Некрасовские дворянские песни о ней? Или есенинско-рубцовские стихи крестьян о крестьянах? Мы полагаем, что это два равноценных типа народности, если понимать последнюю как отражение народного духа в письменной культуре.
2.
Дворянское сознание некрасовской поэтической эпохи пыталось по-своему переосмыслить ядерные процессы, идущие в народе, кои время от времени вспыхивали протуберанцами восстаний, сжигающих все и вся. Есенинско-рубцовская линия, напротив, счастливый Лель, играющий на дудочке.
3.
Но что есть народ? И - конкретно, русский народ? Исходя из отечественной истории, мы можем сказать: русские никогда не были единым народом, но разделялись на четыре основных типа.
В разное время в истории Руси преобладали те или иные типы (сейчас, например, господствует обыватель), но только святые осоляли Русь, давая возможность жить и всем остальным (не только русским).
5.
Собственно говоря, средневековая литература и есть отражение святого типа в незамутненном пишущем зеркале. Еще точнее: средневековое искусство есть икона. Икона в литературе есть всякое повествование о тернистом пути спасения человеческой души (классический пример - жития святых).
6.
Но что может означать молчание некрасовско-есенинско-рубцовской линии сегодня?
То, что не только народ (в лице его первых трех типов), но и его глашатаи погрузились в великое безмолвие.
7.
Сказанное относится не только к деревне. Городские низы, всколыхнувшиеся было при первых трубных зовах перестройки, свернулись, как упавшие осенние листья и не имеют своего песенника (в советское время он был: вспомним В. Высоцкого).
8.
В настоящее время истинная русская литература напоминает факел над мчащейся бездной народного безмолвия.
9.
Мчащейся куда?
Надеемся, что на восток, к венцу звезд Святой Руси.