Четвёртая Заповедь из десяти, сообщённых Богом Моисею на горе Синай в третий месяц после исхода еврейского народа из египетского плена, устанавливает предписания человеку в отношении субботы:2
"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела...".
Важно подчеркнуть, что в Ветхом Завете прямо сказано, от Кого Моисей услышал Заповеди: н е п о с р е д с т в е н н о от Бога:3
"И изрёк Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства...".
Заметим также, что повелительное наклонение глаголов, использованных в заповеди, определяет её как указание, требование, обязательное к исполнению.
В Новом Завете об отношении к субботе говорит Христос:4
"И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий5 есть господин и субботы".6
Здесь нет требования, а есть лишь разъяснение, которое Христос подкрепляет доступной аналогией:7
"И спросили Иисуса...: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро".
Важное положение преподносится как очевидная истина, не требующая доказательств. Мало того, Христос говорит о нём совсем не так, как о других ветхозаветных Заповедях, которые Он ревизует. Сравним (выделено мной - А.У.):8
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...".
"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своём".
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому".
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших...".
Совсем другой - повелительный - характер высказываний.
Интересно и то, что в отличие от Бога, прямо называющего Себя Господом (см. выше), Христос идентифицируется местоимением Я и именем Сын Человеческий. Но поскольку Он - Лицо двусоставное, Богочеловек, логично предположить, что всё Им высказанное есть с о г л а с н о е или даже к о м п р о м и с с н о е мнение обеих Его ипостасей: божественной и человеческой. Возможно, отличия новозаветных Заповедей от их ветхозаветных первоисточников обусловлено как раз влиянием человеческой составляющей природы и личности Христа и уступкой ему со стороны божественной части.
Примечание
Здесь необходимо заметить, что последнее предположение противоречит принятому в христианстве (православном христианстве?) догмату, будто божественная и человеческая составляющие природы Христа после соединения в Нём остались неизменными, не повлияв друг на друга.
Но эти влияние и уступка стали актом о б м и р щ е н и я.
Смысл четвёртой ветхозаветной Заповеди совсем не в том, чтобы человек один день в неделю давал отдых своему организму, уставшему за предыдущие шесть дней, проведённых в трудах и заботах. Работая, мы всё внимание направляем на дело, которым заняты. О Боге вспоминать некогда. И потому, признавая необходимость труда в жизни людей, Создатель разумно поделил неделю на две части: шесть дней отвёл на земные дела, а седьмой - субботу - оставил для Себя. Этот день - отнюдь не для праздного времяпрепровождения и даже, повторим, не для отдыха. Он для молитвы и размышлений о Боге - д л я д у х о в н о й р а б о т ы. Причём весь, целиком. Нельзя отвлекаться ни на какие земные дела, хотя бы и добрые, поскольку любые отвлечения мешают указанной внутренней работе, сбивая с настроя. Тем более - молитве, которая суть обращение к Богу.
Христос же, отменив строгое установление Своего Отца, положил начало процессу отступления от безусловного примата духовных ценностей над материальными мирскими. В Евангелии это преподано как критика Им догматических взглядов книжников и фарисеев. Наверное, Он хотел всего лишь придать религии "человеческое лицо". Однако, как теперь ясно, это уничтожило важные скрепы в религиозном сознании людей, и потом уже они сами продолжили процесс обмирщения церкви, приспосабливая её под свои земные материальные нужды.
_______________
1 Обмирщение в христианстве - процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется изначальной высокодуховной и священной задаче спасения души человека и обретению Жизни вечной (см. "Обмирщение - Википедия" ru.wikipedia.org? Обмирщение)
2 См. Ветхий Завет, книга Исход, 20, 8 - 11
3 См. там же 20, 1,2
4 См. Новый Завет, Евангелие от Марка, 2, 27,28
5 Сын Человеческий... - Иисус Христос в Евангелии более 65 раз называет Себя "Сыном Человеческим" (см. "Сын Человеческий - Википедия" ru.wikipedia.org?Сын человеческий)
6 В данном месте Евангелия от Марка (2, 27,28) или в его переводе допущена ошибка. Слово посему (устаревший вариант слова поэтому) превратило утверждение о господстве Сына Человеческого, т.е. Христа (см. предыдущую сноску), над субботой в следствие её предназначенности для людей. Косвенным доказательством такого предположения служит высказывание Христа о субботе в Евангелии от Матфея (12,8), где вместо слова посему использовано слово ибо (потому что, так как) - А.У.
7 См. Новый Завет, Евангелие от Матфея, 12, 10 - 12
8 См. Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея, 5,1 - 7, 29