данное знание даётся человеку воспитанием. Тех же, кто не отличает зло от добра, либо пренебрегает их различием, ждёт тюрьма или даже смертная казнь.
Представление человека образом Бога на земле соответствует существующим религиозным представлениям.10 А вот утверждение, что Бог--это образ человека на небесах, есть всего лишь стремление к оригинальности. Даже самая точная копия не может занять место подлинника.
Совет быть невозмутимым в душе, наоборот, не оригинален. Избавление от страстей представляет собой одну из важнейших задач человека в деле приуготовления себя к жизни вечной. Но достичь полного бесстрастия ему не дано из-за повреждённости при грехопадении природы. Так что в полной мере последовать вышеуказанному совету человек просто не в состоянии.
Конец стихотворения даёт ответ на вопрос, кто же скрывается под именем Свобода. Кто может призывать человека приносить дары только ему, забыв о Боге (сравним: жертвоприношение идолу как языческий акт)? Вспомним и о том, что именно свобода стала причиной грехопадения Адама и Евы.
***
Геометрическое представление добра и зла в виде числовой оси с точкой начала отсчёта (точки 0, соответствующей индифферентности11) и двух противоположно направленных от неё лучей: правого луча, на котором откладываются значения добра, и левого луча, на котором откладываются значения зла,--вполне корректно. Думаю, допустима и абстракция, представляющая эти лучи сходящимися в бесконечности с образованием окружности, аналогично абстракции, представляющей параллельные прямые пересекающимися тоже в бесконечности.
Известно, что даже добро может быть излишним. Например, слишком сладкий чай или кофе не хочется пить. А чрезмерная родительская любовь--её ещё называют слепой--вредит детям. Представление добра и зла в виде свёрнутой в окружность числовой оси позволяет определить положение точек, после которых хорошее, положительное и полезное (добро) и дурное и вредное (зло), п р о д о л ж а я у в е л и ч и в а т ь с я, одновременно начинают утрачивать свою суть. Сладость перестаёт доставлять удовольствие, а любовь становится в тягость. То же и со злом. Скажем, с физической болью. До какой-то её силы организм чувствует боль, но затем при дальнейшем увеличении болевого воздействия наступает бессознательное нечувствительное состояние.
Указанные точки располагаются на концах диаметра, перпендикулярного диаметру, проходящему через точку 0.
____________
1 Христианство понимает это как н е т л е н н о с т ь (неподверженность изменениям, например, старению), б е с с т р а с т н о с т ь (неподверженность страданиям, прежде всего физической боли) и б е с с м е р т и е. Очевидно однако, что такое совершенство нельзя считать абсолютным, поскольку с п о с о б н о с т ь ко греху в человеке присутствовала с самого начала, что и доказал проступок Адама и Евы
2 К рассматриваемому и другим подобным случаям нужно относиться как ситуации с н е о б х о д и м о й о б о р о н о й, когда человек, совершивший убийство, но не превысивший её пределы, не считается преступником
3 См. Википедию
4 Генетически модифицированный организм (ГМО)--организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Это определение может применяться для растений, животных и микроорганизмов (см. там же)
5 Генотип--генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
6 Нет двух путей добра и зла --
Есть два пути добра.
Меня свобода привела
К распутью в час утра.
И так сказала: "Две тропы,
Две правды, два добра--
Раздор и мука для толпы,
Для мудреца--игра.
То, что доныне средь людей
Грехом и злом слывет,
Есть лишь начало двух путей,
Их первый поворот.
Сулит единство бытия
Путь шумной суеты.
Другой безмолвен путь--суля
Единство пустоты.
Сулят и лгут--и к той же мгле
Приводят гробовой.
Ты--призрак Бога на земле,
Бог--призрак в небе твой.
Проклятье в том, что не дано
Единого пути.
Блаженство в том, что всё равно,
Каким путём идти.
Беспечно, как в прогулки час
Ступай тем иль другим,
С людьми, волнуясь и трудясь,
В душе невозмутим.
Их правду правдой отрицай,
Любовью жги любовь.
В душе меня лишь созерцай,
Лишь мне дары готовь.
Моей улыбкой мир согрей,
Поведай всем, о чём
С тобою первым из людей
Теперь шепчусь вдвоём.
Скажи, я светоч им зажгла,
Неведомый вчера.
Нет двух путей добра и зла,
Есть два пути добра"
7 Откровение--в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
8 Ангелы (от греч. angelos--вестник)--в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между Богом и людьми (см. там же)
9 Спасение--в религиозном мировоззрении состояние человека, характеризующееся избавлением от зла--греха, страдания, смерти (см. там же)
10 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (см. Библию, Ветхий Завет, Первую книгу Моисея "Бытие", 1--26)
11 Индифферентность (от лат. indifferens)--равнодушие, безучастность, безразличие (см. "Краткую Российскую энциклопедию")