Я пишу длинно, многословно, причина чего кроется не только в отсутствии литературных способностей и непрофессионализме. В статьях, "лоскутках" и "репликах по поводу" это обусловлено стремлением как можно точнее передать мысли. А в других моих сочинениях (не решаюсь назвать их художественными произведениями, хотя по жанру они именно такие)--желанием подольше удержать читателя в тёплой и доброй, а также, возможно, нереальной и наивной атмосфере, которую я стараюсь в этих сочинениях создать.
***
В условиях ранее небывалой и потому непривычной для граждан России свободы, которой очень часто сопутствует риск, как никогда актуальной стала пословица "Волков бояться--в лес не ходить". Правильный совет. Но справедливо и то, что отважные туристы, отправляясь в лес, не вправе никого с собой брать.
***
Маниловщина--мечтательное, бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие (по имени Манилова, одного из героев "Мёртвых душ" Гоголя).1 Но так ли уж это плохо, скажем, в случае с тем самым человеком, чьё имя присвоено данному явлению?
О чём бишь мечтал он, "...глядя с крыльца дома на двор и на пруд"?
"...Как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян". Мечты, конечно, совершенно абсурдные, однако они доставляли Манилову удовольствие, о чём Гоголь прямо пишет: "При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение". А вот вреда от таких виртуальных "прожектов" никакого и никому не было, чего нельзя сказать, если бы их автор не ограничился лишь мечтами. Тогда пришлось бы затратить немалые, надо полагать, по масштабам доходов его имения средства и отвлечь крестьян от действительно необходимых работ, что вряд ли можно считать полезным. К тому же, будучи воплощёнными, эти проекты, возможно, не доставляли бы уже удовольствия Манилову. Мало того, не исключено, что построенный подземный ход, а уж возведённый над прудом мост с торговыми лавками и многолюдством точно, скоро ему надоели бы или даже стали раздражать. И чтобы снова получить желанное чувство радости,2 он принялся бы мечтать о чём-нибудь другом, таком же никчёмном, но приятном в мечтах. Очевидно, что использовавшийся им способ п о л у ч е н и я у д о в о л ь с т в и я на деле оказался самым лучшим--эффективным и одновременно не затратным.
Вместе с тем, по словам Гоголя, "хозяйство [у Манилова] шло как-то само собою". Заметьте, не само собой, а как-то3 само собой, т.е., возможно, по-щучьему велению, но всё-таки скорее благодаря усилиям людей, исключать из числа которых хозяина имения нет никаких оснований. Что если Манилов д е л а л всё положенное как следует, а м е ч т а л лишь о не необходимом?
Вспоминая милые и уже такие далёкие школьные годы и уроки литературы, спросим себя: "Чему учит нас образ Манилова?". Весьма полезному: не тратить силы и средства на излишества, получая удовольствие от них виртуально.4
___________
1 См. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
2 Удовольствие--чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей (см. там же)
3 Как-то--каким-то образом, неизвестно как (см. там же)
4 Но не как любители компьютерных военных игр, представляющих собой очень даже недешёвое занятие
***
Все природные явления и процессы связаны и очень точно сбалансированы. Осознав это, человечество тем не менее не отказалось от своих действий, нарушающих чудесное состояние. Вместе с тем люди самонадеянно решили, что они способны освоить механизм балансировки и пользоваться им в своей деятельности и в отношениях между собой. Так появилась, в частности, система сдержек и противовесов.* Однако на деле эта система представляет собой жалкое подобие природного механизма, несущее в себе пороки её создателя. Главный из них--зависимость дееспособности системы от личных качеств людей.
Сказано: "Нет безобразья в природе!". А в человеческом мире безобразьям несть числа. И не в последнюю очередь по причине сознательного допущения людьми зла в расчёте на то, что оно перекроется добром. Но в этом балансе не учитывается нравственный фактор, а только материальный: потери от зла и выгоды от добра.**
____________
* Система сдержек и противовесов--разделение компетенции между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией США, где получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Законодательная, исполнительная и судебная власти в США разделены организационно, независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает устойчивость конституционной системы США. Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция Российской Федерации, объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. Государственная дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием
** В прежние времена среди радиолюбителей ходила такая байка.
Сталину донесли, что радиолюбители воруют с заводов радиодетали. Вождь спросил:
--А польза от этих любителей есть?
--Так точно, товарищ Сталин. Есть и немалая.
--Тогда пусть воруют
***
Да, государство датское смердит.1
(В. Шекспир, "Гамлет")
Любитель детективной литературы, я давно заметил, что её авторы своих вымышленных героев и выдуманные обстоятельства, в которых те действуют, изображают в реальных жизненных декорациях. Это особенно интересно применительно к зарубежным детективам, из которых наш в н и м а т е л ь н ы й читатель может узнать много любопытного о жизни в других странах.2
Ещё один момент, способствующий познанию "забугорной" жизни, представляет собой известное психологам явление, когда мучение, причиняемое человеку чем-то, удаётся ослабить, если кому-нибудь об этом рассказать.3
Вот, например, в романе английского писателя Дика Фрэнсиса "Движущая сила" есть сцена, которая для действия не имеет никакого значения. Сюжет нисколько не потерял бы, если бы этой сцены не было. Но она понадобилась автору, что бы "поделиться" мучающими его мыслями о несправедливости жизни. Приведу с сокращениями диалог главного героя романа (успешного представителя малого бизнеса, зарабатывающего свой хлеб честно и совсем не легко) с вдовой умершего от инфаркта пожилого человека:
"--Для вас это, должно быть, ужасный удар.
--Да...
--Он... работал продавцом?
--Нет. Но он работал в торговле. Заместителем управляющего. Фирму слили с другой. Многие должности сокращены.
--Мне очень жаль.
--Он никак не мог найти работу. Всё-таки пятьдесят четыре года, да и сердце больное.
--Жизнь несправедлива.
--Он четыре года был безработным. Мы истратили выходное пособие и все наши сбережения... строительное общество отобрало наш дом... и мы не знали, что делать.
И он стал подделывать чеки, подумал я, и позабывать платить по счетам в гостинице, и пытаться прожить на мелочёвку, которую получал за свои услуги курьера, стараясь ездить бесплатно, рассказывая душераздирающую историю о свадьбе дочери".
Для тех, кто не знаком с творчеством Фрэнсиса, поясню, что он неприязненно относился к коммунизму и Советскому Союзу, демонстрируя это отношение в своих книгах при каждом удобном случае. Т.е. ему, мягко говоря, не нравилось общество, в котором несмотря на все его недостатки, такой, как вышеописанная, безысходности люди не знали. Однако он, человек, способный испытывать боль при виде страдания других людей, всё же предпочитал советскому образу жизни несправедливую западную жизнь,4 где сосуществуют бок о бок отчаявшиеся от безнадёжности люди и владельцы "Ягуаров" и "Робинсонов"5. И это значит, что его сочувствие людям, оказавшимся в бедственном положении не по своей вине, а вследствие порочного устройства общества, в котором они живут, на деле лицемерно, хотя и неосознанно.
Вместе с тем, могу предположить, что совесть и желание быть честным перед самим собой заставили Фрэнсиса вставить в роман рассказ о приюте для старых скаковых лошадей, по возрасту или из-за болезней уже не способных выступать на скачках.6 Впечатляющее противопоставление участи старых и больных людей, брошенных на произвол судьбе.
Англия--страна "золотого миллиарда". Но, как видим, внутри у неё не мало "самоварного золота".
____________
1 Перевод Б. Пастернака. В другой редакции: "Какая-то в державе датской гниль"
2 Я об этом уже писал в одном из "лоскутков"--А.У.
3 Т.е. п о д е л и т ь с я. Это слово очень точно передаёт смысл совершаемого, если говорить о неприятном и горестном: снять с себя часть тяжкого груза
4 Заметим, что несправедливость создаётся только человеком, природа несправедливой не бывает, если она и приносит беды, то всем людям без разбора
5 Модели "крутого" автомобиля и вертолёта. Эти дорогостоящие игрушки тоже присутствуют в романе, причём по ходу действия оказываются разбитыми вдребезги, что выглядит символично
6 Но, возможно, ни совесть, ни честность Фрэнсиса здесь ни при чём. Просто проявили себя законы творчества, в соответствии с которыми, по утверждениям многих писателей, книги с какого-то момента работы над ними начинают "вести" авторов за собой, а персонажи обретают самостоятельность. Я в это верю--А.У.
***
Шаляпину приписывают такую фразу: "Даром только птички поют".
А вот что сказал Жванецкий--я сам это слышал--в одном из выпусков программы "Дежурный по стране":
"Хватит уже искать бескорыстных... Учёные нам показали, самые лучшие, самые умные показали: "Нет, ребята, деньги важнее".
И действительно, чем ещё мерить? Деньги--это жизнь. Ну, для него, может быть. Для меня чуть-чуть иначе...".
Интересно, если бы им предложили столько денег, сколько они захотят, но с условием, что больше никогда первый не будет петь, а второй не напишет ни строчки, они бы согласились?
***
Из того, очень немногого, что я признаю в демократии США, хочу отметить следующее, завидное: во время войны, идя в атаку, американские солдаты не кричали "За Рузвельта!".
***
Сентенцией* "Не ошибается тот, кто ничего не делает" могли бы оправдаться русские революционеры, участники Манхэттенского проекта и даже Адам с Евой.
____________
* Сентенция--вид афоризма, краткое изречение нравоучительного характера (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
***
Прочитал роман Джона Гришэма "Золотой дождь", где описана о б ы ч н а я жизнь о б ы ч н о г о молодого американца, пытающегося найти для себя место в этом мире. И только теперь понимаю, что в действительности стоит за словами известного девиза "Бороться и искать, найти и не сдаваться!".* Ужас.
___________
* Слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться" (англ. To strive, to seek, to find, and not to yield)--это заключительная строка из стихотворения Альфреда Теннисона "Улисс". Она высечена на памятном кресте, установленном в честь полярного исследователя Роберта Скотта и членов его экспедиции, погибших в 1912 году на обратном пути с Южного полюса. Впоследствии она стала девизом героев романа Вениамина Каверина "Два капитана" (см. https://otvet.mail.ru/question/67510307)
***
Простота некоторых формул, устанавливающих количественную связь физических величин, поражает. Особенно, если это касается фундаментальных явлений природы. Самый, на мой взгляд, наглядный пример такой формулы--найденное Эйнштейном соотношение между массой тела и его энергией E=mc2. Вместе с тем следует отметить, что своей простотой* данная формула обязана и использованному в ней математическому аппарату. Действительно, если бы люди не открыли умножение и возведение в степень,** а ограничились бы только сложением и вычитанием, то эта фомула выглядела бы значительно сложнее:
E=(c+c+...+c)+(c+c+...+c)+(c+c+...+c)+...+(c+c+...+c), где число слагаемых в скобках равно c, а число сумм в скобках равно m. Но это если с и m--целые числа. Если же в каких-то единицах они представляют собой дробные числа, то чтобы воспользоваться данной формулой, их сначала нужно представить в более мелких единицах. Например, если масса тела m=2,5 кг, то её нужно выразить в граммах, чтобы получить целое число. И тогда слагаемых в скобках будет 2500.
______________
* Конкретно эту формулу правильнее называть не простой, а компактной, поскольку использованные в ней математические действия умножения и возведения в степень не так просты, как, скажем, сложение
** Такое было вполне возможно, ведь не знали же колеса цивилизации доколумбовой Америки и коренные народы южной Африки и Австралии (до прихода европейцев), что нам сейчас удивительно