Учёба - самое трудное дело, которым приходится заниматься человеку. Спросите ребёнка, уже вкусившего уроков и домашних заданий, о самом радостном событии, которое случается в школе. "Когда училка заболела", - ответит большинство.1 А как известно, "устами младенца глаголет истина". Впрочем, и старшеклассники не горюют, если по какой-то причине отменят уроки.
Учиться тяжело потому, что это противоестественное занятие. Метафора "грызть гранит науки" очень точно передаёт суть учёбы.
Всё необходимое живому существу в поведенческом плане, заложено в безусловных рефлексах.2 Вместе с тем есть механизм, позволяющий приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, усваивая новое, т.е. приучаться. В приведённых утверждениях нет противоречия. Приспособление как природный процесс обучения занимает длительное время, и его конечным результатом становится новый инстинкт.3 Длительное время - значит многие поколения. На долю же отдельной особи за её жизнь из этого объёма нового знания (умения) приходится ничтожно малая часть. Вот почему такой - естественный - вид учёбы не представляет для учащихся (всех живых существ) никакой проблемы. Они её просто не замечают. Правда, и выгоды от нового получают только далёкие потомки, если, конечно, до них дойдёт. При резком изменении условий среды обитания природный "неторопливый" процесс приспособления не успевает сработать, и организмы, для которых эти условия абсолютно неприемлемы, погибают.
Примечание 1
Думаю, можно вполне определённо утверждать, что пращуры, к примеру, кошек и собак избегали людей, видя в них опасность для себя. А сегодня даже маленькие котята и щенки не только нас не боятся, но ластятся к нам. У этих животных безусловный рефлекс страха перед человеком в ходе эволюции заменился безусловным рефлексом доверия к нему.
Человек возжелал учиться быстро, а поскольку в природе ничего бесплатного не бывает, то за ускорение процесса ему приходится платить самоистязанием.
Степень противоестественности, следовательно, и тяжести учёбы зависит от того, чему конкретно человек хочет научиться и насколько вообще желаемое умение адекватно природным возможностям человеческого организма, а также от особенностей организма данного человека.
Рассмотрим это на примере.
Если человек с рождения обладает слухом и голосом, он без специального обучения способен правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки, т.е. красиво петь.
Вот объяснение этому феномену.
У певцов слуховой аппарат и голосовые связки имеют некие особенности, обеспечивающие хорошие слух и голос. Конечно, пение, как вообще поведение, осуществляется под управлением мозга. В нём есть структуры, ответственные за конкретные действия, причём и они имеют особенности, отличающие их от аналогичных структур мозга обычных людей.
Однако не бывает природных способностей, с помощью которых человек с хорошими слухом и голосом смог без хотя бы минимального обучения играть на музыкальных инструментах.
Дело здесь в том, что, хотя для пальцев рук - именно они задействуются при игре на большинстве музыкальных инструментах - необходимые движения, например, прижимание струн на грифе скрипки или нажимание клавиш на рояле, сами по себе не представляют никаких трудностей, но в мозгу нет природных управляющих программ, обеспечивающих соответствие этих движений нотам исполняемых произведений. А в случае с роялем - ещё и одновременную работу пальцев обеих рук. Такие программы требуется создать и всё время поддерживать в рабочем состоянии. Вот почему игре на музыкальных инструментах приходится долго и упорно учиться, а потом, даже став профессиональным музыкантом, ежедневно помимо выступлений уделять много времени упражнениям. Иначе в соответствии с законом возрастания энтропии созданные программы будут постепенно утрачивать свою действенность, поскольку в отличие от естественных управляющих программ (безусловных рефлексов), в течение тысяч и тысяч лет запечатлённых в мозгу намертво, искусственные программы как результат учёбы нуждаются в постоянной актуализации. "Повторение - мать учения".
Примечание 2
Нас не должны вводить в заблуждение слова "моторная (двигательная, мышечная) память". Она не есть автоматизм, скажем, пальцев при игре на музыкальных инструментах, а "форма процедурной памяти,4 которая включает закрепление в памяти конкретной двигательной задачи посредством повторения, что используется как синоним моторного обучения. Когда движение повторяется с течением времени, мозг создает долговременную мышечную память для выполнения этой задачи, что в конечном итоге позволяет выполнять ее практически без сознательных усилий. Этот процесс уменьшает потребность во внимании и обеспечивает максимальную эффективность двигательной системы и системы памяти. Мышечная память встречается во многих повседневных действиях, которые становятся автоматическими и улучшаются с практикой, таких как езда на велосипеде, вождение автомобиля ... набор текста на клавиатуре ... игра на музыкальных инструментах ....".5 Моторная память является функцией мозга.
Учёба - процесс изменений в мозгу, который и ощущается как труд, причём тем более тяжёлый, чем более революционным является новое знание или умение. А абстрактность6 знаний представляет дополнительную трудность в их усвоении. Например, понять, что такое сложение, в частности, сколько будет 2+2, легче, чем понять, как можно складывать буквы, если это не слова, и сколько будет a+b.7
Примечание 3
Разделение учёбы на два вида: получение знаний и приобретение умений - не случайно. Первый затрагивает только мозг (в части памяти), а второй ещё и другие органы. Выучить легче, чем научиться. Конечно, при сопоставимости задач. Например, первокласснику легче выучить таблицу умножения, нежели научиться красиво писать.
Легко и быстро можно научиться тому, что не требует создания в мозгу сложных управляющих программ. Мало того, если решать поставленные задачи, создавая изделия с заданными свойствами, новые программы в мозгу вообще не будут нужны. Скажем, построив музыкальные инструменты, по звучанию аналогичные скрипке, роялю, гитаре, баяну и т.д., на которых можно было бы играть не руками, а голосом. Тогда музицирование стало бы доступным всем способным петь. Без всякого специального обучения.
Правда, с "гранитом наук" так вряд ли получится. Его по-прежнему придётся грызть. Единственное, что здесь, на мой взгляд, возможно, - оградить от этого мучительного и травмоопасного занятия людей с "некрепкими" зубами.9 Сначала в школе, потом на вступительных экзаменах в ВУЗы, объясняя такую селекцию тем, что не все мы от природы имеем способности к наукам, как не все имеем красивые голоса. Это не признак неполноценности, просто люди с "обычными" зубами должны заниматься посильными для себя делами. И стоит вспомнить строчки из стихотворения известного в прошлом поэта:
"Нынче всякий труд почётен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздаётся честь".8
_________________
1 По крайней мере так было в мои школьные годы. Если сегодня иначе, то, думаю, не потому, что нынешние дети любят учиться, а потому, что они утратили непосредственность и отвечают, как от них ждут - А.У.
2 Безусловные рефлексы - относительно постоянные, наследственно закреплённые реакции организма на определённые воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы ... (см. "Краткую Российскую энциклопедию").
3 Инстинкт - совокупность сложных врождённых реакций (актов поведения) организма ...; сложный безусловный рефлекс ... (см. там же)
4 Процедурная память (англ. Procedural memory) - это вид недекларативной (неосознаваемой), долговременной памяти, накапливающей опыт выполнения предыдущих действий, обеспечивающей исполнение аналогичных действий впоследствии, формируемая и выполняемая неосознаваемым образом (вне области сознания).
Процедурная память управляет выполняемыми людьми процессами, чаще всего, находящимися ниже границы уровня сознания. При необходимости процедурная память автоматически вызывает и исполняет интегрированные процедуры когнитивных и двигательных навыков, от завязывания шнурков обуви, до управления самолётами и чтения. Объекты процедурной памяти исполняются без участия сознательного контроля и внимания.
Содержимое процедурной памяти формируется посредством "процедурного обучения", повторения сложного действия снова и снова до тех пор, пока все необходимые для этого нейронные сети не заработают согласовано и автоматически, осуществляя требуемые действия. Неявное процедурное обучение необходимо для формирования и совершенствования всех двигательных навыков и познавательной деятельности (см. "Процедурная память - Википедия")
5 См. "Мышечная память - Википедия"
6 Абстрактный - основанный на мысленном отвлечении, обособлении от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений; отвлечённое (теоретическое, представляемое в обобщении) понятие (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)
7 За всё время учёбы в школе я получил лишь три двойки. И одну из них - на первых уроках алгебры в шестом классе как раз за то, что не сразу понял, как можно складывать буквы, словно цифры - А.У.
8 М. Исаковский "Разговор на крыльце". Это стихотворение в мои школьные годы (3-й или 4-й класс) мы учили наизусть - А.У.
9 В 60-е годы прошлого века о Куйбышевском авиационном институте говорили, что кроме пяти реальных факультетов он имел ещё один виртуальный - шестой. Якобы на него переводились ребята, получившие нервные заболевания из-за непосильных для них учебных нагрузок на основных факультетах - А.У.