Укроп Чемпион : другие произведения.

2. Учёные сторожа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  На титульном листе указано, что книга издана в Минске "Центром Мизеса" в 2008 году. Отпечатана она, правда, на территории столь нелюбимой автором России, в Белгородской типографии. Тираж в 1000 экземпляров искупается тем, что книгу можно свободно скачать из интернета.
  Автор начинает предисловие с гимна "Эврике". Имеется в виду, разумеется, не город в Калифорнии и не главная героиня японского мультсериала Eureka Seven. "Эврика" - это радость открытия. Автор называет её "важнейшим фактором экономического благосостояния и нравственного здоровья" и признаётся, что сам не раз восклицал "Эврика!" во время работы над книгой. Попутно следуют благодарности всем его учителям, друзьям и соратникам по партии.
  Ну что же, мы в предвкушении. Давайте окунёмся в открытия, сделанные автором!
  Первая глава называется "Чудачества вместо чуда" и начинается с рассуждения о дураках, которые заносчивы и требуют всего здесь и сейчас. "Дураки считают, что законов экономики нет" (стр. 7), в то время как умные "умеют отличать знания от глянца, факты от метафор, логику от стёба" (стр. 8). А ещё они "отличают страну-лидера от страны-лузера" (ibid.)
  Не называя страны по именам, автор критикует "положивший миллионы жизней" СССР и восхваляет США, которые чтят "героев науки, бизнеса, искусства, благотворительности, в которой талант и труд чувствуют себя уверенно..." (ibid.). Запомним это.
  Далее автор сурово осуждает тех, кто говорит, что "Американцы - тупые". Ему это часто приходится слышать. А ведь "Государство - не живой организм, это просто фикция, фигура речи. Государство не действует: не производит, не торгует и не воюет. В реальном мире действует только человек" (ibid.).
  Двумя абзацами раньше СССР "положил миллионы жизней", а США "чтил героев". Как это возможно для того, кто "не действует"? А может, СССР и США не государства?
  Автор может оправдаться, что сначала имеется в виду только политический строй, а потом - национальность. Но почему не написать яснее?
  Я думаю, что всё-таки нельзя. Чёрно-белый тезис "СССР - Империя Зла, а США - само совершенство" может вызвать немало возражений. Автор опровергает только одно из них, самое глупое и самое крайнее, а остальных как бы и нет. А напишешь яснее - и окажется, что говорил в начале об одном, в конце - о другом, а принять на веру предлагаешь третье.
  Итак, у народов формируются неправильные мифы друг о друге. Как же с ними бороться? О! Автор предусматривает специальных людей:
  "Чтобы мифы и иллюзии не становились "общественным мнением", нужны умные, интеллектуальные сторожа. Они следят за тем, чтобы ересь не стала основой реальной политики..." (стр. 9)
  Выражение "интеллектуальные сторожа" не может не обрадовать. Прав был Станислав Ежи Лец - и на дорогах мысли нас подчас подстерегают разбойники! Простодушные люди уверены, что интеллектуалы должны что-то там открывать, придумывать новые идеи и вообще мыслить. На самом деле основная их обязанность - слежка.
  В свободное от слежки время они "...призваны также изучать мир и предлагать стране всё то лучшее, что может нас обогатить" (стр. 9).
  Весьма любопытная форма утопии. Мыслители-"сторожа", совместившие в себе цензоров и комментаторов, владеют монополией на информацию (или, ещё точнее, монополией на право информировать). Они и решают, что полезно, а что нет. Заметим, что по мнению автора каста сторожей уже существует, но "отравлена мифами и иллюзиями". Сторожа "...не хотят меняться". Они, как оказалось, и являются элитой, которая - "за статус кво. Она - тормоз". Мы стоим на месте, а весь мир убежал далеко вперёд.
  Не будем осуждать это причудливое Министерство Правды, но лишь уточним - по мнению автора, долг мыслителей допускать "хорошие" идеи и не допускать "плохие". Правда, автор пока ни слова не сказал о "хороших" идеях. Зато он осудил страны, которые не приёмлют хороших идей и "каждый год мобилизуют население на битву за урожай, энергосбережение и выполнение прогнозных показателей".
  Разгромив таким образом Кубу и Северную Корею (не самых сильных противников), автор переходит к восхищению странами, где случилось экономическое чудо, которое -"результат общенационального консенсуса" (стр. 10). Дальше он даёт более точное определение, которое читателю стоит хорошенько запомнить:
  "Экономическое чудо - это явление быстрого, устойчивого роста экономики (7-10% ВВП в год) на протяжении как минимум 20 лет в условиях добровольного обмена ресурсами, соблюдения прав и свобод человека [...] Его авторы [...] работают в условиях экономической и политической свободы" (ibid)
  Далее уточняется, что СССР к таким не относится, т.к. обеспечивал экономической рост за счёт репрессий. Откуда взялся экономический рост времён НЭПа, когда репрессий практически не было, а протекционизм к своему производителю - был и изрядный, автор, увы, не сообщает.
  Далее Романчук берётся разгромить "белорусский феномен" и показать, что экономического чуда у нас нет. Попутно он предупреждает, что меньше, чем за два поколения "homo sovetikus" от социализма не излечить. Древние евреи возразили бы, что Моисею хватило и одного поколения, а древние римляне дополнили, что в латыни надо писать "soveticus".
  Нам предстоит экскурс в историю стран-"чемпионов", которая, увы, "во многом остаётся неизученной и непонятой". Изучить это - вторая причина написания книги.
  Третья причина - глобализация и интенсификация межрегиональной и межстрановой конкуренции.
  Следующий абзац очень важен:
  "XX в. убедительно, на пальцах доказал, что экономика, основанная на государственной собственности, без демократии и прав человека, без верховенства закона и справедливой конкуренции неэффективна, аморальна и опасна для простого человека и природы. Марксизм и кейнсианство как попытки отрицания фактов мировой истории, как псевдонаучные теории, пытающиеся отрицать аксиому редкости и описывающие вместо реального человека некую утопическую, мифическую матрицу, провалились" (стр. 12)
  Итак, названы две "ложные" идеи: марксизм и кейнсианство. Если с основными положениями марксизма знакомы практически все, то идеи кейнсианства известны немногим. Надеюсь, автор пояснит их дальше по тексту, чтобы сторожа знали, что запрещать.
  Также нам любопытно, что такое эта "аксиома редкости".
  Читателю следует запомнить про демократию, права человека, верховенство закона и справедливую конкуренцию.
  Опустим окончание первой главки (в основном это призывы верить автору и не заедать помидорами самогонку) и перейдём к общим советам умных людей. Так называется главка 2.
  Указаны адреса умных людей - это независимые институты, которые публикуют статистику. Важнейшее условия счастья - это экономическая свобода. Она и есть чудо.
  Интересующиеся могут узнать, что Литва и Латвия (с их огромным государственным долгом, массовой эмиграцией и русскоязычным населением, лишённым многих политических прав) свободней и благополучней Польши, которая "далека от стандартов последовательного либерализма. Копируя польский опыт, можно набраться плохих экономических и правовых решений" (стр. 14). Чтобы белорусу не было так обидно, автор расписывает, как хорошо бы он жил, если бы входил в 20-ку самых свободных и богатых стран мира.
  Кстати, "мыльный пузырь" цен на недвижимость лопнул в 2009-ом именно в Латвии и Эстонии, а не в Польше. И польские товары регулярно появляются на белорусских прилавках. Возможно, это козни кейнсианской закулисы, которая скрывает таким образом ПРАВДУ.
  На момент написания книги кризиса нету. Тем временем автор делает смелое заявление:
  "Нельзя отождествлять экономическую свободу и демократию [...] Страна может быть демократической, но экономически несвободной. Типичным примером является Индия. С другой стороны, страна может быть экономически свободной и без демократии (Гонконг, Сингапур)" (ibid)
  На стр. 10 нам обещали экономическую и политическую свободы, а на стр. 14 из них осталась только экономическая. Сторожить интеллектуальные просторы Родины можно и без демократии.
  Покритиковав Белоруссию, автор переписывает статью "Шесть мифов о капитализме", подготовленную умными людьми. Этот пересказ занимает 5 страниц.
  Следующий раздел посвящён борьбе с бедностью. Автор восхваляет У. Истерли, который против экономической помощи бедным странам и порицает Дж. Сакса, одного из "гуру неоколлективизма". Поясняется, что такие деньги попадают в карманы к элите, а население всё больше ненавидит Запад. Советы "гарвардского эксперта" Сакса надлежит выбросить в корзину, ибо они "игнорируют Бога, человека и большой объём фактов", накопленный его оппонентами из институтов более 70 стран мира.
  Далее мы узнаём, что экономическое чудо гарантирует мир и оно важнее демократии. На этом месте читателю можно сделать передышку и вспомнить подготовленную грузинскими "умными людьми" статью о грузинском экономическом чуде, датированную началом 2008 года. Она есть на сайте автора.
  Убедившись, что чудо чуду рознь, мы узнаём, что большое государство - это угроза национальной безопасности. Автор предостерегает нас, что легкомысленно смотреть в рот экспертам только потому, что они закончили Гарвард, МГУ или Лондонскую школу экономики.
  Справедливое предостережение. Однако должны ли мы смотреть в рот другим экспертам потому, что они из института Фрэйзера и института Катона? Автор не касается этого вопроса, а возвращается к благостной теме дураков.
  Дураков много и среди населения. Оно постоянно хочет социальной справедливости и бесплатного здравоохранения.
  Дальше автор повторно сообщает, что по данным очередного исследования большое государство опасно для самого себя. Удивительно, что в Китае и США об этом не знают. А Евросоюз (у которого уже есть и Европрезидент, и Европарламент), по всей видимости, создаётся кейнсианцами, дабы окончательно погрузить человечество в хаос.
  Но эти страны - далеко, оставив на растерзание автора чиновников пост-советских. Мы узнаём, что в Дании и Новой Зеландии каждый, кому поручены бюджетные деньги, находится под пристальным наблюдением "гражданского общества и свободных СМИ". Они, словно два ангела из мусульманских легенд, ходят за каждым и записывают его хорошие и плохие поступки.
  "Поэтому нам равняться на большое скандинавское государство - опасно" (стр. 25). Датчане в восторге от этой характеристики! Их страну так редко называют большой...
  Далее автор делает вывод, что чиновники приучили народ к иждивенчеству. Впрочем, опросы показывают, что жители многих стран Европы и Центральной Азии положительно относятся к росту расходов на здравоохранение, образование и науку (и позволяя тем самым Романчуку читать лекции в декоративном литовском "институте" и публиковать книжки с критикой этой бесчестной политики). Чиновники очень любят такие ответы и соответственно прибирают к рукам больше власти.
  Автор приходит к выводу, что самый главный вредитель - государство, хуже него только "Тунгусский, или, не дай Бог, Шкловский метеорит" (стр. 25)
  Чем так опасен упавший в глухой тайге метеорит, автор не уточняет, как не уточнил он пока и свою позицию касательно будущего Белоруссии. Мы пока слушали обещания, видели рейтинги и открывали для себя, что для счастья нам нужны экономическая свобода и сторожа. А всякие там демократии необязательны.
  В целом, таблицы из чужих отчётов, страстные филиппики в адрес уже почти двадцать лет как исчезнувшего Советского Союза и "авторитетные мнения умных людей" занимают практически всю главу. Мыслители-сторожа - единственная его "эврика". Ну что же, подождём других.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"