Украинский Александр Иванович : другие произведения.

О книге Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О КНИГЕ ЮЛИИ ВОЗНЕСЕНСКОЙ

"МОИ ПОСМЕРТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ"

  
   О книге Ю. Вознесенской мы будем говорить, имея в виду не только её саму, но и вступительную статью к ней "Тайна смерти" О. Голосовой, поскольку эта статья помимо мнения об объекте своего рассмотрения содержит ещё и существенные дополнения представлений о посмертной судьбе людей.
   Начнём с того, что точных сведений по данному вопросу человечество не имеет. Есть лишь весьма общие представления, которые Церковью признаются достоверными. Именно этим недостатком информации можно объяснить тот факт, что картины посмертной жизни людей страдают антропоморфизмом1 и очень напоминают земное бытие, хотя, как цитирует О. Голосова слова ангела, сказанные Макарию Александрийскому, "Земные вещи принимай ... за самое слабое изображение небесных". Однако невозможность в полной мере адекватно представить и описать "тот свет" не оправдывает очевидные несуразности в его изображении. Укажем на них.
   Душа, в виде которой люди пребывают после окончания их земной жизни, хотя и материальна, но невещественна, и представляет собой что-то вроде голограммы, однако узреть её могут только другие души, а также прочие небесные обитатели. Обычному--телесному--зрению душа не доступна. Она подвержена боли и страданиям, но это не телесные ощущения, так что брошенным в душу камнем или ударом палки ей нельзя причинить боль. И ей не может быть жарко или холодно, она не может хотеть есть и пить, по крайней мере в привычном нам смысле. Всё это присуще телу, пока оно живо. У души свои особые ощущения и переживания, радости и печали. И людям они известны, так как и в земной жизни человеческие души их испытывают.
   Из приведённых рассуждений следуют и более важные выводы. Коль скоро страдания душ грешников в аду не имеют ничего общего с телесными страданиями, то котлы с кипящей смолой, раскалённые сковороды, да и сам огонь как непременные атрибуты картин ада суть лишь метафоры, призванные показать людям ужас этих страданий. С другой стороны, хорошо известно, что душевные муки могут быть не менее сильными, чем физические, и даже невыносимыми, доводящими иногда людей до самоубийства. Однако известно и то, что есть душевно глухие люди, чьи души не способны болеть. Так, может, они не смогут страдать и в аду? Тогда души самых страшных преступников будут пребывать там, нисколько этим не тяготясь.
   А зачем вообще нужен ад? Версию о нём как о месте, где грешники несут наказание за грехи своей земной жизни, отвергнем сразу, поскольку она не совместима с главнейшим утверждением христианства, что Бог есть Любовь и Человеколюбец. Он по определению не может наказывать своих любимых чад. В то же время утверждается, что грехи--это раны, которые люди сами наносят своим душам, неправильно распоряжаясь дарованной им Богом свободой и нарушая Его законы и заповеди, в соответствии с которыми и положено жить. Заметим, что греховные раны, как язвы, являются источниками особенных инфекций, и потому грешники--заразные больные.2 Их лечение состоит в страданиях,3 так что ад следует считать больницей, а не узилищем. Это представление согласуется с утверждением о невечности страданий в аду4 и о грядущем в с е о б щ е м спасении. Действительно, излеченные души могут быть допущены в рай без опасения, что они принесут туда заразу своих прежних болезней.
   В свете сказанного по-иному выглядят и мытарства при вознесении душ умерших на небеса. Это не досмотр на заставах или таможнях, как писал Кирилл Александрийский, цитата из труда которого приведена в статье О. Голосовой, а с а н и т а р н ы й к о н т р о л ь. Если здоровые души минуют его беспрепятственно, то инфицированные задерживаются и затем переправляются в клинику-ад, в соответствующее её отделение (круг), где подвергаются необходимому лечению. При таком толковании мытарств исключается возможность для больной, значит заразной, души попасть в рай на основании замолвленного за неё перед Богом слова (в книге за душу Анны просил её Дед) или благодаря помощи Богородицы.
   Страдания являются основным средством лечения ран (язв) души как следствий совершённых человеком грехов (вопрос "Почему?" оставляем открытым).5 Они способны залечивать раны от любых грехов, включая первородное повреждение. Доказательством последнего утверждения служит свидетельство апостола Павла (Послание к Евреям, глава 2, стих 10): "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил6 через страдания". Но есть и дополнительные средства: молитвы, доступные и людям при жизни, и их душам после смерти, а также покаяние, доступное только людям на земле. Примером исцеляющего действия молитвы (самой души и молящихся за неё) может служить эпизод книги, в котором описано прохождение Анной мытарства гордыни. Пример же излечения покаянием--один из преступников, распятых вместе с Христом. Покаявшись на кресте в последнюю минуту своей жизни, он сразу был взят в рай и стал первым его обитателем.
   Как молитвы помогают тем, за кого молятся? Во вступительной статье к книге утверждается, что "Каким ... образом действует наша молитва нам знать не дано, как не знаем мы, по какому принципу действуют все наши молитвы". Мы же предполагаем, что молитва--это передача особой энергии от молящегося тому, за кого он молится, энергии, способствующей заживлению ран души отмаливаемого. И хотя молитва по форме представляет собой просьбу к Богу, Богородице, святым, по существу она таковой быть не может, потому что они и без того любят всех людей, и о дополнительных милостях их просить не надо. Обращение молящегося к ним имеет другую цель--с помощью их образов привести свою душу в благоговейное состояние, когда только она и становится способной к генерированию вышеупомянутой энергии.
   Вопрос, чем заняты души умерших в раю и в аду, широко, т.е. доступно для простых людей, Церковью не обсуждается. Возможно, он и рассмотрен в каких-либо сочинениях Святых Отцов или работах современных богословов, но нам они не известны. Однако само подобное отношение к такому весьма важному вопросу позволяет предположить отсутствие сколько-нибудь ясного и убедительного ответа на него. Стало быть, это тайна, сокрытая от живых. Затруднения богословов понятны: у душ в раю нет цели, поскольку главная цель--попасть в рай--ими уже достигнута. Единственным достойным занятием для них остаётся молитва. Но о чём и о ком?7 Положение душ в аду в этом смысле лучше, им есть к чему стремиться--выйти оттуда.
   Представления о занятиях душ, приведённые в книге, выглядят очень наивно. Картины рая, где Анна провела шесть первых дней после своей смерти, по характеру напоминают идиллические картины из четвёртого(?) сна Веры Павловны, героини романа Чернышевского. А изображение занятий обитателей ада как бессмысленных (сначала строить дорогу, затем её разрушать, после чего всё повторять заново) небесспорно. Что если эта бессмысленность и есть то страдание для душ, которое является их лечением? Вспомним также известное место из "Книги Екклизиаста" Ветхого Завета: "Всему своё время, и время всякой вещи под небом: ...время разрушать, и время строить...". Как видим, противоположные действия, каждое по отдельности и каждое в своё время, могут иметь смысл.
   Находясь в аду, Анна неоднократно испытывала скуку. А что можно сказать о занятии затворника, двести лет не выходящего из своей кельи и непрестанно молящегося? И, наверное, совсем не случайно, что Анна в конце концов возвращается с небес на землю. Земная жизнь для неё оказывается ценнее.8
   ____________
   1 Антропоморфизм--уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ (Краткая Российская энциклопедия)
   2 Действительно, зависть, жадность, властолюбие, похоть и прочие пороки могут передаваться от человека к человеку. Это так называемые родовые (в отличие от первородного) грехи
   3 Вот и Христос, чтобы исправить, т.е. вернуть в с о в е р ш е н н о е состояние, повреждённую при грехопадении Адама и Евы природу своей человеческой ипостаси, воспринятой Им при боговоплощении, должен был пройти через крестные страдания и смерть
   4 Следует, однако, указать, что это утверждение существует в христианстве наряду с противоположным, уверяющим, что ад вечен. Святые Отцы христианской Церкви в данном вопросе расходятся: одни привержены к первой, другие--ко второй точке зрения, есть и те, кто вообще не высказались на сей счёт. Обстоятельство такого одновременного существования двух взаимоисключающих положений, ни одно из которых не признаётся неверным, П. Флоренский назвал "антиномией геенны"
   5 Правда, существует объяснение, мол, использование страдания для лечения душевных ран обусловлено тем, что и ранение связано со страданием, и потому лечить надо подобное подобным (клин клином вышибают). Такое объяснение не кажется убедительным. Ведь даже Адам и Ева, совершив грехопадение, т.е. нанеся своим душам рану, глубже которой нет и не может быть, совсем этого не почувствовали. И только когда Бог определил их, а вместе с ними и всех людей, дальнейшую судьбу ("...умножая умножу скорбь твою... в поте лица твоего будешь есть хлеб..."), выяснилось, какими страданиями обернулось непослушание наших пращуров
   6 "...совершил..." значит, с д е л а л с о в е р ш е н н ы м. Так трактуется богословами это место из Нового Завета (см. также выше сноску о страдани-ях Христа)
   7 Молиться о своих близких, оставшихся на земле, или душах, находящихся в аду,--цель временная. После Конца Света, Страшного Суда и Всеобщего Воскресения молиться будет не за кого
   8 Кстати, вспоминается и ещё один литературный герой, которого "тот свет" не устроил, и он вернулся на землю--Василий Тёркин (поэма "Тёркин на том свете")
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"