О сумасшедших--в десятки человек на место--конкурсах в театральные вузы общеизвестно. Но все ли счастливчики, которых не турнули в ходе конкурсных туров, потом становятся Раневскими, Смоктуновскими или теми же Щукиными? Увы. Рискну даже предположить, что далеко не каждый выпуск знаменитых театральных учебных заведений даёт хотя бы одного артиста такого калибра. На самом деле студентами этих заведений становятся просто л у ч ш и е из абитуриентов. Не знаю, случались ли недоборы в театральном институте им. Бориса Щукина или школе-студии им. Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова по причине недостаточных способностей поступавшего в них контингента. Думаю, вряд ли. Пример Фроси Бурлаковой говорит об обратном. Её приняли "учиться на артистку" сверх штата только благодаря усилиям профессора Соколова, хотя, похоже, она оказалась талантливей если не всех, то многих своих сокурсников.
Вывод из представленных рассуждений: вузы творческих профессий (впрочем, и других тоже), конечно, нужны желающим в них учиться, однако не в первую очередь. Прежде всего они нужны п р е п о д а в а т е л я м как рабочие места. И это причина существования невостребованных специалистов с высшим образованием. Такое положение отвратительно своей безнравственностью. Принимая на обучение молодых (по сути зелёных, неопытных) людей, в действительности не имеющих настоящего призвания к выбранной профессии, взрослые дяди и тёти из своей корысти внушают им напрасные надежды. И этот обман часто оборачивается трагедиями от разочарования. В особенности среди неудавшихся артистов.
Что тут можно сделать?
Надо ликвидировать театральные вузы как самостоятельные образовательные учреждения. Артистов, режиссёров и работников прочих театральных специальностей театры должны готовить с а м и д л я с е б я. Силами своих специалистов этих профессий и, исходя из собственных потребностей, в том числе перспективных. Такой подход сулит двойную выгоду: во-первых, если не удастся набрать талантливых ребят, без работы никто не останется, а во-вторых, выпускникам гарантируется трудоустройство.
Примечание
Конкурс--это не только соревнование между его участниками, но и подтверждение ими своего соответствия некоторым высоким требованиям. И потому бывали случаи, например, на известных музыкальных конкурсах, когда жюри не присуждало первую премию. Так, в 1982, 1994 и 2007 годах на конкурсе им. П.И. Чайковского по специальности фортепиано члены жюри разошлись во мнениях, относительно того, кто единственно достоин быть назван первым. Это значит, что мастерство претендентов на победу оказалось не безусловным, почему жюри и не смогло признать кого-нибудь из них победителем.
_____________
* "Щука"--сленговое название театрального института им. Бориса Щукина в театральной среде
***
Объективные обстоятельства, которыми пытаются оправдаться организаторы дел, приведших к тяжёлым последствиям, страданиям и даже гибели людей, это лишь отговорка. Ведь всегда можно отступить, отказаться от любых планов и проектов, если цена их реализации по не зависящим от авторов причинам грозит оказаться слишком высокой. Единственным препятствием для такого очевидного решения являются человеческие амбиции.
И потому в данном случае ссылка на объективные обстоятельства--это оправдание подлецов, кем бы они сами себя ни считали.
***
Непрестанно рассуждая (болтая) о необходимости профессионализма везде и во всём, мы поступаем в высшей степени непрофессионально там, где это меньше всего допустимо,--при формировании власти посредством общенародных выборов.
***
Человек грешен и потому совершает ошибки, проступки и даже преступления. Но что мешает ему при этом считать себя сволочью?
***
Непонимание абсурдности потребительства* следует рассматривать как недостаток интеллекта.
_____________
* Потребительство--совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступают стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений, ...отказ от требований умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским общественным мнением (см. dic.academic.ru. Словари и энциклопедии на Академике. Словарь по этике. Потребительство)
***
Учиться, учиться и учиться.
(В.И. Ленин)
Всю жизнь потратил на у ч ё б у. До д е л а руки не дошли.
***
Сегодня необходимость знания иностранного, прежде всего английского, языка закрывает доступ к большому числу работ многим русским людям в их собственной стране.
***
После пороха и взрывчатки следующим по значимости фактором, обусловившим беспрецедентные потери во Второй мировой войне, является двигатель внутреннего сгорания. Как и предрекали военные специалисты, эта война стала войной моторов.
***
"...Враги человеку--домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".*
Этими словами Христос утверждает, что родственная любовь не является первостепенной. Более важной следует считать любовь к Богу.
Но как в таком случае быть с неверующими? Да очень просто--признать за ними право на приоритет приверженности идее. Именно так и должно расценивать, например, поступок Павлика Морозова,** который пошёл против отца за правду, справедливость и коммунистическую идею.
____________
* Евангелие от Матфея, 10, 36--37
** Павел Трофимович Морозов--советский школьник, получивший известность как пионер-герой, противостоявший кулачеству в лице своего отца и поплатившийся за это жизнью. Павел был убит вместе со своим младшим братом, виновными в преступлении были признаны члены семьи его отца, против которого ранее он давал показания в суде (см. Википедию)
***
Единственным разумным оправданием нашего--старой и новой России и Советского Союза--участия в технологическом прогрессе следует считать невозможность без него защититься от западной экспансии.
***
В голову запала мысль М. Веллера насчёт немотивированных войн (см. в "Репликах по поводу 44" реплику "Может, не всё так фатально, Михаил Веллер?"). Ещё раз приведу использованную там цитату:
"...невозможно сказать, какого лешего они воюют, потому что предлоги смехотворны. Апофеоз--это Первая мировая война. Все причины многократно описаны, изучены. Это отговорки, а не причины. Потому что в течение четырех лет лучшие люди главных государств цивилизации уничтожали друг друга без всякого толка. Рассыпалась Австро-Венгерская, Османская, Российская империи, Британия после Мировой войны перестала быть сверхдержавой и так далее. Кто что выиграл? Никому ничего".
Но была ли Первая мировая война беспричинной?
Она началась после убийства Гаврилой Принципом* наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, следствием чего стало объявление Австро-Венгрией войны Сербии. Это убийство принято называть п о в о д о м для войны. Однако разве борьбу за независимость, какие бы способы в ней ни использовались, можно считать всего лишь поводом? Нет. Так что Сараевское убийство не повод, а п р и ч и н а Первой мировой войны.
Вступление России в войну тоже имело понятную причину--выполнение союзнического долга перед Сербией. Но, видимо, такой н е р а ц и о н а л ь н ы й мотив Веллер не считает достаточным для войны. Впрочем, это его проблема.
А вот в 1999 году, когда НАТО разгромил Югославию, Россия не вступилась за неё, ограничившись сотрясанием воздуха в ООН и авантюрой** захвата двумястами десантниками аэропорта Приштины в Косово. Тогда мы потеряли лицо. И потому нечего удивляться, что США и даже Европа перестали с нами считаться.
Справка
Вскоре после начала военной агрессии парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к союзу России и Белоруссии. Президент России Борис Ельцин заблокировал этот процесс (см. https://ria.ru/20140324/1000550703.html).
Да, войны нужно избегать. Только не всякие способы для этого годятся. В миролюбивой политике есть черта, которую нельзя переступить, не потеряв достоинства.
С другой стороны, войны нельзя бояться. Страх перед ней означает поражение ещё до её начала.
Но как в таком случае быть с неизбежными военными потерями, в первую очередь, людскими? А как поступает отдельный ч е л о в е к, когда оказывается перед выбором: или проглотить обиду (оскорбление), или ответить на них, что называется, не щадя живота?*** Аналогично может поступать и н а р о д. При этом спасовавший останется цел, хотя будет обесславлен, не спустивший же обидчику понесёт утраты, однако будет иметь право высоко держать голову.
Правда, есть и компромиссный вариант поведения. Если не заводить друзей и союзников, то не будет и обязательств вступаться за них.
_____________
* Гаврило Принцип--сербский националист. В 1914 году вступил в националистическую организацию "Молодая Босния", которая выступала за освобождение Боснии и Герцеговины из-под власти Австро-Венгрии (см. Википедию)
** Это уничижительное определение отношу исключительно к операции, но не к её исполнителям-десантникам. Выполнив поставленную задачу, ребята остались без поддержки, даже без продовольствия и воды. Препятствием для их снабжения оказалось непредоставление(!) Болгарией и Венгрией воздушного коридора для пролёта наших военно-транспортных самолётов (см. Википедию). Ельцин же не посмел нас...ть на этих натовских подпевал--А.У.
*** Вспомним, к примеру, дуэль Пушкина
***
Подмена натурального эрзацем затронула и духовную жизнь людей. Например, вопрос "Как дела?" при встрече со знакомыми не свидетельствует об интересе к их жизни, представляя собой лишь формальный знак внимания. И те, кто этого не понимает, считаются занудами.
***
Две строчки из известного стихотворения О. Мандельштама:
"Петербург! Я ещё не хочу умирать..." и "Петербург! У меня ещё есть адреса...".
Это стихотворение было написано в декабре 1930 года.* Тогда город на Неве уже шестнадцать лет не назывался Петербургом.** Как следует из биографии Мандельштама, период его "петербургской" жизни приходится на 1897-1914 годы,*** т.е. на возраст от 6 до 23 лет. И с большой вероятностью можно предположить, что значительную часть своих детских болезней он перенёс ещё не в Петербурге, а ребёнком болея уже там, вряд ли путешествовал по городу. Напротив, как и положено, лежал в постели, глотал микстуры и пилюли, возможно, ему накладывали компресс на горло. Поэтому трогательные слова "...мой город, знакомый до слёз,/До прожилок, до детских припухлых желёз" представляют собой всего лишь п о э т и ч е с к и й о б р а з. Объективно у Мандельштама не могла (просто не успела) сформироваться такая духовная связь с Петербургом, которая не позволяла бы называть его другим именем. Так что обращение к городу, использованное в данном стихотворении, есть не что иное, как н а р о ч и т о с т ь или даже простое выпендривание.
А вот А. Ахматова, практически ровесница Мандельштама, у которой отношения с Петербургом-Петроградом-Ленинградом были не менее близкими, в своих стихотворениях называет его а к т у а л ь н ы м на каждый момент времени именем:
"Стихи о Петербурге" (1913 год);
"Петроград, 1919" (1920 год);
"Надпись на книге" (1940 год): "И сада летнего решётка/И оснеженный Ленинград...".
Кстати, А. Блок тоже не бился головой о стену. 1 сентября 1914 года, когда с момента переименования Петербурга и года не прошло, он написал стихотворение "П е т р о г р а д с к о е (выделено мной--А.У.) небо мутилось дождём...".
Примечание
Если поискать в Интернете стихотворение "Я вернулся в мой город...", то обнаружится, что у него есть название-- "Ленинград". Откуда оно взялось? В "Строфах века" (см. ниже 1-ю сноску) этого названия нет. Уверен, что составитель Е. Евтушенко и научный редактор Е. Витковский самовольно опустить его не могли: не позволила бы добросовестность. Остаётся предположить, что в советское время это название было присвоено стихотворению кем-то из издателей стихов Мандельштама, руководствовавшимся конъюнктурными соображениями, и потом просто переписывалось при последующих изданиях.
______________
* См. Евгений Евтушенко. Строфы века. Антология русской поэзии
** 31 августа 1914 года Петербург был переименован в Петроград, а 26 января 1924 года город стал называться Ленинградом (см. Википедию)
*** Из этого периода надо ещё вычесть 1908-1910 годы учёбы в Европе, когда Мандельштам бывал в Петербурге только наездом
***
Считается, что американские индейцы не знали колеса.* И это интерпретируется как их культурная отсталость от народов Старого света. А что если колесо просто не было в о с т р е б о в а н о индейцами? Кстати, не только ими. В памяти возникают картины быта наших северных оленных народов. На этих картинах тоже нет колеса. Люди ездили или верхом на оленях, или на нартах с оленьей упряжкой. Так же и перевозили поклажу. Не нуждались они в колесе.
Наша русская культура всегда была и является сегодня самодостаточной. Всё, что нам д е й с т в и т е л ь н о необходимо, мы придумывали и изобретали сами. Привнесённое извне, начиная с петровских времён, становилось проводником потребительства--гибельной болезни человечества. Однако надо признать, что без этого "импорта" мы оказались бы бессильными перед агрессивным Западом. Но нам следовало фильтровать перенимаемое от "продвинутых" соседей, отделять зёрна от плевел. К примеру, промышленные методы ведения сельского хозяйства нужно было решительно отвергнуть.
____________
* Правда, существует и другая точка зрения, что колесо было индейцам известно, но почему-то они его не использовали
***
Говорят, что месть не может принести облегчения мстителю, и потому она бессмысленна. Нет. Просто её смысл не всегда осознаётся. И состоит он не в том, чтобы избавить с е б я от страданий, а в том, чтобы причинить их о б и д ч и к у.