Как рассказывают, когда художник Николай Ге заканчивал картину "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", к нему в мастерскую пришёл Павел Третьяков - предприниматель и коллекционер. Он сразу высоко оценил новую работу Ге и заявил, что покупает её. Картина была выставлена на 1-й выставке "Товарищества передвижных художественных выставок ("передвижников")", открытие которой состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года, и имела большой успех. Её пожелал приобрести император Александр II, однако препятствием к этому стало то обстоятельство, что полотно уже принадлежало Третьякову. В конце концов был найден следующий выход. Ге с р а з р е ш е н и я Третьякова написал ещё одну такую же картину для коллекции царя, т.е. Самодержец Российский у д о в л е т в о р и л с я копией, хотя и авторской, у с т у п и в оригинал купцу. Так удивительно ли, что он погиб от руки террориста, а не в результате дворцового переворота, как только и достойно погибать монархам, не считая, конечно, гибели на охоте или на войне?
***
В программе "Власть факта" на телеканале "Россия-Культура" (выпуск от 10 февраля 2020 года) член-корреспондент РАН Петр Черкасов сказал: "История не знает окончательных оценок".
Авторитетный историк прав. Например, оценки людоедства пещерными людьми будущего, которые снова появятся-таки на Земле - всё идёт к этому, - без сомнения, будут позитивными в отличие от наших сегодняшних.
***
Гостем программы "Отражение (личное мнение)" на телеканале ОТР (выпуск от 13 февраля 2020 года) была доктор физико-математических наук Л.К. Фионова. Хотя авторы программы заявили тему "Безопасные научные связи", имея в виду шпионский аспект общения учёных разных стран, приглашённая учёная дама решительно взяла разговор в свои руки, заявив, что на фоне почти наступившей экологической катастрофы Земли указанная тема, мягко говоря, не актуальна. И всё своё выступление посвятила именно проблемам экологии. Ничего принципиально нового мы от неё не узнали, но, впрочем, свои мысли она формулировала ясно и аргументы приводила понятные и убедительные. Простой констатацией ужасных фактов не ограничилась, а назвала их причины и указала путь спасения Земли и человечества.
Вот несколько её высказываний:
"Состояние, в котором мы сейчас находимся, называется "Агония цивилизации".
"Нужно было развивать человека, а мы стали развивать технологические костыли".
"Миром правят банковские финансовые круги...Им нужен один только параметр - прибыль".
"Высшим органом власти должен стать экспертный совет учёных".
Лейтмотивом же выступления стало утверждение о необходимости признания главенства в жизни науки и её носителей учёных. Но вот как раз данный момент вызывает сомнение.
Справедливо назвав потребительство,1 превратившее по крайней мере "золотой миллиард"2 Homo sapiens (человека разумного) в Homo Consumens (человека потребляющего), одной из главных причин экологической катастрофы, Фионова почему-то ничего не сказала о роли (вине) учёных в этой беде. А ведь именно они и их далёкие предки, которые были просто любознательными людьми, открывали новое и давали в руки человечеству средства, позволившие сначала преодолеть страх и робость перед природой, а потом и возомнить себя её царём. И если в совсем ещё недалёком прошлом открытия и изобретения обеспечивали лишь у в е р е н н о с т ь выживания, то, начиная с Уатта,3 учёные ради освобождения человека от естественного труда по добыванию хлеба насущного создают машины, чтобы переложить на их "стальные плечи" тяжёлую и неприятную, а в перспективе любую работу.4 Сегодня эти благие намерения дошли до того, что нам, обычным людям, стали навязываться вещи, о которых мы ещё вчера даже не думали, не то что в них нуждались. И мы с восторгом идиотов впускаем "троянских лошадок" в свою жизнь. Учёные по сути соблазняют нас и подстёгивают потребительство.
Да, любое новое наряду с полезностью имеет и побочный вредный эффект. Однако считается, что открыватель и изобретатель не виноваты, если их детище использовано во зло. Это отговорка. Сын за отца не отвечает, а отец за сына обязан нести ответственность. Кроме того, одно дело, когда лук и стрелы, изобретённые для охоты, стали применяться для убийства, и другое - когда от выбросов тепловых машин становится трудно дышать. Масштабы указанных вредных эффектов не сопоставимы.
Примечание 1
В ходе передачи гостья программы сообщила, что доля кислорода в атмосфере сегодня составляет 16%, тогда как раньше была 21% (последнее значение помню из учебника по естествознанию за 4-й класс школы). Откуда она взяла 16%, не знаю, в Википедии указаны всё те же 21%. Возможно, имелся в виду воздух в больших городах - А.У.
Фионова заклеймила предпринимателей за их поклонение прибыли. При этом она не стала разбираться в причинах такой патологии. Зря. Стремление к обогащению, хотя бы только когда все мыслимые и немыслимые человеческие потребности уже удовлетворены, - а именно так можно охарактеризовать материальное положение, скажем, банкиров, о которых она говорила, - никакими рациональными соображениями объяснить невозможно. Это - страсть, одержимость. Но её утоление доставляет особенное удовольствие, чем она и притягательна.
Похожей болезнью страдают и учёные. Рискну даже предположить, что б и о х и м и ч е с к а я природа вообще всех страстей одна и та же. Джорж Сорос и Григорий Перельман м а з а н ы о д н и м м и р о м. Поэтому менять власть "банковских финансовых кругов" на власть "экспертного совета учёных", как предлагает Фионова, значит оставить Землю под руководством одержимых людей. "Хрен редьки не слаще".
О п р а в и л ь н о м устройстве власти в обществе говорить не буду, а вот о необходимости ограничений деятельности учёных заявляю с полной уверенностью. Человечеству следует установить м е р у б е з о п а с н о г о з н а н и я, т.е. предел, который новые знания на данном историческом этапе не могут нарушать из-за угрозы неприемлемых или непредсказуемых последствий, к каковым прежде всего нужно отнести продолжение роста потребительства. Требуется ограничивать исследования, результатами которых могут стать н е н е о б х о д и м ы е бытовые товары с надуманными потребительскими свойствами, поскольку они опасны и сами по себе как извращение, и своей массовостью.
Примечание 2
Если бы такой подход к науке существовал раньше, человечество не испоганило бы природу, к примеру, пластмассовым мусором.
Увлечённые люди имеют собственную систему ценностей, сильно отличающуюся от принятой в обществе. И Бог бы с ними, если бы не их желание заявлять о своих достижениях. Пуанкаре высказал гипотезу, названную его именем, Перельман её доказал. Ну почему бы первому не сообщать о своей догадке, а второму, коли тот не сдержался, не выкладывать доказательство в Интернет? Сделали то, что ещё никому не удавалось, вот и гордитесь собой молча. Нет, опубликовали. Теперь же лишь вопрос времени, и кто-нибудь, такой же одержимый, скажем, американец китайского происхождения по имени Му Дак, найдёт способ практического применения теоремы Пуанкаре,5 указав, как сделать петлю, с помощью которой можно будет удавить Вселенную, стянув её в точку.
Нам это нужно?!
_____________
1 Потребительство--совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступают стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений, ...отказ от требований умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским общественным мнением (см. dic.academic.ru. Словари и энциклопедии на Академике. Словарь по этике. Потребительство)
2 "Золотой миллиард" - метафора, используемая в публицистике постсоветского пространства для обозначения населения самых богатых и развитых стран и отражающая дисбаланс в уровне жизни и потребления между ними и развивающимися странами (см. Википедию, "Золотой миллиард")
3 Джеймс Уатт - шотландский инженер, изобретатель-механик... Изобрёл универсальную паровую машину двойного действия. Работы Уатта положили начало промышленной революции вначале в Англии, а затем и во всём мире (см. Википедию, "Уатт, Джеймс")
4 И это притом, что именно труд сделал нас людьми, в том числе физический труд сформировал наше тело с его потрясающими возможностями - А.У.
5 После доказательства гипотеза стала теоремой - А.У.
***
Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов во всеуслышание назвал женщин, состоящих в гражданском браке, "бесплатными проститутками".
Примечание 1
В таких случаях говорят: "Слышал звон, да не знает, где он".* Чтобы иметь право называться проституткой, женщина должна быть п у б л и ч н о й, т.е. отдаваться каждому мужчине, если он клиент. Поэтому проститутками не считаются даже не находящиеся в браке любовницы и содержанки.
Не понятно, почему уважаемый отец Димитрий отказался от принятого в церкви названия для незаконных половых отношений - блуд и производных от него слов блудница и блудник. Результатом этого стали следующие обстоятельства: несправедливость в отношении женщин, как будто только они предаются греху, хотя их гражданские мужья тоже в нём участвуют, и вызов общественного возмущения.
Примечание 2
Осуждение женщин в данном случае несправедливо вдвойне. Известно, что они соглашаются на гражданский брак по большей части вынужденно, из-за отказа мужчин узаконить отношения.
Думаю, если бы отец Димитрий осудил обоих гражданских супругов, назвав их блудниками, реакция была бы не такой острой. Архаичность этого слова и его библейские корни умерили бы возбуждение и гнев светских людей.
Но случившийся скандал навёл и на более глубокие размышления.
Оказывается, в обществе существует заказ не только на признание гражданского брака реальным фактом нашей жизни, но и на придание ему н а э т о м о с н о в а н и и статуса наравне с зарегистрированным браком, а может, и с церковным. Вопрос серьёзный, однако здесь и сейчас не он будет предметом нашего рассмотрения. В конце концов общество - система изменчивая, динамичная, то, что вчера было неприемлемым, сегодня стало терпимым, а завтра окажется нормой.
Иное дело - церковь. Она меняться не должна, по крайней мере по желанию людей. Это абсолют, который дан нам Богом, чтобы по нему мы сверяли свою жизнь.
Примечание 3
Религиозные установки в христианстве менялись, но Самим Богом через Христа. Так Ветхий Завет был дополнен Новым Заветом.
Что же мы видим в действительности? О западном христианстве говорить нечего. И католицизм, и протестантизм давно превратились в декоративный элемент европейского и американского общества. Речь пойдёт о православии, о нашей церкви. Увы, и она, позиционирующая себя как хранителя истинного христианства, заразилась вирусом омирщения, сдавая свои позиции под натиском либерализма, толерантности и потребительства, ставящих во главу угла свободу и комфорт, а если и ограничивая их, то лишь формально-юридически. Изначальная суровая христианская мораль отвергнута. Иначе невозможно объяснить, почему с осуждением высказывания отца Димитрия выступили официальные лица Русской православной церкви.
Повторим, христианские установки представляют собой нравственный ориентир. Им можно пользоваться или не пользоваться, выбор за нами, раз уж Создатель наделил нас свободой воли, однако требовать перенести этот ориентир с отведённого ему места мы не вправе. Но, похоже, руководство РПЦ не отвергает компромиссов со светским обществом в данном вопросе. И это - беда.
Примечание 2
Кроме РПЦ у нас есть Русская православная старообрядческая церковь. Интересно, как она оценила (если такая оценка дана) слова протоиерея Смирнова?
Увидел по телевизору сюжет о современной птицефабрике. Конечно, не в первый раз, но прежде как-то не осознавал увиденное. А тут словно ударило: это же немецкий концлагерь в миниатюре, воплощение пресловутого "Орднунга". Рационально организованное пространство, многоярусные длиннющие клетки, проволочная сетка, как тюремная решётка. Сквозь её ячейки птицы просовывают головы, чтобы клевать корм из лотка. На беднягах даже нет настоящих перьев. Вместо них клочки пуха. Почти голые худые и длинные шеи. Куриный Освенцим.
Вспомнился старый (1954 года) советский фильм "Стрекоза". Нашёл в Интернете и посмотрел. Там есть несколько сцен, снятых в птичнике.* Отрадная картина: свободно гуляющие куры. Они даже кажутся счастливыми.
К сожалению, природа или Бог устроили так, что человек не может питаться, к примеру, электричеством. Ему нужна органическая пища.** Вот почему люди вынуждены есть плоть растений и животных, т.е. других ж и в ы х о р г а н и з м о в. Но это не даёт нам право превращать их в ф у н к ц и ю.
_______________
* В то время слова "птицефабрика" мы ещё не знали, потому что этих чудовищных предприятий просто не было - А.У.
** Все белки, синтезируемые организмом, собираются в клетках из 20 базовых аминокислот, только часть из которых может синтезироваться организмом. Невозможность сборки определённого белка организмом приводит к нарушению его нормальной работы, поэтому необходимо поступление незаменимых аминокислот в организм с пищей. Незаменимые аминокислоты - необходимые аминокислоты, которые не могут быть синтезированы в том или ином организме. Для разных видов организмов список незаменимых аминокислот различен.
Незаменимыми для взрослого человека являются 8 аминокислот: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан и фенилаланин, также часто к незаменимым относят гистидин (F V T W M L I K H). Для детей также незаменимым является аргинин.
6 других аминокислот (R C G Q P Y) считаются условно незаменимыми в питании человека, что означает ограниченные возможности их синтеза в зависимости от состояния организма, например у новорожденных и больных людей.
5 аминокислот (A D N E S) - заменимые у человека, они могут синтезироваться в достаточных количествах в организме (см. Википедию, "Незаменимые аминокислоты")
***
В программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия 24" (выпуск от 15 февраля 2020 года) председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о своей встрече в Ватикане с Папой Римским Франциском, состоявшейся 13 февраля 2020 года. Но не столько о ней, сколько об общении между нашей Русской Православной и Римско-католической церквами.
С 2013 года, когда Папой стал Франциск,1 митрополит Иларион встречался с ним ежегодно, а в период подготовки встречи Папы и нашего Патриарха Кирилла в 2016 году визиты председателя ОВЦС в Рим были ещё чаще.
Вот что рассказал Илларион об общении с Папой.
"У нас достаточно обширная повестка двусторонних отношений, которая предполагает контакты в б о г о с л о в с к о й (выделено мной - А.У.) области и в культурной сфере, а также и в сфере социальной деятельности и гуманитарной помощи".
Разделение христианской церкви на Западную Римскую и Восточную Константинопольскую (раскол 1054 года) не устранено до сих пор, хотя неоднократно предпринимались попытки примирения. Помимо многих прочих (в том числе нецерковного характера) причинами раскола стали разногласия по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера.2 И они не устранимы, кроме как путём отречения той или иной стороны от своей позиции. Например, из-за Филиокве3 компромисса по Символу веры3 быть не может. Однако в XX-ом веке поборники примирения церквей активизировались. Так, в 1965 году были сняты взаимные анафемы Римско-католической и Православной церквами.4
Сегодня экуменизм,5 к которому ещё вчера и наша церковь, и католическая относились, мягко говоря, прохладно, кажется, находит у их руководства понимание или даже сочувствие. У папы Франциска явно (по мнению профессора Московской духовной академии А.И. Осипова6), у Патриарха Кирилла п р е д п о л о ж и т е л ь н о.
О сдвиге католичества в сторону экуменизма митрополит Иларион высказался, прибегнув к околичности, - отвечая на вопрос ведущей программы Екатерины Грачёвой о фильме "Два Папы".7 По мнению Илариона, персонаж фильма папа Бенедикт XVI представлен как традиционалист и ретроград, а кардинал Хорхе Марио Бергольо (будущий папа Франциск) - как прогрессист. Далее - цитата из высказывания Илариона:
"...Один смиряется с другим и уступает ему место. Это лишь в некоторой степени соответствует реальным событиям".
Примечание (в качестве справки)
"Понтификат Бенедикта XVI ознаменовался массовыми акциями протеста мусульман против него. Произошло это после его речи в университете Регенсбурга в сентябре 2006 года. Бенедикт XVI, читая лекцию о роли разума в христианстве и исламе, а также о концепции священной войны, процитировал слова византийского императора XIV века Мануила II, что Мухаммед принёс миру лишь "нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал".8
Судя по всему, непримиримость в вопросах веры, сторонником которой, видимо, являлся папа Бенедикт, в католической церкви уступила место толерантности в лице папы Франциска. Русским православным людям не было бы до этого никакого дела, если бы не регулярные контакты председателя ОВЦС,9 надо полагать, креатуры Патриарха Кирилла, безусловно, действующего с его ведома, с главой Римско-католической церкви. Об опасности таких контактов предупреждает вышеупомянутый профессор-богослов Осипов:
"...Я считаю католицизм ересью..., и поэтому ко всем контактам с ним отношусь с очень большой осторожностью... Невозможно, когда эти контакты приобретают вектор направленности на воссоединение. Вот здесь я решительно против".10
При сравнении публичных выступлений Кирилла и его предшественника Патриарха Алексия II приходит на ум предположение о честолюбии первого и кротости (смиренности) второго. Честолюбие человека, занимающего высокий пост, чревато негативными последствиями для тех, над кем он поставлен. Не дай Бог, чтобы мысли нашего нынешнего Патриарха о преодолении тысячелетнего раскола христианских церквей в вопросах богословия и о своей и с т о р и ч е с к о й миссии в этом, если такие мысли у него есть, воплотились в реальность.
_______________
1 Папа Франциск сменил Бенедикта XVI, который отрёкся от престола - А.У.
2 См. Википедию, "Разделение церквей"
3 Филиокве - добавление, сделанное в VII веке западнохристианской (католической) церковью к христианскому Символу веры IV века в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но "и от Сына". Филиокве не приняла православная церковь.
Символ веры - краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
4 В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским патриархом Афиногором,предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако "жест справедливости и взаимного прощения" (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения: сама декларация гласила: "Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-католической церковью и Церковью Православной".С точки зрения Православной Церкви, остаются неприемлемыми остающиеся в силе анафемы I Ватиканского Собора на отрицающих догмат о главенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra, а также ряд других постановлений догматического характера (см. Википедию, "Разделение церквей")
5 Экуменизм - идеология всехристианского единства, экуменическое движение - движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений (см. Википедию, "Экуменизм")
6 См. "Алексей Осипов: Экуменизм разрушает основы христианства"
7 "Два Папы" - фильм режиссёра Фернанду Мейреллиша, вышедший на экраны в 2019 году, снят по сценарию Энтони Маккартена, основанном на его же пьесе "Папа" 2017 года (см. Википедию, "Два Папы")
8 См. Википедию, "Бенедикт XVI"
9 12 февраля, день, когда в 2016 году состоялась встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском, стал в нашей церкви о т м е ч а е м ы м днём - А.У.
10 См. "Экуменизм. Осипов о встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском и о католицизме"