Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Дополнение к статье "Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ "КУДА КОНЬ С КОПЫТОМ, ТУДА И РАК С КЛЕШНЁЙ"


От автора

   Интерес к этой статье оказался таким - её месячный рейтинг превысил рейтинги многих опубликованных ранее сочинений за год,1 - что я решил вернуться к ней с целью дополнительно разъяснить мысли о реформе нашего образования.

***

   На одной из своих лекций А.И. Осипов2 раскрыл христианское понимание значения слова образование. Это придание существу с человеческой внешностью человеческого образа, т.е. формирование у него внутреннего духовного мира, посредством обучения, просвещения и воспитания. Словно рисование портрета на чистом листе бумаги. Художник - сама жизнь, но не как физиологическое существование, а как общественное бытие.
   Школу можно уподобить одной из мастерских художника-жизни, где она руками учителей очерчивает контуры образа, намечает его детали, выбирает цветовую гамму. Уже вне школьных стен контуры уточняются, детали прорабатываются, цвета приобретают оттенки.
   Главной чертой придаваемого детям образа в школе должна быть гражданственность.3 Не изменяемо и на всю жизнь запечатлённое осознание своей принадлежности к особой цивилизации - Русскому миру - и невозможности для себя существования вне его.
   "Летят перелётные птицы
   Ушедшее лето искать.
   Летят они в жаркие страны,
   А я не хочу улетать.
   А я остаюся с тобою,
   Родная моя сторона.
   Не нужно мне солнце чужое,
   Чужая земля не нужна".
   Принадлежности не только в смысле причастности, но и в смысле отдания себя в собственность. В тяжёлую годину - в собственность безраздельную с правом посылать на смерть.
   "Немало я стран перевидел,
   Шагая с винтовкой в руке,
   Но не было большей печали,
   Чем жить от тебя вдалеке.
   Немало я дум передумал
   С друзьями в далёком краю,
   Но не было большего долга,
   Чем выполнить волю твою".
   Второй по важности элемент формируемого духовного мира - абсолютно ясное и твёрдое знание правильного выбора в критических ситуациях. Жизнь или плен, смерть или позор, любовь или долг, интересы страны или родной человек, спеть собственную песню в чужом краю или наступить ей на горло, оставшись на Родине.
   При этом никто не лишается права на собственный выбор, просто всем надлежит знать, как должно поступать в таких ситуациях. И, конечно, понимать, что любой выбор предполагает ответственность.
   Без воспитания гражданственности и беззаветной преданности Родине школьное образование бессмысленно.

***

   В связи с коренным изменением школьных программ (см. вышеупомянутую статью) необходимо так же радикально изменить требования к учителям, которым надлежит быть прежде всего воспитателями, уважаемыми учениками и имеющими неформальный авторитет в их глазах.
   Ещё одним тоже важным качеством педагогов следует считать реальное умение научить, т.е. способность излагать учебный материал максимально доходчиво с использованием понятных и простых примеров и аналогий. Разумеется, на хорошем русском языке. Эту способность нужно рассматривать как безусловный критерий профпригодности.
   Исходя из сказанного, в педучилищах и педвузах именно преподаванию и воспитанию должно уделяться главное внимание.
   Примечание
   Образцом учителя, на мой взгляд, являются учительницы начальных классов старой советской школы. Они не знали высшей математики и не слышали про теорию относительности, но умели научить детей всему, чему следовало. Таблицу умножения, правило "жи, ши пиши через и", а также "что такое хорошо и что такое плохо" и что Родина начинается с картинки в букваре моё поколение узнало и усвоило на всю жизнь от этих пожилых женщин. Я лично знал трёх таких, и одна из них, Зоя Ивановна Стрункова, была моей первой учительницей.

***

   Требуется восстановить "железный занавес", чтобы исключить бесконтрольное проникновение к нам чужеродной культуры в любых её формах. Необходимые знания о загранице в рамках знаний о мире мы должны получать в школе. Про жизнь на Западе нужно рассказывать честно, но при этом объяснять, за счёт чего достигается тамошнее материальное благополучие, а также почему комфорт в отличие от простых удобств является губительным излишеством и соблазном. Следует всесторонне, глубоко, убедительно и доступно для понимания раскрыть смысл известной формулы "Что немцу хорошо, русскому - смерть", например, преподнося чужеродность как кровь другой группы. И если переливание крови без соблюдения требования совместимости ведёт к гибели организма (тела), то внедрение чужеродной культуры наносит вред национальной душе и даже убивает её.

***

   На исторических примерах необходимо показывать испокон веку агрессивный, захватнический характер отношения Запада к нашей стране. Вместе с тем не уходить от ответа на вопрос о собственной экспансии России в отношении народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Объяснять, что в отличие от Европы и Америки такая политика проводилась нами лишь во времена, когда право сильного не считалось аморальным,4 и что отношение русских к народам присоединённых территорий не было жестоким и хищнически эксплуататорским.

***

   Школьное воспитание обязано быть разумно и справедливо строгим. Бездумная свобода, приводящая к неподчинению установленным требованиям, нарушению порядка и дисциплины, неприемлема.
   Авторитет взрослых нужно сделать непререкаемым. Молодые, да ранние опасны - "цветные революции" это доказали, - потому проблему "отцов и детей" как разногласия поколений необходимо закрыть раз и навсегда по крайней мере в части наиболее важных моментов существования общества. Хватит нам революций. Нашими приоритетами должны стать национальные традиции, жизненный опыт и здоровый консерватизм.

***

   Задачи школы в предлагаемой интерпретации настолько сложны и объёмны, что исключают возможность дополнительных обязанностей.
   Профессиональное обучение - это полностью задача училищ, техникумов и институтов (университетов). Не школы.
   И надо перестать фетишизировать высшее образование. Престиж вузовского диплома действителен только для бездарных людей. Тем, у кого светлые головы, учёба в ВУЗах потребна не для престижа, а для дела.
   __________________
   1 См. статистику моего раздела в журнале "Самиздат" - А.У.
   2 Алексей Ильич Осипов - советский и российский учёный-богословпедагог  и  публицистдоктор богословия  (1985). Заслуженный профессор  Московской духовной академииапологетпроповедник, православный катехизатор (см. "Осипов, Алексей Ильич - Википедия")
   3 Гражданственность - степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества... Гражданственность - нравственная позиция человека, его духовное отношение к обществу и государству.
   Гражданственность включает в себя:
   совмещение самодисциплины и внутренней свободы человека;
   уважение к Конституции и закреплённым в ней правам и обязанностям;
   способность пользоваться своими правами и выполнять обязанности в личных интересах и на благо общества;
   уважительное отношение к согражданам и государственной власти.
   Высшие проявления гражданственности:
   быть патриотом, любить своё Отечество;
   быть ответственным за события, происходящие в стране, перед последующими поколениями (см. Патриотизм и гражданственность • Обществознание...
   foxford.ru?Обществознание?Патриотизм и гражданственность)
   4 В древности даже каннибализм признавался нормой - А.У.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"