Настоящей совокупностью афористических натюрмортов Литература Нового Средневековья подводит черту под Старой Доброй Русской Литературой (от Петра I до Бориса Ельцина).
Но что значит: подводит черту?
Это значит: не только эпитафия, но также извлечение уроков, которые могут пригодиться в будущем.
Сумма литературы составлена в виде триадного обсуждения вопроса: тезис-антитезис-синтез (или сумма). Полагаем, что Сумма очерчивает и контуры Литературы Будущего.
В некоторой мере настоящие афоризмы являются продолжением 180 тезисов Нового Средневековья.
30 апреля 2006 года
I
Что есть Старая Литература?
Тезис. Старая Литература есть Литература о Человеке и только.
Антитезис. Но разве не всякая литература есть повествование о человеке? О чем ни говорит человек, он всегда говорит о самом себе.
Сумма: Все дело в расстановке акцентов. Человек есть не то, что он есть перед собой (или перед людьми), но то, что он есть пред Богом (вспомним графа Сперанского, коему и принадлежит эта золотая формула). Человек Новой Литературы есть человек, стоящий перед Богом, в первую очередь, перед миром, во вторую. В Старой Литературе все наоборот.
II
Допустимо ли называть зверей людскими именами?
Тезис. Недопустимо. Человек есть образ и подобие Божие, а не звериное. Такой точки зрения придерживался святитель Филарет, митрополит Московский, критикуя басни Крылова (в коих звери носят людские имена).
Антитезис. Вполне допустимо, если учесть дозволенность Крыловских басен тогдашней цензурой.
Сумма: Мы полагаем это возможным, если намерением автора, именующего зверей людскими именами, не является принижение человеческого достоинства.
III
Возможно ли сравнивать Ольгу Берггольц
С Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой?
Тезис. Возможно по двум причинам как минимум. Во-первых, Берггольц не уступает своим сановным соперницам ни в силе стиха, ни в объеме своих творений (что часто именуют масштабом дарования). Во-вторых, она также пострадалла от властей предержащих; более того, была заключена в тюрьму.
Антитезис. Это невозможно. Если и есть у них какая-то общность, то - чисто женская (Берггольц потеряла двух мужей и двух дочерей; Ахматова и Цветаева - мужей).
Сумма: При перспективной оценке поэта важно учитывать: 1) его стихийное дарование и 2) степень его влияния на современников и потомков. Время Берггольц по 2-му пункту уже наступает, а по первому она не уступала Ахматовой и Цветаевой от рождения. Таким образом, Берггольц является полноправным участником Тройственного Союза Великих Русских Поэтесс XX-го века (Ахматова-Цветаева-Берггольц).